Урок по химии для 8 класса на тему Кислород.

План-конспект урока по химии. Тема урока: «Кислород, его общая характеристика и нахождение в природе. Получение кислорода и его физические свойства». 8 класс.
учитель ГБОУ СОШ №514 Резцова Т.Н.
Эпиграф:
«Кислород – это самый распространенный на нашей планете элемент. Он рождает теплоту человеческого дыхания и обжигающее пламя пожара»
Цели урока: - конкретизировать знания учащихся о химическом элементе и его свойствах на примере кислорода;
- изучить историю открытия кислорода, способы его получения, физические свойства.
- развить умения характеризовать элемент по таблице Д. И. Менделеева;
- продолжить формирование представления о значении кислорода как химического элемента и вещества; развивать мыслительную активность учащихся.
Задачи: понимать необходимость знаний о кислороде, уметь составлять уравнения химических реакций, определять тип химической реакции, знать формулу вещества кислорода, физические свойства и получение кислорода в лаборатории и промышленности.
Планируемые результаты: знать формулу вещества кислорода, физические свойства и получение кислорода в лаборатории и промышленности, уметь составлять уравнения химических реакций, определять тип химической реакции.
Оборудование: периодическая система химических элементов Д. И. Менделеева, карточки с заданиями, портреты Лавуазье, Дж. Пристли, К. Шееле.
Материалы: Рудзитис Г.Е. Химия. Неорганическая химия. 8 класс.
Оформление доски: тема, д/з, высказывание о кислороде.

Х о д у р о к а.

1.Организационный момент.
Приветствие учащихся, проверка первичной готовности к уроку, отметка отсутствующих.
2.Закрепление знаний по теме: «Первоначальные химические понятия». Работа по карточкам.
3.Изучение нового материала. Познакомившись с первоначальными химическими понятиями, мы приступаем к изучению важнейших химических элементов и их соединений. Познакомимся со свойствами некоторых веществ, их получением и применением.
Первый элемент, который мы изучим -это кислород.


План
1.Нахождение в природе, валентность, свойства.
2. Химический символ.
3.Формула простого вещества. История открытия.
4.Получение.
5.Физические свойства.

