Конспект урока по русскому языку на темуПредложения с прямой и косвенной речью ( 6 класс)


Предложения с прямой и косвенной речью.
ЦЕЛИ:
Научить заменять прямую речь косвенной, учитывая особенность предложений по цели высказывания.
Развивать умение работать самостоятельно по изучению новой темы; совершенствовать орфографические и пунктуационные навыки.
Воспитывать внимание, наблюдательность, толерантность во время работы в группе, чувство коллективизма.
ХОД УРОКА
Организация начала урока.
- Здравствуйте, ребята! Я рада вас всех видеть! Сегодня на нашем уроке присутствуют гости - мои коллеги. Поприветствуйте, пожалуйста, их, повернитесь, улыбнитесь им, так же улыбнитесь мне, а я вам и улыбнитесь друг другу! Настройтесь на позитивную работу, я вам желаю, чтоб сегодняшний урок обогатил вас новыми знаниями, чтобы вы получили удовольствие от работы друг с другом!
Наш урок сегодня пройдет под девизом: «Ученику – удача, учителю – радость!»
Откройте тетради, запишите сегодняшнее число, классная работа.
Мотивация к учебной деятельности.
- Ребята, как вы считаете, обязательно ли писать грамотно? Может, достаточно того, что мы умеем правильно говорить? (Чтение стихотворения Нонны Слепаковой «Кабутта»).
У Оли в тетрадке
Опять непорядки.
Писала два утра,
Писала три утра,
Я вижу – написано
Слово «кабутта»…Может, это зверюшка из леса,
Не простая – в сапожки обута?
Или, может, Кабутта –
Это город на синем просторе?
Есть же город Одесса,
Там, где синее Черное море…
Но мама пришла,
А за нею сестра.
Встречаю с тетрадкой сестру у дверей:
- Волшебное слово в тетрадке твоей!
Но мама подходит
И смотрит с улыбкой:
- Ведь это «как будто»,
но только с ошибкой. –
Так вот что такое
Кабутта, Кабутта,
Ведь это простое
«Как будто», «как будто».
( Слепакова Нонна Менделевна [31.10.1936, Ленинград — 12.8.1998, Петербург]— поэт, прозаик, переводчик).
- Почему Олю не поняли?
- Важно ли быть грамотным?
Языковая разминка с последующей самопроверкой.
-Ребята, скажите, пожалуйста, какую тему мы начали изучать на вчерашнем занятии? (Прямая речь).
- Что такое прямая речь? (Прямая речь – это точно воспроизведенная чужая речь, переданная от лица того, кто ее произнес или написал).
- А что такое чужая речь? ( Чужая речь – это высказывание других лиц).
- Вспомните, от чего зависит постановка знаков препинания при прямой речи? (От того, где находятся слова автора и собственно прямая речь).
Игра « Найди ошибку». (Слайд 1).
1.А «П».
2.А: П?
3.А П!
4.«П» - а.
5. П! - а.
6. П? а.
Слайд 2 (Самопроверка).
1.А: «П».
2.А: «П?»
3.А: «П!»
4.«П», - а.
5.«П!» - а.
6.«П?» - а.
Самооценка.
4.Введение в новую тему.
А) Создание проблемной ситуации.
1. - Прочитайте предложения и сравните их.
1). «Язык есть вековой труд целого поколения», - сказал Владимир Иванович Даль.
2). Владимир Иванович Даль сказал, что язык есть вековой труд целого поколения.
Влади́мир Ива́нович Даль (10 [22] ноября 1801 — 22 сентября [4 октября] 1872) — русский учёный, писатель и лексикограф, составитель «Толкового словаря живого великорусского языка».
- Скажите, в чем сходство и различие между предложениями по смыслу?
- Чем они отличаются по форме? (1 предложение- прямая речь, 2 – сложноподчиненное предложение)
- Как называется часть сложного предложения, в которой передано содержание чужой речи с точки зрения говорящего? (придаточная)
- Ребята, 2 предложение – это предложение с косвенной речью. А где мы можем подробнее узнать, что это такое? (В учебнике)
-Скажите, какая проблема урока? (Какие существуют способы передачи чужой речи? Чем они отличаются и как оформляются на письме? )
