Обобщение опыта работы социального педагога по сопровождению семей и подростков, находящихся в социально-опасном положении

МБОУ Новоромановская СОШ




Обобщение опыта работы
по поддержке и сопровождению несовершеннолетних и семей, находящихся
в социально опасном положении






Социальный педагог
МБОУ Новоромановская СОШ
Н.В.Алгазина











Важнейшая социальная функция школы – воспитание и развитие детей, социализация подрастающего поколения. Воспитательный потенциал школы включает в себя не только ее возможности в сфере духовно-практической деятельности, направленной на формирование у детей определенных качеств, но и те, которые закладывает семейная микросфера, образ жизни семьи в целом.
В настоящее же время семья переживает тяжелый кризис. Утрачено значительное число семейно-нравственных традиций, изменилось отношение ро дителям к детям, разрушен психологический уклад семьи.
В этой ситуации неустойчивые семьи стали более нестабильными деградируют, фактически забывая о своих детях и бросая их на произвол.
А каждый новый виток экономического кризиса, выражающийся в росте цен, низкой заработной платы, закрытии предприятий приводит к ухудшению детей в семье. Поэтому, перед образовательными учреждениями стоит задача – оказание социально-психолого-педагогической помощи таким семьям и детям из этих семей.
Семья, находящаяся в социально опасном положении – это семья, имеющая детей, где родители или законные представители несовершеннолетних не исполняют обязанности по их воспитанию, обучению и содержанию и отрицательно влияют на их поведение, либо жестоко обращаются с ними. Неблагополучие в семье зависит не от состава и структуры семьи, не от уровня её материального благосостояния, а от сформировавшегося в ней психологического климата.
Семьёй, находящейся в социально опасном положении, может стать любая семья, так как существует ряд социальных проблем: трудные материальные условия, отсутствие рабочих мест, конфликты между супругами и многое другое. Ближе к этой ступени, конечно же, стоят семьи группы риска. Семьи группы риска – это семьи, члены которой уязвимы вследствие складывающихся обстоятельств или могут понести ущерб от определённых социальных воздействий социального характера. К таким семьям относятся, например, малообеспеченные, многодетные; неполные семьи; матери-одиночки; семьи, имеющие детей-инвалидов; родители, страдающие психическим расстройством, умственной отсталостью; семьи, имеющие детей под опекой или попечительством. Эти семьи требуют большого внимания со стороны школы. И задача образовательного учреждения как можно раньше начать профилактическую работу с этой категорией семей, чтобы они не переступили ту грань, которая приведет их к неблагополучию.
Для защиты и поддержки несовершеннолетних и их семей, оказания им помощи на государственном уровне, оперативного и качественного решения возникающих вопросов и проблем, особенно актуальным становится осуществление комплексного взаимодействия субъектов системы профилактики. Ключевой фигурой в этом процессе, ведущим субъектом и координатором этой работы в школе является социальный педагог.
Именно социальный педагог владеет наиболее полной информацией об особенностях и проблемах социального положения ребенка и его семьи, особенностях семейного воспитания несовершеннолетнего и той конкретной сложной жизненной ситуацией, в которой оказалась семья. Владение этой информацией помогает определить круг межсубъектного взаимодействия, вовремя подобрать адекватные формы и методы работы с семьей и подростком.
Важной составляющей взаимодействия субъектов системы профилактики на семью и подростка является профилактическая работа, которая направлена на развитие личности, сведение к минимуму воздействия факторов риска, возникновения девиантного поведения, преодоление стрессов, развитие уверенности, продуктивного взаимодействия с окружающими.
Все действия и профилактические мероприятия, проводимые образовательными учреждениями и службами системы профилактики, направлены на защиту прав и законных интересов несовершеннолетних.

