Урок – диспут по повести М.А. Булгакова «Собачье сердце» (9 класс)


Тема: Урок – диспут по повести М.А. Булгакова «Собачье сердце».
Цели урока:
– учить сравнивать, сопоставлять, самостоятельно мыслить, анализируя художественное произведение, делать выводы и обобщения;
– закрепить знания по теории литературы (ирония, гротеск, сарказм, художественная условность, фантастика, сатира);
– развивать навыки логического мышления и монологической речи;
– воспитывать интерес к русской литературе ХХ века, к творчеству М.А. Булгакова; воспитывать ответственное отношение к своему делу, неприятие лицемерия, жестокости, наглости и бескультурья.
Тип урока: урок закрепления и систематизации знаний.
Оборудование:
– презентация по теме;
– текст художественного произведения;
– буктрейлер «Михаил Булгаков «Собачье сердце»;
– видеофрагменты из художественного фильма В. Бортко «Собачье сердце».
Ход урока.
І. Организационный момент.
– Приветствие.
– Проверка подготовки рабочего места к уроку.
На экране появляется портрет М. А. Булгакова (звучит музыка).
ІІ. Вступительное слово учителя.
Музыка Это красота. Во все времена на земле миром правили доброта и красота, побеждая зло.
Мир литературы – мир духовности. С нее начинается становление настоящего человека, рождение его личности.
Поэтому сегодняшний наш разговор о человеке, его духовных ценностях, о замечательном Мастере слова – чье имя Михаил Афанасьевич Булгаков.
Судьба его трагична, как и то время, в которое он жил. Всмотритесь в лицо мужественного и честного человека. По природе своего дарования он был лириком. Им написаны романы «Белая гвардия», «Жизнь господина де Мольера», «Мастер и Маргарита» и множество повестей и рассказов. Все, что он написал, прошло через его сердце. Вся жизнь этого беспокойного и талантливого писателя была, по существу, беспощадной схваткой с глупостью и подлостью. Им неизменно руководили тревога и боль за то доброе и вечное, что терялось людьми и страной по пути, по которому шли они отнюдь не по своей воле. И в этой борьбе у Булгакова было в руках разящее оружие – сатира: сарказм, гнев, ирония, и едкое, точное слово.
ІІІ. Объявление темы и целей урока. Активизация опорных знаний.
Слово учителя.
Перед нами «московская» повесть М.А. Булгакова, очень характерная для его блистательного пера, где социальная сатира возникает на тщательно выписанном городском фоне, а в натуральный быт вплетена фантастика. Темой нашего разговора выбрана повесть «Собачье сердце» не случайно. Проблемы, поставленные в произведении, очень близки и понятны нам с вами, очень злободневны. Это современные проблемы экологии культуры, души человека.
Демонстрация буктрейлера «Михаил Булгаков «Собачье сердце»
Речь идет о духовном возрождении человека, о сохранении духовности. И здесь, безусловно, Булгаков – наш союзник. Вот почему повесть, написанная в 1925 году, увидела свет лишь после смерти автора в 1987 году в журнале «Знамя».
Сегодняшний урок мы построим необычно. Это урок-спор, урок-диспут, на котором каждый из вас выскажет свою точку зрения. Пусть же в споре рождается истина, звучат ваши сокровенные мысли.
На экране вопросы, ответы на которые вы готовили дома. Они помогут Вам сформулировать ваши ответы на вопросы диспута.
Отражение эпохи начала 20-х годов в повести.
Судьба русской интеллигенции и революция.
Шариковы и швондеры – новое социальное явление, рожденное революцией.
Помните, что повесть «Собачье сердце» - сатирическое произведение, а не документ эпохи 20-х годов. Условность искусства, фантастические и гротесковые образы, ирония, сарказм помогают автору воссоздать свое время. Никому из вас не придет в голову рассматривать эксперимент профессора Преображенского с точки зрения научно-медицинской.
Словарная работа.
Обратите внимание на определения, написанные на экране:
Ирония – тонкая насмешка, выраженная в скрытой форме.
Гротеск – изображение действительности в резко преувеличенном, количественном виде, где переплетается реальное и фантастическое, страшное со смешным.
Сарказм – язвительная насмешка, злая ирония, горький, язвенный смех, в нем ощутимы ненависть или презрение.
Фантастика – изображение неправдоподобных явлений, введение вымышленных образов, не совпадающих с действительностью, ясно ощущаемое нарушение художником естественных форм, причинных связей, закономерностей природы.
Сатира – острое и беспощадное обличение отрицательных явлений действительности.
А теперь я предлагаю вам разгадать кроссворд по содержанию повести
М. А. Булгакова “Собачье сердце”. Разгадав его, вы сможете прочитать по вертикали зашифрованное в нем ключевое слово, обозначающее литературный прием, который лежит в основе повести.
Сорт колбасы, которой профессор Преображенский кормил Шарика. (Краковская.)
Цвет лампы в кабинете профессора Преображенского. (Зеленый.)
Единственный способ, который, по мысли профессора, возможен в обращении с живым существом. (Ласка.)
Число комнат в квартире профессора Преображенского. (Семь.)
Донор Шарикова. (Чугункин.)
Председатель домкома. (Швондер.)
Первое слово Шарикова. (“Абыр”.)
Город, где, по мнению Шарикова, находятся все господа. (Париж.)
Прозвище, которым Шарик окрестил доктора Борменталя. (“Тяпнутый”.)

