Программа по внеурочной деятельности «Полезные привычки»


Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение средняя общеобразовательная школа №15
РАБОЧАЯ ПРОГРАММА
по курсу внеурочной деятельности
"Полезные привычки"
Класс: 1г
Учитель: Гусенова Лариса Анатольевна
Учебный год: 2016– 2017
Количество часов по учебному плану за год 33
в т.ч. I полугодие
16
II полугодие
17
Пояснительная записка
Направленность: Здоровьесберегающее.
Актуальность: Здоровье человека — тема достаточно актуальная для всех времен и народов, а в XXI веке она становится первостепенной. Состояние здоровья российских школьников вызывает серьезную тревогу специалистов. Наглядным показателем неблагополучия является то, что здоровье школьников ухудшается по сравнению с их сверстниками двадцать или тридцать лет назад. При этом наиболее значительное увеличение частоты всех классов болезней происходит в возрастные периоды, совпадающие с получением общего среднего образования.
Программа «Полезные привычки» является важнейшей частью учебно-воспитательного процесса в начальной школе. Состояние здоровья школьников внушает обоснованную тревогу и требует принятия срочных мер по охране и укреплению здоровья в процессе обучения. Высокая интенсивность учебного процесса не позволяет в должной мере учесть индивидуальные особенности ребёнка и, таким образом, приводит к высокой заболеваемости детей, нервно-психическим нарушениям, снижению сопротивляемости заболеваниям, утомляемости, перенапряжению, а значит и к снижению качества обучения. В связи с этим программа «Полезные привычки» направлена на укрепление здоровья учащихся и предполагает овладение детьми навыка «здорового образа жизни».
Принципы, лежащие в основе программы:
- Научности; в основе которых содержится анализ статистических медицинских исследований по состоянию здоровья школьников.
- Доступности; которых определяет содержание курса в соответствии с возрастными особенностями младших школьников.
- Системности; определяющий взаимосвязь и целостность содержания, форм и принципов предлагаемого курса.
При этом необходимо выделить практическую направленность курса. Содержание занятий направлено на развитие у учащихся негативного отношения к вредным привычкам, на воспитание силы воли, обретение друзей и организацию досуга.
- Обеспечение мотивации Быть здоровым – значит быть счастливым и успешным в будущей взрослой жизни.
Цель программы: обеспечить возможность сохранения здоровья детей в период обучения в школе; научить детей быть здоровыми душой и телом, стремиться творить своѐ здоровье, применяя знания и умения в согласии с законами природы, законами бытия. Содержание занятий направлено на развитие у учащихся негативного отношения к вредным привычкам, на воспитание силы воли, обретение друзей и организацию досуга курса
Задачи:
- сформировать у детей необходимые знания, умения и навыки по здоровому образу жизни;
- формировать у детей мотивационную сферу гигиенического поведения, безопасной жизни, физического воспитания;
- обеспечить физическое и психическое саморазвитие;
- научить использовать полученные знания в повседневной жизни;
- добиться потребности выполнения элементарных правил здоровьесбережения.
Формы и методы работы: - дискуссионное общение; игра
- чтение стихов, сказок, рассказов;
- организация подвижных игр;
- выполнение физических упражнений, упражнений на релаксацию, концентрацию внимания, развитие воображения;
Возраст детей: 7 лет.
Сроки реализации: Программа рассчитана на один год обучения 2016-2017 г. 
Режим занятий: Занятия проходят 1 раз в неделю по 30 минут. Численный состав группы 16 человек.
Результаты освоения обучающимися программы внеурочной деятельности
В результате усвоения программы учащиеся научатся:
- выполнять санитарно-гигиенические требования: соблюдать личную гигиену и осуществлять гигиенические процедуры в течение дня;
- осуществлять активную оздоровительную деятельность;
- формировать своѐ здоровье.
