Программа Решение биологических задач: молекулярная биология

УПРАВЛЕНИЕ ОБРАЗОВАНИЯ АДМИНИСТРАЦИИ ГОРОДА МОНЧЕГОРСКА МУРМАНСКОЙ ОБЛАСТИ
Муниципальное общеобразовательное учреждение средняя общеобразовательная школа № 5имени О.И.Семенова - Тян-Шанского
184505 г. Мончегорск, Мурманская обл., проспект Кирова, дом 17.
Телефон / fax: (815-36) 3-00-55. E-mail: School5 @ monch.mels.ru
«УТВЕРЖДЕНО»
Директор ОУ
----------------------
«------»---- РАБОЧАЯ ПРОГРАММА
элективного курса «Решение биологических задач: молекулярная биология » для 10 класса, разработана в соответствии с требованиями федерального государственного стандарта общего образования второго поколения
( 34 ч / 1ч в неделю)


Разработчик программы
Сорбалэ К.Н.
Обсуждена и согласована на Принята на методическом совете
методическом объединении Протокол №________________от
Протокол №___________от «___»___________________20_г
«___»______________20_г

2014 год



Пояснительная записка
Рабочая программа курса «Решение биологических задач: молекулярная биология»
составлена на основании следующих документов:
Федеральный компонент государственных образовательных стандартов основного общего образования по биологии (Приложение к приказу Министерства образования России от 5.03.04. № 1089);- для учителей биологии

Федеральный базисный учебный план и примерные учебные планы для образовательных учреждений РФ, реализующих программу основного общего образования (Приложение к приказу Министерства образования России от 09.03.04. № 1312) с изменениями, утвержденными приказом Министерства образования и науки РФ от 03.06. 2011 № 1994;
Региональный базисный учебный план общеобразовательных учреждений Мурманской области, утверждённый приказом комитета по образованию Мурманской области от 30.06.2006. № 811, с изменениями, утвержденными приказом Министерства образования и науки Мурманской области от 30.08.2011 № 1614.;
Приказ Министерства образования и науки РФ ОТ 19.12.2012 № 1067 об утверждении федеральных перечней учебников, рекомендованных (допущенных) к использованию в образовательном процессе в образовательных учреждениях, реализующих образовательные программы основного общего образования и имеющих государственную аккредитацию, на 2013/14 учебный год;
Примерная программа по биологии основного общего образования на базовом уровне;
Положение о разработке и утверждении рабочих программ учебных курсов, предметов, дисциплин в МБОУ СОШ №5 имени Семёнова-Тян-Шанского (Приказ №224 от 16.09.08).
Предлагаемый элективный курс «Решение биологических задач: молекулярная биология » рассчитан на 34 часа и самым тесным образом связан с основным курсом «Общая биология» 10 – 11 класс. При его изучении учащиеся углубят свои знания о молекулярных основах жизни, об особенностях строения и функциях биополимеров в клетке, их роли в образовании клеточных структур, в процессе жизнедеятельности, делении клеток, в формировании и передаче наследственных признаков.

Весь учебный материал условно делится на три раздела:
физико-химические особенности и функции макромолекул;
процессы в клетке, связанные с функционированием макромолекул.
цитологические основы наследственности
Изучение этих разделов поможет учащимся осознать наиболее трудные вопросы разделов основного курса биологии: цитологии, генетики, онтогенеза.
Успешному усвоению содержания курса помогут новые технологии опережающего, проблемного обучения; творческая активность учащихся при овладении новым содержанием с применением поисково-исследовательских методов, проектирования, моделирования, выполнением лабораторных работ, разработкой экспериментов и решение задач.
Выполняя практическую часть, учащиеся овладеют умениями микропрепарирования, анализа органических веществ, навыками работы с различными приборами и микроскопом. Все прикладные вопросы рассматриваются в плане решения конкретных теоретических вопросов. В результате изучения данного курса, учащиеся воочию убеждаются в материальности основ жизни и их познаваемости.
Коммуникативно-ориентированное обучение, направленное на развитие учащихся, предполагает использование практикумов по решению задач, семинаров, дискуссий, деловых игр, собеседований с учащимися по конкретным проблемам.
Программа курса включает задачи и задания вычислительного, проблемного и творческого характера по молекулярной биологии и молекулярной генетике.
Цель данной программы:

