Конспект урока русского языка в 4 классе по теме Несклоняемые имена существительные

ГБОУ СОО ЛНР
«Свердловская общеобразовательная школа №9»

















Несклоняемые имена существительные
Урок русского языка в 4 классе по УМК «Школа России»













Подготовила
учитель начальных классов
ООШ №9
Кобцева Н.В.





Г. Свердловск
Несклоняемые имена существительные
Цели: развивать умение определять падеж имён существительных; повторить понятие несклоняемые имена существительные.
Формируемые УУД: п. самостоятельное выделение и формулирование познавательной цели; поиск и выделение необходимой информации; структурирование знаний; анализ, сравнение, классификация объектов по выделенным признакам; синтез; подведение под понятие; к. умение с достаточной полнотой и точностью выражать свои мысли в соответствии с задачами и условиями коммуникации; р. постановка учебной задачи; сличение способа действия и его результата с заданным эталоном; оценивание качества и уровня усвоения материала; л. нравственно-этическое оценивание усваиваемого содержания, обеспечивающее личностный моральный выбор на основе социальных и личностных ценностей.
Предметный результат:
Знать: несклоняемые имена существительные
Уметь: находить несклоняемые имена существительные, правильно употреблять несклоняемые имена существительные в речи.
Тип урока: комбинированный

Ход урока
I. Организационный момент
-Я желаю всем хорошего настроения на протяжении всего урока, чтобы этот урок стал для вас не только интересным, но и полезным и оправдал все ваши ожидания!
-  Итак, начинаем наш  урок русского языка. Откройте тетради, запишите дату, укажите вид работы.
II. Проверка домашнего задания
Объясните, как различить падежи имён существительных
Поют о Родине (П.п.)
плещется о берег (В.п.)
села на стебелёк (В.п.)
бушует на дворе (П.п.)
бежит в долину (В.п.)
тихо и прохладно в аллее (П.п.)
раздалась в небе (П.п.)
III. Актуализация знаний
1. Словарная работа.
-  Сегодня на уроке мы с вами узнаем   много нового и интересного.
-  А начнём наш урок с орфографической разминки.
- Запишите словарные слова по транскрипции (слайд №1) [афтамаб*ил*], [б*иб*л*иат*эка], [б*ил*эт], [горат], [завот], [магаз*ин], [м*итро], [ул*ица], [дарога]. Поставьте знак ударения.
Взаимопроверка по рядам
Автомобиль, библиотека, билет, город, завод, магазин, метро, улица, дорога.

-Поднимите руки, чей ряд выполнил это задание без ошибок! Молодцы!

2. Зрительная физминутка

3. Минутка чистописания
- Скажите, о каком синониме слову дорога идет речь в стихотворении
Асфальтовое, новое, Через леса сосновые,  Через луга медовые,  Через поля пшеничные, Полянки земляничные, Во всей своей красе, Дождём умыто, росами, Укатано колёсами, Раскинулось ( шоссе)!

- Правильно, синоним к слову дорога – шоссе
- О какой особенности написания этого слова нужно знать и помнить? (сс)
сс
шоссе
Составить устно с данным словом предложения.

IV.Постановка цели и задачи урока
- Просклоняйте существительные дорога и шоссе (задание выполняется индивидуально в рабочих тетрадях).
Проверка (дети называют слова вместе с вопросами. Ответы детей сопровождаются демонстрацией слайда презентации).
-Что вы заметили? (Слово шоссе не изменилось).
- Что можете сказать об окончании слова шоссе? (Его нет).
- Как могут называться такие существительные? (Предположения детей.)
- Какая тема урока? (Несклоняемые имена существительные.)
- Знакома ли вам такая группа слов?
-Какую цель поставим на уроке? (познакомиться, уметь правильно употреблять в речи).

