Технологическая карта урока Имена существительные собственные и нарицательные

Технологическая карта урока русского языка в 3 классе (автор УМК Канакина В.П.)
Тема: Собственные и нарицательные имена существительные.
Задачи: учить распознавать имена собственные и нарицательные;
учить устанавливать лексическое значение слов;
обогащать словарный запас.
Планируемые результаты:
Предметные
. повторить ранее изученный материал об имени существительном;
формировать умение отличать имена собственные от нарицательных, умение правильно писать имена собственные (с заглавной буквы, в кавычках);
развивать наблюдательность, внимание, логическое мышление, умение сравнивать, группировать, делать выводы;
воспитывать любовь к родному языку, прививать интерес к его познанию, воспитание самостоятельности, объективности в оценивании себя.
Метапредметные
Личностные УУД:
-формировать внутреннюю позицию школьника на уровне положительного отношения к учебе;
- устанавливать связь между целью учебной деятельности и ее мотивом;
-оценивать усваиваемое содержание учебного материала (исходя из личностных ценностей);
- определять общие для всех правила поведения;
- определять правила работы в парах, в группах;
- устанавливать связь между целью деятельности и ее результатом.
Регулятивные УУД:
- определять и формулировать цель деятельности на уроке;
- формулировать учебные задачи;
- учить планировать свою деятельность на уроке;
- высказывать свое предположение на основе учебного материала;
- отличать верно выполненное задание от неверного;
- осуществлять самоконтроль;
-совместно с учителем и одноклассниками давать оценку своей деятельности на уроке.
Познавательные УУД:
- ориентироваться в учебнике, тетради;
- находить ответы на вопросы в тексте, иллюстрациях, используя свой жизненный опыт;
- развивать умение самостоятельно выделять и формулировать познавательную цель;
- строить речевое высказывание в устной форме;
- выдвигать гипотезу; проводить сравнение и классификацию слов;
- устанавливать причинно-следственные связи;
- делать обобщение; искать и выделять необходимую информацию;
- моделировать информацию;
- уметь определять уровень усвоения учебного материала.
Коммуникативные УУД:
- слушать и понимать речь других;
- формировать умения договариваться и приходить к общему решению в совместной деятельности;
- учитывать разные мнения и стремиться к координации различных позиций в сотрудничестве;
- уметь с достаточной полнотой и точностью выражать свои мысли;
- владеть диалогической формой речи в соответствии с грамматическими и синтаксическими нормами родного языка.
Ход урока
Деятельность учителя
Деятельность обучающихся

Мотивация познавательной деятельности

Создание мотивационной основы учебной деятельности
Звучит музыка из мультфильма «Крошка Енот» «От улыбки» .Учитель предлагает улыбнуться друг другу, пожелать удачи.

Дети выполняют.

Актуализация опорных знаний

Предлагает прочитать стихотворение «Почта» С.Я.Маршака (бланк 1), определить грамматические признаки выделенных имён существительных (род, число). Указать, какие из данных существительных являются одушевлёнными, а какие неодушевлёнными.
Просит установить лексическое значение слова «товарищ».
Предлагает найти орфограммы в слове.

Предлагает записать слово в словарик, изменить форму слова и подобрать однокоренные слова.

Читают стихотворение. Определяют род и число выделенных существительных. Указывают, что существительное товарищ – одушевлённое.




Объясняют значение слова, уточняют в словаре.
Выясняют, что в этом слове две безударные гласные в корне, непроверяемые ударением.
Записывают слово в словарик, изменяют форму слова и подбирают однокоренные слова.


Создание проблемной ситуации
Предлагает, работая в парах, найти в данном тексте слова, написанные с большой буквы и определить, почему в этих словах пишется заглавная буква.
Предлагает назвать тему урока.


Выясняют, что с заглавной буквы написано начало предложений, а также географические названия и фамилия.
Формулируют тему.


