Карта урока Разносклоняемые имена существительные


Технологическая карта урока. Выполнила Сторожева Г.Н.МОБУ «ООШ № 5» г. Кудымкара.
Тема:Разносклоняемые имена существительные (с презентацией). 6 класс.
Тип урока. Урок открытия новых знаний.
Цели как деятельность учеников.
М/п: перерабатывать и преобразовывать информацию из одной формы в другую (в схему, ключевые слова, рифмовки), анализировать, сравнивать, делать выводы, строить рассуждения.
ЛР: распознавать разносклоняемые имена существительные в тексте, правильно образовывать и писать формы косвенных падежей.
ЛР: употреблять в речи конструкции с разносклоняемыми именами существительными в косвенных падежах.

Ход урока
Этапы урока Ход урока Формирование УУД и технология оценивания, духовно-нравственное воспитание
I. Оргмомент. - Ребята, доброе утро!» Улыбнемся друг другу.
Я рада видеть вас, ваши улыбки, и думаю, что сегодняшний день принесет нам всем радость общения друг с другом.
Успехов вам и удач! (слайд 1)
Л. Успенский заметил: «Имя существительное - хлеб языка»
Послушайте стихотворение и докажите, что это утверждение верно, сосчитав, сколько существительных в этом тексте?
Шепот, робкое дыханье.
Трели соловья,
Серебро и колыханье
Сонного ручья.
Свет ночной, ночные тени,
Тени без конца,
Ряд волшебных изменений
Милого лица,
В дымных тучках пурпур розы,
Отблеск янтаря,
И лобзания, и слезы,
И заря, заря!..
1850 Афанасий Фет
Идет подготовка к открытию новой темы.
Доказывают, какую роль играют существительные в речи.
Пытаются ответить на поставленный вопрос.
II. Языковая разминка, направленная на актуализацию опорных знаний.
Перед вами карточки с текстом. Прочитайте текст и выполните задания на карточке.
Я долго шёл по тропинк__ зимнего леса и любовался его красотой. Зимний день свернулся и погас, ночь подошла быстро и стала на порог__. Деревья стали прозрачными в ноч__. И вдруг я понял, что сбился с пут__.
Проверьте ваши записи по эталону.
Сегодня, перед тем как прийти к вам на урок, я получила необычное письмо на имя вашего класса. Давайте посмотрим, что в нем. «Общеобразовательная школа № 5 г.Кудымкара 6 классу, из города Морфология от имени Существительного».
А что внутри?
Так, документ . Давайте разберемся (слайд 2)
бремявремясемя
стремязнамятемя
имяплемя
вымяпламя
 Прочтем письмо. Вы понимаете, для чего нам прислали эти слова? Попробуем разобраться.
- Чтобы понять для чего нам эти слова и определить тему нашего урока, нам нужно выполнить задания
Для начала скажите, какой части речи эти слова? Познавательные УУД:
1. Анализировать, сравнивать, классифицировать, делать выводы.
2. Преобразовывать информацию из одной формы в другую (несплошной текст в схему).
Познавательные УУД:
1. Свободно пользоваться электронными ресурсами для преобразования, сохранения и передачи информации.
2. Владеть разными видами аудирования.
Выход из ситуации
А чтобы узнать, как называются существительные, содержащиеся в письме и в том числе существительное ИМЯ и определить тему урока нам нужно разгадать ребус (слайд 5) Для этого нам нужно вспомнить и математику
Как называется результат математического выражения уменьшаемое минус вычитаемое (разность)
Часть горы
Такие существительные называются разносклоняемыми. Вот мы и подошли к теме нашего сегодняшнего урока, сегодня мы будем говорить о разносклоняемых именах существительных. Как вы думаете, почему они называются разносклоняемыми?
- Какую цель поставим перед собой? Что мы должны сделать сегодня на уроке, чему научиться?
- Откроем тетради и запишем сегодняшнее число и тему урока
IV. Постановка учебной проблемы.
Наблюдение по учебнику после рубрики «Определяем проблему урока» (тема «Разносклоняемые имена существительные») или воспользоваться презентацией.
После распределения имён существительных по группам – самопроверка (следующий слайд):
1 скл.2 скл.3 скл.
славаплачизморозь
Слава поклон верность
темнотаболото россыпь
сумрак
звездопад
Ученики выписывают слова время, пламя (они появляются на 3­м слайде), фиксируется внимание на особенности – ср. р., окончание я (на слайде выделяется с помощью гиперссылки выделенным шрифтом (цветом) – МЯ и ср.р.Формулировка проблемы учениками и сравнение с формулировкой в учебнике.
Регулятивные УУД:
1. Высказывать предположения на основе наблюдений.
2. Формулировать вопрос (проблему) урока.
V. Открытие новых знаний. Решение проблемы.
1. Упр. 254 – наблюдение над характером окончаний у существительных на ­мя и слова путь в разных падежных формах, сравнение с окончаниями существительных 2­го и 3­го склонений (можно таблицу окончаний представить на слайде или доске).
Ученики работают по заданиям в упр. 254 и вопросам на понимание (кроме 3).
Делают 1­й вывод: у существительных на ­мя и слова путь есть окончания как II, так и III склонения.
– Запишите этот вывод в тетради в виде схемы.
III скл.II скл.
Р.п.
Д.п. и Тв.п.ем
П.п.
– Прочитайте название темы в учебнике. Как называются такие существительные? Запишите тему в тетрадь.
– Сравните свои выводы с определением в учебнике.
2. Чтение 1­го текста в рамке.
– Назовите ключевое слово. Как называются такие слова? (Сложные.) Дайте его толкование.
3. Упр. 254 – наблюдение над составом разносклоняемых имён существительных – наращением суффикса ­ен­ в основе.
Сначала ученики сравнивают основы разносклоняемых слов в именительном и косвенных падежах (по образцу в учебнике), затем подбирают однокоренные слова, выделяют корень.
– Сделайте 2­й вывод об особенностях разносклоняемых существительных и сравните с правилом в учебнике.
4. Чтение 2­го текста в рамке.
– Почему буква е в суффиксе ­ен­ подчёркнута одной чертой? (Орфограмма.)
Схема­подсказка для запоминания разносклоняемых существительных. (см. материал предметного диска – схема-подсказка «Запомни разносклоняемые существительные» к п. 46)
и
путьпутьбремявремясемя
стремязнамятемя
имяплемя
вымяпламя
путь путь
­ЕН­
Регулятивные УУД:
1. Искать пути решения проблемы.
2. Осуществлять познавательную и личностную рефлексию.
Познавательные УУД:
1. Анализировать, сравнивать, делать выводы, устанавливать закономерности.
2. Создавать модели объектов в знаково-символической форме, преобразовывать структуры и модели (создавать схемы-опоры).
3. Соотносить информацию, представленную в разных формах (текст со схемой-опорой), воспроизводить информацию в удобной для себя форме.
VI. Развитие учебно­языковых умений.
1. Упр. 255 – развивается умение правильно образовывать и писать формы разносклоняемых имён существительных.
а) Выполняется самостоятельно (можно выписывать только словосочетания с разносклоняемыми существительными, определять их падеж).
Проверка коллективная, под руководством учителя.
– В каких словах добавился суффикс ­ен­? Почему? Выделите орфограмму.
б) Словарно­орфографическая Ребята, давайте объясним значения разносклоняемых существительных
БРЕМЯ, -мени, ср. 1. Тяжелая ноша (стар.). 2. перен. Нечто тяжкое, трудное, тяжесть (книжн.) (Слайд 6)
ВРЕМЯ Продолжительность, длительность чего-н., измеряемая секундами, минутами, часами т.д (слайд 7)
ВЫМЯ, -мени, (редко) мн. вымена, -ен, -енам, ср. Молочные железы усамок млекопитающих животных. (Слайд 8)
ЗНАМЯ, -мени, мн. -мена, -мен, -менам, ср. Определенного цвета (илицветов) широкое полотнище на древке, принадлежащее воинской части, какой-н.организации, государству. (слайд 9)
ИМЯ, имени, мн. имена, имен, именам, ср. 1. Личное название человека, даваемое при рождении, часто вообще личное название живого существа. (слайд 10)
ПЛАМЯ –огонь (слайд11)
ПЛЕМЯ, -мени, мн. -мена, -мен, -менам, ср. 1. Этническая и социальная общность людей, связанных родовыми отношениями, территорией, культурой, языком и самоназванием. Первобытные племена. Союз племен. Кочевые племена.2. перен. Народ, народность (слайд 12)
СЕМЯ, -мени,мн. -мена, -мян, -менам, ср. 1. Орган размножения урастений, зерно.(слайд 13)
СТРЕМЯ, род., дат. и предл. -мени, те. -менем, мн. -мена, -мян, -менам,ср. 1. Железная дужка, подвешиваемая к седлу для упора ног всадника. Вдетьноги в стремена. (слайд 14)
ТЕМЯ, -мени, ср. Верхняя часть черепа, головы, между лобными,затылочными и височными костями. (слайд 15)
ПУТЬ дорога (слайд 16)
Давайте запишем данные слова в тетрадь

