Конспект урока по музыке на тему Скоро праздник пап


муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение
«средняя общеобразовательная школа №17»
городского округа г. Воронеж
Рассмотрена Согласована Утверждена
Руководитель методического Зам. директора по ВР Директор МБОУ СОШ №17
объединения
_________Сергеева Г.В. ___________ Волобуева Е.Л. ___________ Бураков А.Е.
Протокол № 1 от 27.08.2014г 28.08.2014 г. Приказ № 86-од от 29.08.2014 г.
.
Рабочая программа
по предмету: музыкана 2014-2015 учебный год
класс: 4
всего часов на учебный год: 34
количество часов в неделю – 1
Составитель: учитель начальных классов
Волобуева Елена Леонидовна
Воронеж – 2014 г
Музыка
Пояснительная записка
Рабочая программа по предмету «Музыка» 4 класс создана на основе: следующих нормативных документов и методических рекомендаций:
Федерального государственного образовательного стандарта начального общего образования
Примерной образовательной программы начального общего образования по музыке
Федерального перечня учебников, рекомендованных (допущенных) МО и Н РФ к использованию в образовательном процессе в общеобразовательных учреждениях, на 2014-2015 учебный год: Приказ Министерства образования и науки Российской Федерации № 253 от 31 марта 2014 г. «Об утверждении федерального перечня учебников, рекомендуемых к использованию при реализации имеющих государственную аккредитацию образовательных программ начального общего, основного общего, среднего общего образования»
Учебного плана общеобразовательного процесса на 2014-2015учебный год
Положения о рабочей программе школы
Цель массового музыкального образования и воспитания — формирование музыкальной культуры как неотъемлемой части духовной культуры школьников — наиболее полно
отражает интересы современного общества в развитии духовного потенциала подрастающего поколения.
Задачи музыкального образования младших школьников:
воспитание интереса, эмоционально-ценностного отношения и любви к музыкальному искусству, художественного вкуса, нравственных и эстетических чувств: любви к ближнему, к своему народу, к Родине; уважения к истории, традициям, музыкальной культуре разных народов мира на основе постижения учащимися музыкального искусства во всем многообразии его форм и жанров;
воспитание чувства музыки как основы музыкальной грамотности;
развитие образно-ассоциативного мышления детей, музыкальной памяти и слуха на основе активного, прочувствованного и осознанного восприятия лучших образцов мировой музыкальной культуры прошлого и настоящего;
накопление тезауруса – багажа музыкальных впечатлений, интонационно-образного словаря, первоначальных знаний музыки и о музыке, формирование опыта музицирования, хорового исполнительства на основе развития певческого голоса, творческих способностей в различных видах музыкальной деятельности.
Общая характеристика учебного предмета
Содержание программы базируется на художественно-образном, нравственно-эстетическом постижении младшими школьниками основных пластов мирового музыкального искусства: фольклора, музыки религиозной традиции, произведений композиторов-классиков (золотой фонд), современной академической и популярной музыки. Приоритетным в данной программе является введение ребенка в мир музыки через интонации, темы и образы русской музыкальной культуры — «от родного порога», по выражению народного художника России Б.М. Неменского, в мир культуры других народов. Это оказывает позитивное влияние на формирование семейных ценностей, составляющих духовное и нравственное богатство культуры и искусства народа. Освоение образцов музыкального фольклора как синкретичного искусства разных народов мира, в котором находят отражение факты истории, отношение человека к родному краю, его природе, труду людей, предполагает изучение основных фольклорных жанров, народных обрядов, обычаев и традиций, изустных и письменных форм бытования музыки как истоков творчества композиторов-классиков. Включение в программу музыки религиозной традиции базируется на культурологическом подходе, который дает возможность учащимся осваивать духовно-нравственные ценности как неотъемлемую часть мировой музыкальной культуры.
Программа направлена на постижение закономерностей возникновения и развития музыкального искусства в его связях с жизнью, разнообразия форм его проявления и бытования в окружающем мире, специфики воздействия на духовный мир человека на основе проникновения в интонационно-временную природу музыки, ее жанрово-стилистические особенности. При этом надо отметить, что занятия музыкой и достижение предметных результатов ввиду специфики искусства неотделимы от достижения личностных и метапредметных результатов.
Критерии отбора музыкального материала в данную программу заимствованы из концепции Д. Б. Кабалевского — это художественная ценность музыкальных произведений, их воспитательная значимость и педагогическая целесообразность.
Основными методическими принципами программы являются: увлеченность, триединство деятельности композитора – исполнителя – слушателя, «тождество и контраст», интонационность, опора на отечественную музыкальную культуру. Освоение музыкального материала, включенного в программу с этих позиций, формирует музыкальную культуру
младших школьников, воспитывает их музыкальный вкус.
