Работа с одаренными детьми. Подготовка к олимпиадам по физике


Особенности работы с одаренными детьми Выполнила: Адамова Марина Владимировна – учитель физики МКОУ «Алексеевская сош» Кормиловского МР Школа, общество, государство …… Именно в школе должны закладываться основы развития думающей, самостоятельной, творческой личности. Жажда открытия, стремление проникнуть в самые сокровенные тайны бытия рождаются на школьной скамье. Взаимодействие семьи и школы – неотъемлемая часть в работе с одаренными детьми. Формы совместной работы: привлечение к внеклассным мероприятиям, благодарственные письма, участие в интеллектуальных марафонах, консультирование по возрастным особенностям развития. Совместная работа позволяет еще больше сблизить ученика, родителя и школы. Чем больше мы знаем о семье, условиях, в которых живет одаренный ребенок, тем плодотворнее работа. При работе с одаренными детьми необходимо учитывать следующие принципы: - у всех детей, независимо от уровня одаренности и даже уровня интеллектуальных возможностей необходимо развивать их креативные качества.- работа по развитию одаренности детей не должна и не может вестись только в направлении их интеллектуальных и творческих возможностей. Необходимо развитие всех личностных качеств в целом и только на этой основе целенаправленное развитие индивидуальных способностей;- необходимо постоянное соотнесение учебных и индивидуальных способностей. В работе с одаренными детьми нужно избегать 2-х крайностей: • возведение ребенка на пьедестал, подчеркивания его особых прав, с другой стороны – публичного принижения достоинства или игнорирования интеллектуальных успехов во время борьбы со “звездностью”.Одна из важнейших целей при работе с одаренными детьми — создание условий, стимулирующих развитие творческого мышления. Работа с одаренными детьми эффективна если выполняется как минимум три условия: ученик должен быть здоров; - иметь желание заниматься не на ситуативном уровне, а хотя бы на познавательном; - большое трудолюбие, усидчивость. Одна из основ взаимопонимания учителя и ученика – положительный эмоциональный настрой, деловая атмосфера. Эмоциональный настрой порождается чувством радости, удивления, азарта, восторга. К.Д. Ушинский писал, что «главная цель обучения и воспитания – дать человеку деятельность, которая наполняла бы его душу». Правила, которые составляют основу личного плана учителя по развитию одаренных детей. - Поставьте перед собой конкретные цели. Постарайтесь мысленно представить конкретный результат своей работы.- Будьте довольны скромным прогрессом, успех подпитывает успех. Прочный, но скромный успех часто закрепляется и становиться характерным для данного человека.- Будьте готовы учиться у других. Не бойтесь подвергнуть сомнению чужие взгляды, это позволит достойно оценить мысли и поступки окружающих и повысит ваш авторитет в их глазах.Учитесь на своих неудачах. Если вы неправы, будьте готовы признать это.Помните, что своим развитием управляете главным образом вы сами. Вы отвечаете за ход вашей собственной жизни и развитие одаренного ребенка, с которым занимаетесь. Основные направления работы с одаренными детьми. Учебная деятельность: высокая мотивация, нетрадиционные уроки, использование ИКТ, творческие и исследовательские задания, ученические презентации.Внеклассная работа: предметные недели, участие в предметных олимпиадах, турнирах, играх, конкурсах, НОУ, работа в кружках, индивидуальное консультирование. Ступеньки к успеху … Первые шаги: Школьная стипендия – 2-11 классыПобедитель муниципального этапа ВОШ по астрономии – 5-11 классыПобедитель муниципального этапа ВОШ по физике – 8-11 классыРайонная доска Почета – 2009 г (9 класс)Стипендиат – Ю. Ж. Шушубаев (2009,2010, 2011 гг)Стипендиат – В.В. Вайц, И.П. Ровейн (2008,2009,2010,2011)Стипендиат – Л.К. Полежаева (2009 г) Подготовка к олимпиаде Разбор заданий. Линейное усложнение.Самопроверка Тематическое повторение. Решение задач на уравнение теплового баланса