2 класс. Твёрдые и мягкие согласные звуки, их обозначение на письме»

Конспект урока русского языка по теме "Твёрдые и мягкие согласные звуки, их обозначение на письме»
Конспект учебного занятия разработан в соответствии с требованиями ФГОС, содержит технологическую карту урока и отражает требования системно-деятельностного подхода в обучении.
Цели:
Образовательные: Научить:
выполнять классификацию слов и обосновывать своё мнение;
обозначать мягкость согласных на письме при помощи гласных букв е, ё, и, ю, я и ь;
различать функции гласных букв и, е, ё, ю, я при произношении слова;
выполнять звукобуквенный анализ слова;
выполнять учебное задание в соответствии с целью;
формулировать речевое высказывание и аргументировать своё мнение.
Формировать УУД:
Личностные: способность к самооценке на основе критерия успешности учебной деятельности.
Регулятивные: умение определять и формулировать цель на уроке с помощью учителя; проговаривать последовательность действий на уроке; работать по коллективно составленному плану; оценивать правильность выполнения действия на уровне адекватной ретроспективной оценки; планировать своё действие в соответствии с поставленной задачей; вносить необходимые коррективы в действие после его завершения на основе его оценки и учёта характера сделанных ошибок; высказывать своё предположение.
Коммуникативные: умение оформлять свои мысли в устной форме; слушать и понимать речь других; совместно договариваться о правилах поведения и общения в школе и следовать им.
Познавательные: умение ориентироваться в своей системе знаний: отличать новое от уже известного с помощью учителя; добывать новые знания: находить ответы на вопросы, используя учебник, свой жизненный опыт и информацию, полученную на уроке.
Предметные:
- обозначать твёрдость согласного звука на письме с помощью букв а, о, у. ы,э
- обозначать мягкость согласного звука на письме с помощью букв е, ё, ю, я и ь;
Продолжить работу по здоровьесбережению, способствовать укреплению зрения, избегать переутомления, опираться на индивидуальные особенности каждого ребенка.
Этапы урока время
Деятельность учителя
Деятельность учащихся
Оборудование
УУД

1.Орг. момент

- Ребята, я хочу вам пожелать, чтобы сегодняшний урок обогатил вас новыми знаниями, чтобы вы получили удовольствие, радость от работы друг с другом и стали добрее.
Поведу вас сегодня в страну звуков, но сначала рассмотрите группы букв. Что можно сказать о звуках, которые они обозначают?
ЦЖШ
ЙЧЩ
ЖШЧЩ

Настраивается на активную работу на уроке.
Дети приветствуют друг друга за руку, соседа слева, соседа справа.

+ Сами
Слайд 1






Слайд 2



Регулятивные :
формирование способности к организации своей деятельности



2. Актуализация знаний и фиксация затруднений в деятельности.

Минутка чистописания.








Я тетрадочку открою  И как надо положу. Я от вас, друзья, не скрою:  Ручку я вот так держу.  Сяду прямо, не согнусь,  За работу я возьмусь.
- Запишите число, классная работа.
А теперь давайте вспомним написание букв, обозначающих шипящие звуки.
На доске:
Жж Чч Шш Щщ
- Оцените свою работу.(!, +, -)
На слайде:
- Какое правило в русском языке мы знаем?
-Сегодня на уроке проведём исследование, как же на письме обозначаются твердые и мягкие согласные звуки.













Жи ши, ча ща, чу щу.








Слайд 3

Слайд 4
Регулятивные: целеполагание; коммуникативные: постановка вопросов; познавательные: самостоятельное формулирование темы и цели урока.










3. Самоопределение к деятельности
-А сейчас мы попадем в страну Наблюдаика. Давайте понаблюдаем как же какие гласные могут употребляться после твердых и мягких согласных.

- Сформулируйте тему и цель урока.



Ставят цели, формулируют (уточняют) тему урока.
Учебник стр.36 №13
+ Тема: твёрдые и мягкие согласные звуки
+Цель: научиться обозначать твёрдость и мягкость согласного звука – на письме.


Слайд 5



Слайд 6


Слайд 7


Регулятивные: планирование, прогнозирование; познавательные: моделирование выдвижение гипотезы, поиск решения проблемы, коммуникативные: инициативное сотрудничество в поиске и выборе информации.

4. Работа по теме урока.
Постановка проблемы.
Давайте посмотрим, кто же еще спешит в наш поезд?
.Что интересного вы заметили?

-Какие буквы указывают на твердость предшествующих согласных?

- Что указывает на мягкость согласных звуков?
- Как еще может обозначаться мягкость предшествующего согласного?
-Что мы знаем о мягком знаке?

