Технологическая карта урока по Фгос на тему Параллельные прямые. Признаки паоаллельности двух прямых


Технологическая карта урока
Учитель
Ненашева Наталья Николаевна

Место работы
МБУ «Школа № 59»

Должность
Учитель математики

Учебный предмет
Геометрия

Базовый учебник
Геометрия 7- 9 классов для учащихся общеобразовательных учреждений; авторы: Л.С. Атанасян, В.Ф. Бутузов, С.Б. Кадомцев, Э.Г. Позняк, И.И. Юдина; 19-е издание – М.: Просвещение, 2009.

Класс
7 «А»

Тип урока
Обобщение и систематизация знаний и способов деятельности

Технологии построения урока (применяемые на уроке)
Проблемного обучения

Тема урока
Параллельные прямые. Признаки параллельности прямых.

Актуальность учебного материала
Применяется при решении прикладных задач, используя признаки параллельности прямых или свойство.

Общедидактическая цель урока:
организация деятельности обучающихся по обобщению знаний и способов деятельности, осмыслению связей и отношений в объектах изучения.

Образовательные задачи:

- обобщение и систематизация знаний обучающихся по теме «Параллельные прямые»;
- формирование умения анализировать имеющиеся сведения;
- совершенствование навыков применения полученных знаний в различных ситуациях;
- формирование умения структурировать информацию, выделять главное и проводить умозаключения;
- формирование у обучающихся умения решать задачи по теме «Параллельные прямые».

Развивающие задачи:
- развитие умений и навыков по решению задач на применение признаков и свойств параллельных прямых;
- развитие умения анализировать предложенные условия, обобщать и делать выводы;
- развитие способностей самостоятельной деятельности;
- развитие познавательного интереса к предмету;
- развитие произвольного внимания, произвольной памяти, письменной и устной математической речи;
- развитие вычислительных навыков, логического, абстрактного мышления;
- развитие навыков само- и взаимоконтроля;
- развитие умения применять знания в  жизненных ситуациях.

Воспитательные задачи:

- воспитание ответственности, настойчивости, самостоятельности;
- воспитание положительного эмоционального отношения к геометрии;
- воспитание рациональной организации времени;
- формирование организованности, дисциплинированности;
- формирование коммуникативных качеств личности: умение выслушать собеседника и высказать свое мнение;
- формирование личностных качеств: точность и ясность словесного выражения мысли.

Цель для обучающихся:
- развивать умения проводить доказательства в задачах;
- развивать умения проводить и обосновывать собственное решение задачи.

Планируемые результаты, в том числе и формирование УУД:
- личностные
- метапредметные
Обучающиеся самостоятельно анализируют условие задачи, составляют устный и письменный ответ на поставленную задачу.
- образовательные (формирование познавательных УУД): научить применять полученные знания в различных ситуациях, определять основную информацию для самостоятельного создания и использования алгоритмов деятельности;
- воспитательные (формирование коммуникативных и личностных УУД): умение сотрудничать с учителем и одноклассниками, полно и точно выражать свои мысли, владеть монологической и диалогической формами речи, воспитывать усидчивость, дисциплинированность;
- развивающие (формирование регулятивных УУД): развитие мыслительных операций, письменной и устной математической речи, произвольного внимания, произвольной памяти, логического мышления.
Познавательные УУД: поиск и выделение необходимой информации, структурирование знаний, осознанное и произвольное построение речевого высказывания, выбор способов решения задач, рефлексия способов и условий действия, анализ объектов и синтез.
Коммуникативные УУД: сотрудничество с учителем и одноклассниками в поиске и сборе информации, умение полно и точно выражать свои мысли, владение монологической и диалогической формами речи.
Регулятивные УУД: планирование своей деятельности, прогнозирование, контроль, коррекция, оценка качества и уровня усвоения результатов и саморегуляция.
Личностные УУД: самоопределение, смыслообразование.

Методы обучения:
- репродуктивный;
- частично-поисковый метод;
- исследовательский метод;
- метод проблемного изложения.

Форма работы учащихся
групповая, фронтальная, индивидуальная.

Основные понятия:
секущая, накрест лежащие углы, односторонние углы, соответственные углы, определение параллельных прямых, признаки параллельности двух прямых, свойства параллельных прямых.

Необходимое техническое оборудование и материалы
Компьютер, проектор, экран, доска, учебники, карточки с заданиями, карточки с эталонами для самопроверки.









Технологическая карта урока
Этапы урока
Содержание учебного материала.
Деятельность
учителя

Деятельность
обучающихся
Формирование УУД

Длительность
этапа

1.Организационный момент
Приветствие и проверка подготовленности обучающихся к уроку.

Включаются в деловой ритм урока.
Коммуникативные УУД: планирование учебного сотрудничества с учителем и одноклассниками.

1 мин.

