Методические рекомендации пот написанию курсовых работ


Министерство образования, науки и молодежной политики Забайкальского края
ГАОУ СПО «Агинский педагогический колледж имени Базара Ринчино»
УТВЕРЖДАЮ
Заместитель директора по учебно-методической работе
______________/Цыпылова Б.Д./
от «___»_______________201_г.
МЕТОДИЧЕСКИЕ РЕКОМЕНДАЦИИ
ПО НАПИСАНИЮ КУРСОВЫХ РАБОТ
РАССМОТРЕНО СОСТАВИТЕЛЬ
на заседании предметно-цикловой комиссии Лыгдынова Р.Л.,
психолого-педагогических дисциплин преподаватель
протокол № ____________
от «_____»___________ 2013 года
Зав. ПЦК__________ /Ширипова М.Б./
Агинское 2015
Пояснительная записка
Современный этап модернизации профессионального образования выдвигает новые требования к содержанию и характеру подготовки квалифицированного специалиста как личности, обладающей высоким интеллектуальным и культурным уровнем, готовой к профессиональному росту.
Для соответствия этим требованиям необходимо формировать у обучающихся представление о методах и логике познания, поиске и накоплении, обработке информации и оформлении результатов исследования. Для реализации этой задачи наряду с прочими методами предусмотрено написание студентами курсовых работ по дисциплинам согласно учебному плану.
Данные методические указания предназначены для студентов, обучающихся по педагогическим специальностям, а также руководителей курсовых работ, так как содержат информацию об организации, руководстве, выполнении курсовых работ.
Методические указания включают общие положения о курсовой работе, вопросы разработки тематики работ. Раскрывается сущность курсовых работ и требования к структурным компонентам работы. Так же здесь представлены требования к ее оформлению, рекомендации по формированию списка использованных источников, приложений.
В приложении к методическим указаниям содержатся образцы титульного листа, содержания, а так же бланки задания и отзыва на курсовую работу.
1. Общие положения
Курсовая работа по дисциплине предусмотрена учебным планом и обязательна для каждого студента.
Выполнение студентом курсовой работы по дисциплине проводится с целью:
систематизации и закрепления полученных теоретических знаний и практических умений по общепрофессиональным и специальным дисциплинам;
получения углубленных теоретических знаний в соответствии с заданной темой;
формирования умений использовать справочную, нормативную и правовую документацию;
развития творческой инициативы, самостоятельности, ответственности и организованности;
подготовки к итоговой аттестации.
Существует определенная логическая схема работы, вытекающая из самой сути учебно-исследовательского задания. Последовательность выполнения письменной работы такова:
Формирование замысла (составление методологического аппарата).
Поиск и отбор материала.
Группировка и систематизация материалов.
Написание текста.
Обработка материала.
Общее руководство и контроль за ходом выполнения курсовой работы осуществляет преподаватель соответствующей дисциплины. На время выполнения курсовой работы назначаются консультации. В ходе консультаций преподаватель разъясняет назначение и задачи, структуру и объем работы, примерное распределение времени на выполнение отдельных частей курсовой работы, дает ответы на вопросы студентов.
Основными функциями руководителя курсовой работы являются:
- консультирование по вопросам содержания и последовательности выполнения курсовой работы;
- оказание помощи студенту в подборе необходимых источников,
- контроль хода выполнения курсовой работы,
- подготовка письменного отзыва на курсовую работу.
Руководитель курсовой работы оформляет индивидуальное задание для выполнения курсовой работы студентом. Согласно плану работы составляются указания, какие вопросы студенту следует рассмотреть в теоретической части работы, какие аспекты должны быть освещены в практической части, по каким основным вопросам следует сделать выводы в заключении. Кроме того, в задании определяются сроки выполнения работы.
По завершении студентом курсовой работы руководитель проверяет, подписывает ее и вместе с письменным отзывом передает студенту для ознакомления.
Письменный отзыв включает:
- заключение о соответствии курсовой работы заявленной теме,
- оценку качества выполнения курсовой работы,
- оценку полноты разработки поставленных вопросов, теоретической и практической значимости курсовой работы,
- оценку курсовой работы.
Форма отзыва на курсовую работу отражена в Приложении 4.
При необходимости руководитель курсовой работы может предусмотреть защиту работы.
Курсовая работа оценивается по пятибалльной системе. В случае оценки «неудовлетворительно» по решению преподавателя студенту может быть предложена другая тема либо доработка прежней темы и определяется новый срок для ее выполнения.
Курсовая работа с заданием и отзывом передается в учебный отдел Колледжа.
