Презентация на тему Организация профилактической работы с семьями обучающихся, находящихся в социально — опасном положении


Организация профилактической работы с семьями обучающихся, находящихся в социально - опасном положении Социальный педагог МБОУ «Тигильская СОШ» Кутова Наталья Анатольевна Жизнь любого человека начинается с семьи. Как нет идеально похожих людей, так нет совершенноидентичных семей. Семья – предмет изучения разных социальных наук. В каждой даётся своё определение данному понятию. С точки зрения социологии, это группа людей, связанная кровным родством и брачными узами. Юридическая наука дополняет данное определение и говорит, что семья является объединением нескольких совместно проживающих лиц, которые связаны между собой правовыми отношениями, определённым кругом обязанностей, возникающих после заключения брака и вступления в родство. В педагогике и в психологии делает упор на личные взаимоотношения членов семьи и разных поколений, на воспитательную и социальную роль представителей старшего поколения в развитии младших участников общественной группы. Данное понятие многогранное. Но каждое определение подтверждает, что это малая группа, ячейка общества, в которой люди связаны между собой определёнными отношениями. СЕМЬЯ, НАХОДЯЩАЯСЯ В СОЦИАЛЬНО ОПАСНОМ ПОЛОЖЕНИИ - это семья, имеющая детей, находящихся в социально опасном положении, а также семья, где родители или иные законные представители несовершеннолетних не исполняют своих обязанностей по их воспитанию, обучению и (или) содержанию и (или) отрицательно влияют на их поведение либо жестоко обращаются с ними (по ФЗ №120 от 24.06.1999 «Об основах системы профилактики безнадзорности и правонарушений несовершеннолетних» ) Основными критериями при определении семей этой категории являютсянеисполнение родителями своих обязанностей по обеспечению детей (отсутствие у детей необходимой одежды, регулярного питания, несоблюдение санитарно-гигиенических условий);отсутствие условий для воспитания детей (отсутствие работы у родителей, жилья и др.)вовлечение детей в противоправные действия (попрошайничество, проституция и т.д.);жестокое обращение с людьми со стороны родителей;отсутствие контроля над воспитанием и обучением детей (отсутствие связи со школой, невнимание родителей к успеваемости ребенка);семьи, в которых дети совершили преступление или правонарушение. Типы семей, находящихся в социально опасном положении:конфликтная – наиболее распространённый тип (до 60% от числа всех семей категории), с преобладанием конфронтационного стиля отношений;аморальная – характеризующая забвением всяких моральных и этнических норм; конфликтную и аморальную семьи объединяет то обстоятельство, что положение в них оказывается в прямой зависимости от внутрисемейных отношений, а воспитательный фактор приобретает значение производного;педагогически несостоятельная – с низким уровнем общей и отсутствием психолого-педагогической культуры; характеризуется не только ошибками и дефектами в воспитании детей, но и нежеланием что-либо изменять и исправлять в содержании и методах воспитания: такая семья сознательно или невольно настраивает ребенка на неподчинение общественным нормам и требованиям, на конфронтацию с лидером.асоциальная – в ней дети с ранних лет находятся в обстановке пренебрежения к общепринятым социальным и моральным нормам, воспринимают навыки отклоняющегося и противоправного поведения. Семьёй, находящейся в социально опасном положении, может стать любая семья, так как существует ряд социальных проблем: трудные материальные условия, отсутствие рабочих мест, конфликты между супругами и многое другое. Ближе к этой ступени, конечно же, стоят семьи группы риска. Семьи группы риска – это семьи, члены которой уязвимы вследствие складывающихся обстоятельств или могут понести ущерб от определённых социальных воздействий социального характера. К таким семьям относятся: малообеспеченные; неполные семьи; многодетные; матери-одиночки; семьи, имеющие детей инвалидов; родители, страдающие психическим расстройством, умственной отсталостью; семьи, имеющие детей под опекой или попечительством. Эти семьи требуют большого внимания со стороны школы. И задача специалистов, как можно раньше начать профилактическую работу с этой категорией семей, чтобы они не переступили ту грань, которая приведет их к неблагополучию. Признаки социального неблагополучия у обучающегосяУтомленный, сонный вид Санитарно-гигиеническая запущенность Склонность к обморокам, головокружению вследствие постоянного недоедания Неумеренный аппетит Задержка роста, отставание в речевом, моторном развитии Привлечение внимания любым способом Чрезмерная потребность в ласке Проявление агрессии и импульсивности, которые сменяются апатией и подавленным состоянием Проблемы во взаимоотношениях со сверстниками Трудности в обучении Признаки Физического насилия в семье Боязливость ребенка Сосание пальца, раскачивание Боязнь идти домой Жестокое обращение с животными Стремлении скрыть причину травм Этапы работы МБОУ «Тигильская СОШ» с семьёй, находящейся в социально опасном положении (СОП).1 этап. Раннее выявление семей, находящихся в СОП и формирование банка данных. 2 этап. Работа классного руководителя по работе с семьёй СОП.3 этап. Семья рассматривается на Управляющем совете.4 этап. Школьный Совет по профилактике правонарушений несовершеннолетних.5 этап. Постановка на профилактический учет семьи в МБОУ «Тигильская СОШ» и организация коррекционно-реабилитационной работы по улучшению ситуации в семье. 6 этап. Представление на комиссию по делам несовершеннолетних и защите их прав. Уведомление различных служб района занимающихся профилактической работой с семьями. 