Методический доклад Креативное обучение в классе фортепиано





МУНИЦИПАЛЬНОЕ АВТОНОМНОЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ
ДОПОЛНИТЕЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ
«ДЕТСКАЯ ШКОЛА ИСКУССТВ ГОРОДСКОГО ОКРУГА ЭГВЕКИНОТ»









МЕТОДИЧЕСКИЙ ДОКЛАД

«КРЕАТИВНОЕ ОБУЧЕНИЕ В КЛАССЕ ФОРТЕПИАНО»









ПРЕПОДАВАТЕЛЬ ПО КЛАССУ ФОРТЕПИАНО
ДИРЕКТОР МАОУ ДО «ДШИ ГО ЭГВЕКИНОТ»
БЕРЕЖНАЯ Л.И.




















п. ЭГВЕКИНОТ




ИГРАЕМ ВМЕСТЕ С УЧИТЕЛЕМ


Методический доклад основан на материале танцевальных пьес эпохи барокко и предназначен для совместного творческого музицирования ученика и учителя на инструменте фортепиано.
Выбор пьес обусловлен тем, что именно старинные танцы 18-19 веков предполагали ВАРИАНТНОЕ развертывание и многократное ПЕРЕИЗЛОЖЕНИЕ текста для различного инструментального состава. Это и послужило поводом для разработки ролевых игр.
Подобные ансамблевые формы музицирующей деятельности отличаются от условий «точного» воспроизведения авторского текста, характерного для музыки более поздних эпох. Предложенные в пособии нетрадиционные формы ансамблевого музицирования (учитель и ученик играют в 4 руки по двухручному тексту) отражают традицию музицирования барокко как ансамблевой культуры.
Выявлять и интонировать в исполнении признаки оркестровой партитуры текста помогает как конструкция музыкального диалога, так и ролевые игры, где каждый ученик ансамбля перевоплощается в Музыканта (одного или нескольких), исполняющего свою реплику (либо целую партию) в общей смысловой партитуре сочинения. Это позволяет не только читать графику нотного текста (с его чисто техническим делением на верхнюю строчку – мелодию и нижнюю – аккомпанемент), ног и различать лексикографию музыкального текста: понимать структуру его содержания, определять главных героев – участников сцен музицирования, находить типовые диалогические модели и следить за происходящими событиями.
Солист и ансамбль меняются ролями:
В танцевальных пьесах барокко с сюжетами музицирования у авторов часто встречаются зеркальные записи исходной диалогической модели в которой за солистом закреплена нижняя строка, а за ансамблем – верхняя. В этом случае роли солирующих партий берут на себя низкие инструменты (пример №1 «Менуэт» из нотной тетради А.М.Бах)
Из богатого арсенала инструментария барочной культуры в современном опыте начинающего музыканта трудно представить все конкретные исторические разновидности инструментов. Но вполне понятными могут оказаться виолончели, которые в подобных примерах выступают в роли «зеркального соло».
В примере №1 можно предложить ученику самому определить главных героев сюжета – соло и аккомпанемент, распределить роли и исполнить пьесу в нескольких вариантах:
1) партию солиста – в диалоге двух виолончелей;
2) партию солиста – в тембре фагота с новой артикуляцией;
3) в музыкальном диалоге аккомпанемент (учитель), соло (ученик);
4) в музыкальном диалоге соло (учитель), аккомпанемент (ученик);
5) Темп, динамику и артикуляцию необходимо обсудить вместе с учеником и расставить соответственно избранным смысловым структурам.

Техника орнаментирования:
Согласно традиции барочного музицирования, исполнителю предоставляется право вводить украшения в текст самостоятельно. Текст «Менуэта» (пример № 1) не содержит украшений. Ученику можно предложить использовать несколько вариантов украшений Менуэта.
разделить партию солиста (нижняя строка текста) между двумя руками: сначала по 1 такту, затем (с 3-го такта) с затактовым делением мотивов. Можно украсить мордентом сильные доли каждого такта в партии солиста.
При повторном проигрывании можно добавить морденты на вторую долю такта в верхней строке текста. Выполнить украшение в каждом следующем нечетном такте (четные такты не украшать).
Можно украсить форшлагом сильные доли тактов 5-8 верхней строки текста в примере №1.