повысить уровень биологической подготовки учащихся в соответствии с профильным обучением, научить учащихся самостоятельно решать задачи по общей биологии, развитие интеллектуальных и творческих способностей учащихся.
Задачи:

Расширить компетенцию учащихся о материальной основе живого вещества в биосфере;
Ознакомить учащихся с важнейшими открытиями и основными теоретическими обобщениями в области биохимии о единстве биохимического плана строения организмов; обсуждение на занятиях интересных и новых фактов в области молекулярной биологии;
Вовлечение учащихся в процессе самостоятельного поиска, «открытия» новых знаний, который необходим и возможен при решении проблемных познавательных задач;
Обеспечение разнообразия форм учебного труда учащихся, использование на занятиях спецкурса активных форм, методов и приемов обучения (поисковая, или эвристическая беседа; постановка и разрешение проблемного вопроса, решение творческих задач, дискуссии по актуальным проблемам);
Использование разных форм проверки качества знаний и умений, которыми овладевают учащиеся.
Данный элективный курс представляет собой индивидуальную образовательную траекторию для учащихся старшей школы в рамках их профилизации. Его введение
вызвано необходимостью создания условий для дифференцированного по содержанию обучения учащихся 10 класса и призвано удовлетворять индивидуальные интересы и склонности старшеклассников.
В соответствии со стандартом профильного биологического образования в программе сделан акцент на наиболее современные направления в науке, которыми выступают в частности молекулярная биология и молекулярная генетика. Два предложенных раздела, изучаемые в спецкурсе, связаны с основами этих наук и предоставляют
возможность обучающимся удовлетворить интерес к познанию организации жизни на химическом уровне и молекулярных основ наследственности.
Раздел курса «Теоретические основы молекулярной биологии» предполагает знакомство учащихся с современными достижениями науки. Практические задания включают выполнение лабораторных работ и решение биологических задач трех уровней:

задачи первого уровня направлены на отработку отдельных элементов теоретических знаний и умений пользоваться ими на практике;
второй уровень подразумевает знание теоретического материала по молекулярным основам химии клетки и молекулярным основам наследственности, включает несколько элементов знаний;
третий уровень носит творческий характер.

Решение различных проблемных ситуаций поможет учащимся закрепить умение устанавливать причинно-следственные связи в решении проблем, углубить знания по теме, а постановка опытов, выполнение поисковых заданий, работа с различными литературными источниками расширит представление о науке, истории ее развития, даст учащимся не только знания, но и умения связывать их с жизненным опытом, что служит показателем глубины и прочности знаний.
Определение уровня овладения учащимися основными понятиями, законами, теориями и научными фактами, осуществляется в урочное время.
Организация учебно-познавательной деятельности осуществляется согласно расписанию, в рамках занятий, продолжительность которых 45 минут. Во время проведения занятий роль учителя заключается в кратком изложении учебного материала, организации поисково-исследовательской деятельности учащихся на занятии с использованием дополнительной литературы, в проведении консультаций во время выполнения практических работ, постановки эксперимента, при решении задач и подготовки к семинарам.
Контроль знаний и умений осуществляется на основе результатов выполнения всех заданий, проектов, участия в семинарах и, в основном, направлен на выявление сформированности различных видов учебной деятельности: интеллектуальных, практических, общенаучных.
Особая значимость в контроле знаний по данному курсу отдается процессу оценивания знаний, как результат обучаемости – индивидуальной способности ученика к усвоению знании и отработке умений. Это и устное поощрение, похвала, сообщение об индивидуальных успехах и достижениях, аргументация оценок.
Формы оценивания результатов деятельности учащихся:
1.оценивание по бальной системе (баллы суммируются по ходу изучения темы):
1 балл – выполнено все;
0,5 балла – частично выполнено задание;
0 балла – задание не выполнено.
2. оценивание индивидуального продвижения (самопроверка) в цветовой гамме «Светофор»:
«красный» - низкий уровень;
« желтый» - средний уровень;
«зеленый» - высокий уровень.
Результаты выставляются в оценочных листах профильной группы (класса) и являются открытым учетом учебной деятельности учащихся.

