Рабочая программа элективного курса для профильных классов


Департамент образования города Москвы
Государственное бюджетное профессиональное образовательное учреждение города Москвы
«КОЛЛЕДЖ АВТОМОБИЛЬНОГО ТРАНСПОРТА №9»
(ГБПОУ КАТ № 9)

Программа элективного курса
«Тематика русской рок-поэзии»Ознакомительный уровень
Составитель (автор): Трубанова Екатерина Александровна, преподаватель русского языка и литературы первой квалификационной категории ГБПОУ «Колледж автомобильного транспорта № 9».
МОСКВА
4116070153670002016
Пояснительная записка
Данная программа элективного курса «Тематика русской рок-поэзии» предназначена для студентов специальности 23.02.03 «Техническое обслуживание и ремонт автомобильного транспорта» и учащихся профильных 10-11 классов (профиль технологический), относится к ознакомительному уровню и имеет филологическую направленность.
Программа элективного курса разработана в соответствии с нормативно-правовыми актами:
Федеральный Закон Российской Федерации от 29 декабря 2012 г. № 273 «Об образовании в Российской Федерации»;
Примерные требования к программам дополнительного образования детей (Письмо Минобрнауки России от 11 декабря 2006 г. № 06-1844);
Концепция развития дополнительного образования детей от 4 сентября 2014 г. № 1726-р;
Распоряжение Правительства РФ от 24 апреля 2015 г. № 729-р «План мероприятий на 2015-2020 годы по реализации Концепции развития дополнительного образования детей» (п.12, 17, 21);
Приказ Министерства образования и науки Российской Федерации от 29 августа 2013 г. № 1008 «Об утверждении порядка организации и осуществления образовательной деятельности по дополнительным общеобразовательным программам»;
Приказ Департамента образования города Москвы «О мерах по развитию дополнительного образования детей в 2014-2015 учебном году» от 17 декабря 2014г. № 922 (в редакции Приказов Департамента образования города Москвы от 7 августа 2015 г. № 1308, от 8 сентября 2015 г. № 2074).
Содержание образовательной программы направлено на развитие общеучебных компетенций, в частности, совершенствование навыков филологического анализа и формирование основ организации и проведения самостоятельной научно-исследовательской деятельности в смежных с филологией областях гуманитарных наук.
Новизна программы предполагает:
- использование технологий работы в малых группах;
- использование технологии исследования;
- использование методов обучения, формирующих навыки работы с текстом (лингвостилистического анализа);
- развитие способности проведения самостоятельной научно-исследовательской деятельности;
- нововведения в формах диагностики и подведения итогов реализации программы.
Актуальность программы состоит в том, что она создает основы для самостоятельной реализации учебной деятельности, обеспечивающей социальную успешность, помогает процессу формирования личности в социуме, дает возможность саморазвития и самосовершенствования, формирует общую культуру.
Цель и задачи образовательной программы:
Цель: углубить и систематизировать знания современной русской литературы и поэзии второй половины ХХ и рубежа ХХ- ХХI веков, а также совершенствовать умения анализа текста.
Программа разработана на основе комплексного подхода к обучению.
В условиях становления современных рыночных отношений меняется не только характер деятельности предприятий, но и требования к уровню подготовки специалистов, поэтому в результате получения дополнительных знаний и навыков студент должен:
иметь представление:
- о течениях и направлениях современной литературы;
о своеобразии современной литературы;
о своеобразии творчества поэтов конца ХХ века и рубежа ХХ-ХХI веков ;
знать:
- о творчестве рок-поэтов конца ХХ века;
- биографии и новаторства поэтического наследия рок-поэтов конца ХХ века.
уметь:
- дать оценку процессам в литературном творчестве конца ХХ в. и рубежа веков ;
- проводить лингвостилистический анализ произведений;
- использовать языковые средства при продуцировании собственных текстов.
Изучение данного материала должно способствовать формированию у обучающихся нового профессионального и творческого мышления.
Задачи:
Обучающие:
систематизировать знания по русской литературе конца ХХ века и рубежа
ХХ-ХI веков;
- совершенствовать умения правильно оформлять устную и письменную речь;
- уметь исследовать тексты для дальнейшего продуцирования своих текстов в будущей профессиональной деятельности ;
Развивающие:
- развивать логику, мышление, творческие способности;
- развивать умение анализировать и обобщать полученные знания;
- развивать внимание, логическое мышление;
- Развивать умения анализировать и обобщать знания.
Воспитывающие:
- воспитывать интерес к литературному наследию и формировать личностные качества;
- воспитывать познавательный интерес к процессам литературы;
- воспитывать интерес к новым технологиям познания.
Сроки реализации и продолжительность образовательного процесса:
Программа относится к базовому уровню и рассчитана на 20 часов аудиторного обучения. Занятия проводятся в групповой форме.
