Доклад по теме Креативное образование для развития инновационной личности обучающихся средствами литературно-языковой деятельности


Креативное образование для развития инновационной личности обучающихся средствами литературно-языковой деятельности

Олач О.В.,
учитель украинского языка и литературы ГБОУ КГ №1

Преподавание есть искусство, а не ремесло – в этом самый корень учительского дела. Перепробовав десять методов и выбрать свой, пересмотреть десять учебников и не придерживаться ни одного неукоснительно – вот единственно возможный путь живого преподавания. Вечно изобретать, требовать, совершенствоваться – это единственно правильный курс учителя. 
Работая учителем языка и литературы, пришла к выводу: невозможно использовать только те методики, которые сложились несколько десятков лет назад и являются общепринятыми. Школа сегодня стремительно меняется, пытается попасть в ногу со временем. В современном обществе возрастает потребность в людях нестандартно мыслящих, творческих, активных, способных нестандартно решать поставленные задачи и формулировать новые, перспективные цели. В этих условиях поддержка и развитие инновационной личности, несомненно, становится одной из приоритетных задач системы образования.
Для решения данной задачи требуется последовательное рассмотрение ряда частных проблем: во-первых, что такое «инновационная личность»; во-вторых, каковы основные характеристики критериев её сформированности и методики выявления; в – третьих, как она проявляется, формируется и развивается средствами языка и литературы.
Слово «инновация» достаточно прочно вошло в нашу повседневную жизнь. Разработка и внедрение инновационных технологий - необходимое условие развития современной страны. Для создания инновационной среды требуются люди, не только склонные к продуктивному созиданию, обладающие высоким уровнем коммуникативности и компетентности, владеющие глубокими компетентностными навыками, но и целенаправленно подготовленные к реализации инновационных подходов в различных сферах человеческой деятельности.
Субъектом инновационной деятельности выступает инновационная личность как конкретное проявление творческой личности. «Инновационная личность - это личность, творящая современность, то есть способная оказать влияние на ход социального развития». При этом она сама сформирована условиями современности. Следовательно, система образования ставит перед нами абсолютно новые образовательные задачи: развитие инновационного, творческого потенциала личности, основанного на творческом мышлении, креативных способностях личности; нравственного потенциала, базирующегося на идейно-мировоззренческих составляющих, ценностно-мотивационных свойствах личности. Важно не столько дать ребенку как можно больший багаж знаний, сколько обеспечить его общекультурное, личностное и познавательное развитие, вооружить его умением учиться. По сути, это и есть главная задача новых образовательных стандартов, которые призваны реализовать развивающий потенциал общего среднего образования.  
Инновации в области образования также требуют высокого профессионализма учителя – творца. Профессия учителя все больше будет отходить от представлений урокодателя, исполнителя в сторону развития индивидуальной творческой личности детей. Важнейшим качеством нового педагога становится неповторимый почерк, личная
философская доктрина, стремление к самореализации. И в данном контексте сам учитель становится важнейшим инноватором. Конечно, никогда не исчезнет изначальная функция педагога: развивать, учить и воспитывать детей. Но технология этого сложнейшего процесса будет ориентироваться на введение ребенка в мир Знания, Добра и Культуры. А сам ребенок – это всегда мир новизны, неожиданностей и уникальности.
Ведущая педагогическая идея  моего опыта заключается в выборе методов и форм организации учебной деятельности обучающихся, которые оптимально соответствуют поставленной цели: формированию инновационной личности как необходимое условие успешной коммуникации в современном мире.
Одним из методов, обеспечивающих формирование инновационной личности, является метод проектов, как способ развития творчества, познавательной деятельности, самостоятельности. Типология проектов разнообразна. Хотя в реальной практике зачастую приходится иметь дело со смешанными проектами, в которых имеются признаки исследовательских, творческих, практико-ориентированных и информационных.
Работа над проектом - это многоуровневый подход к изучению языка и литературы. Метод проектов способствует развитию активного самостоятельного мышления обучающихся и ориентирует их на совместную исследовательскую работу. На мой взгляд, проектное обучение актуально тем, что учит детей сотрудничеству, а обучение сотрудничеству воспитывает такие нравственные ценности, как взаимопомощь и умение сопереживать, формирует творческие способности. В процессе проектной деятельности, прослеживается неразрывность обучения и воспитания.
