Интеграция урочной и внеурочной деятельности как фактор успешной реализации ФГОС в начальной школе


Интеграция урочной и внеурочной деятельности как фактор успешной реализации ФГОС в начальной школе
Интегративный подход в образовании рассматривается, как взаимодействие субъектов образовательного процесса, направленное на организацию и осуществление поисковой деятельности учащихся, активное и самостоятельное приобретение ими знаний и овладение способами применения в различных ситуациях. Реализация интегративного подхода в учебном процессе предполагает создание условий для самораскрытия и самореализации потенциальных возможностей обучающихся, развитие способности к сотрудничеству, общению, эффективному построению межличностных отношений, что востребовано в современном обществе.
Стандарты нового поколения основаны на формировании общих и предметных компетенций у обучающихся. Процесс формирования компетенций у обучающихся представляет собой образование сложного интегрального продукта, задачу создания которого, невозможно решить средствами только одного какого – либо предмета. Необходимо выстроить целостную педагогическую систему, способную объединить усилия педагогов по реализации компетентностного подхода. Поэтому организация внеурочной деятельности реализуется в интеграции основного общего и дополнительного образования. Тем более что в Концепции модернизации Российского образования детей  подчеркивается важность взаимодействия образования и культуры, школы и учреждений дополнительного образования и дополнительного образования внутри образовательного учреждения. Кроме того, переход на профильное обучение также предполагает интеграцию школы с дополнительным образованием.
В соответствии с федеральным государственным образовательным стандартом начального общего образования основная образовательная программа начального общего образования реализуется образовательным учреждением, в том числе, и через внеурочную деятельность.
Под внеурочной деятельностью в рамках реализации ФГОС НОО следует понимать образовательную деятельность, осуществляемую в формах, отличных от классно-урочной, и направленную на достижение планируемых результатов освоения основной образовательной программы начального общего образования.
Внеурочная деятельность в начальной школе позволяет решить целый ряд очень важных задач:
обеспечить благоприятную адаптацию ребенка в школе;
оптимизировать учебную нагрузку обучающихся;
улучшить условия для развития ребенка;
учесть возрастные и индивидуальные особенности обучающихся.
Внеурочная деятельность организуется по направлениям развития личности: - спортивно-оздоровительное, - духовно-нравственное, - социальное, - общеинтеллектуальное, - общекультурное и т.д.
Планируя внеурочную деятельность, учитель должен предвидеть к какому результату должен прийти ребёнок. А это духовно-нравственное развитие его благодаря участию в том или ином виде внеурочной деятельности.

На протяжении длительного периода обучение в школе ориентировалось на формирование, прежде всего, знаний, умений и навыков, носило репродуктивный, информационный характер. В настоящее время происходит переориентация образования на развитие творческих качеств личности.Для того чтобы повысить творческий потенциал учащихся, эффективным методом и является интеграция урочной и внеурочной деятельности.
Интеграция – это объединение в целое каких-либо частей, функций системы, организма, объектов, процесс сближения, а также состояние такой объединённости, связанности.
Школьная жизнь – это тоже сложная система, механизм, успех работы которой зависит от многих факторов. Интеграция в образовании – явление не новое, но сегодня актуальное.
Интеграционные процессы в образовании являются значительным резервом для формирования целостной, гармоничной личности, человека культуры.
Таким образом, интеграцию основного и дополнительного образования рассматривается как совокупность согласованных условий, обеспечивающих:
- здоровьесбережение;
- развитие в избранном направлении;
- оптимизацию организации деятельности ученика и учителя;
- снижение нагрузки за счет индивидуализации образования;
- повышение уровня качества образования;
- оптимизацию отношений в школьном коллективе.
Интегративные процессы в начальной школе имеют больше оснований, чем на средней или старшей ступени, когда окончательно начинает преобладать дифференциация обучения. Сближение основного и дополнительного образования в начальной школе продиктовано рядом объективных условий: особенностями организации учебного процесса, отличающегося большей внутренней связанностью школьных дисциплин; один учитель почти по всем предметам, большая целостность восприятия мира ребенком.
Работа по формированию интеллектуальных умений и навыков осуществляется главным образом на уроках. Этому способствуют современные технологии: проблемно-исследовательское обучение, метод проектов, модульное обучение. Несмотря на это, целенаправленная работа по формированию интеллектуальных умений и навыков имеет всегда дополнительный резерв. Внеурочная работа учащихся – благоприятная почва для решения этих задач.
В современных условиях количество изменений в жизни, происходящих за небольшой отрезок времени, настоятельно требуют от человека качеств, позволяющих творчески и продуктивно подходить к любым нововведениям. Для того чтобы выжить в ситуации постоянных перемен, чтобы адекватно на них реагировать, человек должен активизировать свой творческий потенциал.
Согласно ФГОС организация внеурочной деятельности детей является неотъемлемой частью образовательного процесса и в нашей начальной школе.