Результативность реализации превентивной программы Полезные навыки


«Результативность реализации превентивной программы
«Полезные навыки»
Учитель:
Татьяна Евгеньевна Крыжановская,
учитель английского языка
МАОУ СОШ № 9г. Боровичи Новгородская область
1.        В классном коллективе седьмого класса – 13 человек, из них  8 девочек, 5 мальчиков. Класс обучается по адаптированной образовательной программе для детей с задержкой психического развития.
Социальный состав класса сложный. Только 3 детей воспитываются в полных семьях. Двое из приемных семей, 1 - воспитанница детского дома, 1 воспитывается отцом, 6 – в неполных семьях, где воспитание осуществляет мать. Материальный достаток большинства семей низкий. Одна семья имеет статус семьи, находящейся в социально – опасном положении (ненадлежащее исполнение родителями родительских обязанностей).
Анализ социального состава показывает, что обучающиеся класса находятся в «группе риска». Им необходима поддержка по формированию устойчивых установок на безопасный здоровый образ жизни, навыков законопослушного поведения. Очень важно обеспечить формирование положительного образа Я у таких детей, научить принятию ответственных решений. В среде сверстников научить эффективному общению и дать установки на сопротивление негативному давлению.
 Классный руководитель год от года проводит кропотливую работу по формированию классного коллектива. В течение трех лет, с 5 по 7 класс, проделана большая работа. Очень важно, что каждый ребенок занял свое место в коллективе. Он является принятым, уважаем, с его мнением считаются, для других он является другом. Ребята искренни и бескорыстны в своей помощи, честны в поступках. Случаются межличностные разногласия, которые обязательно пытаемся разрешать совместными усилиями, анализируя ситуацию. Моделируются похожие ситуации, которые проигрываются на занятиях посредством интерактивных форм и приемов.
Ребята любят совместные внеклассные мероприятия. С большим удовольствием принимают участие в их подготовке и организации. Проявляют самостоятельность в выборе социальных ролей.
Взаимоуважение – основной принцип, на котором основывается жизнь в классном коллективе.
В дальнейшем необходимо продолжать эту важную работу по сплочению классного коллектива, вовлекать как можно больше ребят в самоуправление, воспитывать самостоятельность и ответственность, создавая условия для благоприятной микросреды и высокого психологического климата в коллективе.
В классе уже 3 год реализуется превентивная образовательная программа « Полезные навыки» по предупреждению употребления психоактивных веществ. «Полезные навыки» являются продолжением учебного пособия для начальной школы «Полезные привычки», созданного Project HOPE.
Программа построена с учетом двух принципов: преемственности и спирали – профилактическая работа, начатая в начальной школе, продолжается и дополняется в средней ступени, затем в старшей ступени. По мере обучения с 1-11 класс повторяющиеся темы усложняются и развиваются, а поведенческие навыки усиливаются и шлифуются, содержит 32 урока. Для каждой возрастной группы разработано по восемь уроков.
2. Целью внедрения программы является овладение обучающимися объективными, соответствующими возрасту знаниями, а также формирование здоровых установок и навыков ответственного поведения, снижающих вероятность приобщения к употреблению психоактивных веществ. Задачи:
формирование положительного образа Я;
предоставить детям научно – обоснованную, соответствующую возрасту информацию о психоактивных веществах;
формировать отрицательное отношение к употреблению ПАВ;
выработка поведенческих навыков ответственного поведения в потенциально опасных ситуациях, позволяющих сопротивляться неблагоприятным условиям окружающей среды;
формировать личную ответственность обучающегося за свои поступки и здоровье; учить детей эффективно общаться, принимать рациональные решения;
учить детей способам отказа от опасных для здоровья поступков в ситуациях группового давления;
помочь родителям в предупреждении употребления ПАВ их детьми.

Ожидаемые результаты на конец 7 класса:
У детей сформирован или частично сформирован положительный образ Я;
Ученики способны самостоятельно принимать обдуманные решения в нестандартных поведенческих ситуациях;
Получат опыт самоанализа своих действий и поступков;
Ребята владеют информацией о видах психоактивных веществ, как веществ, изменяющих состояние человека.
Сочетают полученные знания с личным ответственным поведением.
Посредством эффективного общения со сверстниками, готовы оказать сверстникам информационную поддержку и помощь в сопротивлении давления извне.

