Урок по химии на тему Кислород


Урок химии на тему "Кислород"
Цель урока: расширить знания о кислороде, его свойствах, получении и применении.
Задачи:
Образовательная: поднять на более высокий уровень знания учащихся о кислороде как о жизненно важном элементе.
Развивающая: научить школьников переходить от описания явлений к научному объяснению, обогатить их запас знаний новыми сведениями.
Воспитательная: воспитывать культуру устной и письменной речи.
Оборудование: Н2О2, оксид марганца, спиртовка, спички, лучина, зажим, штатив с пробирками, компьютер, презентация.
Ход урока:
Стадия вызова:
Орг. Момент.
На экране:
Вездесущий, всемогущий и невидимый — это все о нем. Еще он не имеет ни вкуса, ни запаха. Создается впечатление, что разговор идет о том, чего вообще не существует. Однако это вещество есть, мало того: без него человечество попросту задохнулось бы. Поэтому, наверное, Лавуазье с ходу назвал этот газ «жизненным газом».
Вопрос: О каком веществе идет речь и почему ученый так назвал его?
(Учащиеся определяют тему урока).(2-3мин.)
Для дальнейшей работы предлагаю разделиться на группы. Для этого выберите листок определенного цвета.
Что бы вы хотели узнать про кислород?
Составление кластера (5 мин.)
положение в ПСХЭ аллотропия
нахождение в природе
применение кислород получение
лабораторный промышленный
свойства ( физические и химические)
Как видите, у вас получились разные ответы. Исходя из данных утверждений, определите цель урока. (Изучить кислород как элемент и простое вещество)
2. Осмысление
Чтобы изучить новый материал предлагаю еще раз поделиться на новые микрогруппы по номерам, которые находятся на ваших листках. Чтобы изучить новый материал, предлагаю представителям групп выбрать лепесток ромашки, содержащий определённый тип вопроса. (На этом этапе используется приём «ромашка Блума». Учащиеся не знают, над какими вопросами они будут работать, но могут выбрать задания по уровню сложности)
Вопросы «ромашки Блума»
Группа 1. Объясняющие вопросы.
Объясните, родоначальником какой группы является кислород? Дайте характеристику кислороду по положению в Периодической системе.
Группа 2. Простые вопросы.
Какое строение имеет молекула кислорода? Почему кислород самый распространенный элемент на Земле? Перечислите физические свойства кислорода.
Группа 3. Уточняющие вопросы.
Обычно кислород проявляет степень окисления - 2 и значит, является окислителем. Какие классы веществ кислород окисляет? Докажите это с помощью уравнений химических реакций.
Группа 4. Практические вопросы.
Составьте алгоритм получения кислорода разложением перманганата калия и перекиси водорода. Можно ли такими способами получать кислород в промышленных масштабах?
Группа 5. Творческие вопросы.
Важна ли роль кислорода в процессе дыхания человека и животных? Где применяют кислород?
Делается вывод одним из учащихся (метод жеребевки)
Ф И З П А У З А(2 мин)
ГИМНАСТИКА ДЛЯ ГЛАЗ
Сильно закрыли глаза, открыли глаза и посмотрели вниз.
Посмотрите не переносицу и задержите взор, посмотрите вдаль.
Переведите взор вверх, прямо, вниз при неподвижной голове.
Встали – сели.
Рефлексия. (3-4 мин.)
Составление синквейна. ( по группам)
Кислород,
бесцветный и незаметный,
помогает дышать, окисляет.
Жизнь без него не возможна.
Замечательное вещество!
Подводится итог урока, учащиеся с помощью учителя формулируют основные выводы. (возвращение к кластеру).
Итак, мы с вами рассмотрели кислород. Давайте вернемся к нашему кластеру, и посмотрим, все ли вопросы мы рассмотрели.
Далее выполняется рефлексивный тест. Предъявляются следующие утверждения.
1) Я вспомнил много из того, что мы изучали раньше.
2) Думаю, что эти знания еще понадобятся мне на уроках химии
3) Пришлось подумать, отвечая на задаваемые на уроке вопросы.
4) Неясных вопросов после проведения урока не осталось.