2. Выбор и формулирование темы
Необходимо стимулировать самостоятельный выбор студентами и определение тем курсовых работ с учетом их интересов и индивидуальных возможностей. Тема курсовой работы может быть связана с программой производственной практики студента, а для лиц, обучающихся по заочной формам, - с их непосредственной работой.
Курсовая работа может стать составной частью выпускной квалификационной работы, если видом итоговой государственной аттестации по данной специальности является выпускная квалификационная работа.
Очень часто в формулировании темы работы целесообразно идти от указания на исследуемый процесс и на условия, в которых он изучается (таблица 1).
Изучаемый
процесс что исследуется контингент в каких условиях
изучение
развитие
формирование исследование
становление
воспитание
анализ
разработка диагностика
организация
влияние
подготовка
активизация нравственных качеств
самостоятельности
любознательности
познавательных способностей
эстетического вкуса
музыкальных способностей
творческого воображения
творческой индивидуальности
волевых качеств дошкольников
подростков
младших школьников
учащихся 2
класса
детей с задержками
психического
развития
студентов
юношеского
возраста на занятиях кружка
на музыкальных
занятиях
в процессе знакомства
в классах коррекции
на занятиях в изостудии
во внеурочной деятельности
в игровой деятельности
в процессе изучения
на экскурсиях в природу
на уроках…в классе
Примеры:
-Развитие эстетического вкуса у детей дошкольного возраста во время музыкальных занятий.
-Формирование нравственных качеств учащихся 3 класса в процессе знакомства с русскими народными песнями.
2. Формулировка темы курсовой работы может может осуществляться по схеме:
а)(Что-то) как условие развития (чего-либо) на уроках…
как средство…формирования…
как фактор …становления…
Примеры:
-Уроки музыки как условие эстетического развития младших школьников.
-Классическая музыка как средство развития музыкального вкуса подростков.
б)Использование (чего-либо) как средство(как условие) развития(формирования, воспитания, становления, диагностики и пр.).
Примеры:
-Использование музыкальных произведений на уроках изобразительного искусства в первом классе.
-Использование художественных произведений при изучении творчества русских композиторов в начальной школе.
3. Требования к структуре курсовой работы
Курсовая работа по структуре состоит из:
-введения, в котором раскрывается актуальность и значение темы, формулируются цель и задачи работы;
-основной части,
-заключения, в котором содержатся выводы и рекомендации относительно возможностей использования материалов работы;
-списка использованных источников;
-приложений.
Объем работы не менее 20 страниц печатного текста.
4. Требования к структурным компонентам
Введение должно содержать обоснование актуальности темы, методологический аппарат работы, краткую характеристику состояния научной проблемы.
Общий объем введения – 2-3 страницы.
Актуальность темы предполагает вычленение научной и практической значимости выбранной темы. Обоснование актуальности может носить теоретическую или практическую направленность. Теоретическое обоснование актуальности предполагает, например, указание на степень разработанности или необходимость разработки данного вопроса, либо интерес к вопросу со стороны известных ученых. Практическое обоснование актуальности строится исходя из тех изменений, нововведений, которые каким-либо образом повлияли на предмет изучения, вызвали ту или иную проблему.
Определение и назначение методологического аппарата. Методология исследования - составная часть и особая область познания, по содержанию представляющая собой набор принципов и способов организации, развития и оценки теоретического и эмпирического знания, систему норм и правил проведения исследований.
Аппарат (лат. приспособление) – вспомогательные сведения и понятия, помогающие точно определить направление и ход исследования, решения проблем и установления (по возможности) объективной научной истины.
Назначение методологического аппарата детерминировано его функцией: он определяет
- в какой области науки ведется исследование,
- что рассматривается исследователем,
- что исследователь предполагает проверить в ходе работы,
- определяет цель исследования,
- способы достижения этой цели.
Любое исследование начинается с определения компонентов методологического аппарата. В любой работе такой аппарат присутствует обязательно. Чем четче и правильнее в работе сформулирован методологический аппарат, тем результаты работы будут более приближены к научной истине.
В любой научно-исследовательской работе в обязательном порядке должен быть методологический аппарат исследования, так как он помогает исследователю определить направление работы и эффективно достигнуть цели.
К методологическому аппарату исследования относятся следующие компоненты: объект, предмет, проблема, тема, гипотеза, цель, задачи.
Объект – это то, что «противостоит познающему субъекту»,на что направлено внимание исследователя, что подлежит рассмотрению. Объектом исследования не может быть человек, ребенок, это всегда педагогический процесс, явление, факт.
Предмет –отдельная сторона, аспект рассмотрения изучаемого объекта. Предмет должен быть отражен в самой теме исследования. Итак, если объект исследования отвечает на вопрос «что рассматриваем?», то предмет отвечает на вопрос: «как рассматривается объект?», «какие новые отношения, свойства, аспекты, и функции объекта раскрывает данное исследование?».
