Программа элективного курса по информатике для 10-11 классов химико-биологического профиля


Рассмотрено на МО Согласовано Утверждено
Протокол №1 от30.08.2013 г. зам.директора по УВР директор МОУ Инзенская СОШ№2
_______________/Тюрина А.А./ _____________/Клочкова Г.В./ _________________/Шкунова И.К./
РАБОЧАЯ ПРОГРАММАЭЛЕКТИВНОГО КУРСА «ИНФОРМАТИКА и ИКТ»
ДЛЯ УЧАЩИХСЯ 10-11 КЛАССА ХИМИКО – БИОЛОГИЧЕСКОГО ПРОФИЛЯ
ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНОЙ ШКОЛЫ
Количество часов в неделю - 2 час. Количество часов за год - 68 часа, курс – 136 часов.
УЧИТЕЛЬ: ТЮРИНА АЛЛА АЛЕКСАНДРОВНА
Планирование составлено в соответствии с Примерной программой
среднего (полного) общего образования по информатикеУчебник автора Угринович Н.Д. Информатика и информационные технологии.
Учебник для 10 класса. Базовый курс.- М.: БИНОМ, 2010.
Угринович Н.Д. Информатика и информационные технологии.
Учебник для 11 класса. Базовый курс.- М.: БИНОМ, 2010.
2013-2014 уч.годПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА.
Рабочая программа элективного курса «Информатика и ИКТ» для химико – биологического профиля составлена на основе:
Федерального компонента Государственного образовательного стандарта среднего (полного) общего образования по информатике и ИКТ (базовый уровень) от 05.03.2004 №108);Примерной программы среднего полного общего образования (базовый уровень) по информатике и ИКТ, рекомендованной Минобразования РФ,
Авторской программы Угриновича Н.Д. с учетом примерной программы среднего (полного) общего образования по курсу «Информатика и ИКТ» на базовом уровне и кодификатора элементов содержания для составления контрольных измерительных материалов (КИМ) единого государственного экзамена.
Данная рабочая программа рассчитана на учащихся, освоивших базовый курс информатики и ИКТ в основной школе.
Цели программы:
• освоение системы базовых знаний, отражающих вклад информатики в формирование современной научной картины мира, роль информационных процессов в обществе, биологических и технических системах;
• овладение умениями применять, анализировать, преобразовывать информационные модели реальных объектов и процессов, используя при этом информационные и коммуникационные технологии (ИКТ), в том числе при изучении предметов химико-биологического профиля и других школьных дисциплин;
• развитие познавательных интересов, интеллектуальных и творческих способностей путем освоения и использования методов информатики и средств ИКТ при изучении учебных предметов химико-биологического профиля.
• воспитание ответственного отношения к соблюдению этических и правовых норм информационной деятельности;
• приобретение опыта использования информационных технологий в индивидуальной и коллективной учебной и познавательной, в том числе проектной деятельности.
Основная задача элективного курса старшей школы состоит в изучении общих закономерностей функционирования, создания и применения информационных систем, преимущественно автоматизированных. С точки зрения содержания это позволяет развить основы системного видения мира, расширить возможности информационного моделирования, обеспечив тем самым значительное расширение и углубление межпредметных связей информатики с дисциплинами химико-биологического профиля. С точки зрения деятельности, это дает возможность сформировать методологию использования основных автоматизированных информационных систем в химической, биологической и экологической сфере, связанных с анализом и представлением основных информационных процессов
Преподавание курса ориентировано на использование учебного и программно-методического комплекса, в который входят:
- учебник Угринович Н.Д. Информатика и ИКТ: учебник для 10 класса / Н.Д. Угринович. – М.:БИНОМ. Лаборатория знаний, 2010;
- учебник Угринович Н.Д, «Информатика и ИКТ» Базовый уровень: учебник для 11 класса -М.: БИНОМ. Лаборатория знаний, 2010;
- методическое пособие для учителя «Преподавание курса «Информатика и ИКТ» в основной и старшей школе.8-11 классы: методическое пособие» / Н.Д. Угринович– М.: БИНОМ. Лаборатория знаний, 2010;
- комплект цифровых образовательных ресурсов.
Программа рассчитана на 2 ч. в неделю, 10 класс - 68 часов за год, 11 класс – 68 часов за год.
Авторское содержание в рабочей программе переработано и представлено с учетом химико – биологического профиля, внесены изменения в практические работы по всем темам с учетом химико – биологической тематики. Учебно-методический комплект Угриновича Н.Д. является мультисистемным и практические работы выполняются в операционной системе Windows.
Формы организации учебного процесса
Единицей учебного процесса является урок. В первой части урока проводиться объяснение нового материала, во второй части урока планируется компьютерный практикум в форме практических работ или  компьютерных практических заданий  рассчитанные, с учетом требований СанПИН, на 20-25 мин. и  направлены на отработку отдельных технологических приемов.
Практические работы методически ориентированы на использование метода проектов, что позволяет дифференцировать и индивидуализировать обучение. Возможно выполнение практических занятий во внеурочное время в компьютерном школьном классе или дома. Виды: индивидуальные; групповые; индивидуально-групповые; фронтальные; практикумы. 
Требования к уровню подготовки учащихся
В результате изучения информатики и информационных технологий ученик должен
10 класс
знать/понимать
понятия: информация, информатика;
виды информационных процессов; примеры источников и приемников информации;
единицы измерения количества информации, скорости передачи информации и соотношения между ними;
сущность алфавитного подхода к измерению информации
назначение и функции используемых информационных и коммуникационных технологий;
представление числовой, текстовой, графической, звуковой информации в компьютере;
понятия: компьютерная сеть, глобальная сеть, электронная почта, чат, форум, www, Web-страница, Web-сервер, Web-сайт, URL-адрес, HTTP-протокол, поисковая система, геоинформационная система;
назначение коммуникационных и информационных служб Интернета;
уметь
решать задачи на измерение информации, заключенной в тексте, с позиций алфавитного подхода, рассчитывать объем информации, передаваемой по каналам связи, при известной скорости передачи;
выполнять пересчет количества информации и скорости передачи информации в разные единицы;
представлять числовую информацию в двоичной системе счисления, производить арифметические действия над числами в двоичной системе счисления;
создавать информационные объекты, в том числе: компьютерные презентации, текстовые документы с форматированием данных, электронные таблица, графические объекты, простейшие Web-страницы;
искать информацию с применением правил поиска (построения запросов) в компьютерных сетях, некомпьютерных источниках информации (справочниках и словарях, каталогах, библиотеках) при выполнении заданий и проектов по различным учебным дисциплинам;
пользоваться персональным компьютером и его периферийным оборудованием (принтером, сканером, модемом, мультимедийным проектором, цифровой камерой, цифровым датчиком); следовать требованиям техники безопасности, гигиены, эргономики и ресурсосбережения при работе со средствами информационных и коммуникационных технологий;
использовать приобретенные знания и умения в практической деятельности и повседневной жизни для:
создания простейших моделей объектов и процессов в виде изображений и чертежей, динамических (электронных) таблиц, презентаций, текстовых документов;
создания информационных объектов, в том числе для оформления результатов учебной работы;
организации индивидуального информационного пространства, создания личных коллекций информационных объектов;
передачи информации по телекоммуникационным каналам в учебной и личной переписке, использования информационных ресурсов общества с соблюдением соответствующих правовых и этических норм.