5) На уроке я работал в полную силу и удовлетворен достигнутым результатом.
Каждое утверждение, с которым учащийся согласен, помечается им «плюсом».
По окончании теста прошу поднять руки тех, кто поставил 5 плюсов, затем 4 и 3 плюса. Это именно те оценки, которые вы поставили себе за урок.
А теперь Д/З § 20-22 и задание по программе PISA. Если остается время начинаем выполнять Домашнее задание в группах по стратегии «думай-общайся-делись»(3 мин.)
Пример домашнего задания по типу заданий PISA.
«1 августа 1774 года я попытался извлечь воздух из ртутной окалины и нашел, что воздух легко может быть изгнан из нее посредством линзы. Этот воздух не поглощался водой. Каково же было мое изумление, когда я обнаружил, что свеча горит в этом воздухе необычайно ярким пламенем. Тщетно пытался я найти объяснение этому явлению». Джозеф Пристли
То, что кислород невидим, безвкусен, лишен запаха, газообразен при обычных условиях, надолго задержало его открытие.
Кислород самый распространенный элемент на нашей планете. Он входит в состав воды (88,9%), а ведь она покрывает 2/3 поверхности земного шара, образуя его водную оболочку гидросферу. Кислород вторая по количеству и первая по значению для жизни составная часть воздушной оболочки Земли атмосферы, где на его долю приходится 21% (по объему) и 23,15% (по массе). Кислород входит в состав многочисленных минералов твердой оболочки земной коры литосферы: из каждых 100 атомов земной коры на долю кислорода приходится 58 атомов.
Как вы уже знаете, обычный кислород существует в форме О2. Это газ без цвета, запаха и вкуса. В жидком состоянии имеет светло-голубую окраску, в твердом синюю. В воде газообразный кислород растворим лучше, чем азот и водород. Какие сферы применения кислорода в жизни человека вы можете назвать?
Задание № 1.В начале прошлого века выдающийся российский биофизик А.Л. Чижевский поставил следующий опыт. Он помещал мышей или крыс в камеру, в которой было всё, что нужно для жизни. Лишь воздух поступал в камеру через специальные фильтры, которые пропускали все газы, включая кислород, но отсекали ионизированные частицы. И хотя содержание кислорода в воздухе камеры было нормальным – около 20%, уже спустя некоторое время внешний вид животных ухудшался, они ослабевали, отказывались от пищи, а примерно через две недели погибали. Если же на находящийся в камере электрод подавали высокое отрицательное напряжение, животные чувствовали себя прекрасно. Как можно объяснить результаты опыта А.Л. Чижевского? Какие примеры данного явления в жизни человека вы можете привести?
Задание № 2. Заполните таблицу:
Признаки
Кислород – химический элемент
Кислород – простое вещество

Формула молекулы кислорода
Агрегатное состояние

Цвет

Запах

Растворимость в воде

Задание №3.Обведите «Да» или «Нет» для каждого из приведенных ниже возможных объяснений.
1)Растения в доме нужны, они выделяют в воздух кислород
при фотосинтезе.( да/нет)
2)В почве находятся соединения содержащие кислород.(да/нет)
3)Кислород в почве необходим для дыхания корней.(да/нет)
4)В оксиде кальция, применяемом для побелки стволов деревьев с целью их предохранения от ожогов, не содержится кислород.(да\ нет)
5) В классе открывают форточку, чтобы обогатить воздух кислородом.(да/нет)
Ответ: Задание №1. если воздух лишен отрицательных ионов, животное может задохнуться даже при достаточном содержании в нем кислорода. Итак, при отсутствии или недостатке в воздухе отрицательных ионов человек испытывает хроническое кислородное голодание со всеми вытекающими из этого печальными последствиями для здоровья (примеры: кислородное голодание при восхождении на вершины гор, при погружении в глубины океана).
Анализ задания. Тип вопроса: с открытым свободно-конструируемым ответом. Компетенция: научное объяснение явлений. Содержание: физические системы. Область применения: связь естествознания и технологии