Развитие связной речи детей среднего возраста


Развитие связной речи детей среднего возраста.
В среднем дошкольном возрасте все задачи речевого развития (воспитание звуковой культуры речи, словарная работа, формирование грамматического строя речи, развитие связной речи) приобретают важное значение.
К началу дошкольного возраста у детей намечается переход от диалогической речи к различным формам монологической. Это очень длительный и трудоёмкий процесс, требующий специального речевого воспитания.
Диалогическая речь непроизвольна; она мало организована. Огромную роль здесь играют привычные реплики и привычные сочетания слов.
Монологическая речь - это организованный и развёрнутый вид речи. Этот вид речи более произволен: говорящий должен обдумать содержание высказывания и выбрать подходящую языковую форму (описание, повествование, рассуждение).
Главной задачей развития связной речи ребёнка в данном возрасте является совершенствование монологической речи. Эта задача решается через различные виды речевой деятельности: пересказ литературных произведений, составление описательных рассказов о предметах, объектах и явлениях природы, создание разных видов творческих рассказов, освоение форм речи-рассуждения (объяснительная речь, речь-доказательство, речь-планирование), а также сочинение рассказов по картине, и серии сюжетных картинок.Очень важно, чтоб задания не отделялись друг от друга по времени. Только что дети называли отдельные предметы, их признаки, действия, и тут же  они составляют писание игрушки (предмета), повторяют эти качества, признаки, действия – получается связное высказывание.
Такие моменты, когда сознание детей направляется на правильное изложение высказывания, когда дети овладевают способом изложения мысли в правильной и точной форме, очень важны именно в среднем дошкольном возрасте.
На занятиях для средней группы закрепляется работа по формированию грамматического строя речи, которая проводилась и в младшей группе, однако задания усложняются, а отсюда и высказывания детей становятся более связными.
Воспитатель говорит детям: «Пес большой, черный, усатый. Собака черная, пушистая, большая. Догадайтесь, о ком эти слова: «Большая, усатая, сердитая? Правильно – о собаке. Собака большая и усатая, а пес… (большой и усатый). Затем воспитатель показывает две игрушки (зайцы), один из них большой, а другой маленький. «Как можно назвать маленького зайца по-другому? (зайка, зайчонок). Затем воспитатель предлагает рассказать о зайцах (один заяц большой, пушистый, а зайчонок маленький, пушистенький).
Таким образом, на занятиях по развитию связной речи задания органически соединяются с лексическими, грамматическими упражнениями, переход от одной части занятия к другой проходит в естественной форме, живо и эмоционально, с теми же игрушками, предметами, словами, которые дети слышали в первой части занятия.
Задания по звуковой культуре речи в средней группе усложняются, дети учатся произносить различные интонации. Им дается задание повторить за воспитателем небольшой рассказ, они повторяют и интонации воспитателя, а некоторые дети начинают отходить от подражания и дают свои собственные интонации. Благодаря таким упражнениям развивается интонационная выразительность, совершенствуется темп речи, дикция, звукопроизношение.
Например, на фланелеграфе появляется девочка Маша. «Идет Маша с прогулки домой и видит – около забора сидит котенок и жалобно мяукает, вот так: «Мяу-мяу». Как мяукает котенок? (дети повторяют).  Взяла Маша котенка на руки и понесла домой. Дома налила в блюдце молока. Обрадовался котенок и замяукал радостно. Как он мяукал? (дети повторяют радостную интонацию). Прибежала собачка Жучка и стала громко лаять на котенка: «Аф-аф». Повторите дети, как Жучка громко лаяла. Рассердился котенок, выгнул спину дугой и сердито замяукал (дети повторяют соответствующую интонацию). Испугалась Жучка и убежала. Затем воспитатель  еще раз  повторяет звукоподражание «мяу-мяу» с разной интонацией и предлагает детям рассказать про Машу и котенка. Так у детей закрепляется навык рассказывания .При проведении непосредственно образовательной деятельности  (Н.О.Д.)нужно соблюдать следующие правила:
- использовать в Н.О.Д.  по составлению рассказов по картинке и серии сюжетных картинок методы и приемы, которые создают у детей интерес с самых первых минут занятия и обеспечивают его сохранение до окончания занятия;
- включать в Н.О.Д.  рассказывание правил  игры, задания, «тренировачные» упражнения на обогащение и развитие словаря, формирование грамматически правильной речи;
- перед выполнением Н.О.Д.  обязательно делать установку детям, чтобы они в своих рассказах использовали слова и выражения, которые они употребляли в ходе тренировочных упражнений;
- поощрять детей, которые выполняют данное требование;
- для составления рассказов по серии сюжетных картинок предлагать детям яркие, достаточно крупные картинки понятного содержания без лишних деталей;
- вместо физкультминуток использовать обучающие игры, но придавать им подвижный характер;
- предлагать детям разные варианты ответов;
Занятия по составлению рассказов по картине и серии сюжетных картинок нужно проводить один раз в месяц, чередуя их друг с другом: пять занятий по составлению рассказов по картине и четыре - по составлению рассказов по серии сюжетных картинок. Остальные виды занятий по обучению связной речи (пересказ литературных произведений, сочинение творческих рассказов, составление описательных рассказов о предметах, объектах и явлениях природы) проводятся в соответствии с перспективным планированием.
Умения и навыки по составлению рассказов, полученные в процессе специально-организованного обучения, закрепляются в совместной деятельности воспитателя с детьми, в индивидуальной работе, а также в ходе сотрудничества с родителями воспитанников.