1 этап. Раннее выявление семей, находящихся в СОП и формирование банка данных. С целью раннего выявления неблагополучных семей, проживающих на территории МБОУ «Тигильская СОШ» в начале каждого учебного года социальный педагог на основе социального паспорта класса составляет социальный паспорт школы, в который вносятся все семьи группы риска. В дальнейшем эти семьи всегда находятся под пристальным контролем. Наиболее эффективная форма работы с семьей - это индивидуальная. К индивидуальным формам работы относятся: беседы с родителями, законными представителями, рекомендации и консультации, посещение семьи, анкетирование, диагностика, выявление и учет. 2 этап. Работа классного руководителя по работе с семьёй СОП:обеспечивает связь образовательного учреждения с семьей;устанавливает контакт с родителями (иными законными представителями) обучающихся;консультирует родителей (иных законных представителей) по вопросам воспитания и обучения детей через специалистов МБОУ «Тигильская СОШ»;организует в классе образовательно-воспитательное пространство, оптимальное для развития положительного потенциала каждого обучающегося;изучает индивидуальные особенности обучающихся и их динамику;изучает и анализирует степень удовлетворенности участников образовательного процесса жизнедеятельности классного коллектива, образовательного учреждения.контролирует посещаемость учебных занятий и успеваемость каждого обучающегося;анализирует условия и причины негативных проявлений в среде обучающихся класса и определяет меры по поддержке педагогической помощи и поддержке семей данной категории. 3 этап. Семья рассматривается на Управляющем советеКлассный руководитель рассказывает о результатах проделанной индивидуальной профилактической работе с семьей СОП. 4 этап. Школьный Совет по профилактики правонарушений несовершеннолетних.Классный руководитель предоставляет документацию на семью: акт обследования условий проживания, представление на семью, характеристику несовершеннолетнего, табель успеваемости и посещаемости и информацию о проделанной работе с семьей. 5 этап. Постановка на внутришкольный учет семьи СОП в МБОУ «Тигильская СОШ» и организация коррекционно-реабилитационной работы по улучшению ситуации в семье. Решение о постановке на внутришкольный учет принимается в соответствии с положением «Совета по профилактики правонарушений несовершеннолетних в МБОУ «Тигильская СОШ». Для устранения неблагополучия в семье школой проводится целенаправленная работа с родителями. Основной задачей является обеспечение эффективной помощи семье в вопросах успешной социальной адаптации детей и подростков.На протяжении работы с семьей решаются следующие задачи:обеспечить помощь родителям в решении проблем, возникающих в процессе воспитания и обучения;оказывать помощь родителям в развитии индивидуальных особенностей их ребенка;координировать учебную помощь родителей их детям;выявлять воспитательные возможности родителей и вовлекать их в жизнь классных коллективов;обеспечить помощь родителям в решении возникающих проблем;изучать уклад жизни и традиции семей учеников;организовывать психолого-педагогическое просвещение родителей;оказывать помощь в разрешении конфликтных ситуаций. В работе с семьями можно выделить основные направления работы:проверка жилищно-бытовых условий семьи;сбор информации о семье, выявление причин неблагополучия;составление плана работы с семьей;проведение консультаций, лекций для родителей;оказание им социально-психологической, посреднической и правовой помощи;отслеживание успеваемости и посещаемости обучающихся из неблагополучных семей;организация досуговой занятости детей из данных категорий семей во внеурочное время и во время каникул;помощь в организации трудовой занятости подростков во время летних каникул (с 14 лет). Основной критерий оценки эффективности индивидуальной профилактической работы с семьей:улучшение положения и качества жизни ребенка;устранение причин неблагополучия;расширение возможностей защиты права на жизнь, на достойную жизнь, на здоровье и образование. Оценка эффективности работы с семьей:соответствие проблем семьи тем целям, задачам и направлениям работы, которые определил социальный педагог.Оценка позитивной динамики ситуации может включать следующие показатели:уровень жизни семьи доведен до средних показателей (родители пытаются вести нормальный образ жизни, улучшилась бытовая обстановка в семье);родители проявляют заботу о детях;дети посещают общеобразовательное учреждение;уменьшилось потребление родителями алкогольных напитков;семья поддерживает контакт с общеобразовательным учреждением;в социальном окружении появились другие значимые взрослые (родственники, близкие знакомые), помощь которых семья принимает и позитивно настроена на взаимодействие с ними;семья позитивно принимает помощь и социальные контакты с лицами, осуществляющими патронаж. Социальный педагог формирует индивидуальную карту профилактического сопровождения, в которой отражается совместная работа классного руководителя, социального педагога, педагога-психолога (в настоящее время данная работа не проводится в связи с отсутствием специалиста), заместителя директора Учреждения по воспитательной работе. 6 этап. Представление на комиссию по делам несовершеннолетних и защите их прав. Уведомление различных служб района занимающихся профилактической работой с семьями. Совместная работа со специалистами этих служб. Заключение Рассмотрев проблему семей, находящихся в социальном опасном положении или в трудной жизненной ситуации, изучив имеющуюся литературу, специалисты МБОУ «Тигильская СОШ» отобрали для своей работы наиболее эффективные формы и методы работы. Наиболее эффективной формой работы с семьёй, находящейся в социально опасном положении или в трудной жизненной ситуации – это индивидуальная форма. Помощь в работе с семьёй это - диагностика, патронаж, беседы, оказание психолого-педагогической помощи. А также поняли, что какую бы работу с семьёй, находящейся в социально опасном положении или в трудной жизненной ситуации не делали, для получения положительного результата её надо проводить в системе. Процесс должен быть непрерывным. Ослабление контроля над жизнью детей из этих семей может привести к необратимым последствиям, так как чаще всего дети из таких семей вынуждены ступить на путь правонарушений и преступлений, порой для самоутверждения, а порой для выживания, оставшись один на один с окружающим их жестоким миром.