2.Формулирование темы урока.
Постановка целей урока.
Мотивация обучающихся.
На сегодняшнем уроке, мы с вами должны вспомнить ранее пройденный материал и опираясь на полученные знания, научиться не только находить углы, но и решать задачи. Тема нашего урока зашифрована в ребусе. Разгадайте его. (Слайд 1).

Слайд 2.
Подвожу обучающихся к формулированию темы и целей урока.
Запись темы урока на доске.
Какие цели можно поставить перед собой?






Внимательно смотрят и разгадывают ребус.






ПАРАЛЛЕЛЬНЫЕ ПРЯМЫЕ





Записывают тему урока в тетради. Обучающиеся формулируют цели урока.
Знать: определение параллельных прямых, свойства параллельных прямых, признаки параллельности прямых.
Уметь: решать задачи на применение признаков и свойств параллельных прямых.
Познавательные УУД (поиск и выделение необходимой информации, осознанное высказывание, формирование мыслительных операций)
Коммуникативные УУД (умение с достаточной полнотой и точностью выражать свои мысли).
Регулятивные УУД (целеполагание).
Личностные УУД (самоопределение,смыслообразование).
2 мин.

3. Актуализация знаний обучающихся.
3.1. Фронтальный опрос.


















































3.2. Устное решение задач по готовым чертежам.
Слайд 3. Теоретический материал повторим, закончив предложения
1) Параллельными называются прямые
2) Перпендикулярными называются прямые, которые
3) Если две прямые перпендикулярны третьей, то они
4) Аксиома – это утверждение, которое
5) Теорема – это утверждение, справедливость которого

Слайд 4. Используя рисунок назовите:
а) односторонние углы;
б) накрест лежащих углов;
в) соответственные углы;
г) вертикальные углы;
д) внешние накрест лежащие углы;
е) смежные углы.

Слайд 5. Используя рисунок, назовите угол, который составляет с углом 1 пару углов:
а) односторонних
б) накрест лежащих
в) соответственных


Слайд 6. Давайте вспомним признаки параллельных прямых.

Слайд 7. По данному чертежу найти пару односторонних углов. Учитель формулирует задание и проводит фронтальный опрос.

Слайд 8. Необходимо соотнести чертеж и его описание.


Отвечают на вопросы.
1) Которые не пересекаются на плоскости.
2) Пересекаются под углом 900
3) Параллельны.
4) Не требует доказательства.
5) Надо доказать.



Отвечают по рисунку на вопросы.





Отвечают по рисунку на вопросы.

а) 1 и 2
б) 1 и 4
в) 1 и 3










Формулируют признаки параллельности прямых.
Формулируют вывод.














По готовым чертежам отвечают на вопросы.










По готовым чертежам делают соответствие чертежа и его описания.
Познавательные УУД (поиск и выделение необходимой информации, осознанное высказывание, формирование мыслительных операций)
Коммуникативные УУД (умение с достаточной полнотой и точностью выражать свои мысли, владеть монологической и диалогической формами речи).

10 мин.

4.Обобщение и систематизация знаний.
1)Теперь я предлагаю вам выполнить графический диктант (приложение 2).
Если утверждение верное, используется символ ^.
Неверное утверждение -.

Будут ли параллельны прямые m и n, если:
1) 13 EMBED Equation.3 14151=138є, 13 EMBED Equation.3 14155=42є
2) 13 EMBED Equation.3 14154=13 EMBED Equation.3 14155
3) 13 EMBED Equation.3 14156=30є, 13 EMBED Equation.3 14157 в 5 раз больше, чем 13 EMBED Equation.3 14156
4) 13 EMBED Equation.3 14157=50є, 13 EMBED Equation.3 14154=50є
5) 13 EMBED Equation.3 14156+13 EMBED Equation.3 14154=180 є
2)Обменяйтесь тетрадями и оцените работу друг друга, используя критерии оценивания, которые вы видите на доске.
Правильный ответ: ^^-^^
3)Результаты работы занесите в оценочный лист.
4)Акцентирую внимание обучающихся на следующем моменте.
Какие математические утверждения вы использовали при ответе на вопросы графического диктанта? Почему?
Обучающиеся в течение трех минут самостоятельно отвечают на вопросы, используя соответствующие обозначения.















Взаимопроверка.



Самооценивание.


Отвечают на вопросы.
Познавательные УУД (поиск и выделение необходимой информации для решения задачи, структурирование знаний, анализ, выдвижение гипотез и их обоснование).
Коммуникативные УУД (умение полно и точно выражать свои мысли, владение монологической и диалогической формами речи).
Регулятивные УУД (целеполагание, планирование, саморегуляция).
Личностные УУД (смыслообразование).
3 мин.

5.Физкультминутка
Слайд 9. Представьте, что ваши руки – модели отрезков.
Расположите их  пересекающимися, параллельными, перпендикулярными.

Класс выполняет задания.

1 мин.