Виды музыкальной деятельности разнообразны и направлены на реализацию принципов развивающего обучения в массовом музыкальном образовании и воспитании. Постижение одного и того же музыкального произведения подразумевает различные формы общения ребенка с музыкой. В исполнительскую деятельность входят:
хоровое, ансамблевое и сольное пение; пластическое интонирование и музыкальноритмические движения; игра на музыкальных инструментах;
инсценирование (разыгрывание) песен, сказок, музыкальных
пьес программного характера; освоение элементов музыкальной грамоты как средства фиксации музыкальной речи.
Помимо этого, дети проявляют творческое начало в размышлениях о музыке, импровизациях (речевой, вокальной, ритмической, пластической); в рисунках на темы полюбившихся музыкальных произведений, эскизах костюмов и декораций к операм, балетам, музыкальным спектаклям; в составлении художественных коллажей, поэтических дневников, программ концертов; в подборе музыкальных коллекций в домашнюю фонотеку; в создании рисованных мультфильмов, озвученных знакомой музыкой, небольших литературных сочинений о музыке, музыкальных инструментах, музыкантах и др. В целом эмоциональное восприятие музыки, размышление о ней и воплощение образного содержания в исполнении дают возможность овладевать приемами сравнения, анализа, обобщения, классификации различных явлений музыкального искусства, что формирует у младших школьников универсальные учебные действия.
Структуру программы составляют разделы, в которых обозначены основные содержательные линии, указаны музыкальные произведения. Названия разделов являются выражением художественно-педагогической идеи блока уроков, четверти, года. Занятия в I классе носят пропедевтический, вводный характер и предполагают знакомство детей с музыкой в широком жизненном контексте. Творческий подход учителя музыки к данной программе – залог успеха его музыкально-педагогической деятельности.
Место учебного предмета в учебном плане
Учебным планом МБОУ СОШ № 17 на изучение курса музыки в каждом классе начальной школы отводится 1 ч в неделю, всего 34 часа.
Ценностные ориентиры содержания учебного предмета
Уроки музыки, как и художественное образование в целом, предоставляя детям возможности для культурной и творческой деятельности, позволяют сделать более динамичной и плодотворной взаимосвязь образования, культуры и искусства.
Освоение музыки как духовного наследия человечества предполагает формирование опыта эмоционально-образного восприятия, начальное овладение различными видами музыкально-творческой деятельности, приобретение знаний и умений, овладение универсальными учебными действиями, что становится фундаментом обучения на дальнейших ступенях общего образования, обеспечивает введение учащихся в мир искусства и понимание неразрывной связи музыки и жизни.
Внимание на музыкальных занятиях акцентируется на личностном развитии, нравственно-эстетическом воспитании, формировании культуры мировосприятия младших школьников через эмпатию, идентификацию, эмоционально-эстетический отклик на музыку. Уже на начальном этапе постижения музыкального искусства младшие школьники понимают, что музыка открывает перед ними возможности для познания чувств и мыслей человека, его духовно-нравственного становления, развивает способность сопереживать, встать на позицию другого человека, вести диалог, участвовать в обсуждении значимых для человека явлений жизни и искусства, продуктивно сотрудничать со сверстниками и взрослыми. Это способствует формированию интереса и мотивации к дальнейшему овладению различными видами музыкальной деятельности и организации своего культурно-познавательного доcуга.
Содержание обучения ориентировано на целенаправленную организацию и планомерное формирование музыкальной учебной деятельности, способствующей личностному, коммуникативному, познавательному и социальному развитию растущего человека. Предмет «Музыка», развивая умение учиться, призван формировать у ребенка современную картину мира.
Личностные, метапредметные и предметные
результаты освоения учебного предмета
В результате изучения курса «Музыка» в начальной школе должны быть достигнуты определенные результаты.
Личностные результаты отражаются в индивидуальных качественных свойствах учащихся, которые они должны приобрести в процессе освоения учебного предмета «Музыка»:
— чувство гордости за свою Родину, российский народ и историю России, осознание своей этнической и национальной принадлежности на основе изучения лучших образцов фольклора, шедевров музыкального наследия русских композиторов, музыки Русской православной церкви, различных направлений современного музыкального искусства России;
– целостный, социально ориентированный взгляд на мир в его органичном единстве и разнообразии природы, культур, народов и религий на основе сопоставления произведений
русской музыки и музыки других стран, народов, национальных стилей;
– умение наблюдать за разнообразными явлениями жизни и искусства в учебной и внеурочной деятельности, их понимание и оценка – умение ориентироваться в культурном многообразии окружающей действительности, участие в музыкальной жизни класса, школы, города и др.;
– уважительное отношение к культуре других народов; сформированность эстетических потребностей, ценностей и чувств;
– развитие мотивов учебной деятельности и личностного смысла учения; овладение навыками сотрудничества с учителем и сверстниками;
– ориентация в культурном многообразии окружающей действительности, участие в музыкальной жизни класса, школы, города и др.;
– формирование этических чувств доброжелательностии эмоционально-нравственной отзывчивости, понимания и сопереживания чувствам других людей;
– развитие музыкально-эстетического чувства, проявляющего себя в эмоционально-ценностном отношении к искусству, понимании его функций в жизни человека и общества.
