Разработка урока с использованием электронных образовательных ресурсов по теме: «Перестановка слагаемых и ее применение для случаев прибавления 5, 6, 7, 8, 9»


Разработка урокас использованием электронных образовательных ресурсов по теме:
«Перестановка слагаемых и ее применение для случаев прибавления 5, 6, 7, 8, 9»
1 класс
Учитель: Лисицына Ольга Владимировна.
Место работы: Муниципальное бюджетное образовательное учреждение Лежневская средняя общеобразовательная школа № 11.
Должность: учитель начальных классов.
Предмет: математика.
1 класс.
Тема и номер урока в теме: Перестановка слагаемых и ее применение для случаев прибавления 5, 6, 7, 8, 9. Урок 1.
Базовый учебник: Моро М. И., Волкова С. И., Степанова С. В. Математика. Учеб. для 1 кл. нач. шк. В 2 ч. –
М.: Просвещение, 2011.
Цели: вывести правило о перестановке слагаемых; научить применять правило перестановки слагаемых на практике; совершенствовать вычислительные навыки; развивать мышление и память; расширять кругозор; воспитывать активность, усидчивость, прилежание в процессе учения; воспитывать уважение к товарищу.
Задачи урока по формированию УУД:
Личностные: воспитывать трудолюбие, чувство локтя, взаимопомощь.
Регулятивные: способность принимать, сохранять цели и следовать им в учебной деятельности; отслеживание собственных учебных успехов на уроке; отслеживание правильности работы товарища.
Познавательные: воспитывать интерес к учению, применять базовые знания для решения конкретной проблемы; использовать алгоритм в практической деятельности, продолжение обучения учащихся формулировать тему и цель урока, подводить итог.
Коммуникативные: приобретения навыков учебного сотрудничества в процессе работы в паре.
Метапредметные связи: окружающий мир, чтение.
Тип урока: урок изучения нового материала.
Формы работы учащихся: фронтальная работа, индивидуальная работа, работа в паре.
Необходимое техническое оборудование: компьютер, проектор, интерактивная доска, индивидуальные доски, маркеры.

СТРУКТУРА И ХОД УРОКА
Этап урока Название используемых ЭОР
(с указанием порядкового номера из Таблицы 2) Деятельность учителя
(с указанием действий с ЭОР, например, демонстрация) Планируемые результаты
УУД Время
(в мин.)
Деятельность учащихся Предметные УУД I. Мотивация к учебной деятельности
Цели: мотивировать к учебной деятельности
Ну, проверь-ка, ты дружок,
Ты готов начать урок?
Всё ль на месте, всё ль в порядке,
Ручка, доски, учебник и тетрадка.
Знайка нам сегодня принёс
Удивительный вопрос:
«Каким будет сложения результат,
Если нам слагаемые местами поменять?»
(Открывается запись с темой.) Учащиеся слушают, настраиваются на работу. Регулятивные УУД – организация рабочего места
2 мин.
II. Актуализация и фиксирование индивидуального затруднения в пробном действии
Цели: закреплять ранее полученные знания и умения
1.)Игра «Найди пару»
( Работа ведётся на интерактивной доске)
- Соедините выражения первого столбика с выражениями второго столбика.
Числа, которые складываем Слагаемые
Результат сложения Значение суммы
При сложении стоит на первом месте
Первое слагаемое
Выражение со знаком плюс
Сумма
В выражении на сложение второе числоВторое слагаемое
2.Заполни окошки.
- Вспомните, как найти неизвестное слагаемое?
Заполните окошки.
2+3=□ 4+2=□
□+1=6 2+□=4
5+□=7 3+1=□
7+□=8 5+□=7
3. Задачи в стихах.
Решите задачу устно, а на инд. доске запишите ответ.
1) На прогулку из яслей
Вышли 10 малышей.
5 из них на травку сели,
Остальные - на качели.
Сколько ребят сели на качели? (5)
2) Слон, слониха, два слонёнка
Шли толпой на водопой.
А навстречу 3 тигрёнка
С водопоя шли домой.
Сосчитайте поскорей,
Сколько встретилось зверей? (7)
3) На удочку Андрей
Поймал 6 окуней.
А друг его Сергей –
Трёх небольших ершей.
Сосчитайте без лишних слов
Этих мальчиков улов. (9)
- Из ответа второй задачи вычтите ответ первой задачи.
- Сколько получилось, скажет первый вариант второму, если правильно - хлопок? (2)
- Из ответа третьей задачи вычтите ответ второй задачи. Сколько получилось, скажет второй вариант первому, если правильно - хлопок? (2)
Физкультминутка Дети по очереди выходят к интерактивной доске, находят соответствие и подвигают карточку, чтобы закончить предложение.
Дети вспоминают правило на нахождение неизвестного слагаемого и применяют на практике. Выходят к доске и вписывают нужные числа.
Дети внимательно слушают задачи, считают устно, на индивидуальных досках маркером записывают только ответы.
Учащиеся действуют по инструкции. Закрепляем знание компонентов сложения
Формируем вычислительные навыки, повторяем состав чисел.