Метод проектов формирует у учащихся коммуникативные навыки, культуру общения, умения грамотно и доступно формулировать мысли, терпимо относиться к мнению партнёров по общению, развивать умение добывать информацию из разных источников, обрабатывать её с помощью современных компьютерных технологий, создает языковую среду, способствующую возникновению естественной потребности в общении.
Работа над проектом - процесс творческий. Обучающийся самостоятельно или под руководством учителя занимается поиском решения какой-то проблемы, для этого требуется не только знание языка и литературы, но и владение большим объёмом предметных знаний, владение творческими, коммуникативными и интеллектуальными умениями. В школьном курсе метод проектов может использоваться в рамках программного материала практически по любой теме. Работа над проектами развивает воображение, фантазию, творческое мышление, самостоятельность и другие личностные качества.
Новизна опыта заключается  в формировании инновационной личности обучающегося средствами проектной деятельности, учитывающей метапредметный подход к обучению; в интерактивном взаимодействии "учитель- ученик»; в использовании технологии проектной деятельности на всех уровнях образовательного процесса. Проектная деятельность обеспечивает не только прочное усвоение учебного материала, но и интеллектуальное и нравственное развитие обучающихся, их самостоятельность, доброжелательность по отношению к учителю и друг к другу, коммуникабельность, желание помочь другим, творческие потребности, т.е. все качества, которые характерны для инновационной личности.
Основной упор на ступени общего среднего образования делаю на подбор материала, развитие умений самостоятельно работать с книгой, компьютерными программами и другими источниками информации, усваивать материал, дающийся в лекционной форме, участвовать в проектной работе, которую с обучающимися 5-6 классов начинаю с самого простого – то, что имеет непосредственное значение для каждого из них. Например, «Портрет любимого писателя», «Генеалогическое древо», «Школа будущего», «Моя первая басня» и другие. У детей должно создастся впечатление, что язык и литература - это интересная деятельность. Остановлюсь на
проекте «Генеалогическое древо моей семьи», который выполняют обучающиеся 5 класса. Работа над монопроектом по теме «Семья» имеет большое воспитательное значение: добавляется новый участник проекта – родители, а иногда и бабушки, и дедушки. Дети с воодушевлением рассказывают о том, как собирали информацию, обрабатывали её, отмечают, что узнали много интересного о своих родственниках.
Также на данной ступени обучения учу  подходить к изучаемому материалу критически, вырабатывать свою собственную точку зрения и делать выводы. Например, информативно-исследовательские проекты: «Народные традиции в творчестве писателей», «Путеводитель по учебнику» 8-9 класс, сценарные проекты - конкурс национальных блюд «По секрету всему свету» в рамках проведения предметной недели; творческие работы – свободное литературное сочинение, литературный перевод произведения
С удовольствием ребята выполняют игровые-ролевые проекты - инсценировка сказок и песен. Они имеют большое значение для развития личности школьника: принимая на себя различные роли, он сопереживает, начинает ориентироваться в отношениях между людьми, проявляет заложенные в нем творческие возможности.
Применение разнообразных видов проектной деятельности при обучении в основной школе способствует повышению мотивации к изучению языка, литературы и формированию метапредметных умений по предмету.
Проектная деятельность при изучении языка и литературы в 5-9 классах представляет благодатное поле для формирования и развития инновационной личности обучающегося. К старшей ступени обучения у школьников развивается интеллект, воображение, внимание, наблюдательность, речемыслительные и творческие способности.
На старшей ступени обучения предпочтение отдается творческим проектам, которые выполняются в форме издания совместной газеты, написания сочинений-рассуждений, создания тематических стендов. Обучающиеся приобретают опыт творческой и познавательной деятельности в индивидуальном режиме и в сотрудничестве. Предусматривается работа учащихся над проектами межпредметного характера: русский язык, литература, история, география, ИЗО, музыка, биология, физика. На школьную научную конференцию был представлен проект на украинском языке «Образ женщины в творчестве Т.Г.Шевченко».
Проектная деятельность – это важнейший механизм развития личности, но было бы неправильно относиться к ней как к исключительно образовательному средству, модной «технологии»: способность к проектной деятельности является проявлением высокой креативности личности, а это ключевой показатель характеристики инновационной личности.
Креативное образование сегодня невозможно без развития речевой культуры учащихся. Формирование коммуникативной личности, обладающей богатым познавательным опытом, высоким уровнем коммуникативной компетентности, устойчивым стремлением совершенствоваться в родном языке – конечная цель уроков русского языка и литературы на современном этапе. И вот здесь перед каждым учителем-словесником встает проблема, какие же технологии, приемы лучше использовать, и какие из них эффективны для формирования речевой культуры учащихся.