11 класс
знать/понимать
основные технологии создания, редактирования, оформления, сохранения, передачи информационных объектов различного типа с помощью современных программных средств информационных и коммуникационных технологий;
назначение и виды информационных моделей, описывающих реальные объекты и процессы;
назначение и функции операционных систем;
уметь
оперировать различными видами информационных объектов, в том числе с помощью компьютера, соотносить полученные результаты с реальными объектами;
распознавать и описывать информационные процессы в социальных, биологических и технических системах;
использовать готовые информационные модели, оценивать их соответствие реальному объекту и целям моделирования;
оценивать достоверность информации, сопоставляя различные источники;
иллюстрировать учебные работы с использованием средств информационных технологий;
создавать информационные объекты сложной структуры, в том числе гипертекстовые документы;
просматривать, создавать, редактировать, сохранять записи в базах данных, получать необходимую информацию по запросу пользователя;
наглядно представлять числовые показатели и динамику их изменения с помощью программ деловой графики;
соблюдать правила техники безопасности и гигиенические рекомендации при использовании средств ИКТ;
использовать приобретенные знания и умения в практической деятельности и повседневной жизни для:
эффективного применения информационных образовательных ресурсов в учебной деятельности, в том числе самообразовании;
ориентации в информационном пространстве, работы с распространенными автоматизированными информационными системами;
автоматизации коммуникационной деятельности;
соблюдения этических и правовых норм при работе с информацией;
эффективной организации индивидуального информационного пространства.
Формы и средства контроля
Формы текущего контроля знаний, умений, навыков; промежуточной и итоговой аттестации учащихся
Текущий контроль осуществляется с помощью компьютерного практикума в форме практических работ и практических заданий. Тематический контроль осуществляется по завершении крупного блока (темы) в форме тестирования, выполнения зачетной практической работы.
Итоговый контроль (итоговая аттестация) осуществляется по завершении учебного материала в форме, определяемой приказом директора школы и решением педагогического совета.
КРИТЕРИИ И НОРМЫ ОЦЕНКИ
Критерий оценки устного ответа
Отметка «5»: ответ полный и правильный на основании изученных теорий; материал изложен в определенной логической последовательности, литературным языком: ответ самостоятельный.
Отметка «4»: ответ полный и правильный на основании изученных теорий; материал изложен в определенной логической последовательности, при этом допущены две-три несущественные ошибки, исправленные по требованию учителя.
Отметка «3»: ответ полный, но при этом допущена существенная ошибка, или неполный, несвязный.
Отметка «2»: при ответе обнаружено непонимание учащимся основного содержания учебного материала или допущены существенные ошибки, которые учащийся не смог исправить при наводящих вопросах учителя.
Отметка «1»: отсутствие ответа.
Критерий оценки практического задания
Отметка «5»: 1) работа выполнена полностью и правильно; сделаны правильные выводы; 2) работа выполнена по плану с учетом техники безопасности.
Отметка «4»: работа выполнена правильно с учетом 2-3 несущественных ошибок исправленных самостоятельно по требованию учителя.
Отметка «3»: работа выполнена правильно не менее чем на половину или допущена существенная ошибка.
Отметка «2»: допущены две (и более) существенные ошибки в ходе работы, которые учащийся не может исправить даже по требованию учителя.
Отметка «1»: работа не выполнена.
УЧЕБНЫЙ ПЛАН
10 класс.
№ Название темы Количество часов
1 Введение. Информация и информационные процессы 4
2 Информационные технологии 36
3 Коммуникационные технологии 24
4 Решение задач ЕГЭ 4
  Итого: 68
11 класс.
№ Тема Количество часов
1 Основы логики и логические основы компьютера 11
2 Алгоритмизация и программирование. 24
3 Компьютер как средство автоматизации информационных процессов 11
4 Моделирование и формализация 8
5 Базы данных. Системы управления базами данных (СУБД) 8
6 Информационное общество. 3
7 Решение задач ЕГЭ 3
Итого: 68
Перечень учебно-методических средств обучения
Компьютер — универсальное устройство обработки информации; основная конфигурация современного компьютера обеспечивает учащемуся мультимедиа-возможности: видео-изображение, качественный стереозвук в наушниках, речевой ввод с микрофона и др.
Проектор, подсоединяемый к компьютеру, видеомагнитофону, микроскопу и т. п.; технологический элемент новой грамотности — радикально повышает: уровень наглядности в работе учителя, возможность для учащихся представлять результаты своей работы всему классу, эффективность организационных и административных выступлений.
Принтер — позволяет фиксировать на бумаге информацию, найденную и созданную учащимися или учителем. Для многих школьных применений необходим или желателен цветной принтер. В некоторых ситуациях очень желательно использование бумаги и изображения большого формата.
Телекоммуникационный блок, устройства, обеспечивающие подключение к сети — дают доступ к российским и мировым информационным ресурсам, позволяют вести переписку с другими школами.
Устройства вывода звуковой информации — наушники для индивидуальной работы со звуковой информацией, громкоговорители с оконечным усилителем для озвучивания всего класса.
Устройства для ручного ввода текстовой информации и манипулирования экранными объектами — клавиатура и мышь (и разнообразные устройства аналогичного назначения). Особую роль специальные модификации этих устройств играют для учащихся с проблемами двигательного характера, например, с ДЦП.
Устройства создания графической информации (графический планшет) — используются для создания и редактирования графических объектов, ввода рукописного текста и преобразования его в текстовый формат.
Устройства для записи (ввода) визуальной и звуковой информации: сканер; фотоаппарат; видеокамера; цифровой микроскоп; аудио и видео магнитофон — дают возможность непосредственно включать в учебный процесс информационные образы окружающего мира. В комплект с наушниками часто входит индивидуальный микрофон для ввода речи учащегося.
Программные средства:
Операционная система.
Клавиатурный тренажер.
Интегрированное офисное приложение, включающее текстовый редактор, растровый и векторный графические редакторы, программу разработки презентаций и электронные таблицы.
Звуковой редактор.
Система оптического распознавания текста.
Мультимедиа проигрыватель (входит в состав операционных систем или др.).
Почтовый клиент (входит в состав операционных систем или др.).
Браузер (входит в состав операционных систем или др.).
СОДЕРЖАНИЕ ПРОГРАММЫ
10 класс.
Введение. Информация и информационные процессы (4 часа).
Инструктаж по технике безопасности и правилам поведениям в кабинете информатики. Информация и информационные процессы. Вероятностный подход к измерению информации. Алфавитный подход к измерению информации.