Метапредметные связи Познавательные УУД: формируем умение извлекать информацию из схемы на основе анализа объектов, формируем умение сравнивать, ученик получает возможность строить рассуждения, доказывать, делать выводы.
Коммуникативные УУД: понимать выбор сделанный одноклассниками, формируем умение слушать и понимать речь других, строить речевые высказывания в соответствии с поставленными задачами, оформлять свои мысли в устной форме, отвечать на вопросы учителя, высказывать своё мнение, сотрудничать с одноклассниками в решении учебных задач
Познавательные УУД: формируем умение выражать задачу в знаково - символический язык
Регулятивные УУД: Формируем умение определять успешность своего задания в диалоге с учителем; формируем умение выполнять действия по инструкции; 8 мин.
III. Выявление места и причины затруднения
Цели: проверить знание состава чисел, формирование учебной проблемы
Ребята, у вас на столах лежат карточки, ваша задача решить выражения и найти пару из 1 и 2 столбика. Вы сейчас должны договориться, кто из вас решает, а кто соединяет стрелочками пару
2+4= 1+3=
5+1= 4+2=
3+1=
- Какое выражение осталось лишнее?
- Что вы заметили, когда решали эти выражения? (результаты одинаковые) Дети слушают задание, договариваются, кто (работа в паре) решает, а кто соединяет стрелочками пары с одинаковыми ответами, выполняют задание. Отвечают на вопросы учителя. Регулятивные УУД: Формируем умение использовать простейшие инструменты (ручка, карточка)
Коммуникативные УУД:
Формируем умение участвовать в паре, сотрудничать с одноклассником
2 мин.
IV. Построение проекта выхода из затруднения
Цели: мотивировать к получению новых знаний - Кто уже догадался, какого выражения недостает во втором столбике?
- А чем отличаются выражения второго столбика от первого? Познавательные УУД: формируем умение находить закономерности, умение прогнозировать 2 мин.
V. Реализация построенного проекта
Цели: выполнение практической работы, с целью получения вывода
ЭОР № 1
Урок 47. Перемена мест
Работа с задачей № 1.
ЭОР № 1
Урок 47. Перемена мест
Работа с задачей № 3. Учитель читает задачу или включает звук.
Сделаем рисунок, он поможет решить задачу.
-Нарисуйте столько белых кружков, сколько ромашек у Лёши (2).
-Рядом нарисуйте столько жёлтых кружков, сколько у Лёши одуванчиков (3).
- Как найти, сколько цветочков у Лёши всего? Запишите решение. (2+3=5).
- Сделайте рисунок ко второй части задачи. ( Дети рисуют 3 жёлтых кружка и 2 белых.)
- Запишите решение задачи. (3+2=5)
- Сравните решения и сделайте вывод.
Если дети затрудняются ответить, учитель помогает наводящими вопросами.
- Чем похожи выражения? (цифрами, слагаемыми)
- Чем отличаются? (расположением, цифры поменялись местами)
- Почему мы слагаемые поменялись местами? (Поменялись местами круги, цветочки)
- Какой результат сложения в обоих случаях? (5, одинаковый)
- Результат сложения изменился? (нет)
- Какой сделаем вывод? (От перестановки слагаемых….)
-Рассмотрим ещё одну задачу.
Учитель читает задачу или включает звук, используя ЭОР.
К какому решению пришла Арина? ( Удобнее к большому числу прибавлять маленькое.)
- Вы согласны с ней? (Да)
- Повторите правило.
Физкультминутка. Дети работают с ЭОРом: слушают и смотрят. Пошагово выполняют рисунок, записывают выражение к каждой задаче. Сравнивают решения, делают вывод, что результаты (суммы) одинаковые, а слагаемые поменялись местами и выводят правило: «От перестановки слагаемых сумма не меняется».
Дети слушают и просматривают ЭОР. Анализируют и делают вывод, что удобнее (быстрее) к большему числу прибавлять маленькое. Формирование умения самостоятельно вывести правило о том, что от перестановки слагаемых сумма не изменяется Личностные УУД формируем умение планировать учебные действия.
Регулятивные УУД: Формируем умение контролировать и оценивать учебные действия, выявлять причины неудач.
Познавательные УУД: формируем умение преобразование объекта из чувственной формы в модель, с целью выявления общих законов
Познавательные УУД: Формируем умение проводить анализы. Коммуникативные УУД:
Формировать умение обосновывать и доказывать свою точку зрения. 8 мин.
VI. Первичное закрепление с проговариванием во внешней речи
Цель: осуществление плана решения
ЭОР № 2
Урок 47. Перемена мест.
«Одинаковые ответы»
- Откройте учебник на странице 14. Посмотрите на верхний рисунок. Кто изображен? (Мальчик.)
- Сколько флажков он держит в правой руке, сколько в левой руке? Как узнать, сколько всего флажков? Посчитайте.
- Назовите выражение, называя компоненты и результат. Запишите в тетрадь.