10. Предполагаемый результат:

Развитие навыков самостоятельной работы в предметной области;
Формирование умения творчески, нестандартно решать учебные и проблемные задачи;
Развитие мотивации и интереса к предмету, положительного отношения к учебе;
Подготовка учащихся к выпускным и вступительным экзаменам в средние специальные и высшие учебные заведения страны, участию в интеллектуальных конкурсах и экзаменах по биологии.
Программа составлена на основе учебного издания Программы средней общеобразовательной школы: факультативные курсы (сборник 2, часть 1) под редакцией Сивоглазова В.И., М.: Просвещение, 1990.

Программа соответствует требованиям, предъявляемым к программам элективных курсов.
Программа обсуждена и одобрена на методическом совете школы, городском методическом объединении учителей биологии, заслушана на квалификационных курсах МОИПРКРОиН «Развитие качества преподавания биологии» в октябре 2009 года.

Элективный курс « Решение биологических задач: молекулярная биология» опирается на основное содержание:
Введение (1 час.)
Молекулярная биология – комплексная наука о физико-химических особенностях макромолекул и связанных с ними процессах в клетке. Связь молекулярной биологии с другими науками (биохимией, цитологией, физиологией, генетикой и др.). Данные о развитии молекулярной биологии. Открытие Мишером нуклеиновых кислот, расшифровка Уотсоном и Криком структуры ДНК. Установление функциональной взаимосвязи нуклеиновых кислот, белковых молекул, роли нуклеиновых кислот в передаче наследственной информации.
Демонстрация таблиц с изображением строения молекул белка и нуклеиновых кислот.
Физико-химические особенности и функции макромолекул (19 часов)
Структура и физико-химические свойства нуклеиновых кислот (4 часа).
Нуклеиновые кислоты – биополимеры. Составные компоненты нуклеиновых кислот – азотистые основания, углеводы, фосфорная кислота. Нуклеозид и нуклеотид. Правило Чаргаффа о соотношении оснований в нуклеиновых кислотах. АТФ – нуклеотид, выполняющий роль аккумулятора энергии.ДНК, структура, масса и размеры. Физико-химические методы исследования (спектроскопия, рентгеноструктурный анализ). Принцип комплементарности в образовании молекул ДНК. Образование двухцепочной макромолекулы и ее спирализация. Антинаправленность цепей ДНК. Денатурация и ренатурация молекул. Масса молекул и их локализация в клетке. Особенности структуры молекул ДНК, их нуклеотидный состав. Переход АТФ в нуклеотид РНК. Отличие молекул РНК от ДНК.
Демонстрация:  таблицы с изображением строения ДНК и РНК; сборки структурных элементов в молекулу ДНК и РНК; комплементарности оснований в ДНК.
Лабораторная работа № 1. Окрашивание препаратов клеток кожицы лука и рассмотрение под микроскопом ядер клеток.
2.Структура и физико-химические свойства молекул белка (6 часов).
Белки – полимеры, массы и размеры молекул. Скорость их седиментации, поглощение в УФ.Аминокислоты – мономеры белковых молекул. Особенности их строения, амфотерные свойства. Способы определения последовательности аминокислотных звеньев, количества цепей, концевых групп и радикалов в молекуле белка. Качественные реакции на белки.Поликонденсация аминокислот в полипептидную цепь. Пептидная связь и первичная структура белка. Вторичная, третичная и четвертичная структуры белковых молекул. Химические связи (ионная, дисульфидная), определяющие структуры белков. Структуры белков типа складчатого слоя. Простые и сложные белки. Особенности белковых молекул волос, мышц, гемоглобина. Наживная структура белка и ее изменения. Денатурация белковых молекул. Белки – ферменты. Особенности структуры их молекул, активный центр фермента.