Проблема – это нерешенный вопрос, который предстоит решить в ходе исследования. Суть проблемы заключается в противоречии между устоявшимися методиками, взглядами, точками зрения и теми результатами, которые демонстрирует действительность.
Проблема может возникнуть тогда, когда автор не согласен с существующей точкой зрения и у него есть возражения, когда есть заявка на поиск. Исследовательский интерес, несогласие возникает у исследователя после знакомства с литературой (первичная информация). После постановки проблемы уточняется тема.
Тема – название работы, которое определяет направление исследования, рассмотрение проблемы под определенным углом. Возможность сформулировать тему появляется только тогда, когда определена проблема действительности, требующая рассмотрения в данной работе.
Цель – предполагаемый конечный результат работы. Цель может быть связана либо с выявлением каких-либо закономерностей, связей объекта, либо с разработкой рекомендаций по разрешению проблемы исследования.
Гипотеза - (греч . hypothesis - основание, предположение), предположительное суждение о закономерной (причинной) связи явлений; форма развития науки. Гипотеза является предположением, которое необходимо проверить посредством исследования. Если не сформулирована гипотеза, исследование невозможно - не известно, что подлежит проверке.
Задачи – пути достижения цели, этапы, шаги, которые проходит исследователь, чтобы получить результаты. Задачи исследования должны соответствовать проблеме и предмету исследования. Обычно формулируются три-четыре задачи, выдвижение и решение которых позволяет добиться поставленной цели.
В основной части дается описание степени теоретической разработки вопроса, анализируется конкретная проблема, задача или ситуация, дается их всесторонняя характеристика. Основная часть должна быть структурирована на главы (разделы) в количестве двух-трех, в то же время каждую главу следует разделить на параграфы (от двух до четырех).
Заключение непременно перекликается с введением, содержит обобщение теоретических и практических выводов и предложения исследователя. Выводы должны быть лаконичными. Объем заключения, как правило, составляет 1,5 – 2 страницы.
Список использованных источников размещается после заключения, перед приложениями. Принят алфавитный способ группировки списка. Источники располагаются в общем алфавитном порядке фамилий авторов и, заглавий книг и статей (в случае, если автор не указан). В начале списка приводятся законодательные и нормативные документы, которые располагаются группами в порядке убывания значимости, а внутри каждой группы документов – в хронологическом порядке.
Приложения содержат вспомогательный материал: таблицы цифровых данных, схемы, диаграммы, рисунки и другие материалы. Приложения оформляются на отдельных листах, каждое приложение имеет свой тематический заголовок, а в правом верхнем углу надпись: «Приложение 1», «Приложение 2» и т.д.
Работа имеет титульный лист установленного образца, содержание. Текст оформляется в соответствии с требованиями к оформлению письменных работ.
Страницы необходимо нумеровать арабскими цифрами, соблюдая сквозную нумерацию по всему тексту.
Номер страницы проставляется внизу в правом углу страницы.
Титульный лист включен в общую нумерацию страниц, является первой страницей работы, второй страницей является содержание работы. Номера на первой и второй странице не проставляют. Номер появляется только на третьей странице - «Введение».
Введение, разделы, заключение, список источников начинается с новой страницы. Таблицы, схемы, расположенные на отдельных листах, входят в общую нумерацию страниц. (Чтобы начать новую страницу следует установить курсор в конце последней фразы текущей страницы, зайти в меню «Вставка» далее «Разрыв» «Начать» «Новую страницу» «Ок».)
Заголовки располагают по центру, выделяют жирным шрифтом. Между заголовком и текстом должна быть пропущена строка.
Работа должна быть сброшюрована в папку-скоросшиватель с прозрачной первой страницей.
5. Оформление письменных работ
Письменные работы представляются к защите в распечатанном виде на бумаге формата А-4. Текст печатается на одной стороне листа. Текст выполняется в редакторе Microsoft Word. Гарнитура – Times New Roman (Cyr.) величина шрифта в тексте – 14 кегль. Межстрочный интервал – 1,5.
Поля: верхнее 2 см., нижнее – 2 см., левое – 3 см., правое – 1,5 см. Отступ абзаца – 1 см.
Выравнивание текста по ширине.
Все объекты, таблицы, графики, рисунки могут быть вставлены в текст либо отнесены к приложению в случае, если они утяжеляют работу.
Рисунки и схемы подписывают внизу, таблицу – вверху.