Метапредметные результаты характеризуют уровень сформированности универсальных учебных действий учащихся, проявляющихся в познавательной и практической деятельности:
– овладение способностями принимать и сохранять цели и задачи учебной деятельности, поиска средств ее осуществления в разных формах и видах музыкальной деятельности;
– освоение способов решения проблем творческого и поискового характера в процессе восприятия, исполнения, оценки музыкальных сочинений;
– формирование умения планировать, контролировать и оценивать учебные действия в соответствии с поставленной задачей и условием ее реализации в процессе познания содержания музыкальных образов; определять наиболее эффективные способы достижения результата в исполнительской и творческой деятельности;
– продуктивное сотрудничество (общение, взаимодействие) со сверстниками при решении различных музыкально-творческих задач на уроках музыки, во внеурочной и внешкольной музыкально-эстетической деятельности;
– освоение начальных форм познавательной и личностной
рефлексии; позитивная самооценка своих музыкально-творческих возможностей;
– овладение навыками смыслового прочтения содержания «текстов» различных музыкальных стилей и жанров в соответствии с целями и задачами деятельности;
– приобретение умения осознанного построения речевого высказывания о содержании, характере, особенностях языка музыкальных произведений разных эпох, творческих направлений в соответствии с задачами коммуникации;
– формирование у младших школьников умения составлять тексты, связанные с размышлениями о музыке и личностной оценкой ее содержания, в устной и письменной форме;
– овладение логическими действиями сравнения, анализа, синтеза, обобщения, установления аналогий в процессе интонационно-образного и жанрового, стилевого анализа музыкальных сочинений и других видов музыкально-творческой деятельности;
– умение осуществлять информационную, познавательную и практическую деятельность с использованием различных средств информации и коммуникации (включая пособия на
электронных носителях, обучающие музыкальные программы, цифровые образовательные ресурсы, мультимедийные презентации, работу с интерактивной доской и т. п.).
Предметные результаты изучения музыки отражают опыт учащихся в музыкально-творческой деятельности:
– формирование представления о роли музыки в жизни человека, в его духовно-нравственном развитии;
– формирование общего представления о музыкальной картине мира;
– знание основных закономерностей музыкального искусства на примере изучаемых музыкальных произведений;
– формирование основ музыкальной культуры, в том числе на материале музыкальной культуры родного края, развитие художественного вкуса и интереса к музыкальному искусству и музыкальной деятельности;
– формирование устойчивого интереса к музыке и различным видам (или какому-либо виду) музыкально-творческой деятельности;
– умение воспринимать музыку и выражать свое отношение к музыкальным произведениям;
– умение эмоционально и осознанно относиться к музыке различных направлений: фольклору, музыке религиозной традиции, классической и современной; понимать содержание, интонационно-образный смысл произведений разных жанров и стилей;
– умение воплощать музыкальные образы при создании театрализованных и музыкально-пластических композиций, исполнении вокально-хоровых произведений, в импровизациях.
В результате изучения музыки выпускник начальной школы научится:
- воспринимать музыку различных жанров, размышлять о музыкальных произведениях как способе выражения чувств и мыслей человека, эмоционально откликаться на искусство, выражая свое отношение к нему в различных видах деятельности;
- ориентироваться в музыкально-поэтическом творчестве, в многообразии фольклора России, сопоставлять различные образцы народной и профессиональной музыки, ценить отечественные народные музыкальные традиции;
- соотносить выразительные и изобразительные интонации, узнавать характерные черты музыкальной речи разных композиторов, воплощать особенности музыки в исполнительской деятельности;
- общаться и взаимодействовать в процессе ансамблевого, коллективного (хорового и инструментального) воплощения различных художественных образов;
- исполнять музыкальные произведения разных форм и жанров (пение, драматизация, музыкально-пластическое движение, инструментальное музицирование, импровизация и др.);
- определять виды музыки, сопоставлять музыкальные образы в звучании различных музыкальных инструментов;
- оценивать и соотносить содержание и музыкальный язык народного и профессионального музыкального творчества разных стран мира.
Основное содержание курса
Основное содержание курса представлено следующими содержательными линиями: «Музыка в жизни человека», «Основные закономерности музыкального искусства», «Музыкальная картина мира».
