Выступление на родительском собрании Методические рекомендации по обучению детей правильному чтению(1 класс)


Выступление на родительском собрании
«Методические рекомендации по обучению детей
правильному чтению»
Учитель начальных классов: Мухаметьярова И.Ш.
Родители, которые хотят научить ребенка читать, должны помнить об особенностях поэтапного формирования навыка и необходимости прохождения всех этапов в пределах каждой букварной темы. Вопрос формирования навыка чтения далеко не так прост, как может показаться некоторым родителям. Навык чтения является одним из сложнейших навыков человеческой деятельности. Поэтому, поработав 2 месяца с первоклассниками я пришла к выводу , что не все еще родители осознали, что ваш ребенок- ученик. Ведь сейчас у ребенка изменилось абсолютно все, в первую очередь режим дня, обязанности ребенка и т.д. За всем этим нужен ваш контроль, ваша поддержка, помощь. Сентябрь- месяц был адаптационным, мы привыкали друг другу, дети привыкали режиму работы нашей школы, заканчивается 1 четверть, теперь я более требовательно стала относиться к ним, так как нужен результат.
Как мы работаем на уроке:
план урока Естественно, что это длительный процесс. Он распадается на ряд этапов (вряд ли вы встречали ребенка, который после знакомства с буквами сразу же начинал читать и понимать (!) тексты). До этого момента ребенку придется преодолеть несколько этапов: 1 этап - Учим и запоминаем буквы; 2 этап - Учимся читать слоги разной степени трудности; 3 этап – Читаем и понимаем смысл прочитанного слова; 4 этап - Читаем и воспринимаем прочитанные слова, словосочетания, предложения, тексты.
В первый месяц обучения (самый трудный!) дети будут знакомиться с теми гласными буквами, которые хорошо запоминаются (А,О). На начальном этапе знакомство с согласными буквами определяется акустическими данными и артикуляционным укладом звуков, обозначаемых этими буквами. Главное при этом облегчить детям прочтение слогов, типа С+Г (НА, СА, МА). Например, у звуков Н, М преобладает тон голоса, поэтому их легко будет произносить в сочетании с гласными. При произнесении звука «С» в открытом слоге губы принимают положение, свойственное им при произнесении гласного, который следует за согласным. К тому же все эти буквы внешне не похожи друг на друга, поэтому их легче будет запомнить
Главная конечная цель данного этапа – закрепить связи между видом слога и его произнесением. Именно здесь, на этом этапе, рождается большинство трудностей, с которыми ребенок иногда не в состоянии справиться на протяжении всей жизни. Эту трудную для детей работу следует сделать наиболее доступной и понятной. В методике насчитывается несколько приемов, специально рассчитанных на облегчение детям слияния звуков (слияние – это прочтение слогов, типа СА, РУ, ТИ, т.е. слогов, в которых за согласной идет гласная буква). Однако самым эффективным, на наш взгляд, является способ обучения прочтению слияний по подражанию. Ребенок овладевает этим не теоретически, а чисто практически: он видит, как читает другой, и подражает ему. Затем путём упражнений овладевает механизмом прочтения слогов любой сложности.Чтобы сделать этот процесс наиболее легким, в материалы для чтения вводятся подсказки для детей: наглядные схемы (подстрочные дуги и точки). Суть в следующем: читая, ребенок одновременно проводит рукой по дугам и точкам. Дуги подсказывают ребенку, что две буквы нужно прочитать вместе, плавно (этому соответствует плавное движение руки); точки говорят о кратком прочтении названий букв.
Дети копируют все действия взрослого (плавное движение рукой по дугам будет соответствовать плавному произнесению прямого слога и помогать детям на первоначальном этапе). Несколько раз ребенок «катается на горке» вместе со взрослым, потом — без него.