Учащиеся читают ключевое слово – аллегория.
- Вспомните, что такое аллегория?
Аллегория – иносказание, выражение чего-нибудь отвлеченного, какой-нибудь мысли, идеи в конкретном образе.

Работа над темой урока.
Беседа с классом.
Учитель: Современники М.А. Булгакова находили в «Собачьем сердце» множество узнаваемых примет. Пречистенка, где протекает действие повести была сосредоточием интеллигентского, художественного и профессорского круга. В переулках московских улиц М.А. Булгаков жил сам и находил своих друзей, но взгляд у него на эту среду был трезво-иронический. Живой злобой дня были приметы жилищного кризиса в Москве, создавшие эпоху «уплотнений» и домкомов. И модные темы 20-х годов, обсуждавшиеся в газетах, - о проблемах «омоложения» и пола, возможности «улучшения» и «исправления» несовершенной человеческой природы.
– Ребята, найдите в тексте слова, которые помогают понять нам, что это была за эпоха.
1 ученик: Профессор Преображенский говорит: «когда началась вся эта история, все стали ходить в грязных калошах и валенках по мраморной лестнице? Почему калоши до сих пор нужно запирать под замок и еще приставлять к ним солдата, чтобы кто-либо их не стащил? Почему убрали ковер с парадной лестницы? Разве Карл Маркс запрещает держать на лестнице ковры? Где-нибудь у Карла Маркса сказано, что второй подъезд Калабуховского дома на Пречистенке следует забить досками и ходить кругом через черный двор? Кому это нужно? Почему пролетарий не может оставить свои калоши внизу, а пачкает мрамор?.. Почему электричество, которое, дай бог памяти, потухло в течение двадцати лет два раза, в теперешнее время гаснет раз в месяц?
– Разруха, Филипп Филиппович!
– Разруха не в клозетах, а в головах, – поддерживает профессор».
2 ученик: Историки нам разъясняют, что 20-25 годы – это эпоха нэпа, когда развивается частная торговля, разрешено предпринимательство и любое частное дело (например, открыть мастерскую или клинику). Появился целый ряд богатых людей – нэпманов во своей психологией, своими представлениями о богатстве, счастье, которое не вписывается в революционную идеологию большевиков. Это время расцвета мещанства, роста бюрократизма, обывательщины. Нормой жизни многих людей стали бездуховность, праздность, бескультурье. Это очень напоминает наше сегодняшнее время, когда старое общество разрушено, а новое еще не сложилось.
Учитель: Да, в период «разрухи», «хаоса мироздания», в который ввергнуто социальными катаклизмами все, даже наука, трудится булгаковский герой – Ф.Ф. Преображенский. Каждый день принимает пациентов, занимается наукой. Так каков же он, доктор Преображенский? Каковы его взгляды? (Видеофрагмент №1)
1 ученик: Прототипом Преображенского называют родственника Булгакова по матери, профессора – гинеколога, Н.М. Покровского.
В районе Пречистенки жил круг людей из научной и художественной среды, осколков старой московской интеллигенции, близкой в 20-е годы Булгакову: семьи Аренндтов, Ляминых, Шервинских, Леонтьевых.
2 ученик: Профессор Преображенский – старый русский интеллигент, настоящее ее научное светило. Но новый мир, жестокая действительность властно и бесцеремонно врывается в этот хрупкий уютный мирок, где даже свято сохраняются старые привычки (обеды и ужины) в один и тот же час, где нежно относятся друг к другу, уважая труд другого. А Швондер требует его потеснить.
3 ученик: Ф.Ф. Преображенского отличает глубокая внутренняя культура, интеллигентность, высокая порядочность. Он, не признающий слово «товарищ» в обращении к себе и другим, по привычке, а скорей по глубокому убеждению, даже Швондера называет господином и на вы. Это независимый человек, человек-труженик, патриот России. Ведь многие ученые и писатели, которым была чужда революция, на тот момент уехали из России, а он остался. В тексте Филипп Филиппович часто грозит закрыть квартиру, прекратить деятельность и уехать в Сочи. «Ключи могу передать Швондеру – пусть он оперирует».
Вяземская предлагает ему купить несколько журналов в пользу детей Германии. Он не соглашается. Прямо и честно говорит: «Я не люблю пролетариата, «Я сторонник разделения труда». Профессор имеет собственное мнение и смело его высказывает, борется со Швондером, Вяземской, Петрухиным и Жаровниковым их же методами. Он ищет защиты у Петра Александровича, и тот помогает ему, помня его добро, а, может, и удачно сделанную операцию.
Учитель:
– В чем состояла научная сущность его эксперимента?
Ученик: Он создал Шарикова.
Учитель: Работая над проблемой омоложения человека, Преображенский пытается пересадить уличной дворняжке гипофиз человека. Да, научная интуиция и здравый смысл Преображенского дают в этот раз сбой
- Кто же такой Шариков? Человек или животное? Докажите свою мысль, подтверждая текстом. (Видеофрагмент №2)
1 ученик: Если человек, то меня волнует социальная опасность Шарикова. Ведь наследственность Чугункина сделала из него вора, алкоголика, воинствующего хама. По воле случая «сочувствующий, приговоренный к каторге «условно», судимый трижды – вот тот материал, из которого создан Шариков.