Музыка в жизни человека. Истоки возникновения музыки. Рождение музыки как естественное проявление человеческих чувств. Звучание окружающей жизни, природы, настроений, чувств и характера человека. Обобщенное представление об основных образно-эмоциональных сферах музыки и о многообразии музыкальных жанров и стилей. Песня, танец, марш и их разновидности. Песенность, танцевальность, маршевость. Опера, балет, симфония, концерт, сюита, кантата, мюзикл. Отечественные народные музыкальные традиции. Народное творчество России. Музыкальный и поэтический фольклор: песни, танцы, действа, обряды, скороговорки, загадки,
Игры-драматизации. Историческое прошлое в музыкальных образах. Народная и профессиональная музыка. Сочинения отечественных композиторов о Родине. Духовная музыка в творчестве композиторов.
Основные закономерности музыкального искусства.
Интонационно-образная природа музыкального искусства. Выразительность и изобразительность в музыке. Интонация как озвученное состояние, выражение эмоций и мыслей. Интонации музыкальные и речевые. Сходство и различие. Интонация – источник музыкальной речи. Основные средства музыкальной выразительности (мелодия, ритм, темп, динамика, тембр, лад и др.). Музыкальная речь как способ общения между людьми, ее эмоциональное воздействие. Композитор – исполнитель – слушатель. Особенности музыкальной речи в сочинениях композиторов, ее выразительный смысл. Нотная запись как способ фиксации музыкальной речи. Элементы нотной грамоты. Развитие музыки — сопоставление и столкновение чувств и мыслей человека, музыкальных интонаций, тем, художественных образов. Основные приёмы музыкального развития (повтор и контраст). Формы построения музыки как обобщенное выражение художественно-образного содержания произведений. Формы одночастные, двух и трехчастные, вариации, рондо и др.
Музыкальная картина мира.
Интонационное богатство музыкального мира. Общие представления о музыкальной жизни страны. Детские хоровые и инструментальные коллективы, ансамбли песни и танца. Выдающиеся исполнительские коллективы (хоровые, симфонические). Музыкальные театры. Конкурсы и фестивали музыкантов. Музыка для детей: радио и телепередачи, видеофильмы, звукозаписи (CD, DVD). Различные виды музыки: вокальная, инструментальная, сольная, хоровая, оркестровая. Певческие голоса: детские,
женские, мужские. Хоры: детский, женский, мужской, смешанный. Музыкальные инструменты. Оркестры: симфонический, духовой, народных инструментов. Народное и профессиональное музыкальное творчество разных стран мира. Многообразие этнокультурных, исторически сложившихся традиций. Региональные музыкально-поэтические традиции: содержание, образная сфера и музыкальный язык. Ниже представлено тематическое планирование в соответствии с учебниками для общеобразовательных учреждений авторов Е. Д. Критской, Г. П. Сергеевой, Т. С. Шмагиной: «Музыка. 1 класс», «Музыка. 2 класс», «Музыка. 3 класс», «Музыка. 4 класс».
Контроль предметных результатов
Виды контроля:
- вводный, текущий, итоговый
- фронтальный, комбинированный, устный
Формы (приемы) контроля:
- наблюдение, самостоятельная работа, работа по карточке, тест.
Промежуточная аттестация проводится в соответствии с требованиями к уровню подготовки учащихся 4 класса начальной школы в форме самостоятельных работ 2 раза в год.
      НОРМЫ ОЦЕНКИ ЗНАНИЙ,  УМЕНИЙ И НАВЫКОВ УЧАЩИХСЯ ПО МУЗЫКЕ
Функция оценки - учет знаний.
Проявление   интереса   (эмоциональный   отклик,   высказывание   со   своей жизненной позиции).
1.  Умение пользоваться ключевыми и частными знаниями.
2.  Проявление музыкальных способностей и стремление их проявить.
Отметка "5" ставится:
·                   если присутствует интерес (эмоциональный отклик, высказывание со своей жизненной позиции);
·                   умение пользоваться ключевыми и частными знаниями;
·         проявление музыкальных способностей и стремление их проявить.
Отметка «4» ставится:
·        если присутствует интерес (эмоциональный отклик, высказывание своей жизненной позиции);
·        проявление музыкальных способностей и стремление их проявить;
·        умение пользоваться ключевыми и частными знаниями.
Отметка «3» ставится:
·        проявление  интереса  (эмоциональный   отклик,   высказывание   своей жизненной позиции);
·        или:
·        в умение пользоваться ключевыми или частными знаниями;
·        или:
·        проявление музыкальных способностей и стремление их проявить.
Отметка «2» ставится: и
·        нет интереса, эмоционального отклика;
·                 неумение пользоваться ключевыми и частными знаниями;
·        нет  проявления  музыкальных  способностей и  нет   стремления  их проявить.
Материально- техническое и учебно-методическое обеспечение образовательного процесса
Учебники:
Е.Д. Критской, Г.П. Сергеевой Музыка: Учебник: 4 класс:
Рабочие тетради
Е.Д. Критской, Г.П. Сергеевой Музыка: Рабочая тетрадь: 4класс. В 2 ч.Ч 1.
