Работа над словами, обозначающими действие предмета


Работа над словами, обозначающие действия предметов.( из опыта работы учителя начальных классов ГКОУ РО (коррекционной) школы № 19 Шабловской Ольги Валентиновны..
Со словами , обозначающие действие предмета дети встречаются в повседневной жизни , а в школе на уроках чтения, развития речи.
Основная задача учителя заключается в том, чтобы дать первоначальное понятие о глаголе как о словах, обозначающих действие предмета, развивать умение, упражнять осознанно употреблять глагол в устных высказываниях, повышать уровень развития обучающихся.. Все задачи решаются во взаимосвязи. Работу провожу по этапам.
В 1 классе основной материал имеется в учебнике «Букварь».Проводя занятия по этой теме необходимо прежде всего разъяснять обучающимся значение понятия «действие предмета».Если при ознакомлении с понятием « предмет»целесообразно начинать с названия неодушевлённых предметов, то в данном случае, наоборот, действие одушевлённых предметов осознаётся обучающимися значительно легче.
1 этап.
Знакомство начинаю с названия действий одушевлённых предметов, ставя к ним вопрос что делает?
- Таня рисуй. Что делает Таня? (рисует).
- Вова , прыгай. Что делает Вова? (прыгает).
-Какие слова называли?( рисует, прыгает)
-К этим словам можно поставить вопрос « Что делает?»
-Эти слова обозначают действия.
2 этап.
На этом этапе разъясняю, что один и тот же предмет может осуществлять ряд действий.
Вызываю ученика и предлагаю ему писать, рисовать, читать. Остальные обучающиеся называют каждое действие , отвечая на вопрос:
- Что делает Руслан? Руслан один. А сколько назвали действий? Три
-Повторите.(пишет, рисует, читает)
Подобные упражнения проводятся на основе наблюдений за другими обучающимися. которые поливают цветы, ставят лейку на место, вытирают подставку и т..д.
Дети делают вывод , что предмет может производить несколько действий.
Использую игры по подбору действий к данному предмету.
-Собака что делает? ( лает, рычит, кусается).
-Белка что делает? (прыгает, грызёт, запасает) и т. д.
с опорой на иллюстрацию. Затем наоборот , называю действие, а обучающие определяют предмет.
-Прыгает, летает, чирикает. Кто это?( воробей).
-Ходит, клюёт, кудахчет. Кто это? (курица)
-Ползает, плавает. Кто это? (уж).и т. д.
3 этап.
Разъясняю, что действие может отнесено к неодушевлённому предмету.
Показываю иллюстрации с солнцем, лодкой, автомобилем и др.Предлагаю назвать действие.
-Что делает лодка? (плывёт).
-Что делает солнце? (светит) и т.д., и потом наоборот- называю действие, а обучающие называют или подбирают предмет по картинкам.
-Мчится, грохочет, гудит. Что это?(паровоз)
-Течёт, журчит. Что это? (ручей) и др.
4 этап.
Когда обучающиеся поупражняются в названии действий различных предметов, можно перейти к выделению слов, обозначающих действие из текста. Особое внимание обращаю на случаи , когда глагол стоит рядом с дополнением.(Лиса рыла норку. Вова варит суп. и др.
Обычно дети по вопросу что делает? выделяют слово, обозначающее действие , вместе со словом , обозначающим предмет, на который направлено это действие.
5 этап .В учебнике представлено много глаголов , которые употребляются в форме единственного и множественного числа (кушал- кушали, носил -носили и др.)
В результате обучающиеся делают вывод , что если действие выполнят одно лицо , слово отвечает на вопрос что делает?, а если два или несколько лиц- что делают?
: 6 этап.
Провожу упражнения в различении действий осуществляемые в данный момент и осуществляющихся в прошлом по вопросам Что делает? Что делал? После наблюдения делаем вывод , что одно действие совершается в данный момент, а другое уже прошло, совершилось.
7 этап.
Это заключительный этап. Здесь проводятся дидактические игры: « Доскажи словечко»,» Кто как голос подаёт»,
« Кто как передвигается» и др.
Такая последовательная., систематическая работа в доступной форме даёт положительную динамику в развитии обучающихся с проблемами в развитии.