Конспект по истории на тему Изменения политической системы (9 класс)


Урок № ______ Дата______
Тема. Изменения политической системы
Цель: оценить расстановку сил в окружении Сталина после его смерти, проанализировать альтернативы развития, открывавшиеся перед страной в марте 1953 года; охарактеризовать этапы борьбы за власть и первые шаги Н.С. Хрущева по реорганизации государственных, партийных органов, его первые политические преобразования; объяснить причины быстрого отстранения Хрущева от власти.
Тип урока: комбинированный урок.
Структура урока
I. Организационный момент
II. Проверка домашнего задания
III. Изучение нового материала
Смерть Сталина и борьба за власть.
XX съезд КПСС.
Реабилитация.
Реорганизация государственных органов, партийных и общественных организаций.
IV. Подведение итогов урока
V. Домашнее задание
ХОД УРОКА
I. ОРГАНИЗАЦИОННЫЙ МОМЕНТ
II. ПРОВЕРКА ДОМАШНЕГО ЗАДАНИЯ
Тестирование
1. У. Черчилль, бывший премьер-министр Великобритании, сделал вывод об опустившемся на Европу «железном занавесе»:
а) в 1946 г.;
б) в 1949 г.;
в) в 1947 г.;
г) в 1952 г.
2. Организация Североатлантического договора (НАТО) была создана:
а) в 1945 г.;
б) в 1947 г.;
в) в 1949 г.;
г) в 1952 г.;
3. Столкновение интересов СССР и США произошло в начале 50-х гг.:
а) в Корее;
б) в Китае;
в) во Вьетнаме;
г) в Монголии.
4. Какое из названных событий произошло в 1947 г.?
а) Разрыв дипломатических отношений с Югославией;
б) Установление коммунистического режима в Чехословакии;
в) Сформулирована «доктрина Трумэна»;
г) в США создана атомная бомба.
5. Что из названного было характерно для политики СССР по отношению к странам так называемого социалистического лагеря?
а) Военное присутствие;
б) Разрешение принять экономическую помощь по плану Маршалла;
в) Поддержка идеи многовариантности построения социализма;
г) Разрешение многопартийности в странах Центральной и Юго-Восточной Европы.
Вступительное слово учителя
На сегодняшнем уроке мы рассмотрим изменения политической системы СССР в 1953–1964 гг.
III. ИЗУЧЕНИЕ НОВОГО МАТЕРИАЛА
1. Смерть Сталина и борьба за власть.
Рассказ учителя
Весной 1953 г. были осуществлены изменения в составе руководства КПСС и советского правительства. Секретариат ЦК партии возглавил Н.С. Хрущев – известный партийный деятель многие годы руководивший крупнейшими партийными организациями страны. Председателем Совета министров был назначен Г.М. Маленков, министром иностранных дел – В.М. Молотов, министром обороны – Н.А. Булганин. Во главе нового министерства внутренних дел объединившего МВД СССР и МГБ СССР, встал Л.П. Берия, ранее бывший заместителем министра внутренних дел. Председателем Верховного Совета СССР был утвержден К.Е. Ворошилов. Новые лидеры заявили о своей готовности осуществлять «коллективное руководство» страной. Однако с первых же дней пребывания у власти началась борьба между ними за политическое лидерство. Основными соперниками в ней были Л.П. Берия, Г.М. Маленков и Н.С. Хрущев. Все они находились в свое время в ближайшем окружении Сталина и были причастны к необоснованным репрессиям. В то же время они понимали необходимость выбора нового политического пути, восстановления законности и некоторых реформ.
Первые шаги по линии восстановления законности в стране были предприняты в апреле 1953 г. В 1953 г. был арестован Л. П. Берия. Он обвинялся в намерении разграничить обязанности партийных и хозяйственных органов, в желании расширить полномочия МВД – своей главной опоры в борьбе за власть. Берия был исключен из партии как «враг народа» и предан суду. В сентябре 1953 г. Н.С. Хрущёв был избран на пост первого секретаря ЦК КПСС.