Практическая работа №1 Информация и информационные процессы.
Информационные технологии (36 часов).
Текст как информационный объект. Автоматизированные средства и технологии организации текста. Основные приемы преобразования текстов. Гипертекстовое представление информации.
Динамические (электронные) таблицы как информационные объекты. Средства и технологии работы с таблицами. Назначение и принципы работы электронных таблиц. Основные способы представления математических зависимостей между данными. Использование электронных таблиц для обработки числовых данных (на примере задач из различных предметных областей).
Графические информационные объекты. Средства и технологии работы с графикой. Создание и редактирование графических информационных объектов средствами графических редакторов, систем презентационной и анимационной графики.
Практическая работа № 2. Кодировки русских букв.
Практическая работа № 3.Создание и форматирование документа.
Практическая работа №4. Перевод текста иностранных статей по медицине.
Практическая работа №5. Кодирование графической информации.
Практическая работа № 6. Редактирование звука.
Практическая работа № 7. Сканирование и распознавание статей по биологии.
Практическая работа № 8. Растровая графика.
Практическая работа № 9. Векторная графика.
Практическая работа № 10. Выполнение геометрических построений в среде КОМПАС: Структура молекулы органической кислоты.
Практическая работа №11. Создание флеш-анимации: Химическая реакция.
Практическая работа №12 Разработка презентации «Великие химики.
Практическая работа №13 Разработка интерактивной презентации «Таблица Менделеева».
Практическая работа №14 Разработка виртуального палеонтологического музея.
Практическая работа №15 Перевод чисел с помощью калькулятора.
Практическая работа №16. Ссылки в электронных таблице «Нахождение и сравнения скоростей млекопитающих».
Практическая работа №17 Построение диаграммы «Видовое разнообразие».
Контрольная работа №1 по теме «Информация и информационные процессы».
Контрольная работа №2 по теме «Информационные технологии».
Коммуникационные технологии (24 часа).
Средства и технологии обмена информацией с помощью компьютерных сетей (сетевые технологии)
Каналы связи и их основные характеристики. Помехи, шумы, искажение передаваемой информации. Избыточность информации как средство повышения надежности ее передачи. Использование кодов с обнаружением и исправлением ошибок.
Возможности и преимущества сетевых технологий. Локальные сети. Топологии локальных сетей. Глобальная сеть. Адресация в Интернете. Протоколы обмена. Протокол передачи данных TCP/IP. Аппаратные и программные средства организации компьютерных сетей. Подключение к Интернету. Настройка модема. Настройка почтовой программы Outlook Expeess. Работа с электронной почтой. Путешествие по Всемирной паутине. Настройка браузера. Работа с файловыми архивами. Формирование запросов на поиск информации в сети по ключевым словам, адекватным решаемой задаче. Знакомство с инструментальными средствами создания Web-сайтов. Форматирование текста и размещение графики.
Гиперссылки на Web-страницах. Тестирование и публикация Web-сайта. Информационная цивилизация. Информационные ресурсы общества. Информационная культура. Этические и правовые нормы информационной деятельности человека. Информационная безопасность. Информационные сервисы сети Интернет: электронная почта, телеконференции, Всемирная паутина, файловые архивы и т.д. Поисковые информационные системы. Организация поиска информации. Описание объекта для его последующего поиска. Инструментальные средства создания Web-сайтов.
Практическая работа №18. Предоставление общего доступа к принтеру.
Практическая работа №19. Поиск информации в Интернете о нобелевских лауреатах в области химии и биологии.
Практическая работа №20. Создание подключения к Интернету.
Практическая работа №21. Определение IP-адреса.
Практическая работа №22. Настройка браузера.
Практическая работа №23. Работа с электронной почтой.
Практическая работа №24. Общение в реальном времени.
Практическая работа №25. Работа с файловыми архивами биологической и химической тематики.
Практическая работа №26. Геоинформационные системы.
Практическая работа №27. Заказ в Интернет-магазине.
Практическая работа №28 Разработка сайта на тему: «Великие химики».
Контрольная работа №3 по теме «Коммуникационные технологии».
Итоговая контрольная работа.
Решение задач ЕГЭ (4 часа).

11 класс.
Основы логики и логические основы компьютера (11 часов).
Логика как наука. Формы мышления. Основные понятия и операции формальной логики. Законы логики. Логические выражения и их преобразования. Отношения между понятиями. Алгебра высказываний. Таблицы истинности.
Построение таблиц истинности логических выражений. Логические законы и правила преобразования логических выражений. Решение логических задач
Логические основы устройства компьютера. Логические элементы и схемы. Типовые логические устройства компьютера: полусумматор, сумматор, триггеры, регистры.
Практическая работа № 1. Построение таблицы истинности логического выражения.
Практическая работа № 2. Построение функциональной схемы логического выражения.
Практическая работа № 3. Преобразование логических выражений и использованием законов и правил преобразования.
Практическая работа № 4. Решение логических задач на биологическую тематику.
Практическая работа № 5. Решение логических задач на химическую тематику.
Практическая работа № 6. Построение логических схем основных устройств компьютера.
Алгоритмизация и программирование. (24 часа).
Алгоритм. Алгоритмические конструкции: следование, ветвление, повторение. Разбиение задачи на подзадачи, вспомогательный алгоритм. Алгоритмы работы с величинами: типы данных, ввод и вывод данных. Языки программирования, их классификация. Правила представления данных.
Этапы разработки программы: алгоритмизация – кодирование – отладка – тестирование. Технология нисходящего программирования. Разбиение задачи на подзадачи. Процедуры и функции. Структуры данных. Массивы. Обработка массивов. Поиск элементов в массиве. Основные алгоритмы сортировки массивов. Двумерные массивы.
Среда программирования. Отладка и выполнение программ. Линейные программы. Основные элементы языка (алфавит, идентификаторы, служебные слова). Операторы вывода данных на экран. Структура программы. Набор программы, сохранение, запуск, отладка.
Разветвляющиеся программы. Условный оператор, полная и неполная формы. Запись условного оператора в виде блок-схемы и на языке программирования. Оператор выбора. Циклические программы. Оператор цикла с параметром. Оператор цикла с предусловием. Оператор цикла с постусловием. Запись операторов цикла на языке программирования. Вложенные циклы. Подпрограммы. Особенности массива как типа данных. Одномерные массивы и двумерные массивы (матрицы). Особенности программ с применением массивов. Алгоритмы поиска элементов в массиве. Сортировка массивов. Перестановка элементов в массиве. Составление программ обработки массивов и матриц. Процедуры. Назначение процедур. Структура процедуры. Понятие глобальных и локальных переменных. Понятие формальных и фактических параметров. Особенности строкового типа данных. Реализация строк в программах. Стандартные процедуры и функции обработки строк. Составление программ с использованием строк. Особенности файлового типа данных. Особенности обработки текстовых файлов программным способом. Составление программ с использованием файлов.