- Давайте повторим еще раз, как на письме обозначается твёрдость и мягкость предшествующего согласного?




Работа в группах.
Мыши, моржи, ежик, жираф, ужи.
+ Первый слог твердый
+ Второй звук в них мягкий
+ Буквы я, ё, ю, е, и.
+ Мягкость согласного может обозначаться мягким знаком
Эта буква не обозначает звука
+ Твёрдость согласного звука может обозначаться на письме буквами а, о, ы, э, у
+ Мягкость согласного звука может обозначаться на письме буквами я, ё, е, и, ю, ь.
Слайд 7













Слайд 8


Регулятивные
Учатся решать проблему, аргументировать ответы, сравнивать, анализировать, слушать, наблюдать, делать выводы

Познавательные
(информационные:
поиск, фиксация, извлечение информации)

Коммуникативные:
умение договариваться в группе, общаться, приходить к единому мнению, распределять работу в группе


5. Физминутка.

-Если услышите 1звук мягкий – приседайте, если твердый – подпрыгивайте.
Пир, кот, няня, пар, мел, жар, лес, дом, сыр, пил, пыл, пел, пол.


Личностные:
умение применять правила охраны своего здоровья

6. Первичное закрепление с проговариванием во внешней речи.










Прочтите правило на стр. 36
Работа по учебнику с.37 №15
- Прочитайте задание.
-Разделите страницу тетради на правую и левую половины. С какой целью?

-Как будете распределять слова?


Взаимопроверка в парах (!, +,-)


Соблюдают правила взаимоотношений и сотрудничества, аргументируют свои ответы, используя полученную информацию и имеющиеся знания
Работа в парах
+ Чтобы распределить и записать слова в два столбика.
















Познавательные: моделирование логической цепи рассуждений, доказательство, выдвижение гипотез и обоснование.
Коммуникативные: инициативное сотрудничество в поиске и выборе информации.
Регулятивные: планирование своих действий.

7.Самостоятельная работа.


У вас на партах карточки с заданиями разного уровня сложности (№1, №2, №3). Выберите себе любую. Внимательно читаете задание и выполняете его в тетради самостоятельно.
Карточка №1
Спиши предложения и подчеркни мягкие согласные:
Мне купили куклу Катеньку. Я люблю с ней играть.
Карточка №2
Выпиши слова, в которых есть мягкие согласные и подчеркни их:
Олень, слон, суп, зима, пенал, ребята, весело, земля.
Карточка №3
Составь из слов предложение и подчеркни мягкие согласные:
Летят на веток листья с землю.
Льдом река покрылась.
На лег снег поля.

Проверьте свою работу по образцу.
Оцените свою работу (!, +, -)
Формирование умения восстанавливать деформированный текст,
Находить в словах мягкие согласные.



Самостоятельная работа на карточках
(с проверкой на доске).





















Познавательные: моделирование логической цепи рассуждений, доказательство, выдвижение гипотез и обоснование.
Коммуникативные: инициативное сотрудничество в поиске и выборе информации.

Регулятивные :
планирование своих действий в соответствии с поставленной задачей; прогнозирование.




8. Итог урока
Подведём итог нашей работы на уроке.
- Над какой темой мы сегодня работали?
Как обозначается твёрдость согласных на письме?
- Как обозначается мягкость согласных на письме?
-Какую роль играет Ь в словах?
- Что понравилось и особенно запомнилось?
- Кто, по вашему мнению, заслужил особую похвалу?
Анализируют и оценивают свою деятельность на уроке.
+ Твёрдые и мягкие согласные, их обозначение на письме.
+ Твёрдость согласного звука может обозначаться на письме буквами
а, о, ы, э, у
+ Мягкость согласного звука может обозначаться на письме буквами я, ё, е, и, ю, ь.
+ Мягкий знак обозначает мягкость согласного

Личностные:
самоконтроль, устанавливать связь между целью деятельности и её результатом
Регулятивные:
совместно с учителем и одноклассниками давать оценку своей деятельности на уроке
Коммуникативные:
строить монологическое высказывание.


9. Домашнее задание
Стр.37 № 17





10. Рефлексия учебной деятельности на уроке

Оцените свою работу на уроке.
Интересно узнать кто из вас понял все на уроке, у кого остались сомнения, а кто не понял тему нашего урока.
Покажите пальчиками, как хорошо вы поняли тему урока. 5-отлично,4-хорошо,3-было трудно,2-ничего не понял
- Спасибо за урок. Молодцы!
















жђ Заголовок 215