Демонстрация  таблиц с изображением структуры белковых молекул, аминокислот, ферментов.
Лабораторные работы:
№ 2. Разделение белков куриного яйца по растворимости.
№ 3: «Денатурация белков» (t, спирт).
№ 4: «Каталитическая активность ферментов в живых клетках».
3.Функционирование макромолекул в клетке (9 часов).
Синтез ДНК. Матричный принцип синтеза ДНК. Роль ферментов в синтезе ДНК. Методы исследования синтеза молекул ДНК. Роль ДНК в клетке: хранение и передача наследственной информации от родителей потомству, доказательства роли ДНК в клетке. Код ДНК, его триплетность, специфичность, универсальность, непрерывность и вырожденность, однонаправленность и коллинеарность, способность мутировать. Синтез РНК. Типы РНК. Информационная РНК. Физико-химические особенности молекул и их роль в клетке; и-РНК материальная основа генов.Транспортная РНК, масса, размеры молекул. Конформация молекул и РНК. Антикодон и его функции. Роль т-РНК в транспорте аминокислот. Участие ферментов в этом процессе. Рибосомная РНК (р-РНК), особенности строения молекул, их роль в образовании рибосом. Синтез белка – путь реализации наследственной информации, его протекание в цитоплазме и ЭПС. Многоступенчатость синтеза белков, участие информационных молекул, ферментных систем и АТФ.Роль ДНК, и-РНК и т-РНК в синтезе белков. Процесс транскрипции, участие в нем ферментов, генов-промоторов, структурных и терминирующих кодов.Рибосома – органоид синтеза белковых молекул, ее химический состав, конформация, способность диссоциировать и передвигаться. Центр сборки белковой молекулы. Образование полисом. Трансляция, ее этап. Активация аминокислот, участие в ней ферментных систем. Перенос аминокислот к месту сборки белковых молекул. Сборка молекулы белка, роль в ней кодона и антикодона. Удлинение полипептидной цепи, окончание синтеза белка. Роль АТФ в синтезе белка. Функции белков в клетке. Специфичность белковых молекул. Каталитическая функция. Особенности взаимодействия фермента и субстрата. Образование фермент-субстратного комплекса, динамичность комплексов, специфичность действия. Транспортная роль белков. Участие гемоглобина в обеспечении тканей кислородом. Структурная функция белков; роль белка в образовании органоидов клетки (мембран, рибосом). Защитная функция: антитела, антигены, образование их комплектов и роль в защитной реакции. Энергетическая функция. Роль белков в возникновении и эволюции жизни.
 Демонстрация  таблиц, иллюстрирующих процессы синтеза РНК, ДНК, белков.
Лабораторная работа № 5 «Выделение пигментов из листа»
Процессы в клетке, связанные с функционированием макромолекул (9часов) (Энергетические процессы и фотосинтез).
Энергетический обмен. Этапы обмена веществ. Энергетический обмен. Этапы обмена веществ. Энергетическая функция белков, жиров, углеводов.
Фотосинтез. Автотрофы и гетеротрофы. Хлоропласты – материальная основа фотосинтеза. Световая и темновая фазы. Передача электронов промежуточными переносчиками. Свет и жизнь. Химия фотосинтеза. Регуляция химических процессов в клетке и организме.
Деление клетки как результат функционирования молекул. (3 часа). Способы деления клеток. Митоз – часть жизненного цикла клетки. Значение митоза. Мейоз – редукционное и эквационное деление. Кроссинговер. Половое размножение организмов. Развитие половых клеток.
Лабораторные работы:
№ 6: Митоз (на постоянных микропрепаратах),
№ 7: Проращивание лука приготовление временных препаратов мейоза в клетках корешков лука.

