методические рекомендации к оформлению портфолио учителя

Рекомендации по формированию портфолио педагога
 
 Сущность портфолио.
Портфолио (от англ. portfolio) - портфель, папка для важных документов.
Согласно «Новейшему словарю иностранных слов и выражений» портфолио может представлять собой визитную карточку, т.е. совокупность сведений о человеке, организации или досье – собрание документов, образцов работ, фотографий дающих представление о предлагаемых возможностях, услугах фирмы или специалиста.
Идея использования портфолио в сфере образования возникла в середине 80-х годов в Соединенных Штатах Америки. В конце прошлого века идея применения портфолио в образовании становится популярной во всем мире.
Реализация идей реформы школы, направленных на преодоление перегрузки учащихся, создание адаптивной образовательной среды, обязывает учителя внедрять в практику более эффективные методы обучения, рационально организовывать учебно-познавательную деятельность учащихся, заниматься экспериментально-инновационной работой. А это предполагает необходимость постоянного творческого педагогического поиска, личностно профессионального самосовершенствования и саморазвития. Становится очевидным, что в современных условиях каждый педагог должен постоянно повышать свой профессиональный уровень, необходимый для решения педагогических задач. И как бы критически мы не относились к зарубежному опыту или чужим инновациям, ни один современный человек не сомневается в необходимости образовательной реформы с учетом лучшего отечественного и зарубежного опыта, как в содержании и технологиях работы, так и в способах оценки достижений специалистов образования, а еще больше - в новых технологиях развития ключевых компетенций и профессиональной культуры.
Портфолио в образовании можно рассматривать как:
собрание образцов работ и документов, иллюстрирующих возможности и достижения его владельца;
форму целенаправленной систематизации и непрерывной самооценки и коррекции результатов и достижений;
технологию саморазвития и самосовершенствования;
средство мотивации и стимулирования творческой активности и самообразования;
средство самопрезентации и карьерного роста;
показ достижений в управленческой и педагогической деятельности;
средство мониторинга и оценки профессионального развития.
Основной смысл портфолио:
показать все, на что способен его владелец;
проиллюстрировать все, чего достиг;
раскрыть эффективность пути от цели к результату;
показать потенциальные возможности для дальнейшего личностного и профессионального развития.
Основные цели ведения портфолио:
систематизация управленческого или педагогического опыта;
определение направлений профессионального развития;
более объективная самооценка    (оценка) профессиональных умений;
помощь при самоанализе и самооценке управленческой или педагогической деятельности.
Виды портфолио.
1. Портфолио документов как витрина достижений:
лицензии;
сертификаты;
дипломы;
свидетельства и т.д.
2.Портфолио отзывов (оценок):
рецензии;
характеристики;
благодарности;
отзывы;
резюме и т.д.
3.Портфолио процесса как набор материалов и творческих работ:
авторские разработки;
управленческие концепции и технологии;
авторские программы и проекты;
методические рекомендации и т.д.
На основе простых видов портфолио можно конструировать и апробировать комплексные портфолио.
 
Комплексный портфолио может состоять из следующих разделов:
набор документов;
набор отзывов;
набор авторских материалов и творческих работ по теме портфолио в соответствии с его назначением, демонстрирующих усилия и прогресс, персональный или коллективный.
В зависимости от цели портфолио может быть методическим, проблемно-исследовательским, рефлексивным, презентационным.
 