Практическая работа № 7. Разработка линейного алгоритма (программы) с использованием математических функций при записи арифметического выражения.
Практическая работа № 8. Разработка алгоритма (программы), содержащей ветвление.
Практическая работа № 9. Разработка алгоритма (программы), содержащей цикл.
Практическая работа № 10. Разработка алгоритма (программы), содержащей подпрограмму.
Практическая работа № 11. Разработка алгоритма (программы) по обработке одномерного массива «Геометрическая прогрессия размножения в популяции».
Практическая работа № 12. Разработка алгоритма (программы), требующего для решения поставленной задачи использования логических операций.
Практическая работа № 13. Решение задач на обработку одномерного массива.
Практическая работа № 14. Решение задач на обработку двумерного массива.
Особенности строкового типа данных. Реализация строк в программах.
Практическая работа № 15.Разработка программы с использованием строк.
Практическая работа № 16. Разработка программы на обработку файлов.
Контрольная работа № 1 по теме: «Программирование».
Проект «Расчет молярной массы вещества».
Компьютер как средство автоматизации информационных процессов (11 часов).
Аппаратное и программное обеспечение компьютера. Архитектуры современных компьютеров Многообразие операционных систем. Программные средства создания информационных объектов, организации личного информационного пространства, защиты информации.
Практическая работа № 17. Виртуальные компьютерные палеонтологические музеи.
Практическая работа № 18. Сведения об архитектуре компьютера.
Практическая работа № 19. Сведения о логических разделах дисков.
Практическая работа № 20. Значки и ярлыки на Рабочем столе.
Практическое задание № 21. Биометрическая защита: идентификация по характеристикам речи.
Практическое задание № 22. Защита от компьютерных вирусов.
Практическое задание № 23. Защита от сетевых червей.
Практическое задание № 24. Защита от троянских программ.
Практическое задание № 25. Защита от хакерских атак.
Моделирование и формализация (8 часов).
Информационное моделирование как метод познания. Информационные (нематериальные) модели. Назначение и виды информационных моделей. Объект, субъект, цель моделирования. Адекватность моделей моделируемым объектам и целям моделирования. Формы представления моделей: описание, таблица, формула, граф, чертеж, рисунок, схема. Основные этапы построения моделей. Формализация как важнейший этап моделирования. Примеры моделирования социальных, биологических и химических систем и процессов. Модель процесса управления. Цель управления, воздействия внешней среды. Управление как подготовка, принятие решения и выработка управляющего воздействия. Роль обратной связи в управлении. Замкнутые и разомкнутые системы управления. Самоуправляемые системы, их особенности. Понятие о сложных системах управления, принцип иерархичности систем. Самоорганизующиеся системы. Формализация задач из различных предметных областей. Формализация текстовой информации.
Представление данных в табличной форме. Представление информации в форме графа. Представление зависимостей в виде формул. Представление последовательности действий в форме блок-схемы. Исследование моделей.
Практическая работа № 26 «Представление информации о биологической популяции в форме графа».
Практическая работа № 27 «Формализация задач из различных предметных областей: химической, биологической и экологической».
Практическая работа № 28 «Представление зависимостей в визуализации химических формул».
Практическая работа № 29 «Представление данных в табличной форме: Совместимость групп крови».
Практическая работа № 30 «Представление последовательности действий в форме блок-схемы: Моногибридное скрещивание».
Практическая работа № 31 «Представление связей в виде графа: Связи в биологической системе».
Практическая работа № 32 «Формализация текстовой информации: Биология и кибернетика».
Базы данных. Системы управления базами данных (СУБД) (8 часов).
Табличные базы данных. Система управления базами данных. Основные объекты СУБД: таблицы, формы, запросы, отчеты. Использование формы для просмотра и редактирования записей в табличной базе данных. Поиск записей в табличной базе данных с помощью фильтров и запросов. Сортировка записей в табличной базе данных. Печать данных с помощью отчетов. Иерархические базы данных. Сетевые базы данных. Создание и работа с базой данных «Классификация органических веществ».
Практическое задание № 33. Создание табличной базы данных «Классификация органических веществ».
Практическое задание № 34. Создание Формы в табличной базе данных.
Практическое задание № 35. Поиск записей в табличной базе данных с помощью Фильтров и Запросов.
Практическое задание № 36. Сортировка записей в табличной базе данных.
Практическое задание № 37. Создание Отчета в табличной базе данных.
Практическое задание № 38. Создание генеалогического древа семьи.
Информационное общество (3часа).
Информационная цивилизация. Информационные ресурсы общества. Информационная культура. Этические и правовые нормы информационной деятельности человека. Информационная безопасность.
Решение задач ЕГЭ (3 часа).
КАЛЕНДАРНО – ТЕМАТИЧЕСКОЕ ПЛАНИРОВАНИЕ
Календарно-тематическое планирование Информатика и ИКТ (10 класс (2 часа в неделю, 68 часов в год)

урока Дата
проведения
урока Тема урока
Содержание Планируемые результаты Дом. задание
план факт Введение. Информация и информационные процессы (4 ч) 1 Инструктаж по технике безопасности и правилам поведениям в кабинете информатики. Структура курса. Правила поведения и инструкции по технике безопасности на рабочем месте, в компьютерном классе. Знать инструкцию по технике безопасности на рабочем месте. Уметь выполнять правила поведения в компьютерном классе. с. 7-11
2 Вероятностный подход к измерению информации. Количество информации как мера уменьшения неопределенности знаний. Знать понятие количества информации. Подходы к его определению. Единицы измерения. Уметь рассчитывать количество информации. Представлять количество в различных единицах измерения. 3 Алфавитный подход к измерению информации. Алфавитный подход к определению количества информации. Знать понятие количества информации. Подходы к его определению. Единицы измерения. Уметь рассчитывать количество информации. Представлять количество в различных единицах измерения. 4 Практическая работа №1 Информация и информационные процессы. Информация в живой и вне живой природе. Информационные процессы в технике. Количества информации. Знать свойства информации. Уметь подсчитать ее количество. Информационные технологии (36 ч.). 5 Информация и информационные процессы. Информация в живой и вне живой природе. Информационные процессы в технике. Количества информации. Знать свойства информации. 6 Кодирование текстовой информации. Кодирование и декодирование текстовой информации. Знать кодовые таблицы тестовых символов. Уметь создавать Web- страницы П. 1.1 с. 14-17
