Мастер-класс Использование современных методов и технологий в рамках реализации ФГОС.

Учитель начальных классов
ГБОУ Школа № 1392 им. В. Д. Рябинкина
Манасова О. А.


Тема мастер – класса: «Использование современных методов и технологий в рамках реализации ФГОС»
Цель: передача педагогического опыта с целью повышения профессиональной компетентности педагогов.
Задачи:
Познакомить коллег с одной из форм организации учебного процесса, предполагающей творческую деятельность учащихся по построению собственных знаний в рамках той или иной учебной темы (урок - исследование)
Познакомить с общим алгоритмом работы;
Показать конкретные примеры заданий на различных этапах;
Создать условия, для активного взаимодействия, ведущего мастер – класса и участников мастер – класса.
Учителю необходимо постоянно учиться. Учиться друг у друга. И лучшим побудителем для этого должен стать взаимообмен профессиональным опытом.
I. ВСТУПЛЕНИЕ
Тема моего мастер – класса «Использование современных методов и технологий в рамках реализации ФГОС».

Сегодня главной задачей учителя является подготовка выпускника такого уровня, чтобы попадая в проблемную ситуацию, он мог найти несколько способов её решения, выбрать рациональный способ, обосновав своё решение.

II. АКТУАЛИЗАЦИЯ МАСТЕР – КЛАССА.
В одной притче говорится: “Жил мудрец, который знал всё.
Один человек захотел доказать, что мудрец знает не всё. Зажав в ладонях бабочку, он спросил: “Скажи, мудрец, какая бабочка у меня в руках: мёртвая или живая?”
А сам думает: “Скажет живая – я ее умерщвлю, скажет мёртвая – выпущу”. Мудрец, подумав, ответил: “Всё в твоих руках”.
- Какова роль учителя на современном этапе обучения? ( научить ребенка учиться)
В наших с вами руках, чтобы ребенок чувствовал себя любимым, нужным,  
а главное – успешным.
Успех, как известно, рождает успех. В школе не должно быть неудачников. Главная заповедь учителя – заметить даже самое маленькое продвижение ученика вперёд и поддержать его успех.
III. РАСКРЫТИЕ ТЕМЫ МАСТЕР - КЛАССА:
Современный урок в начальной школе будет радостным и интересным, если он, активизируя творческие и познавательные силы учащихся, расширяя кругозор, ставит их перед принятием самостоятельного решения.
Ребёнок хочет быть активным, самостоятельным в учебно-познавательной деятельности.
В своей работе использую новую инновационную технологию, которая получила название «мастерская».
В педагогической мастерской меняются традиционные роли учителя и учащихся – здесь они равноправные соучастники творческого процесса. Учитель является ведущим, «мастером», который организовывает творческий процесс, принимает участие в нем, а не передает свои знания незнающему и не умеющему ученику. Закон мастерской: делай по-своему, исходя из своих способностей, интересов и личного опыта.
Конечная цель такого урока – образовательные продукты учеников.
Участники мастерской могут, используя имеющиеся у них знания и навыки, дружно работая в поисковых группах (4-6 человек), самостоятельно вывести, «открыть» орфографическое правило, закон, определение. Однако истинным результатом деятельности мастерской является внутреннее, личностное развитие ребенка.
Одним из видов работы «мастерской» являются уроки-исследования. Эти уроки предусмотрены ФГОСами.
Они связаны с возрастными особенностями младших школьников, оригинальностью их проведения. 13 LINK "http://hghltd.yandex.net/yandbtm?text=%D0%BC%D0
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
Урок-исследование 13 LINK "http://hghltd.yandex.net/yandbtm?text=%D0%BC%D0%B0%D1%81%D1%82%D0%B5%D1%80-%D0%BA%D0%BB%D0%B0%D1%81%D1%81%20%D1%83%D1%80%D0%BE%D0%BA-%D0%B8%D1%81%D1%81%D0%BB%D0%B5%D0%B4%D0%BE%D0%B2%D0%B0%D0%BD%D0%B8%D0%B5%20%D0%B2%20%D0%BD%D
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·один из типов нетрадиционных 13 LINK "http://hghltd.yandex.net/yandbtm?text=%D0%BC%D0%B0%D1%81%D1%82%D0%B5%D1%80-%D0%BA%D0%BB%D0%B0%D1%81%D1%81%20%D1%83%D1%80%D0%BE%D0%BA-%D0%B8%D1%81%D1%81%D0%BB%D0%B5%D0%B4%D0%BE%D0%B2%D0%B0%D0%BD%D0%B8%D0%B5%20%D0%B2
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
· уроков 13 LINK "http://hghltd.yandex.net/yandbtm?text=%D0%BC%D0%B0%D1%81%D1%82%D0%B5%D1%80-%D0%BA%D0%BB%D0%B0%D1%81%D1%81%20%D1%83%D1%80%D0%BE%D0%BA-%D0%B8%D1%81%D1%81%D0%BB%D0%B5%D0%B4%D0%BE%D0%B2%D0%B0%D0%BD%D0%B8%D0%B5%20%D0%B2%20%D0%BD%D0%B0%D1%87%
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·Обычно, на таких уроках, предлагаю детям заняться научной деятельностью.
Имитируя исследовательскую деятельность, ученики осваивают элементы научного анализа. Чаще всего на 13 LINK "http://hghltd.yandex.net/yandbtm?text=%D0%BC%D0%B0%D1%81%D1%82%D0%B5%
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·уроке-исследовании 13 LINK "http://hghltd.yandex.net/yandbtm?text=%D0%BC%D0%B0%D1%81%D1%82%D0%B5%D1%80-%D0%BA%D0%BB%D0%B0%D1%81%D1%81%20%D1%83%D1%80%D0%BE%D0%BA-%D0%B8%D1%81%D1%81%D0%BB%D0%B5%D0%B4%D0%BE%D0%B2%D0%B0%D0%BD%D0%B8%D0%B5%20%D0%B2%20%D0%BD%
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
· присутствуют элементы ролевой игры. Ученики выступают в роли ученых-специалистов: ботаников, зоологов, экологов.
Здесь они занимаются довольно сложной для них аналитической деятельностью, заполняют таблицы, выбирают примеры и т.п. Ребенок с радостью делает то, что никогда не стал бы делать не в игровой ситуации.
Самый благоприятный возраст для развития творческих способностей ребёнка, его самореализации – возраст младшего школьника. Ребёнку гораздо легче изучать науку, действуя подобно учёному, - проводя собственные исследования, чем получать кем-то добытые знания.
Существует некий общий алгоритм работы в мастерской:
Структура урока - исследования
Первый шаг «Индуктор» - прием, обеспечивающий «наведение на проблему».
"Индукция" - создание эмоционального настроя, включение чувств ученика, создание личного отношения к предмету обсуждения. Это должно быть нетрудное задание вокруг слова, звука, музыкального или видеофрагмента, предмета или рисунка.
Цель индуктора – затронуть внутренние пружины сознания, погрузить в безбрежное фантазирование, пробудить желание включиться в учебный процесс.
Сущность данного приема заключается в постановке задания, которое отвечает следующим требованиям: 
– Актуализация личного жизненного опыта каждого ученика.  – Доступность, “нетрудность” задания, снимающая внутренние препятствия для включения в деятельность по его выполнению.   – “Открытость” задания, предполагающая возможность выбора вариантов его выполнения. – Неожиданность, оригинальность задания, вызывающая эффект новизны и эмоциональную привлекательность.
Здесь будет не важен сам вопрос или ответ на него, а важно пробудить активный познавательный процесс!!!
На моем уроке в качестве индуктора был использован виднофрагмент.
(Проводится фронтальная работа с аудиторией)
- Сейчас покажу вам фрагмент из фильма, после просмотра попробуйте ответить: какой предметный урок я провела с детьми?

