Программа факультативного курса Практическая риторика


МБОУ «Полазненская средняя общеобразовательная школа №3»
Программа факультативного курса
«Практическая риторика»
Разработала
учитель русского языка и литературы
высшей категории
О.И.МеденниковаПолазна, 2015г.
Актуальность программы
Государственная политика и социальный заказ общества задают гуманистический вектор развития системе образования, направленный на раскрытие потенциала личности ребенка и его успешную социализацию в информационное общество. Что необходимо сегодня школьникам для успеха в жизни?
здоровье;
умение работать в команде и обладать навыками общения;
умение определять приоритеты, планировать конкретные результаты и нести персональную ответственность за них;
компьютерная грамотность, информационная культура;
способность творчески мыслить, последовательно рассуждать и представлять свои идеи;
эффективно использовать знания реальной жизни.
Происходящие в России преобразования неоднозначно и порой негативно сказываются на состоянии речевой культуры.
Одна из причин низкого уровня речевой подготовленности выпускников школы – отсутствие работы по формированию коммуникативной компетенции. Навыкам делового общения необходимо учить школьников специально уже в основной школе, в ходе изучения, например, факультативных курсов, а в перспективе курсов по выбору. Я предлагаю факультативный курс - «Практическая риторика».
Как показывает практика, овладение основами риторической грамотности ведет к высокой результативности не только в учебной деятельности в целом, но и дает хорошую основу для успешности в жизни.
Целями факультативного курса «Практическая риторика» являются:
Развитие и совершенствование способности к речевому взаимодействию и социальной адаптации.
Углубление знаний о нормах речевого поведения в различных сферах и ситуациях общения;
Применение полученных знаний и умений в собственной речевой практике, в процессе выполнения социально-значимых проектов.
Задачи (дидактические)
Обучить учащихся основам общения и проектно-исследовательской деятельности с использованием ИКТ;
Сформировать у школьников потребность в общении и сотрудничестве с другими в процессе решения жизненно-важных проблем;
Определить социально-значимые для учащихся проблемы;
Организовать работу учащихся над проектами;
Сформировать у школьников элементы информационной культуры;
Подвести итоги работы учащихся в проектах, оформить результаты.
Методические приемы развития вербальных способностей детей на уроках факультативного курса «Практическая риторика»
Прием№1. Исполнение школьниками различных социальных ролей в диалоговом формате. Роль руководителя. Роль подчиненного. Роль знаменитой личности и т.д.
Прием№2. Создание образа мыслительного содержания текста. Образ птицы, ветра, президента страны и т.д.
Прием№3. Художественное изображение мыслительного содержания текста.
Теоретические разделы, связанные с организацией проектно-исследовательской деятельности изучаются параллельно с организацией работы учащихся над проектами: основы библиотечно-библиографической грамотности, понятие проекта, виды проектов, смысл научного исследования, гипотеза исследования, этапы исследовательского проекта, способы представления результатов проектной деятельности с применением информационных коммуникационных технологий. Организация работы учащихся над проектами проводится на принципах педагогики сотрудничества. Учитель выступает в роли партнера, он также как ученик не знает ответы на все вопросы. Во время работы над проектами оттачиваются элементы ораторского мастерства, приемы вербального общения внутри групп, выполняющих один проект.
Учащимися были разработаны проекты:
«Искусство оратора»
«Бизнес-курс»
«Звездочет с планеты Детства»
«Деловая переписка»
«Речевой этикет»
«Энергетика речи»
«Речь подростков и нравственность»
«Состояние языка и авторитет России»
«Речь моих одноклассников»
«Я собираюсь продолжить образование»
Для каждого ученического проекта ребята подготовили презентацию в среде Microsoft PowerPoint. Публичная защита ученических проектов проводилась дважды: один раз в декабре - защита темы (проблемы) ученического проекта; второй раз в марте - защита всего проекта. Помимо работы в классе ребята продолжают выполнять проект во внеурочное время. При этом они вступают в общение с взрослыми, приобретая бесценный опыт сотрудничества при решении жизненно-важных проблем. Мною разработан дидактический материал к предмету с использованием ИКТ в виде буклетов.
Таким образом, методика обучения предмету «Практическая риторика» построена так, что ведущей деятельностью на уроке является общение, в результате которого формируется коммуникативная компетенция.
Результаты
Критерий №1 «Овладение учащимися (70%) основными видами публичных выступлений»
№ Дата Вид контрольной процедуры
(метод исследования) Уч-ся, владеющие основными видами публичных выступлений (%)1 Сентябрь Наблюдение. (Фиксация исходного уровня значения критерия). 20
2 Декабрь Контрольный срез «Публичная защита учащимися тем проектов». 50
3 Март Контрольный срез «Публичная защита учащимися ученических проектов». 80