Ожидаемые результаты и способы их проверки:
Диагностика обучающихся на начальном этапе обучения.
Аттестация промежуточная и итоговая аттестация.
Формы и режим занятий - теоретические и практические занятия; групповые и по подгруппам.
Методы, в основе которых лежит способ организации занятия.
Словесные методы обучения (устное изложение, беседа, анализ текста, анализ структуры произведения);
Наглядные методы обучения (показ видеоматериалов, иллюстраций; показ, наблюдение, работа по образцу и др.);
Практические методы обучения (тренинг, тренировочные упражнения, практические работы и др.).
Методы, в основе которых лежит уровень деятельности обучающихся.
Объяснительно-иллюстративные методы обучения .Обучающиеся воспринимают и усваивают готовую информацию.
Репродуктивные методы обучения. Обучающиеся воспроизводят полученные знания и освоенные способы деятельности.
Частично-поисковые методы обучения. Участие обучающихся в коллективном поиске.
Исследовательские методы обучения. Овладение обучающимися методами научного познания, самостоятельной творческой работы.
Форма проведения занятий –
групповые занятия с индивидуальным подходом
Практикуется создание соревновательного фона, стимулирующего повышенную работоспособность и возможность активизации индивидуального участия.
Занятия проводятся 1 раз в неделю по 2 часа.
Ожидаемые результаты и способы их проверки.
Ожидаемые результаты:
Способность сделать мотивированный выбор вида деятельности в предметной области.
Умение подбора и работы с информацией.
Умение демонстрировать способность воспроизводить материал, самостоятельно действовать, выбирать способ решения.
Углубление интересов, расширение спектра специальных знаний.
Освоение определенного вида деятельности на базе знаний, умений и навыков, приобретенных в процессе обучения.
Умение увидеть и сформулировать проблему исследования, составить план её решения; выдвинуть гипотезу.
Умение делать обобщения и выводы; соединять форму и замысел исследования, моделирования в законченный творческий продукт – продуцированный текст.
Формы подведения итогов реализации программы.
Контроль в учреждении дополнительного образования обучающихся может проводиться в следующих формах:
тестирование;
прослушивание;
зачётные занятия;
контрольные работы;
участие в конкурсах и конференциях;
выполнение учебно-исследовательских работ;
творческие отчёты;
викторины, олимпиады;
2. УЧЕБНО-ТЕМАТИЧЕСКИЙ ПЛАН
Название разделов, тем Количество часов
Всего часов Теория Практика
Вводное занятие: течения и направления в литературе последних десятилетий ХХ века и рубежа ХХ-ХХI веков. 2 2 Раздел 1. Рок-поэзия рубежа ХХ-ХI веков 16 12 4
Тема 1.1 История отечественного рока. 2 2 Тема 1.2 Специфика русской рок-поэзии 2 2 Тема 1.3 Тематика и проблематика поэтических произведений отечественного рока. 2 2 Тема 1.4 Постмодернистские традиции в творчестве рок-поэтов. 2 2 Тема 1.5. Творчество А. Макаревича, группа «Машина времени». 2 2 Тема 1.6 Творчество Б. Гребенщикова, группа «Аквариум» 2 2 Тема 1.7 Выразительные средства языка рок –поэтов. Анализ художественных текстов. 2 2
Тема 1.8 Презентации по теме «Рок-поэзия рубежа 20-21 веков». 2 2 Итоговая работа:
Контрольная работа 2 2
Итого: 20 16 4
3. Тематический план и содержание элективного курса
«Тематика русской рок-поэзии»
Наименование разделов и тем Содержание учебного материала, практические работы,
самостоятельная работа обучающихся., курсовая работа (проект) Объем часов
1 2 3
Вводное занятие:
течения и направления в литературе последних десятилетий ХХ века и рубежа ХХ-ХХI веков Содержание учебного материала 2
Особенности современного литературного процесса;
Течения и направления в литературе последних десятилетий ХХ века;
Особенности литературы рубежа ХХ-ХI веков. Раздел 1.
Рок-поэзия рубежа
ХХ-ХI веков
16
Тема 1.
История отечественного рока Содержание учебного материала 2
История отечественного рока;
Своеобразие отечественной рок-поэзии. Самостоятельная работа: 1
1. Сообщение по теме. Тема 2.
Специфика русской рок-поэзии
Содержание учебного материала 2
Специфика русской рок-поэзии;
Новаторство поэзии отечественного рока. Самостоятельная работа: 1
1. Работа с текстом Тема 3.
Особенности тематики и проблематики поэтических произведений отечественного рока Содержание учебного материала 2
Тематика произведений рок-поэтов;
Проблематика;
Анализ тем и проблем произведений отечественного рока. Самостоятельная работа: 1
1. Анализ произведений по выбору. Тема 4.
