Русский язык Собственные и нарицательные имена существительные


Урок русского языка в 3 классе
Тема: Собственные и нарицательные имена существительные.
Цель: расширить знания о существительных как о части речи.
Задачи: уточнить представления учащихся о собственных и нарицательных именах существительных;
развивать умения узнавать и писать собственные имена сущ-ые, мыслить; развивать творческие способности, общеучебные умения и навыки;
Воспитывать культуру общения на уроке, воспитывать любовь к родине.
Оборудование: картины ко дню Независимости РК, карточки, учебник, тетрадь.
Ход урока:
Орг-ия класса.
-Ребята, посмотрите друг на друга и на гостей, улыбнитесь им. Пусть наш урок принесет нам радость открытий.
В класс пришел не хмурь лица,
Будь веселым до конца!
Ты не зритель и не гость,
А программы нашей гвоздь!
Не ленитесь, улыбайтесь,
Всем законам подчиняйтесь,
А закон у нас такой-
Все в учебу с головой!
Минутка чистописания.
- Запись числа под диктовку.
-Казахстан казахстанцыКак называется эта группа слов? (однокор.)
Докажите. Выделите корень.
Дайте толкование каждого.
На какие вопросы отвечают?
Как называются эти слова?
Что можете сказать об этих сущ-ых?
3.Целевая установка.
- Итак, тема нашего сегодняшнего урока «Собственные и нарицательные имена существительные»
- Как вы думаете, чему мы должны научиться на уроке? (различать и писать собственные существительные)
4. Словарная работа.
- Дети по диктовку записывают слова, один ученик у доски.
Праздник, родина, столица, республика, Астана, месяц, декабрь, Алматы.
-Как вы думаете, почему я взяла именно эти слова?
-Правильно, в этом году 16 декабря исполняется 20 лет Независимости РК.
-Запись предложения и синтаксический разбор.
Казахстанцы празднуют независимость страны.
5. Работа над новым материалом.
- Давайте, посмотрим на словарные слова и подумаем, на какие группы можно разбить их. (собственные и нариц.)
- А какие сущ-ые называются собственными?
Собственное - это значить индивидуальное, неповторимое название предметов.
- Как пишутся имена собственные?
Буква обычная выросла вдруг,
Выросла выше букв – подруг.
Смотрят с почтеньем на букву подруги,
Но почему? За какие заслуги?
Буква расти не сама захотела,
Букве поручено важное дело,
Ставится буква у строчки в начале,
Чтобы начало все замечали.
Имя, фамилия пишутся с нею,
Чтобы заметней им быть и виднее,
Чтобы звучали громко и гордо.
Имя твоё, имя улицы, города!
Буква большая совсем не пустяк,
В букве большой уважения знак! Е. Измайлов
-Чтение правила в учебнике (с.99)
- Давайте подчеркнем одной чертой имена собственные.
-Молодцы!
6. Работа в тетрадях.
-А сейчас мы отправимся в путешествие по Казахстану.
Кто больше назовет озера, реки и города Казахстана. (устно)
- Cамостоятельная работа по карточкам.
Подчеркни ту букву, с которой необходимо писать слова.
(Г,г)ород (К,к)араганда, (Р,р)ека (И,и)шим, (Д,д)октор (А,а)йболит, (О,о)лег (И,и) ванович, (Д,д)ядя (В,в)аня.
-На какие 2 группы можно разбить эти слова?

- А сейчас работа в парах.
Игра «Лови ошибку»
У каждого на партах карточки с 2 предложениями, нужно исправить ошибки.
Улетел орел за город орел.
Иван блинов съел много блинов.
Наш шарик поймал воздушный шарик.
Не бойся морозов Сережа морозов.
Проверка.
Вывод, как пишутся имена собственные?
- Коллективная работа.
Объясните название. Запись на доске.
Черное море – черное платье
Река Быстрая – быстрая река
Девочка Надежда – моя надежда
- Запишем словосочетания с именами собственными и определим одуш, неодуш. сущ-ые.
-Копография. (индивидуально)
У каждого на парте лежит карточка с текстом. Записать текст правильно.
У оли жыла сабака умка. Девочька чясто гуляла с ней водворе.
Проверка, на доске текст, исправляем ошибки.
-Творческий диктант.
У. диктует, а дети заменяют при написании имена собственные данными в диктанте на свои.
Два друга Оспанов Руслан и Шишкин Коля живут в Астане. Мальчики гуляют с собакой Бимом и кошкой Муркой. Их улица Стройтелей самая красивая.
Проверка. Как написали имена собственные?
- Дети, раз у нас скоро праздник давайте напишем поздравительную открытку другу, бабушке.
У каждого на столе поздравительная открытка, дети подписывают её.
7. Д/З: заполнить по образцу конверт и отправить открытку упр.225, упр.224; выучить правило.

8. Итог урока.
- Что вы вынесли из урока?
Расскажите по схеме.
узнал, открыл для себя …
Сегодня на уроке Я научился, смог …
могу похвалить себя и своих одноклассников за …

Оценки.