Наполнение валеологическим содержанием уроков русского языка 10 класс

Язык и культура

Экология и язык

Язык, общение и культура


Язык любого народа – это его историческая память, воплощенная в слове. «Если природа необходима человеку для его биологической жизни, то культурная среда столь же необходима для его духовной, нравственной жизни, для его «духовной оседлости» для его привязанности к родным местам, для его нравственной самодисциплины»
Д.С. Лихачёв.
«Экология культуры».





Наполнение валеологическим содержанием уроков русского языка 10 класс. 2016-2017 уч.г.
Месяц
Темы
Упражнение учебника. Задания.
Нравственные понятия.
Экология языка

Сентябрь
1 . Общие сведения о языке. Язык и общество.
Язык и культура.
Язык и история народа.



Проблемы экологии языка.
Раскрыть связь между происхождением языка и возникновением человеческого общества;
Раскрыть понятие национальной культуры, отражение культуры в языке.
Толкование словосочетаний «Духовная энергия», «Кристаллы мириадов трудовых движений».
Упр. 267 – 270
Упр.274 – о культуре речи, о
Упр. 271 – о духовной деградации.
Язык это мостик, по которому наше земное начало переходит в духовное.

Октябрь
2. Фонетика, орфоэпия, орфография.


3. Основные нормы современного литературного языка.



4. Лексика и фразеология.


Упр. 6. Составить текст – описание по теме «Роняет лес багряный свой убор». Использовать выразительные средства языка, подражая И.С. Тургеневу.

Упр. 10 – работа с орфоэпическим словарём.
Упр. 11 – скороговорки (обращаться к этим упр. на последующих занятиях в течение всего учебного года ).
Упр.12 – высказывание Н.В. Гоголя о красоте русского языка.
Упр. 32 – метафора, эпитет, олицетворение. Какое настроение они создают при чтении стихотворения?

Октябрь
5. Активный и пассивный словарный запас.
Упр. 29, 37,52,55
Языковые антонимы: добрый – злой, ловкий – нескладный. Контекстуальные антонимы: сердобольный – беспощадный, осмотрительный – безоглядный.


Ноябрь
6. Русская фразеология.



7. Морфемика и словообразование.
Фразеология вводит нас в лабораторию народа – языкотворца.
Составление синонимичных и антонимических пар.
Кот наплакал – куры не клюют;
На скорую руку – в пожарном порядке.
Выра
·зительные словообразовательные средства дают возможность расширить предметы поэтического словаря.
Упр. 96 – 134.

Декабрь
8. Морфемика и орфография.

9. Морфология и орфография.




10. Трудные вопросы написания - Н – и -НН – в разных частях речи.
Упр. 105, 106, 107, 108, 113, 114, 116 ,120, 122 ,123.

Упр. 139 – указать автора и произведение. Как характеризуют героев текста художественные детали, использованные в тексте?

Деление существительных на одушевленные и неодушевленные.

Упр. 194,195 – логика объяснения выбора того или иного написания – Н – или – НН – .

Январь
11. Правописание глаголов, причастий, деепричастий.
Упр. 169 – 187 (глаголы, причастия и деепричастия показывают предметы в движении, рисуют динамику действий в упр. 187).
Стилю Пушкина свойственна скупость на прилагательные. В сказках особенно. Предложение составлены только из существительных и глаголов. Но сколько силы, энергии в строчках сказок, цепи глаголов: поднялся, уперся, понатужился, молвил, вышиб ,вышел

Январь

Олицетворение способно наделить животных и неодушевленные предметы качествами человека. (ветер смеётся, река устала, лес спит)

Февраль
12. Синтаксис и пунктуация. Словосочетания

Упр. 207 – 208 . Россия не только государство Она - океан, стихия, которая ещё не оформилась
Упр. 209 – 218 ( Составить словосочетания). Богатство русского языка синтаксическими образными средствами.

Март
13. Принципы русской пунктуации. Авторская пунктуация.
Упр. 226 (назвать функции каждого из десяти знаков препинания русской пунктуации).
Упр. 227 (Счастливая, невозвратимая пора детства!... Л.Толстой).

Апрель, Май
14. Типы речи. Стили речи.
Стилистические фигуры речи: анафора, эпифора, антитеза, умолчание, градация, параллелизм, инверсия, риторич. вопрос, риторич. обращение эллипсис, парцелляция.

















15