Техническое средство обучение
1.Магнитная доска.
2.Компьютер
3. Принтер
4. Интерактивная доска.
Календарно-тематическое планирование по предмету «Музыка» 4 класс
Дата Тема урока.
(страницы учебника, тетради) Художественно-педагогическая идея уроков Планируемые результаты
(в соответствии с ФГОС)
По плану По факту Понятия Предметные
результаты УУД Личностные результаты
«Россия – Родина моя!» (3 часа)
1 08.09 Мелодия.
стр.8-11 «Вся Россия просится в песню». Как мелодия передает душевное состояние композитора? Мелодия. С.В.Рахманинов.
Жанр: инструментальный концерт. «Песня о России».
В.Локтев.
Куплетная форма. Научится слышать и интонировать мелодию, воспринимать музыку инструментального концерта.
Получит возможность научиться владеть навыками кантиленного пения. Регулятивные:
Целеполагание в постановке учебных задач.
Познавательные:
Владение навыками речевого высказывания.
Коммуникативные:
Совершенствование представлений учащихся о музыкальной культуре своей Родины. Понимание жизненного содержания классической музыки на основе эмоционального и осознанного отношения к музыкальной культуре России.
2 15.09 Вокализ.
стр.12-13 «Что не выразишь словами, звуком на душу навей…»
Как звучит вокализ? Вокализ.
С.В.Рахманинов.
А,капелла.
А.В.Нежданова.
Сопрано.
Научится определять новый жанр музыки.
Получит возможность развивать творческие способности, певческий голос. Р: оценка воздействия муз. сочинения на собственные чувства и мысли.
П: закрепление представлений о муз. языке вокализа, средствах муз. выразительности.
К: продуктивное сотрудничество со сверстниками .Понимание социальных функций музыки в жизни людей, общества.
3 22.09 Кантата.
стр.20-23 «На великий бой собралася Русь!»
Как композитор рассказывает о защитниках нашей Родины в кантате? Кантата. С.С.Прокофьев. Меццо-сопрано. Альт. Научится воспринимать музыку кантаты.
Получит возможность научиться участвовать в коллективной творческой деятельности при воплощении музыкальных образов. Р: Выполнять учебные действия в качестве исполнителя и слушателя.
П: Контролировать и оценивать процесс и результат деятельности.
К: Умение договориться о распределении функций и ролей в совместной деятельности. Становление эстетических идеалов.
Уважительное отношение к истории и культуре русского народа.
«О России петь – что стремиться в храм» (3 часа)
4 29.09 Стихира
стр.26-27 Как звучит стихира?
Святые Земли Русской. Стихира.
Пение а,капелла.
Икона «Всех святых в земле Русской просиявших». Научится оценивать и соотносить содержание и музыкальный язык духовной музыки. Р: Принимать и сохранять учебную задачу.
П: Узнавать, называть жанры духовной музыки.
К: Формулировать свои затруднения.
Понимание жизненного содержания религиозной музыки.
5 06.10 «Былинные наигрыши и напевы».
стр. 28-29 Как жанр былины раскрывает образ
былинного героя? Былинный напев.
Песнь-сказание.
А.П.Бородин «Богатырская» симфония. Научится узнавать народные былинные песнопения, слышать их интонации в музыке русских композиторов. Р: Выполнять учебные действия в качестве слушателя.
П: Воспитание патриотических чувств.
К: Участвовать в обсуждении явлений жизни и искусства. Чувство сопричастности и гордости за культурное наследие своего народа.
6 13.10 Тропарь.
стр.32-39 Как звучит тропарь?
Праздников праздник, торжество из торжеств. Тропарь. Молитва. Песнопение.
Пасхальное Богослужение. Икона «Воскресенье».
Научится воспринимать пасхальное песнопение.
Получит возможность научиться владеть певческим голосом как инструментом духовного самовыражения. Р: Проявление способности к саморегуляции в процессе восприятия музыки.
П: Наличие устойчивых представлений о муз. языке жанров религиозной музыки.
К: Совершенствование представлений о рус. муз. культуре. Понимание жизненного содержания религиозной музыки.
«День, полный событий» ( 7часов)
7 20.10 Осень в творчестве русских композиторов.
Стр.42-43 Как композитор передает осеннее настроение?
Лирика в поэзии и музыке.
П.И.Чайковский«Осенняя песнь».
Г.В.Свиридов«Осень», «Пастораль». Научится воспринимать музыку и размышлять о ней. Развитие навыков кантиленного пения. Р: Планирование собственных действий в процессе восприятия музыки.
П: Владение навыками интонационно-образного анализа муз.произведения.
К: Развитие навыков постановки проблемных вопросов. Наличие эмоционального отношения к искусству.
8 27.10 Зимнее утро.