- Какие вы испытывали чувства во время просмотра видеофрагмента?

- Без чего невозможна жизнь на Земле?

- Попробуйте сформулировать тему этого урока.

Далее идет технологический этап «Самоконструкция» – диалог ученика с самим собой (что я знаю, что не знаю, что хочу узнать). На данном этапе дети ставят перед собой цели на данный урок.

Чтобы помочь ученикам даю слова-помощники:
познакомиться
узнать
научиться

Следующий этап урока - столкновение с проблемой.
(Проводится фронтальная работа с аудиторией)

Сегодня у нас урок-исследование, поэтому наша аудитория превратиться в научную лабораторию. А вы станете её научными сотрудниками.
- Итак, что такое вода? (жидкость). Давайте поговорим.
- Как в любую научную лабораторию, к нам на экспертизу отдают различные вещества. Вот и сейчас в нашу лабораторию поступило вот это вещество. Показываю сосуд с прозрачной жидкостью.

- Как вы думаете, что это? Вода

- Похоже на воду. Можно ли точно сейчас сказать, что это вещество – вода? Нет Да! – ПОЧЕМУ?
- А кто – нибудь из вас встречал в жизни вещества, похожие на воду? Сравнение с перекисью.

На данном этапе у нас с ребятами обозначилась проблема!
- Как вы считаете, что значит проблема?
(Проблема - противоречие между вопросом и отсутствием информации.)