Цитологические основы наследственности (5 часов)
Состав и строение гена, способность его мутировать. Пути передачи генетической информации в клетке. ДНК – РНК – белок. Строение, химический состав и функции хромосом, их гаплоидный и диплоидный набор в клетках. Законы Г.Менделя о наследовании признаков. Значение работ Г.Менделя. Хромосомная теория наследственности. Сцепленное наследование генов. Наследование аномальных признаков, связанных с полом, пути лечения наследственных признаков. « Молекулярные» болезни. Биохимические вопросы генетики и медицины
Оснащение учебного процесса:
Таблицы:
Строение молекул белка.
Строение нуклеиновых кислот.
Структурные элементы молекул ДНК и РНК.
Строение структуры белковых молекул, аминокислот, ферментов.
Синтез РНК, ДНК, белков.
Оборудование общее лабораторное:
Штатив.
Пробирки.
Капельница.
Пипетки.
Водяная баня.
Мерные цилиндры
Готовые микропрепараты
Экранно-звуковые пособия
Технические средства обучения - ИКТ
Основные требования к знаниям и умениям учащихся
Знать:
основные термины и понятия.
Азотистые основания, аминокислоты, АТФ, Антикодон, Белки, Биополимеры, водородная связь, гидрофильность, гидрофобность, денатурация, диполь, дезоксирибоза, ДНК, Ионы, Ковалентная связь, комплементарность, макроэлементы, микроэлементы, мономер, нуклеотид, пептидная связь, рибоза, РНК, ферменты, фосфорная кислота.
Характеризовать:
строение и роль в клетке биополимеров;
строение макромолекул белка, имеющих характер информационных биополимеров;
виды РНК – транспортной, информационной, строение этих молекул и функции в клетке;
особенности строения молекул нуклеиновых кислот как биополимеров; локализация этих соединений в клетке.
Уметь:
решать задачи различного уровня сложности.
выявлять, раскрывать, использовать взаимосвязь «строения и функции» веществ в клетке
сформировать умение схематично изображать процесс удвоения ДНК.
Определять (распознавать, узнавать, сравнивать)
молекулу ДНК и РНК.
Излагать основное содержание курса, находить ответы на вопросы, использовать рисунки, самостоятельно изучать отдельные вопросы.
Список литературы для учителя.
для учителя и учащихся
1. Молекулярная биология. Сборник заданий для подготовки к ЕГЭ: уровни А,В,С: учебно-методическое пособие/ А.А.Кириленко.-Изд.2-Ростов н/Д:Легион,2012
3. Биология. 10-11 классы. Тематические тесты. Подготовка к ЕГЭ: Базовый, повышенный, высокий уровни : учебно-методическое пособие/ А.А.Кириленко.-Изд.4-Ростов н/Д:Легион,2012
4. Биология. Учебник 10-11 классы Общая биологии под ред. В.В. Захарова. Дрофа, 2008
5. Биология Н.Грин, У.Стаут, Д.Тейлор под ред. Р.Сопера в трех томах
6.Общая биология. Тренажеры для учащихся 10-11 классов и поступающих в ВУЗЫ. Тренировочные задачи. Составитель М.В. Высоцкая . Волгоград. Учитель.2005.
7. Иванова Т.В., Г.С.Калинова, А.Н. Мягкова. Сборник заданий по общей биологии.М.Просвещение, 2002.
8.Задачи и упражнения по общей биологии. Г.М. Муртазин. Просвещение.1981.
9. Pymol/ [ Cкачайте файл, чтобы посмотреть ссылку ]
10. [ Cкачайте файл, чтобы посмотреть ссылку ] Единая коллекция цифровых образовательных ресурсов.
11.[ Cкачайте файл, чтобы посмотреть ссылку ] Информационно-образовательные ресурсы компании «Кирилл и Мефодий».
12.[ Cкачайте файл, чтобы посмотреть ссылку ] Список цифровых образовательных ресурсов (ЦОР).







Календарно - тематическое планирование
Программа курса «Решение биологических задач: молекулярная биология»

№ п/п
Темы занятий
Кол.час
Форма занятий
Виды деятельности учащихся
Деятельность

1.
Введение. Молекулярная биология – комплексная наука о физико-химических особенностях макромолекул и связанных с ними процессах в клетке.
1
Вводная лекция.
Опережающее задание по теме: История становления молекулярной биологии как науки.
Сообщения учащихся.