Стр.44-45 Как композитор изображает утро? Как передает настроение зимнего утра? Выразительность.
Изобразительность.
П.И.Чайковский«Зимнее утро».
Зимний пейзаж. Научится эмоционально выражать свое отношение к искусству, соотносить выразительные и изобразительные интонации. Р: Развернутость анализа музыкального сочинения.
П: Владение словарем музыкальных терминов в процессе размышлений о музыке.
К: Поиск способов в разрешении конфликтных ситуаций в процессе исполнения музыки. Понимание жизненного содержания классической музыки на основе эмоционального и осознанного отношения к ней.
9 10.11 Зимний вечер.
Стр.46-47 Как развитие мелодии помогает передать настроение стихотворения? Музыкальное прочтение стихотворения.
П.И.Чайковский«У камелька».
А.С.Пушкин«Зимний вечер». Научится ориентироваться в музыкально-поэтическом творчестве.
Получит возможность реализовывать творческий потенциал в пении. Р: Оценка воздействия музыки на собственное отношение к ней.
П: Владение навыками самостоятельного интонационно- образного анализа муз.сочинения.
К:Совершенствование умений планирования учебного сотрудничества с учителем и сверстниками.
Развитие мотивов музыкальной учебной деятельности.
10 17.11 Музыкальная живопись.
Три чуда.
Стр.48-51 Как композитор «рисует» сказочные музыкальные образы? Музыкальная тема.
Регистры. Тембры.
Н.А.Римский-Корсаков. Научится наблюдать за результатом музыкального развития на основе различий интонаций, тем, образов. Р: Обобщенность действий, критичность.
П: Владение навыками осознанного речевого высказывания в процессе размышлений о музыке.
К: Оценка действий партнера в групповой деятельности. Развитие эмоциональной отзывчивости.
11 24.11 Ярмарка в искусстве.
Стр.52-53 Как звучат народные мелодии в музыке П.И.Чайковского?
Какая музыка звучит на ярмарках? Жанры народной музыки: хороводные и плясовые песни.
Обработка русской народной песни. Научится сопоставлять различные образы народной и профессиональной музыки.
Получит возможность реализовать собственные замыслы в инсценировке песни. Р: Оценка собственной музыкально-творческой деятельности и работы одноклассников в разных формах взаимодействия.
П: Наличие устойчивых представлений о музыкальном языке произведений различных стилей.К: Участвовать в обсуждении явлений жизни и искусства. Чувство сопричастности и гордости за культурное наследие своего народа.
12 01.12 Один день с А.С.Пушкиным.
Стр.54-55 Как музыкальные впечатления отражались в творчестве поэта? Вступление к опере.
Имитация колокольных звонов. Научится соотносить выразительные и изобразительные интонации в музыке. Р: Установка на внимательное восприятие музыки.
П: Приобретение информации о значении колокола в жизни человека.
К: Речевые высказывания. Умение петь в хоре. Понимание жизненного содержания музыки.
13 08.12 Русский романс.
Стр.56-57 Как композитор выражает свои чувства, переживания в романсе? Романс. М.И.Глинка«Венецианская ночь». Муза.
Дуэт. Научится ориентироваться в музыкально-поэтическом творчестве, знать отличительные особенности жанра романса. Р: Планирование собственных действий в процессе восприятия и исполнения музыки.
П: Наличие устойчивых представлений о муз. языке романса.
К: Взаимодействие в процессе коллективного воплощения художественного образа. Формирование эмоционально-нравственной отзывчивости учащихся.
В концертном зале ( 8 часов)
14 15.12 Струнный квартет.
Стр.74-75 Как композитор в музыке передает ночной пейзаж? Струнный квартет.
А.П.Бородин.
Ноктюрн.
Научится сопоставлять музыкальные образы в звучании различных муз.инструментов, пению в ансамбле. Р: Планирование собственных действий в процессе восприятия, исполнения музыки.
П: Умение сравнивать музыкальные образы.
К: Развитие навыков постановки проблемных вопросов в процессе восприятия. Понимание жизненного содержания музыки.
15 22.12 Вариации.
Стр.76-77 Как определить музыкальную форму вариаций? Музыкальная форма: вариации.
Стиль рококо.
Штрихи: легато, стаккато, акценты. Научится определять форму вариаций.
Возможность научиться оценивать явление муз.культуры.
Возможность научиться импровизировать (вариации на заданную тему). Р: Владение умением целеполагания в постановке учебных задач при восприятии музыки.
П: Владение муз. словарем в процессе размышлений о музыке.
К: Формирование навыков развернутого речевого высказывания в процессе анализа музыки Мотивация учебной деятельности.
Я – слушатель.
Реализация творческого потенциала.
16 12.01 Сюита.
«Старый замок»
Стр.78-79
Как звучит музыка средневековья?
Как услышать звуки старого замка? Сюита.