Постмодернизм в творчестве рок-поэтов Содержание учебного материала 2
1. Постмодернизм в русской литературе;
2. Постмодернизм в творчестве рок-поэтов;
3. Черты постмодернизма в творчестве рок-поэтов. Самостоятельная работа 1
1. Анализ текстов. Тема 5.
Творчество
А. Макаревича.
Группа «Машина времени» Содержание учебного материала 2
1. Биография А. Макаревича;
Анализ творчества А. Макаревича;
Лингвостилистический анализ стихотворения по выбору. Самостоятельная работа: 1
1. Презентация Тема 6.
Творчество
Б. Гребенщикова. Группа «Аквариум» Содержание учебного материала 2
Биография Б. Гребенщикова;
Анализ творчества Б. Гребенщикова;
Работа с текстами. Самостоятельная работа: 1
1. Презентация 2. Лингвостилистический анализ текстов по выбору Тема 8.
Обобщающее занятие
Презентация по теме «Рок-поэзия рубежа 20-21 веков» Содержание учебного материала 2
Рок - поэзия рубежа веков Самостоятельная работа 1
Презентация по теме «Рок-поэзия рубежа 20-21 веков» Тема 9.
Контрольная итоговая работа Содержание учебного материала 2
1. Контрольная работа Всего по дисциплине:
20
Методическое обеспечение программы
Аудио-видео материалы;
Иллюстрации;
наглядный материал;
плакаты;
раздаточный материал;
схемы;
тематические папки.
Материально – техническое обеспечение
5.1 Требования к минимальному материально-техническому обеспечению реализации программы элективного курса.
Реализация программы дисциплины требует наличия учебного кабинета «Русского языка и литература».
Состав учебного оборудования в кабинете русского языка и литературы определяется действующими «Перечнями учебного оборудования по русскому языку и литературе для общеобразовательных учреждений России», утвержденными приказом Министерства образования Российской Федерации.
Оборудование учебного кабинета:
рабочие места для обучающихся и преподавателей;
мебель;
материально-техническое оснащение;
информационные ресурсы;
учебная литература.
Технические средства обучения:
персональный компьютер,
проектор,
экран,
подключение к сети Интернет,
телевизор,
видеомагнитофон,
медиа-ресурсы на электронных носителях.
5.2 Учебно-методический комплекс дисциплины, систематизированный по компонентам:
рабочая программа,
примерная рабочая программа,
рекомендации по выполнению самостоятельной работы,
технологические карты для преподавателя и студентов,
методические разработки, тесты,
информационные материалы,
контрольно-оценочные средства,
учебники (по количеству обучающихся в группе),
словари
В кабинете необходимо предусмотреть достаточный комплект методической литературы для преподавателя:
специальную методическую литературу,
справочную литературу лингвистического характера,
образовательный стандарт по русскому языку и литературе,
паспорт кабинета,
инструкцию по технике безопасности.
Используемая литература
Буйнов И.А. Эстетическая концепция рок-поэзии // Вестник МГГУ им. Шолохова, 2010. – №2. – С.11-16.
Дидуров А.А. Солдаты русского рока. – М.: Русь-90, 1994.
Затонский Д. Постмодернизм в историческом интерьере // Вопросы литературы. – 1996. – Вып. 3.
Ильин И.П. Постмодернизм от истоков до конца столетия: Эволюция научного мифа. – М., 1998.
Ильин И.П. Постмодернизм от истоков до конца столетия: Эволюция научного мифа. ‒ М., 1998.
Ильин И.П. Постструктурализм. Деконструктивизм. Постмодернизм. – М., 1996.
Легенды и сказания Древней Греции и Древнего Рима / сост. А.А. Нейхардт. – М., 1988.
Мифологический словарь / гл. ред. Е.М. Мелетинский. – М., 1991. – С. 623.
Мифы народов мира: Энциклопедия. В 2 т. – М., 1992.
Нежданова Н.К. Русская рок-поэзия в процессе самоопределения поколения 70-80-х годов // Русская рок-поэзия: текст и контекст. – Тверь, 1998. – Вып.1.
Свиридов С.В. Рок-искусство и проблема синтетического текста // Русская рок-поэзия: текст и контекст. – Тверь, 2002. – Вып. 6. – С. 11-34.
Толоконникова С.Ю. Русская рок-поэзия в зеркале неомифологизма // Русская рок-поэзия: Текст и контекст 2. – Тверь, 1999.
Толоконникова С.Ю. Неомифологизм в русской литературе конца 19 – 20 века / С.Ю. Толоконникова. – Борисоглебск, 2005.
Троицкий А.К. Рок в Союзе: 60-е, 70-е, 80-е... – М.: Искусство, 1991.