Очень нравится детям читать слоги, в которых графические образы букв являются необычными для детского восприятия или напоминают им знакомые предметы. Самая распространенная ошибка взрослых на этом этапе обучения - попытка подсказать ребенку буквы, если у того произошла какая-то трудность с прочтением слога (или слова). Например, мама помогает своему сыну прочитать слово «МУКА» следующим образом: «Смотри, буква «М» и буква «У», читаем «МУ»; буква «К» и буква «А», читаем «КА». Что получилось?» Этого нельзя делать ни в коем случае! В дальнейшем ребенок может запомнить этот приём и пользоваться им постоянно (например, произнося сначала буквы про себя). А последствие этого – формирование неправильного способа чтения (побуквенного), от которого бывает очень и очень трудно избавиться, который будет тормозить отработку скоростных навыков чтения и приведет к ошибкам на письме. Поэтому правильно будет в таких ситуациях показать ребенку правильное чтение (слогов, слов), а он повторит вслед за вами. Или предложить несколько вариантов прочтения, а ребенок выберет нужный. И не бойтесь, если к такой помощи придется прибегать довольно часто. Наберитесь терпения: наступит время (для каждого ребенка оно индивидуально), и он сам откажется от какой-либо помощи с вашей стороны.
Следующим этапом является нахождение (выделение) слов из цепочки и запись их печатными буквами в тетрадь. Не обязательно выделять слова по порядку. Главное, чтобы ребенок увидел все слова в цепочке. И не забывайте об очень эффективном способе формирования письменной речи у ребенка – это составление слов из букв. Начинайте с очень простых слов, постепенно усложняйте задание. Лучше, если ребенок будет составлять слова с опорой на зрительную память. Сначала он несколько раз прочитывает слово, затем, закрыв глаза, проговаривает его, а уже после такой предварительной подготовки составляет из букв. Хотелось бы еще раз обратить внимание взрослых на то, что при чтении всего словарного материала, который вы используете на этом этапе, следует применять орфографическое проговаривание, т.е. читать слова так, как они пишутся! 

Рекомендации родителям при выполнении домашних заданий с детьми:
Создать дома спокойную ситуацию без крика, ругани, обвинений;
Проявлять такт и терпение по отношению к ребенку;
Никогда не торопить и не подгонять ребёнка;
Почаще хвалить за малейший успех или достижение, повышая его самооценку;
Почаще говорить о том, что любите его таким какой он есть;
Учить ребенка планировать свой день и свою деятельность, чтобы всё успеть;
Поддерживать здоровье ребенка (витаминизация, профилактические прививки т.д.);
Не разрешать сидеть долго за телевизором, компьютером, телефоном;
Не отвлекать ребенка во время выполнения домашних заданий;
Напоминать о том, что во время выполнения домашних заданий необходимо периодически вставать и двигаться;
Рекомендации родителям при выполнении домашних заданий с детьми:
Создать дома спокойную ситуацию без крика, ругани, обвинений;
Проявлять такт и терпение по отношению к ребенку;
Никогда не торопить и не подгонять ребёнка;
Почаще хвалить за малейший успех или достижение, повышая его самооценку;
Почаще говорить о том, что любите его таким какой он есть;
Учить ребенка планировать свой день и свою деятельность, чтобы всё успеть;
Поддерживать здоровье ребенка (витаминизация, профилактические прививки т.д.);
Не разрешать сидеть долго за телевизором, компьютером, телефоном;
Не отвлекать ребенка во время выполнения домашних заданий;
Напоминать о том, что во время выполнения домашних заданий необходимо периодически вставать и двигаться;
Рекомендации родителям при выполнении домашних заданий с детьми:
Создать дома спокойную ситуацию без крика, ругани, обвинений;
Проявлять такт и терпение по отношению к ребенку;
Никогда не торопить и не подгонять ребёнка;
Почаще хвалить за малейший успех или достижение, повышая его самооценку;
Почаще говорить о том, что любите его таким какой он есть;
Учить ребенка планировать свой день и свою деятельность, чтобы всё успеть;
Поддерживать здоровье ребенка (витаминизация, профилактические прививки т.д.);
Не разрешать сидеть долго за телевизором, компьютером, телефоном;
Не отвлекать ребенка во время выполнения домашних заданий;
Напоминать о том, что во время выполнения домашних заданий необходимо периодически вставать и двигаться;