ДЛЯ САМЫХ МАЛЕНЬКИХ

Где живут и прячутся звуки?
Очень важно сформировать у детей представление о многообразии звуков в живой природе и их «волшебных превращениях» в рисунки, музыкальные произведения и стихи.
Какие бывают звуки?
Окружающий мир полон звуков. Звуки рождаются в тишине, и важно научиться их слушать и слышать. Учитель должен заранее подготовить и показать на уроке цветные картинки, с помощью которых дети придут к выводу о многообразии звуков живой природы. Звуки могут формировать образ (картинку, изображение) и передавать настроение. Они бывают «добрые и красивые», «сердитые и мрачные». Особый звуковой мир создают звуки механических предметов.
Во время знакомства с картинками, на которых должны быть изображены звуки природы, преподаватель задает такие вопросы: «Листва шуршиткак?», «Ручей журчит как?», «Гром гремит как?». Ученики пользуются готовыми характеристиками звуков («громко-тихо», «весело-грустно», «долго-коротко»). Звуки могут передавать разное настроение – веселое и грустное, хорошее, плохое.

Волшебные превращения звуков.
На уроке выясняется, что звуки природы можно превратить в звучащие картинки не только с помощью красок и рисунков, как это делал художник. С помощью музыкальных звуков картинку может нарисовать Волшебник-композитор, а превратить звуки в стихи – Волшебник-поэт. В игре «Угадай с закрытыми глазами» ученики получают важнейшие представления о музыке: композитор может одновременно изобразить человека и выразить его настроение. Можно взять две пьесы, которые послужат иллюстрацией противоположных художественных возможностей музыки: Д.Кабалевский «Клоуны» - герои - это кривляющиеся клоуны, а в пьесе М.Бакиевой выражено соответствующее жанру колыбельной настроение.

Музыкальная игра «Угадай с закрытыми глазами»

Преподаватель исполняет две музыкальные пьесы. Ученики должны закрыть глаза и постараться угадать, в какой из них композиторы-волшебники изобразили кривляющихся клоунов. А в какой – колыбельную кукле?
Композиторы не только изобразили разных героев, но и выразили в звуках разные настроения. Какая из пьес звучит грустно, а какая – весело?

Игра «Звуковое лото»

Ученики открывают глаза и должны выбрать из «Звукового лото» подходящие для каждой пьесы звуковые краски. Этими красками всегда пользуются музыканты.
Представления об образе и настроении (изобразительном и выразительном в музыке) прорабатываются на уроке, таким образом, в двух игровых формах:
активное слушание и анализ пьес, где возможно использование «Звукового лото»;
интонационный этюд, в котором организуется ролевая игра и происходит развертывание пьес в смысловую партитуру.

Предметом внимания в семантическом анализе мелодии или музыкальной темы служат ключевые интонации произведения – устойчивые интонационные обороты с закрепленным значением.

Образцы разработок, построенных на основе семантического анализа:

Интонационный этюд «баю-баю»
(«колыбельная» М. Бакиевой)

В этой пьесе можно выделить 3 ключевые интонации: ритмоформулу колыбельной (басовая партия – остинато); интонацию качания «баю-баю» (в мелодическом голосе – т.5,7).
Каждая ключевая интонация самостоятельна по смыслу. Объединение их в одном произведении образует полифонию смыслов, в которой необходимо разобраться. Наиболее результативно это осмысление происходит в ансамблевой игре, где каждый исполнитель может сосредоточиться на своей конкретной смысловой задачей. В нужный момент он включается в партитуру и так же выключается из нее. Так, материал басового голоса (ритмоформула колыбельной) распределяется между правой и левой рукой одного исполнителя, а ключевую интонацию «баю-баю» играет другой. Третий ученик ансамбля берет на себя исполнение еще одного не менее важного мотива – интонации жалобы, которая может быть озвучена с отдельным смысловым акцентом. Таким образом, пьеса звучит как партитура – в ансамбле, где все объединены общим настроением, но каждый ученик выполняет свою конкретную смысловую задачу, участвуя в ролевой игре.