-Посмотрите на второй рисунок.
-Что произошло?
(Мальчик поменял флажки.)
-Составьте и прочитайте полученное выражение. Запишите и его в тетрадь.
-Сравните выражения, объясните, чем похожи и чем отличаются. Сравните полученные суммы. Сделайте вывод.
-Прочитайте правило в красной строке. Совпал ли результат нашего исследования с математическим законом. Этот закон называется «переместительный закон сложения». Повторите хором.
- Какое выражение было считать быстрее, удобнее? (2+1)
-Ребята, посмотрите на экран. Сравните выражения левого и правого столбиков, найдите выражения с одинаковым значением, не считая.
-Какая пара отличается от других? Чем?
(5+3=4+4 Значения сумм одинаковые, а слагаемые разные.)
Воспользуйтесь Аришиной подсказкой и отметьте галочкой, какое из данных выражений в паре сосчитать будет легче. (На доске маркером дети отмечают выражения, где к большему числу прибавляется меньшее.) Дети работают с материалом, представленным в учебнике.
Отвечают на вопросы, сравнивают, анализируют, сопоставляют свои выводы с выводом, данным в учебнике, и находят подтверждение тому, что результат нашего исследования совпадает с математическим законом. В очередной раз проговаривают переместительное свойство сложения.
Учащиеся работают с интерактивным тестом. Закрепляют полученные знания. Формирование умения делать умозаключение по результатам исследования Коммуникативные УУД:
Формировать умение обосновывать и доказывать свою точку зрения.
Регулятивные УУД: Формируем умение контролировать и оценивать учебные действия, выявлять причины неудач.
Познавательные УУД: Формируем умение проводить анализы решения, сопоставлять с выводом, данным в учебнике.
6 мин.
VII. Самостоятельная работа с самопроверкой по эталону
Цели: установление отношений между данными и вопросом
Рассмотрите выражения
(№ 1 с. 14).
Запишите выражения и сосчитайте, пользуясь переместительным свойством сложения. Сколько раз будете считать в парах выражений? (Один).
- Проверяем. Вы по цепочке читаете равенства, а остальные проверяют если правильно – хлопнули, а если неправильно - топнули.
Рабочая тетрадь Ч.2
с.8 Задача 2.
Прочитайте задачу, запишите решение и ответ.
- Как вы решили задачу? Кто решил по-другому? А как можно было решить ещё?
- Сравните с эталоном. (На доске заранее заготовлено решение задачи). Слушают, отвечают на вопросы учителя, самостоятельно записывают в тетрадь и считают.
Проверяют, действуя по инструкции.
Слушают задание.
Решают, проверяют по эталону.
Формирование умения дополнять условие задачи одним недостающим данным, в сотрудничестве с учителем ставить и решать новые учебные задачи;
Регулятивные УУД: Формируем умение определять успешность своего задания в сопоставлении с эталоном; формируем умение выполнять действия по инструкции 5 мин.
VIII. Рефлексия учебной деятельности на уроке
Цели: оценка учебной деятельности - Какой математический закон мы сегодня открыли?
- Посмотрите на доску, какой вопрос нам принёс Знайка?
- Как вы ему ответите?
-А теперь возьмите простой карандаш и нарисуйте в тетради три кружка в столбик, как светофор. Если у вас на уроке всё получилось и вам всё понятно - зарисуйте нижний кружок, каким цветом? - ЗЕЛЁНЫМ.
-Если ещё нужно потрудиться – закрасьте средний кружок - ЖЁЛТЫМ цветом.
-Если вы испытали затруднение в заданиях, используя открытый вами закон, то закрасьте верхний кружок - КРАСНЫМ цветом.
Спасибо за урок! Отвечают на вопросы.
Повторяют переместительный закон сложения.
Самооценка учащихся. Регулятивные УУД – самооценка работы на уроке
Личностные УУД: формируем умение осознать свои возможности в учении. 2 мин.

ПЕРЕЧЕНЬ ИСПОЛЬЗУЕМЫХ НА ДАННОМ УРОКЕ ЭОР
№ Название ресурса Тип, вид ресурса Форма предъявления информации (иллюстрация, презентация, видеофрагменты, тест, модель и т.д.) Гиперссылка на ресурс, обеспечивающий доступ к ЭОР
Урок 47. Перемена мест
Текстографический ЭОР, озвучено Текст, иллюстрация, звук http://files.school-collection.edu.ru/dlrstore/937e9a5b-853d-4eef-8719-31813dc6939e/ur47/z47_1.htmlУрок 47. Перемена мест
Одинаковые ответы. Интерактивный тест Игра «Найди пару», тест http://files.school-collection.edu.ru/dlrstore/937e9a5b-853d-4eef-8719-31813dc6939e/ur47/z47_2.htmУрок 47. Перемена мест
(Можно использовать на следующем уроке) Текстографический ЭОР, озвучено Текст, иллюстрация, звук http://files.school-collection.edu.ru/dlrstore/937e9a5b-853d-4eef-8719-31813dc6939e/ur47/z47_4.html