Учащиеся получат представление:
- о факторах, влияющих на здоровье человека;
- о причинах некоторых заболеваний;
- о причинах возникновения травм и правилах оказания первой помощи;
- о видах закаливания (пребывание на свежем воздухе, обливание, обтирание, солнечные ванны) и правилах закаливания организма;
- о влиянии закаливания на физическое состояние и укрепление здоровья человека;
- о пользе физических упражнений для гармоничного развития человека;
- об основных формах физических занятий и видах физических упражнений
Планируемые результаты:
Личностными результатами программы внеурочной деятельности по спортивно-оздоровительному направлению «Уроки здоровья» является формирование следующих умений:
- Определять и высказывать под руководством учителя самые простые и общие для всех людей правила поведения при сотрудничестве (этические нормы);
- В предложенных педагогом ситуациях общения и сотрудничества, опираясь на общие для всех простые правила поведения, делать выбор, при поддержке других участников группы и педагога, как поступить.
Метапредметными результатами программы внеурочной деятельности по спортивно-оздоровительному направлению «Уроки здоровья» - является формирование следующих универсальных учебных действий (УУД):
1. Регулятивные УУД:
- Определять и формулировать цель деятельности с помощью учителя.
- Проговаривать последовательность действий на уроке.
- Учить высказывать своѐ предположение (версию) на основе работы с иллюстрацией, учить работать по предложенному учителем плану.
- Средством формирования этих действий служит технология проблемного диалога на этапе изучения нового материала.
Учиться совместно с учителем и другими учениками давать эмоциональную оценку деятельности класса на уроке.
- Средством формирования этих действий служит технология оценивания образовательных достижений (учебных успехов).
2. Познавательные УУД:
- Делать предварительный отбор источников информации.
- Добывать новые знания: находить ответы на вопросы, используя учебник, свой жизненный опыт и информацию, полученную на уроке.
- Перерабатывать полученную информацию: делать выводы в результате совместной работы всего класса.
- Преобразовывать информацию из одной формы в другую: составлять рассказы на основе простейших моделей (предметных, рисунков, схематических рисунков, схем); находить и формулировать решение задачи с помощью простейших моделей (предметных, рисунков, схематических рисунков).
- Средством формирования этих действий служит учебный материал и задания учебника, ориентированные на линии развития средствами предмета.
3. Коммуникативные УУД:
- Умение донести свою позицию до других: оформлять свою мысль в устной и письменной речи (на уровне одного предложения или небольшого текста).
- Слушать и понимать речь других.
- Средством формирования этих действий служит технология проблемного диалога (побуждающий и подводящий диалог).
- Совместно договариваться о правилах общения и поведения в школе и следовать им.
- Учиться выполнять различные роли в группе.
Ожидаемые результаты:
Формирование системы нравственных ценностей
Развитие навыков ответственного поведения в отношении здоровья
Снижение вероятности приобщения к употреблению табака, алкоголя и других психоактивных веществ среди учащихся;
Формирование первичных навыков здорового образа жизни.
Учебно- тематическое планирование
№ Название раздела Общее количество часов
1 «Я и моё здоровье» 11
2 Разговоры о правильном питании. 3
3 Как сделать сон полезным 1
4 Я в школе и в семье 5
5 Вредные привычки 2
6 Мышцы, кости и суставы 2
7 Как закаляться. Обливание и обтирание 1
8 Как правильно вести себя на воде 1
9 Правила обращения с огнѐм 2
10 Как уберечься от порезов, ушибов, переломов 2
11 Немножко поиграем 3
Итого 33
  
Календарно-тематическое планирование
№ п/пРаздел/Темы
Дата Содержание
План Факт «Я и моё здоровье» (11 ч.)
1 Советы доктора Воды. Состояния воды, вода в жизни человека, бережное отношение к воде.
2 Друзья Вода и Мыло. Микробы. Мыло и вода-наши друзья.
Просмотр мультфильма «Мойдодыр» Беседа о правилах личной гигиены.
3 Откуда берутся грязнули. Формирование бережного отношения к своему здоровью.
