Конспект урока русского языка Имена собственные. Большая буква в именах собственных.


Предмет: русский язык
Класс: 1Б
Тип урока: урок открытия новых знаний
УМК: система Л. В.ЗанковаТема Имена собственные. Большая буква в именах собственных.
Цель На практике подвести учеников к понятию «имена собственные», к их написанию с большой буквы.
Задачи
1.Образовательные:
- создать ситуации для выяснения существенных признаков имен собственных,
- начать систематизацию знаний о написании большой буквы в именах собственных и первого слова в предложении.
2.Воспитательные:
-воспитание уважительного отношения к другим обучающимся при коллективном обсуждении проблем и работе в паре, в группе и готовности оказывать взаимопомощь.
3. Развивающие:
-развитие аналитического мышления, формирование орфографического навыка,
-развитие умения аргументировать, доказывать свое мнение.
Формируемые УУД Личностные: формирование положительного отношения к учёбе и своим знаниям, развитие творческого воображения и способности самооценки.
Регулятивные: организация учащимися своей учебной деятельности: целеполагание, планирование; контроль и самоконтроль процесса и результатов учебной деятельности.
Познавательные: умение анализировать изучаемые факты языка.
сопоставлять, находить ответ на проблемный вопрос. Знать, какие группы слов относятся к именам собственным. Уметь обобщать полученную информацию, делать вывод.
Коммуникативные: умение слушать и вступать в диалог, участвовать в коллективном обсуждении проблем; умение работать в паре, в группе, оказывать взаимопомощь.
Примечание Учащиеся на практике ознакомлены с написанием заглавной буквы в начале предложения, в именах людей, кличках животных, географических названий в период обучения грамоте. Открытием является систематизация частных понятий в понятие «имена собственные». В учебнике теме посвящены упражнения 136-156.
Ресурсы:
- основные
- дополнительные
учебник русского языка для 1 класса автор Н.В. Нечаева,
компьютер, проектор, экран, колонки,
презентация,
раздаточный материал для парной работы, групповой работы.
Этапы урока Цель этапа
Деятельность учителя Деятельность обучающихсяЗадания для учащихся, выполнение которых приведет к достижению запланированных результатов
I.Самоопределение к деятельности (1-2 мин).
Включение детей в деятельность на личностно-значимом уровне.
Организует проговаривание правил поведения на уроке.
Объясняют правила поведения на уроке, приветствуют учителя и друг друга.
Объясняют, что на лестнице знаний необходимо наблюдать, подмечать, размышлять, делать вывод. Проверь дружок,
Готов ли ты начать урок?
Все на месте, все в порядке
Книжка, ручка и тетрадки!
На уроке будь старательным,
Будь спокойным и ….. (внимательным)
Все пиши, не отставая,
Слушай …. (не перебивая)
Говорите чётко, внятно,
Чтобы было всё (понятно)
Если хочешь отвечать,
Надо руку…. (поднимать)!
-Здравствуйте, улыбнитесь друг другу, садитесь.
-Объясните правила поведения на уроке.
-Сегодня на уроке нас ждёт удивительное открытие. Настраиваемся на активную работу.
-Какие ступеньки знаний нам предстоит пройти? (Слайд 1).
II. Актуализация знаний(3 мин).
Повторение изученного материала, необходимого для «открытия нового знания». Напоминает правила посадки при письме, правила положения тетради.
Предлагает задание обучающимся, организует проверку. Следят за осанкой, за положением тетради при письме.
Записывают число.
Определяют жанровую принадлежность предложения. Отгадывают загадку. Доказывают важность имени. Озвучивают правило написания первой буквы в начале предложения. -Откройте тетради, приготовьтесь писать. Проверьте правильность посадки и положение тетради.
-Запишите сегодняшнее число.
Минутка чистописания.
Без чего человеку жить нельзя? (№139 с. 59)
-Прочитайте. Что это?
-Народная загадка-шутка.
- Это имя человека.
-Запишите загадку в тетрадь.
-Выделите «опасное» место в предложении.
-Зачем людям даются имена? Объясните.
-Удобно обращаться друг к другу без имени?
III. Постановка учебной задачи (3мин).
Формулирование темы урока. Создаёт проблемную ситуацию.
Подводит обучающихся к формированию цели урока.
Совместно с детьми вводит понятие «имя собственное». Предлагает задания разного уровня сложности. Инсценируют жизненные ситуации согласно нормам поведения (по уровням сложности). Определяют значимость имени человека.
Формулируют тему урока.
-Чтобы доказать это на практике предлагаю поработать в парах. Инсценировка. (с.59 №140)
-Представьте, ситуацию, когда вам нужно вежливо к незнакомому человеку:
1)Узнать время, а у вас нет часов.
2)Если ты ищещь театр.
3) Придумайте ситуацию сами.
-Какие трудности испытали? Чего не хватало?
-Проанализируйте 1 и 2 задание, они связаны с темой урока сегодня?
- Как называются данные слова?
- Имена собственные.
- Значит, что мы будем изучать сегодня на уроке?
- Имена собственные. ( Дети формулируют тему урока).
