Конспект урока по окружающему миру на тему Новое время (4 класс)

Окружающий мир
Класс: 4
Программа: Школа 2100
Тема: НОВОЕ ВРЕМЯ
Цели: Создать образ эпохи Нового времени, учиться находить в современной жизни явления, открытия, достижения, сохранившиеся с эпохи Нового времени.

Этапы урока
Ход урока


·. Актуализация знаний. Определение темы урока.
-  Сегодня я приглашаю вас продолжить увлекательное путешествие по страницам всемирной истории.
- Скажите, а где мы побывали на прошлом уроке? (В средних веках)
-  Что интересного вы узнали об этой эпохе? В чём особенность той эпохи?
- Что такое эпоха? Почему люди разделили всю историю развития человечества на эпохи?
На экране (на карточках) написаны названия эпох развития человечества.
- Какое задание нужно выполнить? (Расположить в правильном порядке)
- Как вы думаете, в какую эпоху мы совершим наше сегодняшнее путешествие? (В Новое время)
- Какая это по счету эпоха? (Четвёртая)
- Сформулируйте тему урока. (Новое время)
- Какова цель урока? (Познакомиться с особенностями эпохи Новое время)
- Откройте учебники: 1 вариант на с.62, 2 вариант на с. 70. Что нам нужно сделать?
Сравнить две карты – эпохи Средних веков (с. 62–63) и Нового времени (с. 70–71) и выполнить задания: «Как изменились границы цивилизаций в Новое время?» и «Какие земли были заселены выходцами из Европы?»
Ученики делают вывод, что во много раз увеличилась территория европейской цивилизации (в Новое время называем её Западной).

– Какие у вас возникают вопросы?
Основной вопрос урока: Что заставило европейцев так расселиться по планете и покорить весь мир? Что помогло им сделать это? (Почему произошло расселение)

- Чтобы найти ответ на главный вопрос, необходимо вспомнить то, что мы знаем.
– Какую территорию занимала католическая цивилизация в Средние века? (Располагалась только в Западной Европе.) Что можно сказать об этой территории? (Она небольшая)
– Какое основное занятие было у людей в Средние века? (Земледелие)
– Что нам нужно узнать, чтобы решить проблему урока? (Что произошло в истории Европы, что заставило европейцев расселяться и покорять мир?)
Ответы детей записываем в таблицу
Знаем
Не знаем

Католическая цивилизация – в Западной Европе (маленькая территория)
Все Средневековые цивилизации были похожи друг на друга – были земледельческими

Что произошло в истории Европы, что заставило европейцев расселяться и покорять мир?


– Какие вы можете сделать предположения?


II. Поиск решения проблемы.




- Кто из вас может рассказать, какое событие считают началом эпохи Нового времени? (Путешествие Колумба)
До конца своих дней Колумб не знал, что открыл новый континент. Ведь отправился он совсем не в Америку, а в Индию. Эту страну европейцы называли «страной сказочных богатств». Оттуда купеческие караваны везли золото и драгоценные камни, тонкие ткани и пряности. Между прочим, пряности (ароматные приправы – корица, гвоздика, перец) в Европе называли «музыкой обеда» – они придавали пище особый, неповторимый вкус. Ценили пряности на вес золота.
Еще в древности некоторые ученые предполагали, что Земля имеет форму шара. Значит, если плыть все время в одном направлении, в конце концов можно обогнуть Землю. Вот и решил Колумб плыть не на восток, а на запад. Он надеялся приплыть в Индию «с другой стороны». На пути Колумба оказалась земля, которую он принял за Индию. Он и назвал ее Индией, а население – индийцами.
Но действительно ли Америка раньше не была известна людям? Оказывается, еще за 500 лет до рождения Колумба викинги – древние жители Скандинавского полуострова – уже приплывали на своих ладьях в Северную Америку. А китайские моряки еще раньше викингов посещали берега Южной Америки.
Выходит, Америка была открыта задолго до Колумба, просто люди того времени не имели современных средств связи, да и грамотными были единицы из них, поэтому открытия эти не получили такую известность в древности. Да и сам Колумб не считал, что он открыл новую землю, – он был уверен, что нашел «западный» путь в Индию.
И только после смерти Колумба путешественник Америго Веспуччи, который участвовал вместе с ним в двух экспедициях, доказал, что открытые Колумбом земли – новый материк. Вот его-то именем – Америго – и назвали Америку. А память о Колумбе хранит в своем названии одна из стран Центральной Америки – Колумбия.