3.Оценка эффективности
Особенностью программы является обязательная оценка эффективности превентивного обучения. Она позволяет:
определить, насколько выполнены поставленные цели и задачи,
помогает оглянуться назад и осмыслить свои достижения,
проанализировать слабые и сильные стороны выполненной работы,
осознать, как его работа повлияла на детей;
позволяет в будущем использовать имеющиеся ресурсы более эффективно.
Главным критерием оценки эффективности реализуемой превентивной программы для меня является оценка изменений в знаниях, установках и поведении учеников в результате проведенного обучения.
В процессе анализа необходимо ответить на вопрос: "Изменилась ли группа детей в результате выполнения поставленных педагогом задач?" Ее методы — измерение, а затем сравнение одних и тех же показателей (знаний, установок, поведения детей) до начала и после завершения превентивного обучения.
Немаловажным является оценка процесса внедрения профилактической программы. Не нарушалась ли технология занятий, применялись ли интерактивные методы, формы и приемы, весь ли объем программы реализва
Основными инструментами оценки эффективности для меня являются:
Беседа
Наблюдение
Интервью
Диагностики и тесты
Наряду с собственными наблюдениями, для оценки деятельности детей мною использовались такие методики:
«Какой Я?» (модификация методики О.С.Богдановой) 
Анкета «Оцени поступок» (дифференциация конвенциональных и моральных норм, по Э.Туриэлю в модификации Е.А.Кургановой и О.А.Карабановой, 2004)
выявление уровня развития у ребенка качеств личности, проявляющихся в его отношениях к другим людям (по Н.Ю. Яшиной)
С их помощью я пыталась определить, приближены ли полученные результаты к прогнозируемым результатам деятельности.