Вопросы и задания
1. Оцените расстановку сил в окружении Сталина после его смерти (После смерти И.В. Сталина власть в стране оказалась в руках председателя Совета министров Г.М. Маленкова (формального главы исполнительной власти) и министра внутренних дел (главы карательного аппарата) Л.П. Берии. Но никто из них не взял на себя руководство в партии).2. Какие альтернативы развития открывались перед страной в марте 1953 г.? (Продолжения прежней политики репрессии и чрезмерного партийного контроля над всеми сферами жизни не хотел уже никто в руководстве СССР. Потому перед страной открылась перспектива тихого реформирования. Формально всё могло остаться по-прежнему, с прежними идеологическими установками, но стали бы меньше забирать в лагеря). 2. XX съезд КПСС.Работа с учебником (стр. 143–144)
Вопросы
1. Что стало важнейшим вопросом на XX съезде КПСС? (Осуждение культа личности Сталина).
2. Почему Маленков и Хрущёв сосредоточили усилия на критике культа личности Сталина? (В сложившихся условиях нужно было продолжать жёсткий контроль над жизнью в стране, либо могла возникнуть критика репрессий «снизу», в самом народе, что неизбежно переросло бы в критику режима в целом. Когда же признание ошибок исходило от самой партии, его вполне можно было ограничить лишь культом личности Сталина, доказав, что он извратил изначально благие коммунистические идеи).3. Какое значение имели XX съезд КПСС и разоблачение на нём культа личности? (Данный доклад был официальным осуждением культа личности со стороны партии, произнесённое лидером партии. А также ознакомление с преступлениями времён культа личности более широких кругов партии, нежели её руководства. Многие коммунисты именно в этом докладе впервые услышали осуждение «отца народов» И.В. Сталина и были потрясены, для многих весь мир перевернулся).3–4. Реабилитация. Реорганизация государственных органов, партийных и общественных организаций.
Задание
Работая с текстом пункта «Реабилитация. Реорганизация государственных органов, партийных и общественных организаций» § 40, ответьте на вопросы:
1. Какие изменения в партийной жизни, государственном строительстве произошли в 1953—1964 гг.? (Эти годы остались в истории под названием «оттепель».1) Прокатилась волна реабилитаций: люди не только возвращались из лагерей, но и восстанавливались в партии.
2) Союзные республики получили больше полномочий в экономической и правовой сферах.3) Отраслевые министерства заменили советами народного хозяйства.
4) Права первичных профсоюзных организаций были расширены, сокращён аппарат центрального профсоюзного правления.
5) XXII съезд КПСС (октябрь 1961 года) принял новый устав, где впервые разрешались внутрипартийные дискуссии.
2. Какие примеры свидетельствуют о непоследовательности и ограниченности политических преобразований, начатых Хрущёвым? (Реабилитированы были далеко не все: продолжали отбывать заключение, например, сторонники альтернативных путей развития страны 1920-х годов, причём люди попадали в опалу даже за призывы пересмотреть их дела. Несмотря на наделение большими правами и полномочиями власти республик, советов, профсоюзов и т. д., партийная номенклатура не только не потеряла своих позиций, но даже, не опасаясь больше репрессий, укрепила их (он и отстранила Н.С. Хрущёва от власти).
3. Чем можно объяснить причины быстрого и относительно безболезненного отстранения Хрущёва от власти в октябре 1964 г.? (Отстранение Н.С. Хрущёва было проведено в рамках партийного аппарата, потому быстро и тихо, основную часть партии просто поставили перед фактом. Реформы Хрущёва действительно многим в партии не нравились, многим хотелось стабильности, а новые власти не начали массовых гонений на сторонников прежнего лидера страны, потому никто 1926 всерьёз не выступал за возвращение его власти). IV. ПОДВЕДЕНИЕ ИТОГОВ УРОКА
Выставление оценок
V. ДОМАШНЕЕ ЗАДАНИЕ
§ 40 (читать). Ответить на вопросы и задания к нему.