- Чтобы узнать, что предшествовало этому событию, и к чему оно привело, мы поработаем с текстом учебника.
- Чтобы ответить на поставленные вопросы нам нужно поработать с текстом учебника, параграф 13. Найдите на партах карточки с вопросами. Что нужно сделать? (прочитать вопрос, найти ответ в тексте)
Всего 4 вида карточек с вопросами.

1. Найти ответ на вопрос в тексте. (с. 68-69)
1. Как изменился вид поселений людей? Где проживало большинство граждан?
2. Как изменилось количество людей в Европе? (Возросло.) К чему это привело?


2. – Рассмотрите рисунки на с. 69 «Технические достижения в эпоху Нового времени».
Ответьте на вопросы:
1. Какие открытия были сделаны?
2. Как изменились возможности выживания человека?

(Если кто-то заболел – можно быстрее об этом сообщить врачу, можно быстрее доставить человека в больницу. Люди получили больше возможностей общаться, узнавать новое, полезное и т.д. Человечество стало сильнее. Жить стало проще и удобнее.)

Подготовленные сообщения детей об изобретениях того времени.

3. – Была ли причина для расселения у европейцев? Какова она? Но ведь все земли на планете были заняты другими людьми! Как им удалось расширить свои территории?
1. Какие профессии должны были теперь стать более важными для европейцев? («Не земледельческие», а «технические».) Почему? Что это давало?
2. Почему европейцы сумели потеснить других людей? (Потому что у европейцев была лучше техника.)


4. Мораль нового общества.
– Чем отличаются все эпохи друг от друга? (развитием техники, науки, образом жизни, моралью, устройством государства). Могли ли достижения науки и техники, изменение условий жизни привести к изменениям в обществе?
Вспомните, кто управлял обществом в эпоху Средних веков?(государство, монархия, феодальный строй) Как вы думаете, люди были довольны такими порядками? Вам бы понравилось жить в таком обществе? (Нет.)

1. Рассмотрите схему на с. 73 и скажите, какие изменения произошли в европейском обществе в эпоху Нового времени.
2. Кто пришёл к управлению обществом?
3. Как народ участвовал в управлении государством?

- Что изменилось в устройстве общества и сознании людей? Что им это давало? (стремление к новому, к открытию мира)


– Могла ли в новом, равноправном обществе сохраниться мораль Средневековья? (Нет, не могла.) Как она изменилась?




·II. Самостоятельное применение знаний.
Работа на карточках (в рабочих тетрадях) в парах. Совместная проверка.

– Давайте вернёмся к основному вопросу нашего урока. Что мы хотели сегодня выяснить? (Почему Новое время назвали новым? Что заставило европейцев так расселиться по планете и покорить весь мир?)
– Какой же ответ вы можете дать на этот вопрос?
С помощью учителя ученики должны прийти к выводу, что эпоха Нового времени получила своё название из-за того, что произошли огромные изменения во всех сферах жизни общества. Достижения науки и техники, превращение католической европейской цивилизации из «земледельческой» в «машинную» позволили европейцам покорить весь мир. Мораль Нового времени до сих пор актуальна, с ней можно согласиться.



IV. Домашнее задание.
- Какое домашнее задание мы можем предложить по теме урока?
(сообщение о выдающемся человеке, изобретении, событии того времени)


V. Итог урока.
- На какие вопросы мы должны были ответить? Смогли ли мы найти ответы?
Продолжите предложения:
- на уроке я узнал что
- мне понравилось
- мне было интересно узнать
- я смог

















1. Вставь в текст пропущенные слова.

Начиная с 15 века ______________________ уходило в прошлое, наступало ________________ время. Общество, возникшее на месте христианской Европы, стали называть ________________. Менялась _________________ европейцев и их ____________ о природе.

В это время люди сделали много научных открытий и узнали о ____________________________________________________________________________. Многими достижениями Нового времени мы пользуемся по сей день: ____________________________________________________________________________.

2. Отметь римскими цифрами на «реке времени» века эпохи Нового времени. Впиши в рамки годы известных тебе событий.

I___________________________________X____________________________________XXI

_______ - Великая французская революция
_______ - Вторая мировая война
________ - Колумб открыл Америку

Из представленных событий выбери те, которые относятся к Новому времени и отметь их на «реке времени».
3. Эпоху Нового времени можно назвать торжеством Европы, потому что ______________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________
4. В эпоху Нового времени прозвучал призыв: «Свобода! Равенство! Братство!». Как ты считаешь, почему эти слова продолжают оставаться важными и сейчас?
Я считаю ________________________________________________________________________________________________________________________________________________________
Аргументы ________________________________________________________________________________________________________________________________________________________