7 Практическая работа № 2. Кодировки русских букв. Кодирование и деко-дирование текстовой информации с помощью русского алфавита. Уметь создавать Web- страницы 8 Создание документов в текстовых редакторах. Что такое текстовые редакторы, параметры страницы. Уметь устанавливать параметры страницы. П. 1.1 с. 17-21
9 Создание документов в текстовых редакторах. Этапы создания документов в текстовых редакторах. Уметь создавать и документы в текстовых редакторах. 10 Форматирование документов в текстовых редакторах. Виды форматирования документов в текстовых редакторах. Знать параметры форматирования символов, абзацев. П. 1.1 с. 21-28
11 Практическая работа № 3.Создание и форматирование документа Практическая работа по созданию и форматированию текста. Вводить и форматировать текст по образцу. 12 Компьютерные словари и системы компьютерного перевода текстов. Компьютерные словари и системы компьютерного перевода текстов. Знать преимуществами компьютерных словарей. П. 1.1 с. 28-31
13 Практическая работа №4. Перевод текста иностранных статей по медицине Понятие компьютерные словари. Системы компьютерного перевода. В Интернете с помощью онлайнового компьютерного словаря переводить слова медицинской статьи 14 Кодирование графической информации. Аналоговый и дискретный способы представления графической информации. Пространственная дискретизация. Знать различия между системой цветопередачи RGB и CMY. П. 1. 2 с. 36-39
15 Практическая работа №5. Кодирование графической информации Применение способов кодирования графической информации. Уметь определять установленное на компьютере разрешение экрана монитора, измеренное в dpi. 16 Кодирование звуковой информации. Временная дискретизация звука. Глубина кодирования, частота дискретизации, качество звука, звуковые редакторы. Уметь создавать и редактировать оцифрованный звук. П. 1.3 с. 72-76
17 Практическая работа № 6. Редактирование звука. Инструменты звукового редактора. Уметь создавать и редактировать оцифрованный звук 18 Системы оптического распознавания текстов. Применение систем оптического распознавания символов, форм, рукописного текста. Знать способы применения систем оптического распознавания символов, форм, рукописного текста. П. 1.1 с. 32-36
19 Практическая работа № 7. Сканирование и распознавание статей по биологии. Применение систем оптического распознавания символов, форм, рукописного текста. Уметь сканировать и преобразовывать в электронный текстовый документ: статью по биологии. 20 Контрольная работа №1 по теме «Информация и информационные процессы». Тест.  Задание по вариантам
21 Растровая графика. Инструменты растровой графики. Знать приемы создания растрового рисунка П. 1.2 с. 39-52
22 Практическая работа № 8. Растровая графика. Инструменты растровой графики. Рисование графических примитивов. Уметь создавать растровые рисунки. 23 Векторная графика. Инструменты векторной графики. Знать приемы создания трехмерной векторной графики. П. 1.2 с. 52-59
24 Практическая работа № 9. Векторная графика. Инструменты векторной графики. Уметь выполнять геометрические построения в системе компьютерного черчения. 25 Проверочная работа. Тест. Задание по вариантам
26 Практическая работа № 10. Выполнение геометрических построений в среде КОМПАС: Структура молекулы органической кислоты. Рисование графических примитивов. Основные чертежные объекты, параметры объекта. Выполнять в системе компьютерного черчения геометрические построения: построить треугольник по трем сторонам, по двум сторонам и углу между ними. 27 Повторение материала по теме «Кодирование информации». Знать материал темы «Кодирование информации». Повт п. 1.1, 1.2
28 Практическая работа №11. Создание флеш-анимации: Химическая реакция. Редактор Macromedia Flach. Создавать флэш-анимацию движения на тему: Химическая реакция. 29 Компьютерные презентации. Этапы создания компьютерной презентации. Знать способы и приемы составления презентаций. П. 1.4 с. 76-85
30 Практическая работа №12 Разработка презентации «Великие химики». Этапы создания компьютерной презентации. Разрабатывать презентации с использованием различных типов макетов слайдов. 31 Практическая работа №13 Разработка интерактивной презентации «Таблица Менделеева». Этапы создания компьютерной презентации. Разрабатывать презентации, включающие анимационные и звуковые эффекты. С. 85-91
32 Практическая работа №14 Разработка виртуального палеонтологического музея. Этапы создания компьютерной презентации. Разрабатывать презентации, включающие анимационные и звуковые эффекты. 33 Представление числовой информации с помощью систем счисления. Представление числовой информации с помощью систем счисления. Знать алгоритм работы с электронным калькулятором. П. 1.5 с. 91-96
34 Практическая работа №15 Перевод чисел с помощью калькулятора Представление числовой информации с помощью систем счисления. Уметь работать с электронным калькулятором. 35 Электронные таблицы. Основные типы и форматы данных. Относительные, абсолютные и смешанные ссылки. Знать основные типы и форматы данных. Относительные, абсолютные и смешанные ссылки. П. 1.5 с. 96-102
36 Практическая работа №16. Ссылки в электронных таблице «Нахождение и сравнения скоростей млекопитающих». Основные типы и форматы данных. Относительные, абсолютные и смешанные ссылки. Уметь создавать электронные таблицы. Осуществлять копирование формулы, содержащей относительные, абсолютные и смешанные ссылки. 37 Построение диаграмм и графиков. Построение диаграмм и графиков. Знать, как в электронных таблицах строить различные типы диаграмм. П. 1.5 с. 102-113
38 Практическая работа №17 Построение диаграммы «Видовое разнообразие». Построение диаграмм и графиков. Уметь строить диаграммы и графики с помощью электронной таблицы. 39 Контрольная работа №2 по теме «Информационные технологии» Тест.  Задание по вариантам
40 Повторение Коммуникационные технологии (24 ч). 41 Локальные компьютерные сети. Понятие и виды локальных компьютерных сетей. Знать виды локальных компьютерных сетей. П. 2.1 с. 115-122
42 Практическая работа №18. Предоставление общего доступа к принтеру. Понятие и виды локальных компьютерных сетей. Предоставлять общий доступ к принтеру в локальной сети компьютерного класса. 43 Глобальная сеть Интернет. Поиск информации в Интернете. Интернет, IP – адрес, доменная система имен, протокол передачи данных TCP/IP. Знать что такое IP – адрес, доменная система имен, протокол передачи данных TCP/IP. Называть основную характеристику канала передачи информации – пропускная способность. П. 2.2, 2. 10 с. 122-126,184-194
44 Практическая работа №19. Поиск информации в Интернете о нобелевских лауреатах в области химии и биологии. Интернет. Адресация в Интернете. Протокол подключения данных TCP/IP. Создавать подключения к Интернету, определять IP-адреса локального компьютера и сервера Интернет-провайдера. Поиск информации в Интернете о нобелевских лауреатах в области химии и биологии. 45 Подключение к Интернету. Виды подключений к сети Интернет. Знать способы подключений к Интернету. П. 2.3 с. 126-138