Интонационный этюд «Клоуны-акробаты»
(«Клоуны» Дм. Кабалевского)

Количество исполнителей-участников интонационного этюда-сцены всегда зависит от интерпретации содержания, и на вопрос: «Сколько клоунов в этой пьесе?» - можно получить разные ответы. Если ограничиться анализом внешних признаков фактуры и не принимать во внимание её глубинный смысл, то можно «увидеть» только двух героев: Веселого Клоуна и Грустного Клоуна, которые весьма популярны в традиционных редакциях двухручного исполнения этой пьесы. Однако если мы передвинем пьесу в плоскость ролевых игр и исполним ее в форме интонационного этюда, то многие скрытые в нотном тексте смысловые структуры станут явными: мы обнаружим новых героев – участников циркового представления.
Любому интонационному этюду свойственно коллективное (ансамблевое творчество). Оно имеет преимущества в раскрытии содержания фортепианной пьесы и, кроме того, позволяет в ряде случаев включить в исполнение множество участников, не знающих нотной грамоты и только начинающих изучать музыкальный язык.
Рассмотрим внимательно нотный текст. Семантический анализ убеждает нас в том, что в записи зашифрован ряд характерных фигур, которые «спрятались» в грамматике записи длительностей, организованных по правилам группировки. Вопреки грамматическим границам текста, образуются так называемые «скрытые» смысловые структуры. Каждый герой-Клоун - имеет собственную ключевую интонацию, которая может быть наиболее ярко озвучена именно в ансамблевой игре. Ансамблевое исполнение дает возможность сделать эти структуры явными, героям обрести неповторимую интонационную форму, а исполнителям поручить характерную роль. Содержание пьесы, основанное на идее озвучивания скрытых в нотном тексте «прыжков», может быть обозначено как сюжет «Клоуны-акробаты».
Таким образом, в нашей пьесе присутствуют не два, а много разных клоунов. Воспользуемся предложенным сюжетом для разработки ролевой игры. Сначала расшифруем ключевые интонации героев в нотном тексте, а затем распределим их между исполнителями. Даже не зная нотной грамоты, они с удовольствием озвучат множество ролей:
Веселого Клоуна (учитель показывает на фортепиано ученику 1-й мажорный мотив мелодии, состоящий из трех звуков, и все его последующие повторы в пределах восьмитактного периода);
Грустного Клоуна (2-й минорный мотив мелодии и все дальнейшие его вариантные повторы);
Рыжего Клоуна (нисходящий затактовый мотив «ми-до-диез»- скачек с акцентом в 4-м такте);
Зеленого Клоуна (нисходящий затактовый мотив»ми-ре-до-диез» 4-го – 5-го тактов и его повторы);
Фиолетового Клоуна (нисходящий затактовый мотив-прыжок «ми-соль-диез» - 5-й такт);
Коричневого Клоуна (нисходящий затактовый мотив-прыжок «ми-соль-бекар») и клоуна по имени Сальто-Мортале (двойной нисходящий заключительный прыжок «ми-соль-диез» «ми-ля»).
Все скачки (Рыжего, Фиолетового Коричневого клоунов и клоуна Сальто-Мортале) исполняются в разных октавах. Этот прием называется регистровка.
Басовый голос обычно принято рассматривать как «аккомпанемент» к мелодии. Однако, исполняя звуки поочередно левой и правой рукой, один из участников ансамбля может превратить звучащий «аккомпанемент» в полноценное «соло», то есть ввести еще одного (нового) героя, исполняющего роль «Клоуна на ходулях».
После обсуждения сценария и распределения ролей перед исполнителями ставится задача показать ключевые интонации: яркое и неожиданное включение «акробатических прыжков» в ситуацию кутерьмы и всеобщего веселья.
Итак, все восемь героев – клоунов-акробатов – появились в пьесе благодаря усилиям исполнителей, выступающих в условиях нетрадиционного ансамблевого музицирования. Такую возможность нам предоставила форма интонационного этюда, благодаря которой дети неожиданно почувствовали себя также и в роли Волшебников-композиторов.
Основной вывод этой части урока, в его связи с предыдущим материалом, может звучать так: «Когда мы рассматриваем «звучащие картинки», нарисованные художником, то сначала видим, а затем слышим изображенные на них звучащие предметы. Совсем по-другому превращаются звуки в «музыкальных картинках», которые сочиняет Волшебник-композитор. Сначала мы слышим музыкальную пьесу и переживаем разное настроение: веселое или грустное, радостное или печальное. И только потом видим яркую картинку: вспоминаем и узнаем знакомый образ.
Уместно здесь отметить и особую роль исполнителя, который читает нотный текст и расшифровывает содержание музыкального произведения.