Трубадуры, менестрели.
М.П.Мусоргский.
Музыка средневековья. Научится воспринимать музыку, размышлять о ней.
Возможность научиться музицированию, импровизированию. Р: Вопросы учащихся к анализу муз.пьесы. Оценка собственной муз.-творческой деятельности.
П: Приобретение информации о временах замков, трубадуров.
К: Музицирование по группам. Уважительное отношение к истории и культуре Западной Европы.
Творческое развитие.
17 19.01 Романс «Сирень».
Стр.80-81 «Счастье в сирени живет..».
Как композитор наполнил музыку теплом и светом? Музыкальные жанры: песня, романс, вокализ.
С.В.Рахманинов.
Сопрано. Научится воспринимать музыку вокальных жанров.
Возможность научиться реализовывать собственные творческие замыслы в пении. Р: Планирование собственных действий в процессе восприятия и исполнения музыки.
П: Наличие устойчивых представлений о муз. языке романса.
К: Взаимодействие в процессе коллективного воплощения художественного образа. Понимание социальных функций музыки в жизни людей, общества, в своей жизни.
18 26.01 Мир Шопена.
Стр.82-83 Как композитор передает в музыке свое отношение к Родине? Музыкальный жанр: полонез.
Судьба Ф.Шопена. Научится определять муз. язык, стиль композитора, жанр музыки. Р: Выполнять учебные действия в качестве слушателя.
П:Активизация творческого мышления.
К: Умение учитывать разные мнения. Углубление понимания значения музыкального искусства в жизни человека.
19 02.02 Мир Шопена.
Стр.84-85 Как композитор использует интонации польских народных танцев? Мазурка.
Трехчастная форма музыки. Научится определять танцевальные жанры музыки, форму муз. произведения.
Возможность научится оценивать явления музы- кальной культуры Польши. Р: Планирование собственных действий в процессе восприятия и исполнения .
П: Умение проводить сравнения муз. произведений.
К: Способность встать на позицию другого человека. Умение вести диалог. Уважительное отношение к культуре польского народа.
20 09.02 Патетическая соната.
Стр. 86-87 Как изменяются и развиваются интонации в сонате Бетховена? Музыкальный жанр: соната.
Главные темы экспозиции.
Людвиг ван Бетховен. Научится узнавать характерные черты музыкальной речи Бетховена. Р: Ставить новые учебные задачи.
П: Активизация творческого мышления.
К: Умение слушать друг друга. Усвоение жизненного содержания музыкальных образов .21 16.02 Симфоническая увертюра.
Стр.88-89 Как композитор подчеркивает национальный колорит в музыке? Симфоническая увертюра.
Хота.
Кастаньеты. Научится взаимодействовать в процессе коллективного воплощения художественного творчества. Р: Оценка собственной музыкально-творческой деятельности.
П: Выбор способов решения учебных задач.
К: Сотрудничество с учителем и сверстниками. Реализация творческого потенциала, готовность выражать свое отношение к искусству.
В музыкальном театре (8 часов):
22 02.03 Музыкальная характеристика героев оперы.
Стр.94-95 Как композитор охарактеризовал
стан противника? Музыкальный образ.
М.И.Глинка «Иван Сусанин».
Полонез. Мазурка. Научится наблюдать за результатом музыкального развития образов, слышать интонации народной польской и русской музыки. Р: Выполнять учебные действия в качестве слушателя.
П: Узнавать и называть танцевальные жанры.
К: Продуктивно сотрудничать со сверстниками и взрослыми. Ценностное отношение к музыкальной культуре.
23 02.03 Музыкальная драматургия оперы «Иван Сусанин»
Стр.96-97 Как звучат сольные и хоровые сцены в опере? Как развиваются муз.темы главных героев? Музыкальная драматургия.
Контраст. Научится наблюдать за развитием драматургии оперы. Р: Принимать и сохранять учебную задачу.
П: Использовать общие приемы решения задач.
К: Умение вести диалог. Чувство сопричастности и гордости за культурное наследие своего народа.
24 02.03 Ария. Сцена в лесу.
Стр.98-99 Как ария характеризует Ивана Сусанина? Какая интонация пронизывает оперу? Ария. Речитатив.
Ф.И.Шаляпин. Научится определять характер, чувства, внутренний мир человека через прослушивание арии. Р: Формулировать и удерживать учебную задачу.
П: Контролировать и оценивать процесс и результат деятельности.
К: Продуктивно сотрудничать со сверстниками и взрослыми. Уважительное отношение к истории и культуре русского народа.
25 16.03 Роль дирижера в создании музыкального спектакля.
Стр.90-91 Как дирижер управляет симфоническим оркестром? Симфонический оркестр.
Орхестра.
Дирижер. Научится понимать жесты дирижера. Возможность научиться реализовывать собственные творческие замыслы в музыкально-пластическом этюде. Р: Оценка собственной музыкально-творческой деятельности.