46 Практическая работа №20. Создание подключения к Интернету. Протокол подключения данных TCP/IP. Уметь создавать подключения к Интернету. 47 Библиотеки, энциклопедии и словари в Интернете. Российская государственная библиотека, библиотека Мошкова. Научная электронная библиотека, электронные энциклопедии. Википедия, Кругосвет. Онлайновый переводчик ПРОМТ, онлайновый словарь Lingvo. Уметь работать с электронными библиотеками, энциклопедиями, статьями, переводчиком и словарем в Интернете. П. 2.12 с. 199-201
48 Практическая работа №21. Определение IP-адреса. Протокол подключения данных TCP/IP. Уметь определять IP-адреса локального компьютера и сервера Интернет-провайдера. 49 Всемирная паутина. Технология WWW. Язык разметки гипертекста. Flash – технологии. Интернет – портал. Знать из каких частей состоит гиперссылка, URL- адрес документа в Интернете. П. 2.4 с. 140-146
50 Практическая работа №22. Настройка браузера. Понятие гиперссылка. Web-сайт, браузеры. Уметь производить настройку браузера. 51 Электронная почта. Возможности электронной почты, адрес электронной почты, почтовые программы функционирование электронной почты, почтовые черви, Web- почта. Знать функции электронной почты и её отличие от Web- почты П. 2.5 с. 146-155
52 Практическая работа №23. Работа с электронной почтой. Что такое почтовые программы. Функционирование электронной почты. Уметь записывать адрес электронной почты. Создавать учетную запись почты. Создать, отправить и получить сообщение. 53 Общение в Интернете в реальном времени. Серверы общения в реальном времени, общение в реальном времени с помощью системы мгновенных сообщений ICQ Знать формы общения в реальном времени в Интернете П. 2.6 с. 156-167
54 Практическая работа №24. Общение в реальном времени. Общение в реальном времени с помощью системы мгновенных сообщений ICQ. Реализовать общение в реальном времени в глобальной и локальных сетях. 55 Файловые архивы. Серверы файловых архивов. Протоколы передачи файлов. Загрузка файлов с помощью браузера. Специализированные менеджеры загрузки файлов. FTP- клиенты Off-line браузеры Знать преимущество загрузки файлов с помощью специализированных менеджеров. П. 2.7 с. 168-176
56 Практическая работа №25. Работа с файловыми архивами биологической и химической тематики. Серверы файловых архивов. Протоколы передачи файлов. Производить загрузку файлов и передачу их с локального компьютера на удаленный сервер. 57 Радио, Web-камеры, телевидение, геоинформационные системы в Интернете. Технология потоковой передачи звука и видео, Интернет – радио, Интернет – телевидение, Web- камеры Знать принцип сжатия аудио- и видеоданных при технологии потоковой передачи. П. 2.8 с. 176-184
58 Практическая работа №26. Геоинформационные системы. Географические информационные системы, интерактивные карты в Интернете, картографический ресурс Google Earth, спутниковая навигация. Знать отличие географических информационных систем от обычных географических карт. Находить в Интернете интерактивную карту нашего города и на ней наш район. 59 Электронная коммерция в Интернете. Хостинг, реклама, доски объявлений, Интернет – аукцион, Интернет – магазины. Знать формы электронной коммерции. П. 2.11 с. 194-199
60 Практическая работа №27. Заказ в Интернет-магазине. Хостинг, реклама, доски объявлений, Интернет-магазины. Иметь представления об услугах, предоставляемых сетью Интернет: заказать в Интеренете. 61 Основы языка разметки гипертекста. Основы языка разметки гипертекста. Знать тэги должны присутствовать в HTML – документе, для ввода заголовков, для вставки изображений в Web – страницы. П. 2.13 с. 201-208
62 Практическая работа №28 Разработка сайта на тему: «Великие химики» Основы языка разметки гипертекста. Создавать Web-страницу «Рост Интернета» с помощью Web-редактора. Применять основные теги языка HTML для создания Web-страниц. 63 Контрольная работа №3 по теме «Коммуникационные технологии»  Задание по вариантам
64 Итоговая контрольная работа. Тест. Задание по вариантам
65 Решение задач КИМ ЕГЭ  
66 Решение задач КИМ ЕГЭ 67 Решение задач КИМ ЕГЭ 68 Решение задач КИМ ЕГЭ  
Календарно - тематическое планирование по информатике и ИКТ 11 класс
(2 часа в неделю, всего 68 часов)


урока Дата
проведения
урока Тема урока (тема раздела выделяется иуказывается количество часов) Содержание Планируемые результаты Дом. задание
план факт Основы логики и логические основы компьютера (11 ч) 1 Основы логики Формы мышления. Высказывания. Понятия. Умозаключение. Логические переменные. Знать: Способы записи логических выражений. Уметь: Приводить примеры логических выражений конспект
2 Логические выражения и таблицы истинности. Понятие таблицы истинности. Равносильные логические выражения. Решение задач КИМ ЕГЭ по теме «Таблицы истинности». Знать: Определение истинности высказывания. Построение таблиц истинности логических выражений. конспект
3 Практическая работа № 1. Построение таблицы истинности логического выражения. Определение истинности высказывания Построение таблиц истинности логических выражений. Строить таблицы истинности для логических выражений. конспект
4 Логические функции. Базовые операции: дизъюнкция, конъюнкция, инверсия, импликация, эквивалентность. Решение задач КИМ ЕГЭ. Базовые операции: обозначения, конструкция в русском языке. Таблицы истинности базовых логических операций. конспект
5 Практическая работа № 2. Построение функциональной схемы логического выражения. Логические выражения и их преобразование. Построение таблиц истинности логических функций в электронных таблицах. Построение логической схемы по логической функции. Записывать логические выражения с помощью логических операций. конспект
6 Логические законы и правила преобразования логических выражений Законы двойного отрицания, тождества, 2 де - Моргана, ассоциативности, дистрибутивности. Знать: Логические законы. конспект
7 Практическая работа № 3. Преобразование логических выражений и использованием законов и правил преобразования. Преобразование логических выражений. Решение задач КИМ ЕГЭ по теме «Логические законы». Применять законы для преобразования логических выражений конспект
8 Практическая работа № 4.Решение логических задач на биологическую тематику. Виды задач. Методы и приёмы решения логических задач. Решение задач КИМ ЕГЭ по теме «Логические задачи». Приёмы решения логических задач. Выбирать способ решения логической задачи. конспект
9 Практическая работа № 5. Решение логических задач на химическую тематику. Виды задач. Методы и приёмы решения логических задач. Решение задач КИМ ЕГЭ по теме «Логические задачи». Приёмы решения логических задач. Выбирать способ решения логической задачи. конспект
10 Логические основы устройства компьютера Знакомство с базовыми элементами: И, ИЛИ, НЕ. Логические элементы и схемы. Типовые логические устройства компьютера: полусумматор, сумматор, триггеры, регистры. Знать основные логические основы устройства компьютера. конспект
11 Практическая работа № 6. Построение логических схем основных устройств компьютера. Логические элементы и схемы. Уметь составлять логические схемы основных устройств компьютера. конспект