Познавательные УУД:
1. Владеть приемами отбора и систематизации материала.
2. Анализировать, сравнивать, устанавливать сходства и различия группировать.
Коммуникативные УУД:
1. Свободно излагать свои мысли в устной и письменной форме.
2. Соблюдать в практике речевого общения грамматические нормы
3. Договариваться и приходить к общему решению в совместной деятельности.
4. Оказывать взаимопомощь, осуществлять взаимный речевой контроль.
5. Находить грамматические и речевые ошибки, исправлять их.
VII. Итог урока.
– Запишите ключевые слова урока.
– Назовите все 11 разносклоняемых существительных (по схеме в виде эстафеты несколько раз).
- С какими трудностями столкнулись? С чем это связано?
- Что нужно сделать, чтобы избежать ошибок в дальнейшем?
- Оцените свою работу на уроке (по желанию, т.к. изучался новый материал).
- По каким критериям будете оценивать себя?
Ребята, что нового мы сегодня узнали на уроке? Давайте вспомним все разносклоняемые существительные и вставим их на места пропусков в стихотворении Аркадия Хайта (слайд ). Я буду читать, а вы хором отвечайте. Учитель читает стихотворение (слайд 14)
В стародавнее древнее …В шалашах без окон и дверейЖило – было лохматое …Первобытных людей-дикарей.Они не знали, для чего корове …,Как написать свою фамилию и …,Зачем на лошадь надевали седло и … –  Необразованное было это … .Трудно было им жить в эти годы, Угнетало их … забот.И страдали они от погодыБез плащей, без зонтов и без бот.Никто не знал, как развевает ветер …,Что кислород всегда поддерживает… .Над тем, как в булку превратить простое …,С утра до вечера они чесали …
А чтобы лучше запомнить данные слова, послушайте «Веселые уроки радионяни» (включить запись) Регулятивные УУД:
1. Соотносить цели и результаты своей деятельности.
2. Вырабатывать критерии оценки и определять степень успешности работы.

VIII. Домашнее задание.
1. Выучить разносклоняемые существительные.
2. Упр. 257
3. Придумать небольшой рассказ или сказку о разносклоняемых существительных (или с использованием этих существительных