Таблица 1
Рис. 1 Схема 1
Ссылки на цитируемые источники оформляются следующим образом. По окончании цитируемого фрагмента в тексте ставят квадратные скобки, в которых заключен номер источника по списку источников и номер страницы, с которой взят цитируемый фрагмент [1, c. 56], если фрагмент располагается на нескольких страницах, указывают интервал страниц [4, c.45-46].
Набор таблиц: таблицы набираются через кнопку «Таблица». Шапка таблицы – 12 кегль полужирный, внутри таблицы 12 кегль. Слово «Таблица» в правом верхнем углу 12 кеглем курсивом.
Таблица 1.
Работа должна быть орфографически, синтаксически и стилистически грамотно написана, в соответствии с нормами современного русского языка.
6. Библиографическое описание источника
Элементы библиографического описания
Заголовок описания – фамилия и инициалы автора.
Заглавие – название произведения.
Издание – сведения об отличиях данного произведения от других изданий того же произведения (порядковый номер, переработанное, дополненное).
Выходные данные: место издания, наименование издательства и год издания.
Количественная характеристика данных – фактическое количество страниц (с.).
Элементы библиографического описания отделяют друг от друга условными знаками. Последовательность расположения условных знаков между элементами описания следующая.
: Другое заглавие.
/ Сведения об авторстве (авторы, составители, редакторы)
// Название документа, сборника, журнала, газеты, в котором помещена составная часть.
. - Место издания.
: Издательство (книга).
, Год издания (книга).
. – Год издания (журнал).
. – Номер (журнал).
. – Количество страниц (в книге: - 143 с.; страниц, на которых помещена составная часть: - С. 117-125).
Пример оформления
Волков Г.Н.Этнопедагогика.-Чебоксары:Чув.кн.изд-во,1974.-376с.
Статья из газеты и журнала.
Дуброва Я.П. Женщина у монголо-бурят.-Иркутск,1885.-№3(приложение к газете «Сибирь»).-№35.
Список составляется в алфавитном порядке.
Вначале указывают нормативные документы, законодательные акты в порядке убывания значимости, одинаковые по значимости источники располагают в алфавитном порядке. Далее располагается литература в алфавитном порядке, далее источники на иностранном языке; наименования сайтов и Интернет-порталов указывают в заключение списка.
7.Защита курсовой работы
Курсовая работа представляется и защищается в сроки выполнения курсовых работ.
Преподаватель пишет отзыв на курсовую работу. Содержание рецензии доводится до сведения студента.
Рецензия должна содержать:
Краткую оценку всей работы и ее составных частей.
Достоинства и недостатки работы, как по содержанию, так и по оформлению.
Оценку деятельности студента за весь период выполнения работы: уровень теоретической подготовки студента; умение работать с литературой; самостоятельность, ответственность при выполнении работы.
Общий вывод о выполненной работе. Оценить курсовую работу.
Защита курсовой работы проходит на учебном занятии.
На защиту курсовой работы отводится до 10-12 минут: доклад студента - не более 5-6 минут (выступающий вправе использовать тезисы, зачитывание текста доклада не приветствуется), вопросы преподавателя, ответы студента на вопросы и замечания (5-7 минут).
При определении итоговой оценки по защите курсовой работы учитываются:
-доклад студента;
-ответы на вопросы;
-отзыв преподавателя
.
8.Хранение курсовых работ
Выполненные студентами курсовые работы хранятся после их защиты в образовательном учреждении не менее двух лет.
Лучшие курсовые работы, представляющие учебно-методическую ценность, могут быть использованы в качестве учебных пособий в кабинетах образовательного учреждения.
Список использованных источников
1. Типовое положение об образовательном учреждении среднего профессионального образования (среднем специальном учебном заведении). Постановление правительства РФ от 03.03.2001 № 160 (с изменениями и дополнениями). – М.; 2001. – 19 с.
2. Письмо Минобразования Российской Федерации от 05.04.1999 № 16-52-55ИН/16-13 О рекомендациях по организации выполнения и защиты курсовой работы (проекта) по дисциплине в образовательных учреждениях среднего профессионального образования (по состоянию на 20.10.2006г.). – М., 2007. – 6 с.
3. Сулейманов Д.Н., Погребная Я.А., Субботин В.И. Методические рекомендации и указания по выполнению и защите дипломных работ. – М.: МНИ, 2008. – 35 с.

Cодержание
Пояснительная записка………………………………………….……3
1. Общие положения…………………………………………………. 4
2. Выбор и формулирование темы курсовой работы……………….6
3. Требования к структуре курсовой работы ……………………… 7
4. Требования к структурным компонентам………………………... 8
5. Оформление письменных работ……….………………….……… 12
6. Библиографическое описание источника………………..……….. 13
7. Защита курсовой работы……………………………………………15
8. Хранение курсовых работ…………………………………………..15