Алгоритмизация и программирование. (24 ч) 12 Основные понятия алгоритмизации Алгоритмы, виды алгоритмов, описания алгоритмов. Формальное исполнение алгоритма. Конструкции алгоритмов. Способы записи алгоритмов. Составлять алгоритмы с помощью блок-схем. конспект
13 Линейный алгоритм Понятие линейного алгоритма, его структура. Знать особенности линейного алгоритма. конспект
14 Практическая работа № 7. Разработка линейного алгоритма (программы) с использованием математических функций при записи арифметического выражения. Линейный алгоритма (программы) с использованием математических функций при записи арифметического выражения. Решение задач с использованием линейной алгоритмической конструкции. конспект
15 Разветвляющийся алгоритм Понятие алгоритма с ветвлением, его структура. Знать особенности алгоритма с ветвлением. конспект
16 Разветвляющиеся программы. Виды и назначение программ с ветвлением. Знать структуру полного и неполного ветвления. конспект
17 Практическая работа № 8. Разработка алгоритма (программы), содержащей ветвление. Разработка алгоритма (программы), содержащей ветвление. Решение задач с использованием алгоритмической конструкции: ветвление. конспект
18 Циклический алгоритм Понятие алгоритма, его структура. Знать особенности алгоритма с циклом. конспект
19 Программы с полным и неполным циклом. Виды и назначение программ с циклом. Знать структуру полного и неполного ветвления. конспект
20 Практическая работа № 9. Разработка алгоритма (программы), содержащей цикл. Разработка алгоритма (программы), содержащей цикл. Решение задач с использованием алгоритмической конструкции: цикл. конспект
21 Подпрограммы. Структурирование задачи при её решении для использования вспомогательного алгоритма. Знать область использования вспомогательных алгоритмов. конспект
22 Практическая работа № 10. Разработка алгоритма (программы), содержащей подпрограмму. Конструкции вспомогательных алгоритмов. Уметь программировать вспомогательных алгоритмов. конспект
23 Особенности массива как типа данных. Одномерные массивы и двумерные массивы. Работа с линейным массивом: заполнение, считывание, поиск, сортировка. Знать особенности и виды массивов. конспект
24 Практическая работа № 11. Разработка алгоритма (программы) по обработке одномерного массива «Геометрическая прогрессия размножения в популяции». Алгоритм (программы) по обработке одномерного массива Уметь разработать алгоритм (программы) по обработке одномерного массива. конспект
25 Практическая работа № 12. Разработка алгоритма (программы), требующего для решения поставленной задачи использования логических операций. Алгоритм (программы), требующего для решения поставленной задачи использования логических операций. Уметь разработать алгоритм (программы), требующего для решения поставленной задачи использования логических операций. конспект
26 Практическая работа № 13. Решение задач на обработку одномерного массива. Массив, тип, размерность, одномерный массив, индекс Решение задач на обработку одномерного массива. конспект
27 Практическая работа № 14. Решение задач на обработку двумерного массива. Массив, тип, размерность, двумерный массив, индекс Решение задач на обработку одномерного массива. конспект
28 Особенности строкового типа данных. Реализация строк в программах. Особенности строкового типа данных. Реализация строк в программах. Знать особенности строкового типа данных. конспект
29 Практическая работа № 15.Разработка программы с использованием строк. Особенности строкового типа данных. Реализация строк в программах. Уметь реализовывать строки в программе. конспект
30 Особенности обработки текстовых файлов программным способом. Составление программ с использованием файлов. Особенности обработки текстовых файлов программным способом. Составление программ с использованием файлов. Знать особенности обработки текстовых файлов программным способом. конспект
31 Практическая работа № 16. Разработка программы на обработку файлов. Особенности обработки текстовых файлов программным способом. Составление программ с использованием файлов. Уметь составлять программы с использованием файлов. конспект
32 Подготовка к контрольной работе по теме: «Программирование» Тест. Задания по вариантам.
33 Контрольная работа № 1 по теме: «Программирование». Тест. Задания по вариантам.
34 Проект «Расчет молярной массы вещества». Составление программы «Расчет молярной массы вещества» Уметь применять навыки программирования для составления программы «Расчет молярной массы вещества» 35 Решение задач КИМ ЕГЭ по теме «Алгоритмизация и программирование» Компьютер как средство автоматизации информационных процессов (11 ч). 36 История развития вычислительной техники. Практическая работа № 17. Виртуальные компьютерные палеонтологические музеи. Вычисления в доэлектронную эпоху. ЭВМ 1-го,2-го,3-го поколения. Персональные компьютеры. Знать преимущества современного компьютера. Уметь работать в виртуальном музее. П.1.1.,с.10-18
37 Архитектура персонального компьютера. Практическая работа № 18. Сведения об архитектуре компьютера. Архитектура персонального компьютера. Знать архитектуру современного компьютера. П.1.2, с.19-24
38 Основные характеристики операционных систем. Практическая работа № 19. Сведения о логических разделах дисков Основные характеристики операционных систем. Уметь выбирать операционную систему, просматривать информацию о логических дисках компьютера. П.1.3.1, с.25-29
39 Операционная система Windows. Операционная система Linux. Практическая работа № 20. Значки и ярлыки на Рабочем столе Разнообразие операционных систем. Знать файловые системы, элементы и безопасность в операционной системе Windows. Знать файловые системы и элементы в операционной системе Linux. Уметь работать со значками на Рабочем столе. П.1.32. – 1.6, с.30-42
40 Защита от несанкционированного доступа к информации. Защита с использованием паролей Защита с использованием пароля. Знать, как защищается информация в компьютере с использованием паролей. П.1.4.1,с.43-44
41 Биометрические системы защиты. Практическое задание № 21. Биометрическая защита: идентификация по характеристикам речи Биометрические системы защиты. Знать биометрические методы защиты информации. Уметь идентифицировать человека по характеристикам речи. П.1.4.2.45-48
42 Физическая защита данных на дисках. Физическая защита данных на дисках. Вредоносные и антивирусные программы. Иметь представление об организации физической защиты данных на дисках.Знать типы вредоносных программ. П.1.5.,с.49-50
43 Компьютерные вирусы и защита от них. Практическое задание № 22. Защита от компьютерных вирусов Компьютерные вирусы и защита от них. Знать сущностные характеристики компьютерных вирусов. Знать классификацию компьютерных вирусов, принципы их распространения и способы защиты от них. Уметь лечить или удалять файловые вирусы из зараженных объектов. П.1.6.1-1.6.2, с.51-62
