Критическое мышление на уроках химии


Тема: Технология развития критического мышления на уроках химииВыполнила: Филиппова Е. В., учитель химииГБОУ ООШ № 19 г.о. Новокуйбышевск2015 г. АктуальностьТехнология «критического мышления» позволяет активизировать интеллектуальную и эмоциональную деятельность ребенка, вовлекать в процесс обучения личностное начало ребенка. Одна из основных целей технологии развития критического мышления — научить ученика самостоятельно мыслить, осмысливать, структурировать и передавать информацию. Если школьник с самого начала подготавливается к тому, что он должен создавать, придумывать, находить оригинальные решения известным проблемам, то личность этого школьника будет формироваться не так, как формируется личность ребенка, обучаемого в рамках идеологии - повторение сказанного учителем. отечественные и зарубежные психологи и педагоги признают актуальность и необходимость развития критического мышления школьников. Цель работы: показать использование различных приёмов технологии развития критического мышления учащихся на примере уроков по химии.Для реализации этой цели поставлены следующие задачи:• изучить теоретические аспекты технологии критического мышления.• Разработать задания по развитию информационной компетентности, используя технологию критического мышления.• Составить рекомендации по использованию заданий при разработке уроков химии. Ожидаемые результаты:1. Повышение профессиональной компетентности учителя, освоение им инновационной технологии образования.2. Повышение учебной мотивации и качества обучения учащихся.3. Повышение уровня развития критического мышления учащихся.4. Копилка уроков химии по ТРКМЧП. Под термином «критическое мышление» понимается система мыслительных характеристик и коммуникативных качеств личности, позволяющих эффективно работать с информацией. Данная технология направлена на развитие ученика, основными показателями которого являются оценочность, собственное мнение и рефлексия суждений. Особенностями этой технологии являются: учебный процесс, строится на закономерностях взаимодействия личности и информации, закономерностях и механизмах процессов познания; на этапах технологии могут применяться разнообразные формы и стратегии работы с текстом, организация дискуссий; особенности технологии позволяют всё обучение проводить на основе принципов сотрудничества, совместного планирования и рефлексии. Конструктивную основу технологии развития критического мышления составляет базовая модель трех стадий: «вызов-осмысление-рефлексия». Каждой стадии урока соответствует определенный методический прием. {5C22544A-7EE6-4342-B048-85BDC9FD1C3A}СтадииМетодические приемыДеятельность учителяДеятельность учащихсяIстадия Вызов(пробуждение имеющихся знаний интереса к получению новой информации)  Парная мозговая атака. Групповая мозговая атака. Ключевые термины.Свободное письменное задание.Таблица «З-Х-У».Плюс-минус-вопрос.Верные и неверные утвержденияКорзина идейКластер Ключевые терминывыступает в качестве проводника, заставляя учащихся размышлять.внимательно выслушивает их ответыактуализирует и обобщает имеющиеся знания по данной теме или проблеме;задает вопросы, на которые хотел бы получить ответ {5C22544A-7EE6-4342-B048-85BDC9FD1C3A}II стадияОсмысление содержания(получение новой информации) Инсерт-система маркировки текста.«Знаю - хочу узнать - узнал» - маркировочная таблица.Чтение с остановками. Бортовые журналы.Таблица «Кто? Что? Когда? Где? Почему?»Таблица «тонких» и «толстых» вопросов.« Дерево предсказаний».«Шесть шляп мышления».Приём «Кубик»«Двухчастный и трехчастный дневник»поддерживает у обучающихся активностьвыступает в роли консультантаполучает новую информацию;осмысливает ее;соотносит с уже имеющимися знаниями. {5C22544A-7EE6-4342-B048-85BDC9FD1C3A}III стадия Рефлексия(осмысление, рождение нового знания)СинквейнЭссеДискуссия Круглый стол«РАФТ» возвращает учащихся к первоначальным записям – предположениям. вносит изменения, дополнения.даёт творческие, исследовательские или практические задания на основе изученной информациисоотносит «новую» информацию со «старой»; используя задания, полученные на стадии осмысленияобобщает полученную информацию;  Разработка урока с использованием технологии критического мышления. Урок химии в 9 класс по теме: «Реакции ионного обмена. Условия течения реакций ионного обмена до конца» Цель. Формирование навыков критического мышления и исследовательских навыков с помощью лабораторного эксперимента. Задачи: - Продолжить формирование понятий химические реакции, уравнения химических реакций, как условная запись химических процессов. - Закрепить умения по составлению уравнений химических реакций. - Развитие учебных умений сравнивать, выделять главное, искать информацию. - Воспитание самостоятельности, способности к самоконтролю, самооценке. Оборудование: пробирки, растворы нитрата серебра, хлорида бария, соляной кислоты, карбоната натрия, гидроксида натрия, индикатор (лакмус). Ход урока. Заключение Технология «критического мышления» позволяет активизировать интеллектуальную и эмоциональную деятельность ребенка, вовлечь в процесс обучения личностное начало ребенка. Одна из основных целей технологии развития критического мышления - научить ученика самостоятельно мыслить, осмысливать, структурировать и передавать информацию, чтобы другие узнали о том, что новое он открыл для себя. В результате работы можно сделать вывод, что процесс обучения химии в основной школе необходимо и возможно организовать таким образом, чтобы наряду с формированием универсальных учебных действий происходило формирование критического мышления учащихся. Это способствует приобретению значимо важных личностных качеств, более качественному усвоению химического материала. Критическое мышление учащихся при обучении химии в средней школе позволяет улучшить качество химических знаний и повысить уровень учебной мотивации. Критическое мышление начинается с вопросов и проблем, а не с ответов на вопросы преподавателя. Человек нуждается в критическом мышлении, которое помогает ему жить среди людей, социализироваться. Следовательно, использование приёмов ТРКМЧП на уроках химии способствует развитию информационной компетентности