Активизация мыслительной деятельности студентов на уроках математики


Методическое и дидактическое сопровождение организации работы с одарёнными детьми».
Проблема работы с одарёнными обучающимися – одна из современных задач образования, но она всегда присутствовала и решалась в той или иной степени на всех этапах развития любой системы образования посредством дифференцированного и индивидуального подхода в обучении.
Главная задача учителя в этом направлении заключается в том, чтобы создать условия в которых ученик мог бы проявить себя и показать путь для самореализации, т.е. дать ученику возможность развить свой интеллект в самостоятельной творческой деятельности, с учётом индивидуальных возможностей и склонностей.
Основным подходом в поиске юных дарований следует признать комплекс мероприятий (медико-психологических, педагогических), направленных не только на детей, но и на родителей, и педагогов. Важно использовать разнообразные методики отбора детей и в дальнейшем непрерывно наблюдать за их успехами.
Задача семьи состоит в том, чтобы увидеть, разглядеть способности ребёнка, задача школы – поддержать ребёнка и развить его способности, подготовить почву для того, чтобы эти способности были реализованы.
Прежде всего, одарённых детей надо уметь выявить. Они имеют ряд особенностей: любознательны, настойчивы в поиске ответов, часто задают глубокие вопросы, склонны к размышлениям, отличаются хорошей памятью. Диагностику одарённости я провожу, используя тесты Беннета. Определив таких ребят, школа должна научить их думать, предпринимать всё возможное для развития их способностей. Первым помощником в этом деле является интерес учащихся к предмету. Одарённые дети охотно и легко учатся, отличаются остротой мышления, наблюдательностью, исключительной памятью проявляют разностороннюю любознательность, часто уходят с головой в то или иное дело. Выделяются умением чётко излагать свои мысли, демонстрируют способности к практическому приложению знаний, проявляют исключительные способности к решению разнообразных задач.
Задачи работы с одарёнными детьми:
Моя задача –помочь наиболее полно раскрыть свои способности ученикам и успешно реализовать их, не только сообщать учащимся определённую сумму знаний, развивать их умения и навыки, но и воспитывать у школьников интерес к предмету. Стремление школьников к знаниям сопровождается интересом к материалу, который выходит за пределы учебника. Следовательно это:
развитие интеллектуального и творческого потенциала школьников;
формирование устойчивого мотива к учебной и творческой деятельности;
овладение элементами исследовательской деятельности;
формирование основ теоретического мышления;
выявить способных и одарённых детей, проявляющих интерес к предмету;
использовать индивидуальный подход в работе с одарёнными учащимися на уроках биологии и во внеурочное время с учётом возрастных и индивидуальных особенностей детей;
Реализация этих задач возможна в условиях целостности образовательного процесса, при максимальном использовании средств урочной и внеурочной деятельности.
Направления работы:
- работа со способными и одарёнными учащимися на уроках биологии;
- внеклассная работа.
Методы работы:
- собеседование;
- тестирование;
- анализ литературных источников;
- творческие работы;
- проективный метод;
- метод прогнозирования;
- метод исследования проблемы;
Формы работы:
- урочная форма обучения с использованием системы знаний повышенной сложности;
- элективные курсы;
- кружковая работа;
Для формирования активной познавательной деятельности учащихся используется учебно-методический комплекс, разработанный мной по каждому разделу в который входят дидактические материалы, с набором заданий различного уровня: это индивидуальные карточки, задачи, алгоритмы, синквейны, тренировочные тесты и творческие задания. предполагающие нестандартное решение проблемы.
Широко использую на уроках компьютерные и информационные технологии. Серьёзным помощником в учебном процессе и подготовке одарённых детей стал Интернет. Опыт показывает, что уровень знаний, полученных на занятиях, проведённых с применением компьютерных и информационных технологий, выше чем на занятиях без использования компьютерных программ.
Особое внимание уделяется реферированию как средству развития познавательной самостоятельности учащегося. Написание реферата является основой для создания проекта по экологии. (для олимпиады).
В рамках самостоятельной внеурочной работы учащиеся привлекаются к созданию электронных учебных пособий. За предыдущие два года были созданы следующие электронные пособия в виде презентаций:
- гормоны;
- строение клетки;
- организация жизни на клеточном уровне;
- митоз и его биологическое значение;
- теории возникновения жизни;
- химический состав клетки;
- фотосинтез;
- мейоз и его биологическое значение;
На протяжении последних лет прослеживается положительная динамика результативности участия в олимпиадах по биологии и экологии. Ежегодно школьники принимают участие в муниципальных и региональных этапах олимпиад, где являются победителями и призёрами.
