Конспект фронтального логопедического занятия по теме: Твердые и мягкие согласные


Конспект логопедического занятия для детей с фонетико-фонематическим недоразвитием речи по теме: «Дифференциация твердых и мягких согласных»
Цель: закрепить умение различать твердые и мягкие согласные звуки в устной и письменной речи.
Задачи:
Коррекционно-развивающие: развивать зрительно-пространственную ориентировку, тактильные ощущения, совершенствовать навык слогового чтения, способствовать развитию критического мышления долговременной памяти, внимания, подводить к самостоятельному выбору форм и средств обучения
Коррекционно- обучающие: совершенствовать состояние артикуляционной и пальцевой моторики, развивать фонематический слух и фонематическое восприятие, закрепить навык дифференциации твердых и мягких согласных в слогах, словах, предложениях, закрепить знания о правописании твердых и мягких согласных.
Коррекционно-воспитательные:
Оборудование:
Ход занятия:
ОргмоментДети и логопед стоят в кругу, в руках логопед мячик.
- Здравствуйте, ребята (слайд 1). Давайте расскажем друг другу о своем настроении. У меня хорошее настроение потому, что я рада встрече с вами.
Далее каждый ребенок рассказывает о своем настроении, передавая мячик друг другу.
Артикуляционная гимнастика
- Сегодня я хочу рассказать вам сказку о веселом гноме. А вы внимательно слушайте и выполняйте упражнения (слайд 2).
В одном сказочном королевстве стоял маленький дом. (упражнение “Домик”). В этом доме жил маленький Гном – Язычок (показать язычок).
Утром гномик проснулся, улыбнулся, "Улыбка" и пошёл умываться, сначала почистил верхние зубки (упражнение “Почистим верхние зубки”), потом нижние зубки (упражнение “Почистим нижние зубки”), Взял расческу и причесался (упражнение “Расческа”) и решил проведать своего брата. Вышел на крылечко (Блинчик), сел на лошадку (Лошадка) и поскакал. Добрался Гном до своего брата, покачался вместе с ним на качелях (Качели), а потом гномам стало скучно, и они решили отправиться к нам на занятие.
Актуализация знаний. Сообщение темы занятия.
Давайте познакомимся с нашими гостями: Вот это гном Нак, а это гном Няк (слайд 3)
Ребята, Назовите первые звуки в именах наших гостей. Звук н какой? Каким цветом обозначаются твердые согласные?
Звук нь какой? Каким цветом обозначаются мягкие согласные звуки?
Как вы думаете, с какими звуками любит играть гном Нак? А с какими звуками любит играть гном Няк?
Вы догадались, о чем мы будем говорить сегодня на занятии? (слайд 4).
4. Дифференциация твердых и мягких согласных звуков
Сейчас мы с вами поиграем в игру "Твердый- мягкий". Я буду называть твердые и мягкие звуки. Если вы услышите твердый звук, то сжимайте в кулачке твердый мячик, если мягкий звук, то сжимайте мягкий мячик.
5. Дифференциация твердых и мягких согласных в слогах
Ребята, посмотрите, пожалуйста, на доску. Перед вами таблица со слогами.
СаЛоСяМу ЛеМю
Прочитайте слог в верхнем левом углу, теперь две клеточки направо; одна клетка налево, одна клетка вниз; одна клетка налево, две клетки направо (слайд 5).
6. Дифференциация твердых и мягких согласных в словах
Нак и Няк очень любят играть в лото. Давайте мы тоже поиграем вместе с ними. У вас есть карточки с буквами. а также синие и зеленые фишки. Я буду называть слова, если слово начинается на твердый согласный, то вы кладете на букву, с которой начинается данное слово синюю фишку, если на мягкий согласный, то вы кладете на букву зеленую фишку. Начнем
Л С М РТ
Л С М РТ
лето. лото, сито, сытый, мишка, мышка, рев, ров, тук, тюк
А теперь давайте проверим, что у нас получилось (слайд 6)
7. ФизминуткаЖил-был маленький гном (приседают и встают)
У гнома был маленький дом (изображают руками "крышу" над головой)
Гномик кашу варил (помешивают кашу)
И всем-всем-всем говорил (показывают друг на друга)
"Все мы, и ты, я- друзья (кладут руку на плечо соседа)
В гости ко мне прибегайте (бег на месте)
Ноги вытирайте (вытирают ноги)
садитесь за стол (приседают)
Кашей угощайтесь (имитируют действия с ложкой)
И друг другу улыбайтесь!
8. Дифференциация твердых и мягких согласных в словах-паронимах
Ребята, посмотрите на наших гномов Нака и Няка. Один из них служил в Королевстве твердых звуков звуков, а другой - В Королевстве Мягких звуков. Как вы думаете в королевстве каких звуков служил Нак? А в каком Няк? Слова они тоже любили разные: Нак- начинающиеся с твердых согласных, Няк- с мягких. Догадайтесь, в чьем дворце были предметы. изображенные на картинках (слайд 7).
9. Развитие фонематического восприятия
Посмотрите на картинки, найдите на ней предметы, названия которых начинается с твердых звуков (мягких звуков). Придумайте слова, которые начинаются с твердых (мягких) звуков.
10. Дифференциация твердых и мягких согласных в предложении
Гномы Нак и Няк любили сочинять стихи со словами с твердыми и мягкими согласными. Послушайте внимательно эти стихи и найдите пары слов, отличающиеся одним только звуком запишем эти слова в тетради (слайд 8).
Мой котенок очень мал. Лапой пес бумагу мял.
У слоненка длинный нос. Я мороженое нес.
Конь тащил тяжелый воз. Я тележку сена вез.
Тут растет зеленый лук. Рядом есть железный люк.
11. Итог занятия
Ребята, чем мы занимались на занятии?
Какое задание понравилось больше всего?
Какое задание показалось трудным?
12. Рефлексия
Ребята, посмотрите, у меня на доске есть фигурки гномов, а также колпачки синего и красного цвета. если вам понравилось занятие, то оденьте на гномика колпачок красного цвета, если нет то синего
Теперь пришло время прощаться.
Все дети дружно встают в круг, протягивают вперед левую руку (получается пирамида из ладошек) и говорят слова:
“Раз, два, три, четыре, пять – скоро встретимся опять!”.