Вывод: Диаграмма №1 показывает рост уровня овладения учащимися основными видами публичных выступлений.
Критерий№2 «Сформированность у 90% учащихся потребности в общении и сотрудничестве с другими в процессе решения жизненно-важных проблем»
№ Дата Вид контрольной процедуры
(метод исследования) Уч-ся, имеющие потребность в общении и сотрудничестве (%)1 Сентябрь Наблюдение. (Фиксация исходного уровня значения критерия). 45
2 Октябрь Педагогическое анкетирование учащихся, педагога (самооценка, оценка товарищей, оценка учителя уровня коммуникабельности школьников). 50
3 Март Педагогическое анкетирование учащихся, педагога (самооценка, оценка товарищей, оценка учителя уровня коммуникабельности школьников). 90
45
90
0
20
40
60
80
100
сентябрьмартДиаграмма№2

Вывод: Диаграмма №2 показывает рост уровня сформированности у учащихся потребности в общении и сотрудничестве с другими в процессе решения жизненно-важных проблем.
Критерий№3 «Овладение 90% школьников умением осуществлять целенаправленный поиск и обработку информации, включая возможности информационных коммуникационных технологий». Измерение проводилось по 5 бальной системе. Хорошим результатом считалась оценка 4 и выше, суммарным хорошим баллом считалось 15 баллов и выше. Анкета разработана автором проекта по принципу экспертной оценки.
№ Дата Вид контрольной процедуры
(метод исследования) Учащиеся, набравшие в сумме 15 баллов и выше (%)1 Сентябрь Сравнение независимых характеристик (характеристику дают школьникам родители, библиотекарь, учитель информатики, классный руководитель). (Фиксация исходного уровня значения критерия). 30
2 Декабрь Сравнение независимых характеристик (характеристику дают школьникам родители, библиотекарь, учитель информатики, классный руководитель). (Фиксация исходного уровня значения критерия). 60
3 Март Сравнение независимых характеристик (характеристику дают школьникам родители, библиотекарь, учитель информатики, классный руководитель). (Фиксация исходного уровня значения критерия). 100

Вывод: Диаграмма №3 показывает рост доли школьников, владеющих умением осуществлять целенаправленный поиск и обработку информации, включая возможности информационных коммуникационных технологий.
Критерий№5 «Высокое качество творческих работ учащихся»
О достижении данного критерия говорит тот факт, что ученические проекты и творческие работы школьников стали призерами, дипломантами конкурсов разного уровня:
Проект Пупиной Марии «Звездочет с планеты детства» стал победителем областного детского литературного конкурса.
Смирнов Роман стал победителем конкурса «Грамотей 2011»
Кравченко Мария стала лауреатом школьного конкурса научно-исследовательских работ учащихся и т.д.
Таким образом, «Практическая риторика» обеспечивает формирование у учащихся коммуникативной компетенции и элементов информационной культуры.
Программа прошла адаптацию на муниципальном и региональном уровнях. Проведены открытые уроки по всем разделам программы.
По итогам выполнения программы ежегодно проходят выставки лучших творческих работ и проектов, презентации портфолио, творческих идей; учащиеся активно участвуют в предметных олимпиадах различного уровня, выступают на школьных, краевых и муниципальных научно – практических конференциях. Это создает ситуацию успешности, дает возможность самовыразиться и самоутвердиться, оценить результат своего труда и сопоставить его с результатами сверстников, повышает мотивацию обучения.