В МБОУ Новоромановская СОШ с несовершеннолетними, семьями социального риска, состоящими на учете в КДН и ЗП, внутришкольном учете, а также с учащимися группы риска, ведется по работа по предупреждению, профилактике и устранению неблагополучия в семье в соответствии с Законом РФ «Об образовании в РФ», Федеральным законом РФ №120 «Об основах системы профилактики безнадзорности и правонарушений несовершеннолетних» и программой «Профилактика безнадзорности и правонарушений на 2014-2016 годы».
Положив в основу данные законы, мы разработали этапы организации сопровождения семей социального риска.
Этапы работы школы с семьёй,
находящейся в социально опасном положении.
1 этап.
Раннее выявление семей, находящихся в СОП и формирование банка данных. С целью раннего выявления неблагополучных семей, проживающих на территории школы, организована следующая работа: в начале каждого учебного года социальный педагог на основе полученной информации от классных руководителей о социальном паспорте класса составляет социальный паспорт школы, в который вносятся все семьи группы риска. В дальнейшем эти семьи всегда находятся под пристальным контролем. Наиболее эффективная форма работы с семьей - это индивидуальная. К индивидуальным формам работы относятся: беседы с родителями, законными представителями, рекомендации и консультации, посещение семьи, анкетирование, диагностика, выявление и учет.
2 этап.
Работа классного руководителя по работе с семьёй СОП :
обеспечивает связь образовательного учреждения с семьей;
устанавливает контакт с родителями (иными законными представителями) обучающихся;
консультирует родителей (иных законных представителей) по вопросам воспитания и обучения детей (лично, через специалистов образовательного учреждения);
организует в классе образовательно-воспитательное пространство, оптимальное для развития положительного потенциала каждого обучающегося;
изучает индивидуальные особенности обучающихся и их динамику;
изучает и анализирует степень удовлетворенности участников образовательного процесса жизнедеятельности классного коллектива, образовательного учреждения.
контролирует посещаемость учебных занятий и успеваемость каждого обучающегося;
анализирует условия и причины негативных проявлений в среде обучающихся класса и определяет меры по поддержке педагогической помощи и поддержке семей данной категории;
отвечает за ведение документации внутришкольного учета.
В профилактической работе классный руководитель может использовать широкий перечень возможных форм и методов: посещение семьи с целью обследования условий проживания, осуществление ежедневного контроля за посещаемостью учащихся, индивидуальные беседы и консультации с учащимися и родителями, наблюдения за детьми в течение года за их внешним видом, а также выполнением обязанностей со стороны родителей, привлечение родителей к участию в родительских собраниях, классных мероприятиях, рейды на дом, контроль за успеваемостью учащихся, оказание им помощи в выполнении домашнего задания, вовлечение их в кружки, секции, общественную жизнь класса и школы, лекции, семинары, практикумы для родителей, открытые уроки и классные мероприятия и т.д.
Индивидуально-профилактическая работа и мероприятия по защите прав и законных интересов ребенка
ИПР включает в себя социальную адаптацию, социальную реабилитацию, мероприятия по защите прав, сопровождение индивидуального развития ребенка, оказание помощи семье, организацию обучения, отдыха, трудоустройство.
Комплекс мероприятий по индивидуально профилактической работе с семьей и подростком данной категории:
- социальная адаптация (проведение профилактических бесед, разъяснение прав и обязанностей, степени ответственности за нарушение прав и интересов ребенка, переориентация, направления в центры психолого-педагогической помощи и т.д.)
- социальная реабилитация (направление в социально-реабилитационные центры и т.п.)
- защита прав и интересов ребенка (на образование, отдых, труд, жилищные права, имущественные и неимущественные права и т.д.)
- организация досуга (в различных учреждениях по месту жительства)
- оказание различных видов помощи (гуманитарная, материальная, психолого-педагогическая, медицинская и т.д.)
В соответствии со ст. 9 ФЗ № 120 социальный педагог незамедлительно информирует:
- инспектора ОДН ОМВД обо всех случаях противоправного поведения учащихся, о безнадзорных несовершеннолетних, о семьях, находящихся в социально-опасном положении и о неблагополучных семьях, о жестоком обращении с детьми, о лицах, вовлекающих подростков в совершение правонарушений и преступлений;
- органы опеки и попечительства – о детях, оставшихся без попечения родителей, либо находящихся в обстановке представляющей угрозу их жизни, здоровью или препятствующей их воспитанию;
- органы соцзащиты – о детях и семьях, нуждающихся в материальной поддержке, трудоустройстве, оздоровлении;
- органы здравоохранения – о нуждающихся в обследовании, наблюдении или лечении в связи с употреблением спиртных напитков, наркотиков, наркотических, токсических средств и психотропных веществ; органы по делам молодежи – об организации досуга и отдыха;
- КДН и ЗП – для принятия мер к несовершеннолетним и родителям, когда исчерпаны меры педагогического воздействия.
Проводит совместные рейды с инспектором ОДН, принимает участие в мероприятиях, организует систематические сверки учетов учащихся и их семей, находящихся на внутришкольном контроле.
3. Проведение совместной ИПР
Совместная работа проводится с теми субъектами профилактики, в чьей помощи нуждается объект профилактики.
ИПР осуществляется посредством психолого-педагогического, медико-социального и воспитательного сопровождения, а также посредством оказания конкретных видов помощи.
Согласно инструкции установлены следующие сроки проведения индивидуально-профилактической работы: до устранения причин и условий, способствовавших правонарушения, антиобщественным действиям, безнадзорности; достижения 18-летнего возраста, оказания социальной или иной помощи; наступления других обстоятельств.
Выполняя свои функции: профилактическую, защитно-охранную и организационную, социальный педагог на всех этапах координирует работу субъектов системы профилактики, взаимодействует с ними и выстраивает в целом процесс решения проблем ребенка и его семьи, требующих вмешательства субъектов профилактики. Это позволяет улучшить качество социальной помощи и реабилитации несовершеннолетних и их семьей и обеспечивает своевременность этой помощи.