2 ученик: Мне кажется, что в лаборатории профессора Преображенского появился не человек, а человекоподобное существо с собачьим нравом и генами бывшего уголовника Чугункина, которые полностью убили все добрые качества пса Шарика. Вспомните, появившись в доме Филипп Филипповича, он обладал каким-то секретом покорять сердца людей, через два дня Дарья Петровна была от Шарика без ума, подкармливая его на кухне. У него было доброе собачье сердце. Но Полиграф Полиграфович Шариков – это хам, алкоголик, вор, социально опасное существо. В его сердце совсем нет доброты, любви к людям, любви к труду, честности. Ничего нет духовного, есть только физическое сходство с человеком. Я делаю вывод: это человекоподобное существо, иными словами – животное, даже не собака.
Учитель:
– Кто виноват, что из Шарикова не получилось человека? Преображенский и доктор Борменталь пытались создать из него человека путем воспитания, «лаской», как говорит Филипп Филиппович. Он даже разработал план этого перевоспитания. В приемной профессора висел лист, на коем было написано рукою Филипп Филипповича «Семечки есть в квартире запрещаю», рукою Борменталя «Игра на музыкальных инструментах от 5 часов дня до 7 часов утра воспрещается». Воспрещалось спать на палацах, ловить блох пальцами, гонять котов, ругаться, пить водку. Но значились поездки в цирк, чтение книг, беседы. Но все это было бесполезно.
– Почему?
Ученик: Потому что Шариков и Швондер – страшное социальное явление, рожденное после революции. Мы не видим их достоинств, но одно их объединяет. Документ – для них самая важная веешь на свете. (Видеофрагмент №3)
Выразительное чтение отрывка.
– Итак, что же вам нужно в защитах вашего трудового интереса?
– Известно что: прописать меня
– Фамилию я согласен наследственную принять.
– Как-с? Наследственную? Именно?
– Шариков.
Беседа с классом (продолжение).
Учитель:
– Швондер – идеолог Шарикова. Вот как выглядит новый советский бюрократизм. Почувствовать себя хоть маленьким, но начальником. Искусственная должность Шарикова – начальник подотдела по очистке.
– Нужно ли было уничтожать Шарикова? (Видеофрагмент №4)
Ученик: Да. Жил он за счет профессора Преображенского и платил ему за это грубостью, хамством. Страдания профессора автор неоднократно подчеркивает словами «постарел», «сгорбился». Вот результат его гениального открытия. Но Филипп Филиппович нашел в себе мужество признать ненужность и ошибочность своего эксперимента. Зачем лабораторным способом создавать хамов, когда в окружающем мире их, ох как много. Ведь у «Шарикова было не собачье, человеческое сердце. И самое паршивое из всех, которые существуют в природе».
Ученик: Но и гениев, Спиноз, таким способом создавать тоже не нужно, когда «любая баба может его родить когда угодно. Ведь родила же в Холмогорьях мадам Ломоносова этого своего знаменитого», – считает Филипп Филиппович.
Учитель: На страницах повести развивается мысль об ответственности науки перед жизнью. Человечество само заботится об этом эволюционном порядке, каждый год создает десятки выдающихся гениев, украшающих земной шар.
– Какой вы видите себе дальнейшую судьбу профессора Преображенского и доктора Борменталя?
Ученик: Судьба профессора Преображенского сложится трагически, его ждет ГУЛАГ, А судьба доктора Борменталя – нет! Он молод, горяч, напорист, честен. Несмотря на то, что он лучший ученик Преображенского, графа о его социальном происхождении в его анкете помешает ему выбиться в люди, а может, даже сыграет роковую роль.
– Как вы понимаете смысл названия повести?
Ученик. Победа профессора Преображенского над существом с собачьим сердцем олицетворяет победу добра над злом. И звучит в финале оптимистично. Седой волшебник выполнил свою миссию, уничтожил Шарикова, сидел и напевал: «К берегам священным Нила».
Учитель:
– Почему произведение остаётся актуальным и в наше время?
Ученик: Человек – неповторимая индивидуальность, из Клима Чугункина, послужившего «материалом» для Шарикова, может получиться только подобие Клима Чугункина. Революция – своего рода насильственная операция, проведённая над обществом. В наше время многие люди путём пластических операций пытаются изменить свою внешность, но не задумываются над духовным развитием личности.
Учитель: Правильно, ребята, создавая образ Ф.Ф. Преображенского, М.А. Булгаков отразил свою заветную мысль об ответственности интеллигенции перед своей страной.
Подведение итогов. Рефлексия.
Учитель: К великому огорчению, шариковы и швондеры по-прежнему плодятся и размножаются. Но настоящий человек должен бороться с тем, что грязно, подло, лживо, что уничтожает человека и затавляет его страдать. Необходимо жить честно, по совести, стараться не запятнать себя грязью, идти по жизни с добрым, человеческим сердцем и «чистыми руками». Человек – неповторимая индивидуальность. Никакая форма насилия не может привести к успеху.
Проведенный анализ дает нам богатый материал для определения проблематики произведения. Сформулируйте, пожалуйста, проблемы, которые, на ваш взгляд, поставлены в этом произведении (социальные, нравственные, научные, философские). Учитывайте то, о чем мы сегодня говорили.
Примерные варианты:
Революция или эволюция как пути развития человечества.
Роль интеллигенции в обществе
Проблема террора как способа управления людьми
Проблема сохранения культуры во время революционных преобразований
Место культуры в системе общественных ценностей
Ответственность человека за результаты своей деятельности
Выразительное чтение стихотворения.
Учитель: Закончить наш урок мне бы хотелось строками Анны Ахматовой, которая назвала Булгакова емко и просто – гением, и посвятила памяти его стихотворение (читает подготовленный ученик):
И нет тебя, и все вокруг молчит
О скорбной и высокой жизни,
Лишь голос мой, как флейта, прозвучит
И на твоей безмолвной тризне.