- Какие важные проблемы и задачи будем решать сегодня на уроке? (слайд 2)
1 проблема:
-Какие группы слов относятся к именам собственным?
2 проблема:
-Как пишутся имена собственные?
IV. «Открытие» обучающимися новых знаний (14 мин)
Создание условий для знакомства с категорией «имя собственное», с правилом написания имён собственных.
Подводит к мысли о важности имени, фамилии организует поисковую работу над изменением имен. Совместно с обучающимися формулирует правило о написании имён собственных.
Высказывают свое мнение.
Исследуют информацию на карточках о происхождении имён. Объясняют как изменялись имена с течением времени.
Совместно с учителем формулируют правило о написании имён собственных.
Пополняют группу имен собственных кличками животных. 1).Давайте предположим, что может прятаться за знаком вопроса? Какая группа слов?
(СЛАЙД 3)
- Зачем нужны имена? Какие изменялись имена с древности до современности?
- Имя давалось человеку как примета, по которой его можно было выделить среди родственников.
- Имя могло отражать черту характера или поведение человека (Добр, Храбр).
- Их выбирали по церковным календарям.
2).Игра «Имена» - работа в группах.
М и ш а
Л ю д а
К о л я
-Кто быстрее придумает, как заполнить клетки, чтобы получились имена.
Затем учащиеся записывают имена в тетрадь через запятую, подчеркивая новое «опасное» место.
3).Работа с №144 с.61. (Чтение отрывка из стихотворения Г. Граубина « Прадеды»)
Кем был твой прадед на Руси?
Свою фамилию спроси!
Есть в каждом классе Кузнецов.
Кто прадед Кузнецова?
Он был из рода кузнецов,
Отец отца отцова.
-Какая категория слов дополняет имена собственные? Что важного в их написании?
-Фамилии, которые пишутся с заглавной буквы.
-История фамилии связана с родом занятий человека.
Запись своей фамилии в тетрадь. 4)Работа в парах.
-Чтобы пополнить группу имен собственных, вам предстоит помочь мамам найти своих детей и придумать клички животным.
Корова жеребенок
Лошадь ягненок
Овца козленок
Собака поросенок
Коза теленок
Свинья щенок
-Какой делаем вывод?
-К именам собственным относятся также клички животных.
- И пишутся с заглавной буквы.
Вывод: имена, фамилии, людей
Ты с заглавной буквы
Записывай скорей!
V.ФИЗМИНУТКА (4 мин)
Повысить или удержать умственную работоспособность детей на уроках; обеспечить кратковременный активный отдых для учеников в течение урока. Организует проведение физминутки (имитационные упражнения кенгуру). Участвуют в физминутке. « Кенкуру» (слайд 4)
И.п. – стойка с сомкнутыми носками, ноги слегка согнуты, туловище немного наклонено вперед, руки назад в стороны. Прыжки на двух ногах с продвижением вперед. Прыгать мягко, пружиня слегка согнутыми ногами. Передвигаться челночным способом (несколько прыжков вперед, а затем, повернувшись кругом, назад). Дыхание равномерное. После прыжков перейти на ходьбу.
VI. Первичное закрепление(6 мин).
Закрепить написание заглавной буквы в именах собственных. Организует самостоятельную работу над проблемным вопросом, работу над предложения-ми.
Работают с карточками, вспоминают изученное правило. Работа по карточкам.
-Оставь нужную букву.
К(к)ошка,М(м)уська,И(и)ра,д(Д)евочка,с(С)обака,д(Д)ружок,м(М)альчик,К(к)остя.
-Я считаю, что дружок пишется с маленькой буквы!
-Я считаю, что дружок пишется с заглавной буквы!
-Кто прав, аргументируйте свой ответ.
- Дружок пишется с маленькой буквы, если употребляется в значении товарищ, друг, оно не является именем собственным!
-Дружок пишется с заглавной буквы, если является кличкой животного!
-Это многозначное слово.
VI.Самостоятельная работа с самопроверкой по эталону(5мин).
Проверить написание заглавной буквы в именах собственных, самоконтроль усвоения знаний.
Организует работу в парах, используя алгоритм. Работают в парах, используя алгоритм. Самопроверка по эталону. -А сейчас вам предстоит поработать в парах. На каждый стол я раздала карточки. На карточках записаны предложения. В этих предложениях есть ошибки, исправь их.
У коли есть кошка мурка.
Катя орлова читала книгу.
У Люды живет собака барсик.
VII.Рефлексия(3 мин). Фиксация нового содержания урока. Осознание обучащимися своей учебной деятельности, самооценка результатов деятельности своей и всего класса.
Организует фиксирование содержания.
Организует рефлексию.
Организует самооценку учебной деятельности. Отвечают на вопросы учителя.
Рассказывают, что узнали, знают, смогли.
Выполняют самооценку.
- Давайте вспомним, на какие проблемные вопросы нам предстояло ответить в начале урока?
-Как вы считаете, мы получили на них ответ?
Отвечаем!
- Исследуйте своею фамилию дома.
(Слайд 5)
-Оцените свою работу (у каждого ребенка мешочек, который они наполняют красными «камешками», если им все удалось, зелеными – удалось, но что-то не получилось, синими – если совсем ничего не удалось).