В: Как вы думаете, почему именно с кислорода мы начинаем изучение?
- Кислород самый распространённый химический элемент на Земле.
В: Вспомните, в состав каких веществ, входит кислород?
1. Кислород входит в состав воды (88,9%), которая покрывает 2/3 поверхности земного шара.
- Кислород входит в состав минералов (47%), которые образуют земную поверхность.
- Кислород составная часть воздуха (21%)
- Кислород входит в состав органических веществ: белков, жиров, углеводов.
- Тела растений (40%), животных (20%), человека (65%) также содержат кислород.
2.Химический знак – О
Относительная атомная масса = 16
Валентность в соединениях = II
Молекула кислорода образована двумя атомами
Химическая формула – О2
Относительная молекулярная масса = 32
Латинское название кислорода – оксигениум – рождающий кислоты. Так решили назвать этот элемент, так как кислород встречался во многих кислотах, которые были известны к моменту открытия элемента (Запись в тетрадь)
3.Открытие кислорода
Открыл кислород английский учёный Джозеф Пристли. Как это произошло нам расскажет .
Сообщение учащегося
В конце ХVIII в. английский ученый Джозеф Пристли занимался нагреванием разных веществ, собирая солнечные лучи при помощи увеличительного стекла. Когда он накалил оксид ртути (II) в приборе, выделилось много газа. Сначала Джозеф Пристли подумал, что это воздух. Но когда он опустил в сосуд с собранным газом горящую свечу, то увидел нечто необычное. «Меня поразило, писал Джозеф Пристли, больше, чем я мог выразить, что свеча в этом газе горела замечательно блестящим пламенем».
Джозеф Пристли поместил одну мышь в сосуд с обыкновенным воздухом, а другую в такой же сосуд с полученным им газом. Первая мышь быстро задохнулась, а вторая в это время еще чувствовала себя хорошо и оживленно двигалась. Джозеф Пристли и сам пробовал дышать полученным газом и нашел, что им дышится особенно легко и приятно.
Открытый Джозефом IIристли газ и был кислород.
В: Какое вещество использовал Пристли для получения кислорода?
В: О каких важных свойствах кислорода вы узнали?
- о способности кислорода поддерживать горение и дыхание.
4.Получение кислорода
В промышленности, а также для медицинских нужд кислород получают в больших объёмах из воздуха. Для этого воздух сначала сжижают при сильном охлаждении, а затем жидкий воздух подвергают испарению. Азот воздуха имеет температуру кипения ниже (- 196 оС), чем температура кипения кислорода. Поэтому азот улетучивается раньше кислорода, а кислород остаётся в жидком состоянии и его собирают. Хранят жидкий кислород в стальных баллонах под давлением 15 МПа. (Сообщение учащегося).
В лаборатории кислород получают при нагревании веществ, которые легко разлагаются с выделением кислорода (Дж. Пристли, 1774).
2КМnО4 К2МnО4 + МnО2 + О2
Полученный кислород можно собрать двумя способами, которые основаны на свойствах кислорода.
Первый способ – вытеснение воздуха.
Второй способ – вытеснение воды. Основан он на малой растворимости кислорода в воде.
Чтобы убедиться, что сосуд наполнился кислородом, подносят тлеющую лучинку. Если в сосуде кислород, то лучинка вспыхивает и горит ярким пламенем.
В: О каком свойстве кислорода вы узнали?
- Кислород поддерживает горение.
2) Разложение пероксида водорода в присутствии катализатора (демонстрация опыта).
К раствору пероксида водорода добавим оксид марганца.
MnO2
2H2O2 2H2O + O2
В: Что наблюдаете?
- Начинается бурное выделение газа даже без нагревания.
Внесём в сосуд тлеющую личинку. Что наблюдаете?
- При внесении тлеющей лучинки в сосуд лучинка вспыхивает и горит ярким пламенем.
Когда реакция закончится, то можно увидеть, что оксид марганца не израсходовался. Более того, его можно отфильтровать и использовать вновь.
Вещества, которые ускоряют химические реакции, но сами при этом не используются, называются катализаторами.
3) Разложение бертоллетовой соли.
2КСlО3 2КСl + 3О2 (при нагревании или при действии катализатора)
4) Разложение воды электрическим током (запись в тетрадь).
2Н2О 2Н2 + О2
Ф И З П А У З А
«Дождь». В классе три группы. Первая группа по сигналу учителя начинает поочередно щелкать пальцами то правой, то левой руки, вторая группа через некоторое время поочередно похлопывает ладонями по коленям, а чуть позже 3-я группа начинает притопывать ногами- правая -левая или наоборот. Упражнение выполняется с закрытыми глазами.
5. Физические свойства кислорода (задание: отметьте из стихотворения физические свойства кислорода)

Бесцветен я, без запаха и вкуса,
Чуть тяжелее воздуха и мало растворим.
Лучинка, тлеющая с нежностью, мне скажет:
«Давай-ка, синим пламенем сгорим!»
Родитель мой, великий химик Пристли
Открыл меня без всяких этих истин
С тех пор прошло два века
Я в химсоединения вхожу
любых животных, листьев, человека.
Я в жидком виде голубого цвета,
Напоминаю Волгу – русскую реку.
Одна лишь разница при этом:
Я во все стороны теку!
И без меня прожить нельзя,
Как берегам без вод.
И пусть все знают, уважают:
Ведь господин – я, кислород!

Записи в тетрадях:

Газ без цвета, без запаха, без вкуса, мало растворим в воде
(в 1 литре воды при 20 С0 растворяется 31 мл кислорода).
При -183 С и давлении 760 мм. рт. столба кислород переходит в голубую жидкость.

6.Закрепление знаний.

С каким веществом вы познакомились сегодня на уроке?
Какие физические свойства характерны для кислорода?
Как получают кислород в промышленности?
Как получают кислород в лаборатории?
Что такое катализаторы, для чего их применяют?
6. Что общего у песка, воды, углекислого газа, рубина, гашеной извести?
(На доске указаны формулы данных веществ. Учитель указывает на известность их, практическую значимость, общность.)
SiO2, H2O, CO2, Al2O3, CaO.

- Рефлексия –
«Закончи фразу»:
- Если бы я был учителем,
- Сегодняшний урок позволил мне..
- На уроке я работал ..
- На следующем уроке я хотел бы
ОЦЕНКИ за урок.

Д/З:
1. Параграфы 18,19, 20 до стр. 55, в. 2-3 стр. 59
2. Найти материал - заметки по материалам периодической печати о защите или загрязнении воздуха.
3. Подготовить сообщение «Применение кислорода» (по желанию).











15