Урок русского языка на тему Твёрдые и мягкие согласные звуки (1 класс)

УРОК РУССКОГО ЯЗЫКА В 1 КЛАССЕ.
Учитель: Ткач Е.М.
ТЕМА УРОКА: Твёрдые и мягкие согласные звуки.
ТИП УРОКА: урок изучения нового материала.
ЦЕЛИ УРОКА: развивать умение различать мягкие и твёрдые согласные звуки в слове; обобщить знания об обозначении на письме мягкости и твёрдости согласных на письме гласными буквами
ПРОГНОЗИРУЕМЫЕ РЕЗУЛЬТАТЫ:
Личностные УУД:
формировать способности к самооценке на основе критериев успешности учебной деятельности.
Регулятивные УУД:
в сотрудничестве с учителем ставить новые учебные задачи;
преобразовывать практическую задачу в познавательную;
проявлять познавательную инициативу в учебном сотрудничестве.
Познавательные УУД:
строить логическое рассуждение, включающее установление причинно-следственных связей;
проводить сравнение, классификацию по заданным критериям.
Коммуникативные УУД:
формулировать собственное мнение и позицию;
договариваться и приходить к общему решению в совместной деятельности, в том числе в ситуации столкновения интересов; строить монологическое высказывание, владеть диалогической формой речи

Задачи:
обучающие:
- формировать навыки звукового анализа и синтеза
- формировать знания о способах обозначения мягкости согласных буквами: е, ё, ю, я, и, ь
развивающие:
- создать условия для развития навыков и умений: умение классифицировать и обобщать, умение формулировать выводы по изученному материалу;
- способствовать развитию фонематического слуха и внимания;
- содействовать развитию грамотной устной речи.
воспитательные:
- нравственное воспитание: воспитание чувства товарищеской взаимовыручки, воспитание этики парной и групповой работы.
Здоровьесберегающие
- следить за правильной посадкой
Ход урока:

Организационный момент: (настрой на работу).
- Прозвенел звонок
- Начинается урок
Ребята, посмотрите: всё ли вы приготовили к уроку, если нет, то приготовьте сейчас, чтобы в течение урока не отвлекаться.
Сегодня на урок к нам пришли гости, а гостям мы всегда рады. Повернитесь и поприветствуйте гостей.
Желаю всем успешной работы и высоких оценок вашей деятельности.

Чистописание:
Я тетрадь свою открою и с наклоном положу.
Я, друзья, от вас не скрою: ручку я вот так держу.
Сяду прямо, не согнусь, за работу я возьмусь.

- Сегодня мы будем отрабатывать умение писать строчную букву ф. Что вы можете о ней сказать? (Согласная, состоит из твёрдого [ф] и мягкого[ф,] звуков, парная глухая)
- Показ написания буквы ф учителем.
- Самостоятельно прописать строчку. Подчеркнуть самую красивую правильно написанную букву.
- Запишите самостоятельно число.

Самоопределение к деятельности
- Послушайте сказку

Вот что сказка говорит:
Жили - были КИТ да КОТ.
Кот огромный – просто страшный
КИТ был маленький, домашний.
КИТ мяукал, КОТ пыхтел,
КИТ купаться не хотел
Как огня воды боялся
Кот всегда над ним смеялся.
Время так проводит КИТ,
Ночью – бродит, днём – храпит.
КОТ плывёт по океану,
КИТ из блюдца ест сметану.

В этой сказке нет порядка
В ней, ошибки, опечатка.
Кто-то против всяких правил
В словах звуки переправил.

Переставил КИТ на КОТ
КОТ на КИТ наоборот

Вот и навели порядок,
В сказке больше нет загадок –
В океан уходит КИТ,
КОТ на кухне мирно спит.


На доске Картики - КОТА и КИТА

- Чем похожи и чем отличаются слова?
- Как вы думаете, а звуковые схемы будут одинаковые?









- Чем отличаются схемы?
(Первыми звуками) [ к ], [ к' ]

- При произношении слова КИТ, средняя часть языка приподнимается к нёбу, сужается проход, по которому идёт воздух и получается звучание, которое учёные условно назвали – мягким, а в слове КОТ – противоположный звук – твёрдый.

- Кто может сформулировать тему нашего урока, чем мы будем сегодня заниматься, над чем работать?

(Распознавать твёрдые и мягкие согласные)
Физминутка
Сначала буду маленьким
К коленочкам прижмусь
Ну, а потом я вырасту
До лампы дотянусь!

Работа по теме урока
На доске карточки (слова): люк, лук, мышка, Мишка, флаги, фляги, был, бил, нос, нёс мал, мял, туман, тюльпан, мех, мэр
- Прочитайте слова и разделите их на две группы
- По какому признаку вы их разделили?
(мягкие звуки и твёрдые звуки)

Работа у доски: - Положите слова в нужные корзины(зелёная и синяя корзины)
- Как на письме обозначена твёрдость и мягкость согласных? (ГЛАСНЫМИ БУКВАМИ)
Обозначим мягкий согласный и твёрдый согласный гласными после него:
13 SHAPE \* MERGEFORMAT 1415 - е, ё, и, ю, я – нижний ряд гласных

- а, о, у, ы, э – верхний ряд гласных


Физминутка
Вы, наверное, устали?
Ну, тогда все дружно встали,
Ножками потопали
Ручками похлопали
Покружились, повертелись
И за парту все уселись.
Глазки крепко закрываем
Дружно до пяти считаем
Открываем, поморгаем
И работать продолжаем.

Словарная работа
-Отгадайте загадки, запишите отгадки:

Я весь день ловлю жуков,
Ем букашек, червяков,
Зимовать не улетаю,
Под карнизом обитаю.
Прыг – скок! Не робей!
Я бывалый .. (воробей)

Рыжая, с пушистым хвостом
Живёт в лесу под кустом (лисица)
Непоседа пёстрая,
Птица длиннохвостая,
Птица говорливая,
Самая болтливая (сорока)

Гладишь – ласкается,
Дразнишь – кусается
На цепи сидит
Дом сторожит (собака)
Он носом в землю постучит,
Взмахнёт крылом и закричит.
Кричит он даже сонный,
Крикун неугомонный. (петух)
- Прочитайте слова, которые вы записали. Что можете о них сказать?
(Словарные. Слова с безударной гласной непроверяемой ударением. Их надо запомнить)

-Какую задания можно составить с ними?
1. Поставить ударение, подчеркнуть безударную гласную непроверяемую ударением.
2. Разделить на слоги
3. Звуко-буквенный анализ слов
- Давайте выполним эти задания

ВЫВОД: Что указывает на мягкость или твёрдость согласного?
(Гласные, стоящие после согласных)

Самостоятельная работа по карточкам.
Обозначить согласные и показать, что указывает на твёрдость или мягкость согласных.

Мила устала. Она мыла посуду. Маме помогала.


Итог урока:
- Чем мы сегодня занимались?
- Как определить мягкий согласный? Твёрдый?
- Кому было трудно справиться с заданиями?
- Кто считает что справился?
- Кто может сказать:

Я ХОЧУ ПОХВАЛИТЬ СЕБЯ ЗА
МНЕ СЕГОДНЯ БЫЛО ТРУДНО, НО Я НАУЧУСЬ


- Оцените себя сигнальным кружочком.
_ Молодцы! Спасибо за работу на уроке!