4. Результаты работы
В течение 8 занятий по превентивной программе «Полезные навыки» в 7 классе мы с ребятами работали над рядом важных и сложных задач.
На первом занятии мы занимались формированием образа Я. Все ребята понимают, что этот образ есть у каждого человека, но лишь третья часть класса задумывалась над тем, что этот образ человека зависит от его успехов и неудач. Дети не имеют представления о том, что наши поступки это не что иное, как проявление своего образа Я, что мы в разных ситуациях поступаем в соответствии с нашим образом Я.
На втором занятии подробно обсуждались в классе элементы образа Я – самооценка и самовоспитание. Почти 80% учащихся понимают значимость самооценки и самовоспитания для взрослеющего человека, как могут эти умения пригодиться в жизни.
Оставшиеся 20% не смогли определиться, нужно ли путем самовоспитания менять себя к лучшему.
В совместном обсуждении данной проблемы ребята сделали самостоятельный вывод о том, чтобы добиться желаемых изменений, необходимо не только научится ставить цель, но и уметь разрабатывать план ее достижения.
Ребята с удовольствием упражнялись в составлении целевых планов в рамках предложенных ситуаций.
Третье занятие по программе было посвящено общению. Мы с ребятами обсуждали такую проблему, как стеснительность. Применялся интерактивных приемов «Мигалки», «Скажи мне, какой ты». В результате обсуждений пришли к единогласному выводу, что умение эффективно общаться помогают человеку преодолеть стеснение. Вспомнили, что необходимо говорить друг другу искренние комплименты, чтобы помочь человеку установить свободный контакт для дальнейшего продуктивного общения.
Самым сложным было объяснить детям, как необходимо принимать правильные решения. Этому были посвящены сразу 2 занятия. Не все ученики предполагали, что за принятое решение нужно нести определенную ответственность. В классе разбирались ситуации, в которых дети оценивали влияние поступков одних людей на других. Провели диагностику «Ответственность».
Ребята амостоятельно определили, что предпочтение личных интересов интересам других людей выглядит как проявление эгоизма. Выводом обсуждения стало, что подходить к принятию решения следует ответственно. Ответственность бывает за себя и за кого – то. С возрастом у людей ответственность возрастает. Самое важное – это быть ответственным перед самим собой за свое здоровье.
Первые занятия явились подготовительным этапом для ознакомления обучающихся непосредственно с ПАВ. Говоря об ответственности и умении принимать ответственные решения, подростки понимают, что пришло то самое время, когда нужно сделать четкий выбор. На занятиях большая часть времени отведена на решение ситуативных задач, подробному анализу ситуаций, формулированию важных выводов. Употребление ПАВ – безответственное поведение, опасное для здоровья и жизни человека – это фундаментальный вывод последних занятий.
Результативность эффективности реализации превентивной программы в классе изучалась посредством набора специально отобранных мною диагностик, о которых говорилось выше.
Обучающимся 7 класса интересны были темы, связанные с рассмотрением своих личностных особенностей, выработке навыков уверенного поведения, способствующих формированию навыков противостояния негативному давлению.
Такие темы как «Правда и ложь о ПАВ», «Мое здоровье» позволили устранить пробел в знаниях подростков о негативном действии психоактивных веществ, выявленный в результате первоначального опроса. Если в начале занятий лишь 8 % считали, что употребление опасно для организма , 36% для жизни человека. В 12% ответов отмечался вред окружающим и лишь 28% - здоровью, то в конце курса большинство подростков обратили внимание на то, что любая проба ПАВ (сигарета, спиртное или наркотик) оставляет след на здоровье человека.
Считаю, что полученные результаты работы в основном совпадают с ожидаемыми результатами. Дети получили опыт самоанализа своих действий и поступков, они имеют представление о своем положительном образе Я, владеют технологией составления целевого плана, способны самостоятельно принимать обдуманные решения в нестандартных поведенческих ситуациях, владеют информацией о видах психоактивных веществ, как веществ, Сочетают полученные знания с личным ответственным поведением. Пока испытывают сложность в оказании сверстникам информационной поддержки и помощи в сопротивлении давления извне. Эти задачи будем решать в этом учебном году.
5. Ребятам очень нравятся превентивные занятия. Они не похожи на традиционные уроки. Чаще всего занятия проходят с элементами тренинга. Стараюсь на каждом занятии использовать новые интерактивные приемы работы. На занятиях обучающиеся получают опыт самостоятельной деятельности, учатся принимать правильные взвешенные решения, находить пути выхода их конфликтных ситуаций, управлять своими эмоциями, общаться и дружить. 
Программа «Полезные навыки» содержит материалы для работы с родителями. Известно, что здоровые навыки формируются с самого раннего возраста ребенка, поэтому роль и значение семьи, семейного воспитания в этом процессе трудно переоценить.
Работа с родителями заключается в следующем:
проведение родительских собраний, лекториев, тренингов, посвященных воспитанию здорового образа жизни;
проведение родительского собрания «Профилактика употребления ПАВ»;
индивидуальная работа с родителями (беседы, посещение на дому).
Для реализации целей и задач программы используются методы превентивного обучения: работа в группе, кооперативное обучение, мозговой штурм, ролевое моделирование, групповая дискуссия и упражнения-энергизаторы ( физкультминутки, подвижные игры) , интерактивные формы и приемы работы.
6. Нормативно – правовые документы.
Основанием для организации превентивного обучения в образовательной среде являются следующие нормативные документы:
Концепция государственной антинаркотической политики РФ от 24.11. 2009 г.
Концепция демографической политики РФ на период до 2025 года.
Концепция превентивного обучения в области профилактики ВИЧ, СПИД в бразовательной среде. Приказ МО РФ АС – 1270/06 от 06.10. 2005 г.
Программа обеспечена УМК:
Рабочие тетради для детей
Тетради для родителей
Методические пособия для учителей (сборник программ, методические рекомендации по проведению уроков, оценка эффективности, диагностический инструментарий, теоретический материал по проблеме употребления ПАВ.
7. Как классный руководитель, владею современными образовательными технологиями, технологиями педагогической диагностики, психолого-педагогической коррекции.
В своей работе применяю современные технологии: информационно-коммуникационные, проблемно-диалогические, игровые, интерактивные приемы.
Владею возрастными, психологическими особенностями обучающихся, учитываю их в урочной и внеурочной деятельности.
Для оценки качества полученных знаний применяю тесты, провожу мониторинги: уровня межличностных отношений; уровня воспитанности, удовлетворенности школьной жизнью.
Мною созданы благоприятные условия для проведения занятий. Имеется постоянный кабинет, который является классным кабинетом. Существует возможность музыкального и видео сопровождения занятий. Для занятий у каждого ребенка есть рабочая тетрадь.
Несколько раз к совместной работе привлекался школьный психолог.
Произошедшие изменения в детях считаю результатом своей работы, как организатора. Живой, активный диалог с детьми, открытость в общении, партнерские взаимоотношения на занятиях, доходчивость в подаче новой информации играют значительную роль.
8.Профилактическая работа должна начинаться задолго до того, как возникнет реальная опасность первого опыта или реального знакомства ребенка с психоактивными веществами, чтобы сформировать у него устойчивое негативное восприятие самого факта употребления этих веществ.
Профилактика вредных привычек – это не обсуждение вредности и отдаленных печальных последствий употребления ПАВ, не запугивание детей страшными бедами, а прежде всего помощь в освоении навыков эффективной социальной адаптации – умения общаться, строить свои отношения со взрослыми и сверстниками, в развитии способности оценивать свое эмоциональное состояние и управлять им.
Особое значение имеет формирование у детей культуры здоровья - понимания ценности здоровья и здорового образа жизни. Только сформированность и осознание личностной ценности здоровья позволят ребенку понять, почему и чем для него опасно знакомство с ПАВ.
В работе каждого учителя имеются определенные сложности. Не всегда результаты работы совпадают с ожидаемыми результатами. Но данная программа и направлена на решение подобных проблем. Вместе с учителем дети работают на результат. Изменения, происходящие в знаниях, установках и поведении детей наглядно демонстрируют, в правильном ли направлении выстраивает свою работу классный руководитель.
В дальнейшей своей деятельности по превентивному образованию своих уже восьмиклассников мне хотелось бы апробировать новую форму проведения превентивных занятий, совместно с родителями. Результатом данных занятий вижу повышение степени взаимного доверия между детьми и родителями, как важного условия для формирования законопослушного поведения и установок здорового образа жизни подростков.
Так же планирую использовать более активно музыкальное сопровождение занятий.

Список литературы
Полезные навыки. Учебное пособие для 5-7 классов средней школы по предупреждению употребления ингалянтов и наркотиков. Материалы для учителя. Под ред. О.Л.Романовой. – М.: Полимед,2002.
Полезные навыки. Рабочая тетрадь для 7 класса. Под ред. О.Л.Романовой. М.: Полимед,2001.
Зарубежный опыт первичной профилактики злоупотребления психоактивными веществами среди несовершеннолетних и молодежи. Под ред. Н.А. Сирота. – М.: «Московский городской фонд поддержки школьного книгоиздания», 2004.