Следующий этап урока – выдвижение рабочей гипотезы.
(Проводится фронтальная работа с аудиторией)

- Значит, что будет предметом нашего исследования? Жидкость в сосуде.
- Какую цель поставим перед собой? Узнать, что находится в сосуде.
Формулируем гипотезу. Её можно формулировать по-разному.
Нашу гипотезу мы сформулируем в форме вопроса.
- К концу урока мы должны узнать:
«Является ли жидкость в сосуде – водой?»

Следующий этап урока – исследование через призму гипотезы
- Уважаемые коллеги. Мы сформулировали гипотезу в форме вопроса.
Что нам нужно сделать, чтобы ответить на вопрос? (наблюдать, анализировать).

- Именно этим сейчас и займемся.
Научная лаборатория начинает свою работу.

(Проводится фронтальная работа с аудиторией)

- Что видите перед собой? (стаканы с жидкостью)

- Можно ли каким-то способом, не видя содержимого стаканов, узнать о том,
что в них находится? (Понюхать, попробовать на вкус).

- Приглашаю группу экспертов. Вам предстоит определить вещество в каждом стакане, попробовав их. Начинают пить
- Правильно ли поступили наши эксперты? Кто согласен, не согласен? Почему?

- Внимание на экран. Видеофрагмент «Безопасность».

Случайно проливаю воду.
- Зачем, с какой целью я пролила воду? Чтобы показать еще одно свойство воды – текучесть.


Следующий этап урока – подтверждение гипотезы.

- Какое вещество было объектом нашего исследования? Вода

- Какими свойствами она обладает?

- Мы возвращаемся к проблемному вопросу, чтобы ответить на него. «Является ли жидкость в сосуде – водой?»

- Что нужно сделать, чтобы ответить на этот вопрос? (Сравнить св-ва воды и жидкости в сосуде).

- Именно это мои ученики и сделали.

Заканчивается исследование подведением итогов.
- Мы доказали гипотезу и подтвердили ее на практике.

- А теперь минутка релаксации.
(Проводится фронтальная работа с аудиторией)

Расслабьтесь, послушайте как вода с нами разговаривает. Звуки воды.

Заканчивается урок - рефлексией. Это момент самоанализа.
Именно она позволяет ученику осознавать свою индивидуальность и уникальность. Такой подход соответствует формированию образа собственного “Я”.
В зависимости от обстоятельств, на уроке можно использовать один из видов рефлексивной деятельности, отражающих сферы человеческой сущности:
- сенсорную (комфортно – дискомфортно)
- интеллектуальную (что понял, что осознал – что не понял, какие затруднения испытывал)
На уроке была проведена рефлексия, где дети дали оценку своих знаний на конец урока.
V. РЕФЛЕКСИЯ МАСТЕР - КЛАССА:
(Проводится фронтальная работа с аудиторией)
Давайте проведем рефлексию с вами. Назовем её «Рефлексивная мишень».
Перед вами мишень, в которую вы должны попасть. Она состоит из трех цветов. Ответьте на вопрос:
На сколько понятна вам эта технология
Возможно ли использование на ваших уроках
Мы производим выстрел. Чем ближе к центру, тем у вас глубже погружение в данную технологию, чем дальше от центра – тем она менее для вас значима.
Зел. – да, мне понятно, буду применять на уроках;
Жел. – вы сомневаетесь, затрудняетесь;
Крас. - вам не понятна и далека эта технология, вы не будете её использовать.

И снова звенит звонок с урока. Но завтра снова урок, и послезавтра урок, и будут они разные, но самые лучшие те, когда ученики спорят, спрашивают, высказывают свои мнения, творят и созидают. Самые приятные минуты, когда они говорят, что урок понравился, а для того, чтобы урок понравился, в нем должны быть изюминки. И задача учителя – найти эти изюминки.
Вот уже сколько лет я работаю в школе с детьми. Это были годы поисков, раздумий, разочарований. Опираясь на свой опыт, с уверенностью  могу  сказать:  для того  чтобы стать хорошим учителем, одного желания и старания мало.  Надо терпеливо и последовательно овладевать педагогическим мастерством, изучать особенности школьников, предвидеть возможные затруднения. В этом разнообразии позиций, подходов, важно выбрать собственную позицию.
Этот урок я освоила не сразу. Поэтому, считаю, что настоящий учитель тот, кто способен спуститься с высот своих знаний до незнания ученика и вместе с ним совершить восхождение. Это стало первым принципом, которым я сегодня руководствуюсь в своей педагогической деятельности.