44 Сетевые черви и защита от них. Практическое задание № 23. Защита от сетевых червей. Сетевые черви и защита от них. Знать классификацию сетевых червей, принципы их распространения и способы защиты от них. Уметь предотвращать проникновение сетевых червей на локальный компьютер. П.1.6.3, с.63-70
45 Троянские программы и защита от них. Практическое задание № 24. Защита от троянских программ. Троянские программы и защита от них. Знать классификацию троянских программ, принципы их распространения и способы защиты от них. Уметь обнаруживать и обезвреживать троянские программы П.1.6.4, с.71-74
46 Хакерские утилиты и защита от них. Практическое задание № 25. Защита от хакерских атак. Хакерские утилиты и защита от них. Знать классификацию хакерских атак, принципы их распространения и способы защиты от них. Уметь обнаруживать и обезвреживать хакерские атаки. П.1.6.5, с.75-78
Моделирование и формализация (8 ч). 47 Моделирование как метод познания. Формализация. Моделирование как метод познания. Системный подход в моделировании. Знать определение модели; что такое информационная модель. Знать назначение и виды информа-ционных моделей, описывающих реальные объекты или процессы. Понимать, что такое системный подход в науке и практике П.2.1, с.80-88
48 Практическая работа № 26 «Представление информации о биологической популяции в форме графа». Представление информации о биологической популяции в форме графа Уметь проводить эксперимент в виртуальной компьютерной лаборатории П.2.6, с.89-100
49 Практическая работа № 27 «Формализация задач из различных предметных областей: химической, биологической и экологической». Формализация задач из различных предметных областей: химической, биологической и экологической Уметь проводить эксперимент в виртуальной компьютерной лаборатории П.2.6, с.89-100
50 Практическая работа № 28 «Представление зависимостей в визуализации химических формул». Представление зависимостей в визуализации химических формул Уметь проводить эксперимент в виртуальной компьютерной лаборатории П.2.6, с.89-100
51 Практическая работа № 29 «Представление данных в табличной форме: Совместимость групп крови». Представление данных в табличной форме: Совместимость групп крови. Уметь проводить эксперимент в виртуальной компьютерной лаборатории П.2.6, с.89-100
52 Практическая работа № 30 «Представление последовательности действий в форме блок-схемы: Моногибридное скрещивание». Представление последовательности действий в форме блок-схемы: Моногибридное скрещивание. Уметь проводить эксперимент в виртуальной компьютерной лаборатории. П.2.6, с.89-100
53 Практическая работа № 31 «Представление связей в виде графа: Связи в биологической системе». Представление связей в виде графа: Связи в биологической системе Уметь проводить эксперимент в виртуальной компьютерной лаборатории. П.2.6, с.89-100
54 Практическая работа № 32 «Формализация текстовой информации: Биология и кибернетика». Формализация текстовой информации: Биология и кибернетика. Уметь проводить эксперимент в виртуальной компьютерной лаборатории П.2.6, с.89-100
Базы данных. Системы управления базами данных (СУБД) (8 ч) 55 Табличные базы данных. Табличные базы данных. Система управления базами данных. Знать, что такое база данных, основные понятия реляционных БД: запись, поле, тип поля, главный ключ. Знать определение и назначение СУБД П.3.1., с.101-103.
56 Основные объекты СУБД: таблицы, формы, запросы, отчеты. Практическое задание № 33. Создание табличной базы данных «Классификация органических веществ» Создание табличной базы данных. Уметь создавать структуру табличной базы данных; вводить и редактировать данные различных типов. П.3.2.1, с. 104-108
57 Использование Формы для просмотра и редактирования записей в табличной базе данных. Практическое задание № 34. Создание Формы в табличной базе данных Использование формы для просмотра и редактирования записей в табличной БД. Знать разницу между представлением данных с помощью таблицы и формы. Уметь создавать формы для табличных баз данных. П.3.2.2, с.109-112
58 Поиск записей в табличной базе данных с помощью Фильтров и Запросов. Практическое задание № 35. Поиск записей в табличной базе данных с помощью Фильтров и Запросов Поиск записей в табличной базе данных с помощью фильтров и запросов. Уметь осуществлять поиск информации в базе данных с помощью фильтров и запросов. Уметь формировать запросы на поиск данных. П.3.2.3, с.113-116
59 Сортировка записей в табличной базе данных. Практическое задание № 36. Сортировка записей в табличной базе данных Сортировка записей в табличной базе данных. Уметь осуществлять сортировку записей в табличной базе данных. П.3.2.4, с.117-118
60 Печать данных с помощью Отчетов. Практическое задание № 37. Создание Отчета в табличной базе данных Создание отчётов в табличной базе данных. Уметь создавать отчеты в табличной базе данных. П.3.2.5, с. 119
61 Иерархические базы данных. Иерархическая модель данных Знать характерные особенности иерархической модели данных. П.3.3., с.120-122
62 Сетевые базы данных. Практическое задание № 38. Создание генеалогического древа семьи Сетевая модель данных. Знать характерные особенности сетевой модели данных. Уметь работать с сетевой моделью данных. П.3.4, с.123-125
Информационное общество (3ч). 63 Право в Интернете. Право в Интернете. Знать правовые нормы информационной деятельности человека. П.4.1, 126.
64 Этика в Интернете. Этика в Интернете. Знать этические правила при общении по электронной почте, в чатах и форумах.  П.4.2, с.127-129
65 Перспективы развития информационных и коммуникационных технологий. Перспективы развития информационных и коммуникационных технологий. Иметь представление о перспективах развития информационных и коммуникационных технологий. П.4.3, с.130-136
66 Решение задач КИМ ЕГЭ. 67 Решение задач КИМ ЕГЭ.  
68 Решение задач КИМ ЕГЭ. ИСПОЛЬЗУЕМАЯ ЛИТЕРАТУРА:
Учебно-методический комплект для учителей:
Угринович Н.Д. Информатика и ИКТ-10. Базовый уровень: учебник для 10 класса / Н.Д. Угринович. – М.:БИНОМ. Лаборатория знаний, 2010.
Угринович Н.Д. Информатика и ИКТ-11. Базовый уровень: учебник для 11 класса / Н.Д. Угринович. – М.:БИНОМ. Лаборатория знаний, 2010.
Угринович Н.Д. Преподавание курса «Информатика и ИКТ» в основной и старшей школе. 8-11 классы: методическое пособие / Н.Д. Угринович. – М.: БИНОМ. Лаборатория знаний, 2010.
Угринович Н. Д. Практикум по информатике и информационным технологиям. Учебное пособие для общеобразовательных учреждений. Изд. 2-е, испр./Н. Д. Угринович, JI. JI. Босова, Н. И. Михайлова — М.: БИНОМ. Лаборатория знаний, 2010.
Учебно-методический комплект для учащихся:
Угринович Н.Д. Информатика и ИКТ-10. Базовый уровень: учебник для 10 класса / Н.Д. Угринович. – М.:БИНОМ. Лаборатория знаний, 2010.
Угринович Н.Д. Информатика и ИКТ-11. Базовый уровень: учебник для 11 класса / Н.Д. Угринович. – М.:БИНОМ. Лаборатория знаний, 2009.
Угринович Н. Д. Практикум по информатике и информационным технологиям. Учебное пособие для общеобразовательных учреждений. Изд. 2-е, испр./Н. Д. Угринович, JI. JI. Босова, Н. И. Михайлова — М.: БИНОМ. Лаборатория знаний, 2010.