Привитие санитарно – гигиенических навыков и воспитание культуры внешнего вида.
3 Глаза – главные помощники человека. Строение глаза.
Правила бережного отношения. Дефекты зрения.
4 Чтобы уши слышали. Строение уха. Учимся самомассажу. Знакомство с элементарными правилами ухода ха ушами.
5 Почему болят зубы. Строение зуба. Полезные и вредные продукты. Знакомство с правилами ухода за зубами. Профессия стоматолог.
6 Чтобы зубы были здоровыми. Экскурсия в «Стоматологическую поликлинику». Осмотр детей стоматологом.
7 Как сохранить улыбку красивой. Как правильно чистить зубы.
8 «Рабочие инструменты» человека. Уход за руками, массаж стопы.
Просмотр видеоклипов о профессиях.
9 Зачем человеку нужна кожа. Строение кожи. Правила ухода за кожей.
10 Надёжная защита организма. Значение и гигиена кожи.
11 Если кожа повреждена. Травмы. Первая помощь.
Разговоры о правильном питании.(3 ч.)
12 Питание – необходимое условие для жизни человека. Органы пищеварения.
Пословицы о продуктах питания.
13 Здоровая пища для всей семьи. Витамины. Овощи-кладовая здоровья.
14 Этикет за столом. Как правильно вести себя за столом.
Как сделать сон полезным(1ч)
15 Сон лучшее лекарство. Зачем нужно спать? Правила здорового сна. Сон- лучшее лекарство. Сон-потребность мозга в отдыхе. Здоровый сон и гигиена сна.

Я в школе и в семье.(5 ч.)
16 Как настроение? Работоспособность и утомление. Упражнения для сохранения работоспособности и снятия утомляемости.
17 Я пришёл из школы. Правила поведения во внеурочное время. Активный отдых.
18 Я ученик. Дружба. Как дружить? Поведение на уроке и перемене.
19 Культура общения. Умеем ли мы вежливо общаться. Почему важно общаться.
20 Общение в семье. Надо ли прислушиваться к советам родителей.
Вредные привычки(2ч)
21 Вредные привычки. Какие Бывают вредные привычки.
22 Вредные привычки. Скажи нет- вредным привычкам! Как отучить себя от вредных привычек.
Мышцы, кости и суставы(2ч)
23 Скелет – наша опора. Скелет – опора человека. Мышцы для движения.
24 Осанка – стройная фигура. Правильная осанка.
Нарушения осанки.
Как закаляться. Обливание и обтирание(1ч)
25 Если хочешь быть здоров. Водные процедуры.
Как правильно вести себя на воде(1ч)
26 Правила безопасности на воде. Правила поведения на воде.
Правила обращения с огнѐм (2 ч.)
27 Чтобы огонь не причинил вреда. Беседа «Чем опасен огонь?» Игра «Светофор здоровья». Обсуждение ситуаций. Оздоровительная минутка. Правила поведения при пожаре в доме. Практическая работа «План эвакуации при пожаре».
28 Чтобы огонь не причинил вреда. Беседа «Чем опасен огонь?» Игра «Светофор здоровья». Обсуждение ситуаций. Оздоровительная минутка. Правила поведения при пожаре в доме. Практическая работа «План эвакуации при пожаре».
Как уберечься от порезов, ушибов, переломов (2 ч.)
29 Травмы. Виды травм. Оказание первой помощи при порезах, ушибах, переломах (практическая работа в парах). Оздоровительная минутка.
30 Травмы. Виды травм. Оказание первой помощи при порезах, ушибах, переломах (практическая работа в парах). Оздоровительная минутка.
Немножко поиграем.(3 ч.)
31 Подвижные игры (на улице). Гуси-лебеди. Лапта. Правила.
Практическая работа в группах.
32 Подвижные игры (на улице). Совушки. Горелки. Правила. Практическая работа в группах.
33 Обобщение. Путешествие в "Город здоровья". Праздник "Посвящение в здоровячки".