3 этап.
Работа школьного Совет по профилактике правонарушений несовершеннолетних.
Классный руководитель предоставляет документацию на семью: акт обследования условий проживания, представление на семью, характеристику несовершеннолетнего, табель успеваемости и посещаемости и информацию о проделанной работе с семьей.
Семья ставится на учет в школе, происходит уведомление служб района, занимающихся профилактической работой с семьями и организация коррекционно-реабилитационной работы по улучшению ситуации в семье. Решение о постановке на внутренний профилактический учет принимается в соответствии с положением «Совета по профилактики правонарушений несовершеннолетних МБОУ Новоромановская СОШ».
Для устранения неблагополучия в семье школой проводится целенаправленная работа с родителями. Основной задачей является обеспечение эффективной помощи семье в вопросах успешной социальной адаптации детей и подростков.
Школа оказывает семьям, находящимся в социально-опасном положении следующие виды помощи:
Материальная:
- оказание гуманитарной помощи ( в сотрудничестве с сельской администрацией, учреждениями образования района, жителями села);
- финансовая (организация льготного питания в сотрудничестве с УСЗН);

Педагогическая:
- занятость детей в кружках, секциях, факультативах;
- контроль за посещаемостью несовершеннолетним учебных занятий
- контроль за успеваемостью несовершеннолетнего по учебным предметам
- консультирование родителей по вопросам воспитания ребёнка
- просвещение родителей с целью формирования критического отношения к социально опасным явлениям
Психологическая:
- сопровождение процесса развития ребёнка (психодиагностика особенностей развития ребёнка, профилактика отклонений в развитии ребёнка);
- просвещение родителей по вопросам создания условий для сохранения и укрепления нервно-психического здоровья ребёнка;
- коррекционно-развивающие мероприятия, направленные на стабилизацию или налаживание детско-родительских отношений
Коррекционная:
- индивидуальные занятия с ребёнком по тем предметам, где наблюдается неуспеваемость;
Медицинская:
- осуществление мероприятий, направленных на сохранение здоровья ребёнка (витаминизация, прививки, контроль за соблюдением режима дня и питания, безопасностью среды)
- организация оздоровления несовершеннолетнего, направление в оздоровительный лагерь.
Правовая:
- оказание помощи родителям в восстановлении утерянных документов, в замене документов;
-консультирование родителей об ответственности за уклонение от воспитания и содержания ребёнка (совместно с инспекцией ПДН)
Иной вид помощи:
- занятость несовершеннолетнего в свободное время, каникулярное время.
4 этап.
Представление на комиссию по делам несовершеннолетних и защите их прав.
Основной критерий оценки эффективности индивидуальной профилактической работы с семьей:
- улучшение положения и качества жизни ребенка;
- устранение причин неблагополучия;
- расширение возможностей защиты права на жизнь, на достойную жизнь, на здоровье и образование.
Оценка позитивной динамики ситуации может включать следующие показатели:
- уровень жизни семьи доведен до средних показателей (родители пытаются вести нормальный образ жизни, улучшилась бытовая обстановка в семье);
- родители проявляют заботу о детях;
- дети посещают образовательное учреждение;
- уменьшилось потребление родителями алкогольных напитков;
- восстановлены связи семьи с детскими лечебными заведениями;
- семья поддерживает контакт с образовательным учреждением, центром социальной помощи и т.д.;
- в социальном окружении появились другие значимые взрослые (родственники, близкие знакомые), помощь которых семья принимает и позитивно настроена на взаимодействие с ними;
- семья позитивно принимает помощь и социальные контакты с лицами, осуществляющими патронаж.
Проделанная работа показала позитивную динамику снижения количества семей, состоящих на профилактическом учете.  На 1 сентября 2014-2015 учебного года на учете в КДН и ЗП состояло 9 учащихся и их семей. На данный момент на учете состоят 5 учащихся и их семьи.
В заключение хочу сказать, что наиболее эффективной формой работы с семьёй, находящейся в социально опасном положении или в трудной жизненной ситуации, является профилактическая работа и индивидуальный подход к каждой семье. Помочь в работе с семьёй может диагностика, патронаж, беседы, оказание психолого-педагогической материальной помощи.
А также, какую бы работу с семьёй, находящейся в социально опасном положении или в трудной жизненной ситуации школа не осуществляла бы, для получения положительного результата её надо проводить в системе. Процесс должен быть непрерывным. Ослабление контроля над жизнью детей из этих семей может привести к необратимым последствиям, так как чаще всего дети из таких семей вынуждены ступить на путь правонарушений и преступлений, порой для самоутверждения, а порой для выживания, оставшись один на один с окружающим их жестоким миром.


    


Список использованных источников и литературы:
Методика работы социального педагога / Под редакцией Л.В. Кузнецовой; сост. Г.С. Семенов. М., Школьная пресса, 2004
Нагавкина Л.С., Крокинская О.К, Косабуцкая С.А. Социальный педагог: введение в должность. Сборник материалов для специалиста образовательного учреждения. СПб, Каро, 2000
ФЗ РФ от 24.06.1999г. № 120 «Об основах системы профилактики и правонарушений несовершеннолетних» с изменениями от 13.01.2001 и 07.07.2003. Статьи 1, 4, 9
Шакурова М.В. Методика и технология работы социального педагога. М. Издательский центр «Академия», 2007




























13 PAGE \* MERGEFORMAT 14115