Хочу привести как пример некоторые современные развивающие технологии на уроках языка и литературы, которые мы чаще всего используем: Технология проблемного обучения 
Применение технологии проблемного обучения на уроках литературы в процессе анализа программных произведений, в организации исследовательской работы учащихся. Технология развития критического мышления через чтение и письмо.  Развитие критического мышления через чтение - в работе с художественными текстами, организация учебной дискуссии при анализе «большой прозы».
Новые информационные технологии в преподавании языка и литературы.  Возможности компьютерных технологий в обучении языку и литературе, в подготовке к итоговой аттестации, в организации исследовательской работы учащихся. Использование обучающих программ по языку. Информационные ресурсы по литературе.
Технология мастерских Целевые ориентации названной технологии можно сформулировать таким образом: предоставить обучающимся средства, позволяющие им личностно саморазвиваться, осознавать самих себя и свое место в мире, понимать других людей; «самостроительство» своих знаний через критическое отношение к имеющимся сведениям, к поступающей информации и самостоятельное решение творческих задач. 
Применение информационных технологий во многом облегчает работу над сочинением различных видов. На таких уроках предлагаю учащимся картины природы, слайд-презентации, просмотр эпизодов пейзажных фильмов. И после наглядно-образного восприятия у учащихся получаются красивые, разнообразные пейзажные зарисовки, сочинения-описания. Кроме этого, возможность использования на компьютере тренажеров для подготовки к ЕГЭ, ВНО, позволяет организовать как индивидуальную форму работы, так и групповую.
Работая в классах средней школы, использую элементы игровых технологий. Развитию творческих способностей содействуют дидактические игры. Например, часто я использую такие: 1. «Диктор» Прочитайте текст орфоэпически правильно. 2. «Редактор» Исправьте речевые ошибки. 3. «Переводчик». Замени иноязычное слово русским. 4. «Перевертыши». Замените в словосочетании главное слово так, чтобы получилась метафора.
На уроке повторения видов предложений по цели высказывания и эмоциональной окраске в 5 классе ставлю перед собой задачу: при помощи речевых ситуаций показать учащимся, что умение различать виды предложений по цели высказывания и эмоциональной окраске, а главное, умение правильно использовать их в речи и точно передавать нужную интонацию, необходимо каждому человеку в практике речевого общения.Повторение видов предложений по цели высказывания веду на основе анализа примеров, приводимых учащимися. Ребятам даю домашнее задание - составить пример, который включает в себя предложение и описание обстоятельств, в которых оно произносится, т. е. речевую ситуацию. Предлагаю речевые ситуации «сильным» учащимся придумать самим, «слабым» взять из художественной литературы.  Анализируя приведенные примеры, учащиеся отметили, что восклицательная интонация в зависимости от ситуации, в которой произносится предложение, помогает передать различные эмоции, делает нашу речь более выразительней, помогает точнее передать отношение говорящего к тому, о чём он говорит. Кроме того, в процессе игры учащиеся получили возможность ощутить сложность и понять важность не только правильной интонации различных предложений, но и правильного восприятия интонации собеседника, что имеет большое значение в практике речевого общения. Речевые ситуации на уроках дают мне возможность использовать в качестве дидактического материала жизненный опыт самих ребят, помогают им осознать практическую необходимость знания того или иного материала. Наиболее целесообразно, на мой взгляд, использовать такие формы проведения урока, как семинар, полемика, дискуссия, то есть те, в основе которых лежит обсуждение предложенной проблемы. При таких формах учителю достаётся лишь организационная роль, а само содержание урока определяется совместно обучающимися.
Ставлю проблемный вопрос, который решается в ходе урока. Такое обучение является личностно-ориентированным и обеспечивает развитие и
саморазвитие личности обучающегося, исходя из выявления его индивидуальных особенностей. Процесс личностно-ориентированного обучения предполагает, что обучающийся может реализовать себя относительно своих собственных способностей.
Ассоциативные шаги В этих упражнениях учащиеся должны установить между двумя отдаленными понятиями ассоциативный переход длиной в несколько шагов. Например, между словами крик и рябина учениками устанавливается ассоциативная цепочка: крик- боль, боль- одиночество, одиночество - горечь, горечь- рябина; между словами ветер и книга: ветер -осень, осень -лист, лист-стол, стол- книга. Данный тип тренинга помогает учащимся определить сюжетные линии своего будущего художественного текста.

Таким образом, креативная и адаптивная личность по праву может называться гармонично развитой только в случае обучения ее творчеству, дающей осмысленные импульсы к самостоятельной творческой деятельности.







































13PAGE 15


13PAGE 14115