О, кто поверить смел, что полоумной мне,
Мне, плакальщице дней не бывших,
Мне, тлеющей на медленном огне,
Всех потерявшей, всех забывшей, -

Придется поминать того, кто, полный сил,
И светлых замыслов, и воли,
Как будто бы вчера со мною говорил,
Скрывая дрожь смертельной боли.
Домашнее задание.
– Написать письмо профессору Преображенскому, в котором выразить своё отношение к его эксперименту.
– Написать мини-сочинение по темам (по выбору учащихся):
Актуальность повести Булгакова «Собачье сердце»
Над чем заставила меня задуматься повесть М.А. Булгакова «Собачье сердце»
Смешон или страшен Шариков?

ЛИТЕРАТУРА
Безносов Э.Л. Образ послереволюционной советской действительности в повести Булгакова “Роковые яйца” и образы “новых” людей в сатирической повести “Собачье сердце” // Литература – Первое сентября. – 2004. – № 38.
Богданова О. Ю. Особенности изучения эпических произведений. В пособии: Методика преподавания литературы в средних специальных учебных заведениях/ Под ред. А. Д. Жижиной. – М., 1987.
Великанова И.В. Особенность сатиры М. Булгакова // Литература в школе -2002- №7- С.71
Гуковский Г. А. Изучение литературного произведения в школе. – М.;Л., 1996.
Повесть М.A. Булгакова "Собачье сердце" в школьном изучении. –
Даугавпилс: SAD, 1993.- С. 56
Словарь литературо­ведческих терминов / Ред. и сост. Л. И. Тимофеев и С. В. Тураев. М., 1974. с. 257.
Яновская Л. Творческий путь Михаила Булгакова, М., 1983. с. 112

15