Раздел I. Физико-химические особенности и функции макромолекул. (19 часов)

I
Структура и физико-химические свойства нуклеиновых кислот
4




2.
Нуклеиновые кислоты (НК) – биополимеры. Правило Чаргаффа о соотношении оснований.
1
Учебное исследование
Поисково – исследовательская деятельность, решение практических заданий и ведение ОК
Карточки – задания № 1, 2, 3, 4, 5 и 1, 2

3.
ДНК. Структура, масса, размеры. Локализация их в клетке, выполняемая функция.
1
Урок практического моделирования.
Выполнение индивидуальных заданий по решению проблемных заданий, моделирование фрагментов ДНК
Карточки – задания № 1, 2, 3, 4.

4.
РНК. Структура, их нуклеотидный состав. Виды РНК. Функции их в клетке.
1
Урок – практикум.
Л/р № 1: Окрашивание препаратов клеток кожицы лука и рассматривание под микроскопом ядер клеток.
Карточка – задание № 104

5.
АТФ – нуклеотид, выполняющий роль аккумулятора энергии. Переход АТФ в нуклеотид РНК.
1
Комбинированный
Завершение опорного конспекта. Подготовка вопросов для обсуждения, работа в группах.
Карточки – задания № 40, 41.

II
Структура и физико-химические свойства молекул белка.
6




6.
Белки-биополимеры. Особенности строения, амфотерные свойства белков. Качественные реакции на белки.
1
Урок моделирования с заменимыми и незаменимыми аминокислотами.
Моделирование первичной структуры белковой молекулы (20 бусинок разного цвета на нити).
Установление химических связей, описание модели.

7.
Структура белковых молекул. Химические связи. Простые и сложные белки.
1
Урок – практикум.
Л/р № 2: «Разделение белков куриного яйца по растворимости».
Отчет

8.
Свойства и функции белков.
1
Урок – практикум.
Л/р № 3: «Денатурация белков» (t, спирт).
Отчет, разработка эксперимента.

9.
Белки – ферменты. Особенности строения их молекул, активный центр фермента.
1
Урок – практикум.
Л/р № 4: «Каталитическая активность ферментов в живых клетках».


10.
Современная классификация ферментов и реакции их катализа.
1
Учебное исследование.
Индивидуально-групповая работа по карточкам.
Решение проблемных задач.

11.
Белок – основа жизни на Земле, видовой признак живых систем.
1
Обобщающий
Групповая работа по решению проблемных заданий по химическим основам возникновения жизни на Земле.
Теория абиогенеза.

III.
Функционирование макромолекул
9




12.
Синтез ДНК. Роль ферментов в синтезе ДНК. Роль ДНК в клетке. Код ДНК.
1
Учебное исследование
Индивидуально – групповая работа по выполнению познавательных заданий.
Составление таблицы.

13.
Синтез РНК. Функции всех типов РНК. Участие ферментов в этом процессе.
1
Учебное исследование
Индивидуально – групповая работа по выполнению познавательных заданий.
Составление таблицы.

14.
Синтез белка – путь реализации наследственной информации, его протекание в цитоплазме и ЭПС. Многоступенчатость синтеза.
1
Урок моделирования
Работа в группах.
Карточки – задания № 1 - 8

15.
Роль ДНК, и-РНК, т-РНК и р-РНК в синтезе белков. Процесс транскрипции, участие в нем ферментов, генов – промоторов, структурных и терморегулирующих кодов.
1
Урок - исследование
КМД, решение познавательных задач.
Карточки – задания № 1 – 5.

16.
Рибосома – органоид синтеза белковых молекул, ее химический состав. Центр сборки белковой молекулы. Образование полисомы.
1
Урок моделирования
Работа в группах, составление синквейна.
Синдементация малой и большой субъединиц эукариот и прокариот.
Защита модели.