V. Первичное усвоение, проверка понимания
1. -Итак, давайте осуществим одну из наших целей – это познакомимся с несклоняемыми именами существительными.
-Какие слова называются несклоняемыми или неизменяемыми? (ответы детей). Расскажите это правило друг другу в парах.
2. -Проверим как вы поняли правило? У вас на столах лежат листы со словами. Чем схожи между собой все слова? Прочитайте и скажите группы их можно разделить? (Изменяются по падежам и не изменяются).
Окно, кино, пианино, какао, молоко, сено.

- Обсудите в группе, как вы распределите слова и запишите их в 2 столбика склоняемые и несклоняемые.
-В какой столбик отнесли слово окно? Докажите, что оно склоняемое?
-Кино? Докажите, что оно несклоняемое.

3. Физминутка

VI. Закрепление
1. -Хорошо, молодцы! А сейчас давайте осуществим следующую нашу цель – это научиться правильно употреблять неизменяемые существительные в речи.
-Ребята, скажите, есть ли среди ваших друзей те, который произносят какие-нибудь слова неправильно? Приведите примеры? Как нужно поступить, если ваш знакомый говорит неправильно?
-В парах исправьте ошибки и подготовьтесь к выразительному чтению.
Прочитай стихотворение на карточке.
Любит кины детвора,
Если в кинах кенгура,
Ходит – бродит по шоссу,
Носит в сумке шимпанзу.
Кенгура в кафу зашел,
Занял там свободный стол
И сидит за доминой
С шимпанзой и какадой.

-Какую ошибку допустил автор?
-В паре обсудите правильность написания неизменяемых слов, спишите стихотворение, исправляя ошибки. Подчеркните неизменяемые имена сущ. одной чертой.

2. Как вы думаете неизменяемые слова – это исконно русские или пришли к нам из других языков?

3. Работа с учебником
Упр. 151 (с. 88).
Прочитайте стихотворение.
Чем различаются глаголы одел и надел! Когда употребляют каждый из них?
Какое слово в стихотворении изменяется по падежам? (Пальто.)
Что происходит с окончанием в этом слове? (Оно не изменяется.)
Как называются такие слова в русском языке? (Несклоняемые существительные.)
Определите падеж слова пальто в каждом случае. Как вы это будете делать? (Найдём слово, с которым связано это имя существительное, поставим вопрос.)
Прочитайте материал рубрики «Вспомните!».
Как определить падеж несклоняемых существительных?
Приведите примеры несклоняемых существительных.
О чём нужно помнить, чтобы избежать ошибок в их употреблении?
Выполните звуко-буквенный разбор слова пальто.

VII. Итог урока.
Над какой темой работали на уроке?
Какие цели ставили на уроке?
Чему научились?
Зачем в начальной школе изучают такую тему? (Чтобы была грамотная речь.)

-Давайте проверим, насколько вы были сегодня внимательны. Выполните тест и проверьте свои знания (учащиеся на полях столбиком записывают правильные варианты ответов).

1. Найдите правильный ответ:
А) Несклоняемые имена существительные имеют окончания.
Б) Несклоняемые имена существительные относятся к среднему роду и не изменяются по падежам.
В) Несклоняемые имена существительные имеют род и не изменяются по падежам.
2. Какое из данных существительных не изменяется по падежам?
А) земля  
Б) кафе
В) зеркало
3. Какое слово не относится к несклоняемым именам существительным?
А)  кенгуру
Б) кашпо
В) метафора
4. Какое словосочетание стоит в родительном падеже.  А)сочинить про метро
Б)вернулись из кино
В)играл на пианино.
5. Выделите словосочетание, в котором несклоняемое существительное употреблено правильно:  А) появилось на табле    Б) еду в метре В) об умном шимпанзе

Проверка по ключу (учащиеся отмечают правильные ответы).

-Кто получил отметку «5»? «4»? «3»?
-Молодцы, всем спасибо за отличную работу на уроке.

VIII. Рефлексия – «обращение назад»; осмысление собственных действий.
«Чемодан – мясорубка – корзина»

Домашнее задание
4 – 5: «Диктант для друга»: составить и записать шесть словосочетаний с существительными в разных падежах. На обратной стороне карточки написать ответы указать падеж существительных.
3: с. 88, упр 152, правило