П: Поиск информации о жанрах симфонической музыки в учебнике.
К: Совершенствование действий контроля, оценки действий партнера. Расширение ценностной сферы в процессе общения с музыкой.
Мотивация учебной деятельности.
26 06.04 Русский Восток.
Стр.102-103 Как звучат восточные интонации? Особенности восточного колорита. Восточные интонации. Вариации.
Орнамент. Научится слышать восточные интонации в музыке русских композиторов: М.И.Глинки и М.П.Мусоргского. Р: Планирование собственных действий в процессе интонационно-образного анализа.
П: Наличие устойчивых представлений о муз. языке произведений.
К: Совершенствование представлений учащихся о толерантности к культуре других народов.
Готовность выражать свое отношение к искусству.
27 06.04 Восточные мотивы.
Балет «Гаянэ»
Стр.104-105 Как развиваются музыкальные образы героев балета? Контрастные образы.
А.И.Хачатурян.
Мелодический рисунок. Научится следить за развитием музыкального образа, слышать своеобразный колорит, орнамент восточной музыки. Р: Выполнять учебные действия в качестве исполнителя.
П: Активизация творческого воображения.
К: Учитывать разные мнения.
Понимание чувств других народов (эмпатия).
28 13.04 Балет «Петрушка».
Стр.106-107 Как композитор изобразил сцену Масленицы? И.Ф. Стравинский.
Оркестровые тембры.
Музыка в народном стиле. Научится распознавать художественный смысл музыки, понимать роль музыки в жизни человека. Р: Использовать речь для регуляции своего действия.
П: Узнавать, называть знакомые интонации.
К: Продуктивно сотрудничать со сверстниками при инсценировании сцены из балета. Реализация творческого потенциала, готовность выражать свое отношение к искусству.
29 13.04 Оперетта.
Стр.108-109 Как ориентироваться в мире музыки?
Как исполняют оперетту? Музыкальный жанр: оперетта, мюзикл.
И.Штраус.
Ф. Лоу. Научится ориентироваться в разнообразии музы- кального искусства, сравнивать жанры. Р: Оценка воздействия муз. сочинения на собственные чувства.
П: Узнавать, называть жанры.
К: Формулировать собственное мнение и позицию. Расширение ценностной сферы в процессе общения с музыкой.
« Чтоб музыкантом быть, так надобно уменье…» (5 часов)
30 20.04 Прелюдия.
Стр.112-113 Как звучат прелюдии Рахманинова?
Как меняются чувства от части к части? Музыкальный жанр: прелюдия.
С.В.Рахманинов.
Форма музыки: трехчастная. Научится передавать собственные музыкальные впечатления, определять на слух 3-х частную форму. Р: Проявление способности к саморегуляции в процессе восприятия музыки.
П: Владение навыками осознанного речевого высказывания в процессе размышлений о музыке.
К: Определение способов взаимодействия .Чувство сопричастности и гордости за культурное наследие своего народа.
31 27.04 Исповедь души.
Стр.114-115 Как звучат прелюдии Шопена? Развитие музыкального образа в прелюдии.
Ф.Шопен. Научится размышлять о музы- кальном произведении как способе выражения чувств и мыслей человека. Р: Планирование собственных действий в процессе интонационно-образного анализа.
П: Наличие устойчивых представлений о муз. языке произведений.
К: Продуктивно сотрудничать со сверстниками. Уважительное отношение к истории и культуре польского народа.
32 27.04 Этюд.
Стр.116-117 Как звучит речь композитора в пьесе? Как передал автор свое душевное состояние? Музыкальный жанр: этюд.
Ф.Шопен«Революционный этюд». Научится понимать жизненный смысл музыкального произведения. Р: Ставить новые учебные задачи.
П: Активизация творческого мышления.
К: Умение слушать друг друга. Развитие эмоциональной отзывчивости.
33 18.05 Музыкаль-ный сказочник.
Стр.124-125 Как композитор рисует сказочные музыкальные образы? Музыкальная сказка.
Н.А.Римский-Корсаков.
Опера. Научится видеть и слышать, т.е. понимать жизненный смысл произведения. Р: Развернутость анализа музыкального сочинения.
П: Владение словарем музыкальных терминов в процессе размышлений о музыке.
К: Поиск способов в разрешении конфликтных ситуаций в процессе исполнения музыки. Усвоение единства деятельности композитора, исполнителя, слушателя.
34 18.05 Заключи-тельный урок-концерт. Как правильно держаться на сцене? Программа концерта. Научится правильно держаться на сцене,
петь эмоционально, выразительно. Р: Выполнять учебные действия в качестве исполнителя.
П: Контролировать и оценивать результат деятельности.
К: Хоровое пение, пение по группам и с солистами. Развитие эмоциональной отзывчивости.