Поисковый этап

Напоминает, что тема не новая, знакомство происходило и в 1 классе, и во втором. Предлагает подумать, почему и в 3 классе возвращаются к этой теме.
Во время дискуссии предполагают, что не все случаи употребления заглавной буквы в именах собственных были рассмотрены. Составляют план работы:
1.Найти новые случаи написания заглавной буквы в именах собственных.
2. Научиться находить имена собственные в тексте
3.Научиться употреблять имена собственные в речи

Практический этап (реализация плана)

1.Предлагает работу в группах по карточкам (бланк 2). Просит назвать знакомые детям случаи написания имён собственных. Предлагает подумать, что ещё могут называть имена собственные.






2.Предлагает прочитать сведения о языке в учебнике.

3. Предлагает работу в разноуровневых группах
ЗАДАНИЕ: заполнить таблицу. (бланк 3) 1 группа - нарицательные, 2 группа – собственные, 3 группа- имена , которые могут быть и собственными и нарицательными. Дополнительное задание: найти имена собственные, которые нужно писать в кавычках.

4.Предлагает по выбору самостоятельную работу:
а) Выполнить упражнение в учебнике
б) Продолжить самостоятельно ряд (бланк 4)
1.Выясняют, что написание заглавной буквы в именах, кличках животных им хорошо известно. Новым является написание заглавной буквы в географических названиях, названиях космических объектов, литературных произведений, названия картин, кинофильмов, спектаклей; названиях предприятий.


2.Читают правила, называют имена собственные.

3.Пересаживаются в группы согласно цвету полученного до урока жетона. Отбирают нужные слова, прикрепляют их на доску. В ходе обсуждения выясняют, что имена собственные «Волга», «Москвич» пишутся в кавычках, когда обозначают название автомобиля, «Алёнка» - название шоколада, «Марс» – название батончика.


4.Работают самостоятельно.
а) Проверяют работу по образцу, оценивают по предложенным критериям.
б)Зачитывают свои варианты, одноклассники дают словесную оценку.



Рефлексивно-оценочный этап

Рефлексия относительно достижения результата и способов учебной деятельности:
Организует беседу о том, как удалось решить проблему.
Рефлексия относительно мотивов деятельности, эмоционального состояния:
Предлагает дополнить предложения бланк 5).
Дополнительное домашнее задание.
Составить презентацию для одноклассников. В презентацию вставить картинки географических объектов, исторических событий, книг.



Отвечают на вопросы учителя, выделяют использовавшиеся на уроке способы получения знаний, освоенные ранее умения, которые пригодились при изучении новой темы.

Рассказывают о том, что показалось интересным, в какой работе удалось себя проявить, что из того, что не удавалось ранее, получилось на данном уроке, кого из одноклассников хотели бы отметить.

Выбирают домашнее задание.



Бланк 1. Стихотворение «Почта» С.Я.Маршака
Заказное из Ростова
Для товарища Житкова!
-Заказное для Житкова?
Извините, нет такого:
В Лондон вылетел вчера
В семь четырнадцать утра.

Бланк 2. Карточка.
Озеро Байкал, корова Бурёнка, писатель Борис Житков, планета Земля, книга «Тимур и его команда», картина «Утро в сосновом бору», кинофильм «А зори здесь тихие», спектакль «Морозко», завод «Малютка».

Бланк 3.
Нарицательные
Собственные
Собственные и нарицательные

здание
Змиёвка
Шарик, шарик





(К, к)омната, (П,п)сков, (Л, л)андыш, (В, в)олга, (Г, г)усь, (Б, б)абочка, (М, м)арс,
(В, в)ладимир, (О, о)рёл, (А, а)рктика, (К, к)осмонавт, (М, м)осквич, (С, с)толовая,
(Т, т)ула, (А,а)лёнка
Бланк 4. Карточка для самостоятельной работы по выбору:
1. Собственные имена лиц и имена животных: Иван Грозный,
2. Названия организаций и фирм: фирма «Дженерал моторс»,
3.Названия произведений: опера «Пиковая дама»,
4. Географические названия: Рио-де-Жанейро,
5. Названия исторических событий: Куликовская битва,
6. Названия праздников: Масленица, .

Бланк 5. Рефлексия
Сегодня я узнал...
Было интересно...
Было сложно...
Я понял, что...
Теперь я могу...
Я научился...
У меня получилось лучше
Мне захотелось
Я хочу похвалить своих одноклассников за

15