17.
Транспортная роль белков. Участие гемоглобина в обеспечении тканей кислородом.
1
Урок - повторение
Индивидуально-групповая работа по выполнению проблемных заданий.
Обсуждение способов решения проблем.

18.
Защитная функция белков: антитела, антигены, образование их комплексов и их роль в защитной реакции.
1
Урок - повторение
Составление схем взаимодействия «Антитело – антиген», гуморального и клеточного иммунитета.
Устный журнал: «СПИД – чума XX века».

19.
Роль белков в возникновении и эволюции жизни.
1
Урок - семинар
Групповая форма учебной деятельности.
Опережающее обучение

20.
Жизнь – форма существования белковых тел.
1
Урок - отчет
Обобщение и обсуждение изученного: работа в группе.
Мозговой штурм (кмд).

Раздел II. Процессы в клетке, связанные с функционированием макромолекул. (9 часов)

I.
Энергетические процессы и фотосинтез.
6




21.
Энергетический обмен. Этапы обмена веществ.
1
Урок – введение в тему
Просмотр кинофильма. Ознакомление с произведением Ивина «У порога великой тайны»; составление модели.
Обсуждение

22.
Энергетическая функция белков, жиров, углеводов.
1
Урок - исследование
Парная работа
Карточки – задания 3, 4, 5, 6, 7, 8 (Муртазин Г.М.)

23.
Фотосинтез. Автотрофы и гетеротрофы. Хлоропласты – материальная основа фотосинтеза.
1
Введение в тему.
Просмотр кинофильма; групповая работа по составлению моделей
Защита моделей, карточки – задания 15, 16, 17 (Муртазин Г.М.)

24.
Световая и темновая фазы. Передача электронов промежуточными переносчиками.
1
Урок – анализ знаний
Взаимоконтроль по решению проблемных ситуаций
Экспресс - опрос

25.
Свет и жизнь. Химия фотосинтеза.
1
Урок - практикум
Л/р № 5 «Выделение пигментов из листа»
Блиц – опрос

26.
Регуляция химических процессов в клетке и организме.
1
Урок - зачет
Проверка знаний, их обобщение и обсуждение, парная работа, взаимоконтроль.
Зачет

II.
Деление клетки как результат функционирования молекул.
3




27.
Способы деления клеток. Митоз – часть жизненного цикла клетки. Значение митоза.
1
Урок - практикум
Л/р № 6: Митоз (на постоянных микропрепаратах), парная работа, взаимоконтроль.
Отчет

28.
Мейоз – редукционное и эквационное деление. Кроссинговер.
1
Урок - анализ
Частично – поисковый; составление синквейна
Карточки – задания № 1-8

29.
Половое размножение организмов. Развитие половых клеток.
1
Урок - практикум
Л/р № 7: Проращивание лука приготовление временных препаратов мейоза в клетках корешков лука.
Отчет, развитие умений микропрепарирования.

Раздел III. Цитологические основы наследственности (5 часов)

30.
Состав и строение гена, способность его мутировать. Пути передачи генетической информации в клетке. ДНК – РНК – белок.
1
Урок - повторение
Работа в группах по карточкам – заданиям.
Работа с тематическим вопросником.

31.
Строение, химический состав и функции хромосом, их гаплоидный и диплоидный набор в клетках.
1
Урок поискового исследования
Парная и групповая работа, КМД.
Составление отчета

32.
Законы Г.Менделя о наследовании признаков. Значение работ Г.Менделя.
1
Урок - семинар
Групповая работа по выведению трех законов Г.Менделя.
Решение практических заданий по Г.Менделя.

33.
Хромосомная теория наследственности. Сцепленное наследование генов.
1
Практикум по решению задач
Индивидуальная работа
Решение задач по з. Моргана

34.
Наследование аномальных признаков, связанных с полом, пути лечения наследственных признаков.
«Молекулярные» болезни. Биохимические вопросы генетики и медицины.
1
Обобщение знаний в форме деловой игры
КМД, групповая работа, сообщение, обобщение, решение задач.
Обобщение знаний в форме решения проблемных ситуаций.


15