6. ВЫЯВЛЕНИЕ ПРИЧИНЫ ЗАТРУДНЕНИЯ
1)Признаки параллельности прямых лежат в основе способов построения параллельных прямых с помощью различных инструментов, используемых на практике.
2)А знаете ли вы, как с помощью линейки и чертежного треугольника провести прямую, параллельную данной, через точку, на ней не лежащую? Слайд 10.
3)Сколько можно провести таких прямых?
4) Этот вопрос имеет большую историю. В знаменитом сочинении «Начала» древнегреческого ученого Евклида (демонстрируется портрет ученого [ Cкачайте файл, чтобы посмотреть ссылку ]) содержится постулат (пятый постулат Евклида), из которого следует, что через точку, не лежащую на данной прямой, можно провести только одну прямую, параллельную данной. Это утверждение является аксиомой.
5)В чертежной практике параллельные прямые строят при помощи рейсшины.
6) Знаете ли вы, что означает слово «параллельность»?
10)Термин «параллельность» происходит от греческого слова «параллелой», что в переводе означает «рядом идущие». Для обозначения параллельности двух прямых древнегреческие математики использовали знак «=». Но после того, как этот знак в конце XVIII века стали использовать как знак равенства, параллельность стали обозначать с помощью знака
·.





Высказывают свои предположения.

Один обучающийся выполняет построение на доске, все остальные – в тетрадях.

Отвечают на вопрос.




Об аксиоме параллельных прямых.
Формулируют аксиому параллельных прямых.













Высказывают свои предположения.
Познавательные УУД (поиск и выделение необходимой информации для решения проблемы, структурирование знаний, осознанное построение речевого высказывания, анализ, выдвижение гипотез и их обоснование).
Коммуникативные УУД (умение полно и точно выражать свои мысли).
Регулятивные УУД (целеполагание, планирование, составление плана выполнения задания совместно с учителем).
Личностные УУД (проявление познавательного интереса к изучению предмета).
15 мин.

7.Закрепление изученного материала
1) Работа с учебником.
Задача № 191 (стр. 58).
2) Устное решение задачи по готовому чертежу (Слайд 11).
Выберите верные утверждения:

Слайд 12.

3) Объединяются по 4 человека и в микрогруппах самостоятельно решают на скорость задачи. Кто быстрее всех решат, а главное правильно, те получают +1 балл к оценке за урок и диктант! Слайд 13.4)Знаете ли вы, у людей какой профессии постоянно перед глазами 5 параллельных линий?
5)А две параллельные линии?
6)Какую роль играет геометрия в нашей жизни?
Решение задачи с комментированием (1 обучающийся оформляет решение на доске, остальные – в тетрадях).


















Обучающиеся выбирают карточку с верным, по их мнению, ответом, переворачивают и прикрепляют ее на соответствующее место в таблице.




Работа в микрогруппах.


Высказывают предположения.
Познавательные УУД (поиск и выделение необходимой информации, самостоятельное применение полученных знаний, рефлексия способов действия, анализ и синтез).



Коммуникативные УУД (умение слушать, оценивать, корректировать ответы одноклассников, полно и точно выражать свои мысли.)
Регулятивные УУД (планирование последовательности действий, контроль, коррекция, саморегуляция).
Личностные УУД (проявление познавательного интереса к изучению предмета)





9 мин.

8.Домашнее задание.
Комментирую домашнее задание (дифференцированное). Слайд 14.

Выбирают задание из предложенных учителем с учетом индивидуальных возможностей.
Личностные УУД (нравственный аспект поведения).
2 мин.

9.Подведение итогов. Рефлексия.
1)Продолжите фразы:
На уроке мы повторили
Сегодня мы узнали
Было интересно
2)Прошу обучающихся назвать:
- самый интересный момент урока;
- самый интересный инструмент;
- самую интересную задачу.
3)Подведение обучающихся к самооценке деятельности на уроке.
У каждого из вас на партах лежат оценочные листы. Подсчитав средний балл, поставьте каждый себе оценку за урок, учитывая результаты графического диктанта, ответы у доски и устные ответы.
4) Резюме урока.
Закончить наш урок хотелось бы такими словами: «Если вы хотите научиться плавать, то смело входите в воду, а если хотите научиться решать задачи, то решайте их» (Д. Пойа).

Продолжают фразы.



Отвечают на вопросы.






Самооценивание.
Регулятивные УУД (оценка, выделение и осознание обучающимися того, что уже усвоено и что еще нужно усвоить, осознание качества и уровня усвоения; оценка результатов работы.
Коммуникативные УУД (умение с достаточной полнотой и точностью выражать свои мысли, владение монологической и диалогической формами речи).
Личностные УУД (нравственно- этическая ориентация, смыслообразование).
2 мин.
















Рисунок 33Описание: http://festival.1september.ru/articles/593022/img1.gifРисунок 34Рисунок 35Рисунок 38Root Entry