- Как бы вы сформулировали тему урока? (Предложения с прямой и косвенной речью)
- Сформулируйте цели урока.
1.Вспомнить, что такое прямая речь.
2.Рассмотреть, что такое косвенная речь.
3.Уметь:
1) находить предложения с прямой речью, правильно расставлять знаки препинания в них, составлять схемы предложений с прямой речью;
3) заменять прямую речь косвенной.
- Запишите тему урока в тетрадях.
Самооценка.
Открытие новых знаний.
 Косвенная речь – это чужая речь, оформленная как придаточная часть в сложноподчиненном предложении.
Прочитай внимательно теоретический материал.
Предложение с косвенной речью состоит из двух частей: одна часть, как и в предложении с прямой речью, представляет собой слова автора; другая часть выражает содержание чужой речи (косвенную речь) и присоединяется к первой союзами что, будто, чтобы, местоимениями и наречиями кто, что, как, какой, где, когда, почему и другими или частицей ли. Мать просила нас, чтобы мы не опаздывали к чаю. (Ср. Мать просила: "Не опаздывайте к чаю!")
В предложении с косвенной речью кавычки не ставятся. См. предложение в п.1.
Слова автора обычно предшествуют косвенной речи и отделяются от нее запятой.
После косвенного вопроса вопросительный знак не ставится. Мы захотели узнать, скоро ли будет поезд в Москву.
При замене прямой речи косвенной личные и притяжательные местоимения (а также личные формы глаголов) передаются от лица автора, рассказчика, а не от того лица, чья речь передается. Я поинтересовался, можно ли мне остаться на ночь.
- Рассмотри предложенные примеры, разберись, как происходит замена прямой речи косвенной. Обрати внимание на выделенные слова в прямой речи и на то, как они заменяются в речи косвенной.
Предложения с прямой речью Предложения с косвенной речью
«Мой дед землю пахал», - с надменной гордостью отвечал Базаров. Базаров отвечал с надменной гордостью, что его дед землю пахал.
Андрей воскликнул: «Я таких людей видел множество!» Андрей воскликнул, что он таких людей видел множество.
Командир приказал: «Огонь!» Командир приказал, чтобы открыли огонь.
«Который час?» - спросил я. Я спросил, который час.
Врач спросил: «Какая у вас была температура?» Врач спросил, какая  у меня была температура.
Самооценка.
ФИЗКУЛЬТМИНУТКА.
6.Развитие учебно-языковых, правописных и речевых умений.
Задание 1. Замени прямую речь косвенной.
1. «Да, я знаю его», - подтвердила она.
2. Я спросил его: «Умеешь ли плавать?»
3. Илюша крикнул ему вслед: «Не упади в реку!»
САМООЦЕНКА
Задание 2. Проведите обратную замену, преобразовав предложения с косвенной речью в предложения с прямой речью.
1. Кирилл Петрович спросил у Маши, где она была.
2. Я заметил, что погода будет славная.
3. Сергей спросил тихо, почему она ушла.
САМООЦЕНКА
Задание 3. Исправь ошибки, связанные с употреблением прямой и косвенной речи. Объясни, чем вызваны эти ошибки.
1. Он говорил, что страшный случай со мной приключился.
2. Меня спросили, где я раньше работал?
3. Когда мать спросила у сына, зачем он читает запрещённые книги, Павел ответил, что хочу всё знать.
САМООЦЕНКА

Итог урока .
Я умею…
Я могу…
Поставьте итоговую оценку за урок.
Домашнее задание.
1. Обязательное:
- Учить правила;
- Выполнить упражнение 168.
2. Дополнительное (по желанию): найти в новелле Проспера Мериме «Венера Илльская» предложения с прямой речью и перестроить их в предложения с косвенной речью.

Лист самооценки
учени___6 А класса
________________________________
№ п/п Этапы урока Оценка
1. Игра «Найди ошибку».
2. Тема и цели урока.
3. Работа с теоретическим
материалом
4. Задание №1. 5. Задание №2. 6. Задание №3. ИТОГОВАЯ ОЦЕНКА ЗА УРОК.