Результаты олимпиад:
2013-2014 учебный год:
Муниципальный этап:
Биология.
11 класс- Муравьёв Алексей –победитель
11 класс – Полушкина Анастасия – призёр;
Экология:
11 класс- Муравьёв Алексей –призёр;
11 класс – Полушкина Анастасия – призёр;
Региональный этап:
11 класс- Муравьёв Алексей –призёр;
11 класс – Полушкина Анастасия – призёр;
2012-2013 учебный год:
Муниципальный этап:
Биология.
6 класс – Овсяницкий Алексей –победитель;
10 класс – Полушкина Анастасия – призёр;
10 класс – Муравьёв Алексей – призёр;
Экология.
10 класс –Полушкина Анастасия – победитель;
Региональный этап:
Биология.
10 класс – Муравьёв Алексей – победитель;
10 класс – Полушкина Анастасия – призёр;
2011-2012 учебный год:
Муниципальный этап:
Биология.
9 класс – Полушкина Анастасия – призёр;
9 класс – Муравьёв Алексей – победитель;
Экология.
9класс – Полушкина Анастасия – победитель;
10 класс – Никишин Александр – победитель;
Региональный этап:
Биология.
9 класс – Муравьёв Алексей – призёр;
2010-2011 учебный год:
Муниципальный этап:
Биология.
10 класс - Байкова Марина – победитель;
10 класс – Титова Анастасия – призёр;
Экология.
9 класс – Бойко Антон – победитель;
10 класс – Байкова Марина – победитель;
Одной из форм выявления способных и одарённых детей, проявляющих интерес к предмету является их участие в экологическом марафоне по следующим направлениям:
- конкурс фотографий «Экомиг»;
- конкурс «Юные цветоводы»;
- конкурс «Юные натуралисты»;
- конкурс «Удивительный мир животных»;
- конкурс «Экобум»;
Ученики школы участвуют во всех перечисленных конкурсах и занимают призовые места.
Результаты:
2011-2012 учебный год:
Районный этап:
«Знатоки природы»
11 класс – Бавина Анастасия – 1 место;
11 класс –Цыганова Ирина – 2 место;
Городской этап:
«Знатоки природы»
11 класс –Бавина Анастасия – 2 место;
2010-2011 учебный год:
Районный этап:
«Знатоки природы»
10 класс – Цыганова Ирина -1 место;
10 класс – Бавина Анастасия – 2 место;
10 класс – Байкова Марина – 2 место;
Команда 10-х классов – 3 место;
«Юный натуралист»
Команда 7-х классов - 3 место;
Городской этап:
10 класс – Цыганова Ирина – 1 место (командное первенство).
Для работы с одарёнными детьми мною созданы программы элективных курсов «Вопросы общей биологии», «Решение задач по биологии», которые способствуют расширению и углублению теоретических и практических знаний учащихся в области здорового образа жизни, самовоспитания духовности, экологических основ здоровья человека, поведения в экстремальных ситуациях.
Свои достижения и достижения своих обучающихся обосновываю тем, что веду целенаправленную и систематическую работу по формированию и развитию исследовательских умений как на уроках биологии, так и во внеклассной и внеурочной работе по предмету.
В практике своей работы использую поэтапное, с учётом возрастных особенностей, целенаправленное формирование всех компонентов исследовательской культуры школьника. Формирование исследовательских умений выстраиваю на базе универсальных учебных действий и начинаю с развития специальных навыков по предмету и надпредметных способов деятельности. С целью выявления уровня сформированности универсальных учебных действий обучающихся, веду их отслеживание. В диагностические данные включаю умение работать со справочной литературой, обрабатывать информацию, выделять главное, систематизировать материал; умение работать в группе, планировать, анализировать свою деятельность. Для проверки сформированности этих умений использую возможности урока. Делаю это с помощью наблюдений, срезовых работ, таблицы самоанализа сформированности общих умений. По результатам такого анализа делаю вывод о готовности обучающихся участвовать в исследовательской и проектной деятельности. На основе полученных данных прогнозирую уровень самостоятельности обучающихся, планирую дальнейшую работу, дифференцирую задания на уроке для коррекции и развития определённых умений. Затем знакомлю школьников с общими требованиями к подготовке, выполнению и оформлению учебной работы: сообщения, исследования, проект. После чего ученики создают небольшие тренировочные проекты.
Система работы с одарёнными детьми способствует увеличению числа детей с интеллектуальной и творческой одарённостью.
Часто про одаренных детей говорят, что в них есть «Искра Божья», но чтобы из этой искры разгорелось пламя, а применительно к науке это пламя таланта, нужно приложить немалые усилия. Постоянная и кропотливая работа е только с учащимися, но и над собой приносит свои плоды.