Структура портфолио.
Примерная структура портфолио:
1.  Титульный лист.
2.Творческая визитка автора.
3.  Краткая трудовая биография.
4.  Педагогическое кредо.
5.  Тема и цель ведения портфолио.
6.  Цель и основные задачи профессиональной деятельности на конкретный период.
7.  Документы и материалы из опыта работы (авторские). Их подбор зависит от содержания профессиональной деятельности, уровня мастерства, темы и цели портфолио.
8.  Рефлексивные записки с анализом процесса индивидуального или коллективного развития, творческой активности и наиболее рациональных форм работы и средств достижения поставленных целей.
Основные принципы составления и использования портфолио:
принцип добровольности;
принцип преемственности;
принцип непрерывного развития;
принцип индивидуализации;
принцип субъективности:
принцип взаимозависимости и взаимодополняемости.
Вопросы, на которые необходимо ответить перед началом пользования системы портфолио:
мотивация, каковы цели и назначение портфолио;
из каких компонентов будет состоять портфолио (вид и структура);
определить виды рефлексии и критерии самооценки.
При формировании и работе с портфолио необходимо соблюдать следующие требования:
материалы и документы отбираются автором самостоятельно, располагаются в определенном порядке, составляется перечень или оглавление;
портфолио должен содержать образцы лучших авторских работ;
документы обязательно датируются, в них указываются должности и звания рецензентов, авторов рекомендаций;
периодически материалы пополняются, систематизируются и анализируются;
результаты работы отслеживаются в соответствии с поставленными целями;
регулярно пишутся рефлексивные записки.
Портфолио учителя
Методический портфолио учителя это не копилка методических разработок, а отслеживание и коррекция процесса использования в работе приемов, средств и технологий, степень их адекватности конкретному классу и ученику, степень их эффективности. В этом случае планы и разработки, технологические карты уроков, разноуровневые задания, тесты, анализ результатов и затруднений учащихся помогают учителю корректировать процесс постоянно. Таким образом, осуществляется пошаговое внедрение новых методов и технологий, а в результате непрерывное и последовательное самосовершенствование учителя.
Особенно ценен методический портфолио по одному из направлений самообразования учителя. В портфолио должен найти отражение уровень развития таких основных педагогических умений учителя, как, например, умение грамотно планировать и организовывать, корректировать и оценивать работу учащихся, отбирать формы и методы работы на уроке в соответствии с его целями и особенностями класса. Особенно актуален сегодня портфолио по профильному обучению.
Портфолио учителя для аттестации.
Портфолио учителя для аттестации целесообразно вести параллельно по нескольким разделам.
Раздел 1.Общие сведения об учителе.
Ф.И.О.
Год рождения.
Образование.
Педагогический стаж, стаж работы в должности.
Повышение квалификации.
Награды.
Раздел 2. Результаты педагогической деятельности.
Материалы с результатами освоения учащимися образовательной программы и сформированности у них ключевых компетентностей по преподаваемому предмету.
Сравнительные таблицы уровня обученности и воспитанности учащихся.
Результаты промежуточной и итоговой аттестации учащихся
Документы, подтверждающие учебные и творческие достижения учащихся.
Самоанализ педагогической деятельности учителя по годам обучения.
Раздел 3. Деятельность, связанная с совершенствованием профессионального мастерства.
Материалы, в которых обосновывается выбор используемых технологий и методик.
Материалы участия в работе методического формирования, сотрудничество с методическими службами.
Программа и результаты инновационной деятельности.
Авторская программа изучения предмета
Авторская дидактическая система.
Планы уроков
Методические разработки тем
Тематика творческих работ для учащихся.
Тематика проектов.
Образцы тестов, контрольных работ и олимпиадных заданий.
Список проведенных внеклассных мероприятий.
Планы и сценарии внеклассных мероприятий.
Авторские программы факультативов, спецкурсов.
Перечень проведенных семинаров, мастер-классов и др.
Материалы творческих отчетов
Выступления перед педагогической общественностью.
План индивидуального профессионального  роста
Материалы участия в профессиональных конкурсах.
Диагностические материалы.
Рефлексивные записки.
Анализ методических материалов и авторских разработок.
На сегодняшний день  в нашей республике портфолио еще не получил широкого распространения. Тем не менее, педагог или коллектив, стремящийся к самореализации в жизни, профессии не упустит ни единого шанса стать эффективнее. И если портфолио – одна из возможностей для этого, то ее необходимо использовать.
15