План работы с трудными учащимися


Программа
социально –психолого- педагогического
 сопровождения детей "группы риска" 7б кл2015-16 учебный год 

ФИО учащегося Шилдин Кирилл Денисович
______________________________
Число, месяц, год рождения 17 июня 2002 г
Дата поступления в школу _01.09.2009_____________________________
В каком кружке, секции занимается __танцевальный, спортивный
Состоит ли на учете в КДН __с_2015_г._________________________
Состоит ли на учете в ОПДН ______________________________
Дата постановки на дисциплинарный учет ______________________________
ФИО. Место работы и занимаемая должность отца Шилдин Денис Сергеевич(30.06.1979г)
______________________________
__выбойщик ООО «Грана.Коротоякский элеватор»
ФИО. Место работы и занимаемая должность матери Шилдина Мария Александровна
___домохозяйка___________________________
______________________________
______________________________
Адрес места жительства, домашний телефон ул. Энгельса, д.31, кв. 2 п. Целинный (Хабарский______________________________
ХАРАКТЕРИСТИКА
на учащегося 7б класса МБОУ«Коротоякская СОШ»
Фамилия, имя, отчество____Шилдин Кирилл Денисович
Число, месяц, год рождения_____17 июня 2002 г._____
Адрес проживания___ ул. Энгельса, д.31, кв. 2 п. Целинный (Хабарский) Адрес регистрации___ ул. Энгельса, д.31, кв. 2 п. Целинный (Хабарский)
В нашей школе с 1класса обучается . Родители: Шилдины Денис Сергеевич и Мария Александровна, отец работает выбойщиком в ООО «Грана» Коротоякский элеватор, мама не работает (маленький ребенок), семья многодетная. Отец воспитанием сына практически не занимается, в школе ни разу не был, на собрания приходит только мама.
Учебная активность на уроках носит кратковременный характер, часто отвлекается, не слышит вопроса; не всегда включается в учебный процесс, может иногда не выполнить домашние задания, может заниматься посторонними делами, способности имеет к учебе, но не реализует их.
Трудности в усвоении норм поведения:
очень вспыльчив, часто непослушен, спорит со взрослыми;
мешает иногда другим детям на уроках; на замечания реагирует, но нужен постоянный контроль за поведением, практически каждый день беседа классного руководителя с учеником по отдельным замечаниям.
Беседы с мамой мало влияют на поведение ребенка, Кирилл может обмануть, порвать дневник, пообещать исправиться, но быстро забыть об этом. В семье бывают скандалы из-за пьянства отца.
Отличается очень высокой двигательной активностью, неусидчивостью. Общественная активность средней выраженности, равно как и организаторские способности и инициативность. Промежуточное положение ученик занимает между лидерами и ведомыми. Общение в школе: по популярности в классе срединное положение, зато отсутствуют недруги. Чрезвычайно общителен, постоянно старается быть на людях, в гуще событий, ищет новые впечатления и знакомства. Отсутствие стеснительности. Отзывчив. Отличается самостоятельностью суждений. Личностные особенности: не тревожен, уверен в себе, самооценка высокая и не завышенная, честолюбив.
Классный руководитель_______Жуган О.Е.
12.08.2015г.
 
 
Работа с семьей ««группы риска»» и подростком должна проводиться на основе знания следующих нормативных документов:
 
Конвенция ООН о правах ребенка от 20 ноября 1989 г.
Конституция РФ от 12 декабря 1994 г.
Закон «Об образовании в РФ»
Семейный кодекс РФ от 29 декабря 1995 г. № 223ФЗ (в ред. от 21.07.2007 г.)
Федеральный закон РФ «Об основных гарантиях прав ребенка в Российской      Федерации» от 24.07.1998 г. № 124 ФЗ (в ред. от 30.06.2007 г.)
 
 Цель программы:
1. Адаптация учащихся «группы риска»  в социуме.
2. Сохранение и укрепление здоровья детей «группы риска», формирование у них навыков организации здорового образа жизни посредством развития здоровьесберегающей образовательной среды, сохранения семейных ценностей,  формирования  здорового образа жизни.
3. Формирование личностных нравственных качеств у учащихся.
4.Создание условий для саморазвития личности учащихся.
5. Социальная защита прав детей, создание благоприятных условий для развития ребёнка.
 
Задачи программы:
Осуществление диагностической работы с целью выявления учащихся «группы риска» в подростковой среде.
Формирование у детей «группы риска» через цикл учебных дисциплин и внеурочных форм деятельности системы знаний о здоровье человека и здоровом образе жизни, мотивации на сохранение своего здоровья и здоровья окружающих людей.
Осуществление медико-физиологического и психолого-педагогического мониторинга состояния здоровья детей «группы риска», создание информационного банка данных.
Обучение приёмам поведения в разных жизненных ситуациях на основе принципов личной безопасности, экологической и общей культуры..
5.Развитие  социальной активности, побуждение  к социализации личности и привитие  интереса  к себе и окружающим.
Отличительные особенности программы:
1. Тесное взаимодействие с учащихся  и их семьями.
2. Сотворчество педагогов и детей.
3. Развитие детской инициативы.
4. Создание у ребёнка ситуации успеха в решении вопросов физического и нравственного совершенствования.
5. Формирование у детей «группы риска» потребности в здоровом образе жизни.
6. Совместное участие в мероприятиях детей, педагогов и родителей
 
 
 
Ожидаемые результаты:
1. Уменьшение факторов риска, приводящих к безнадзорности, правонарушениям, формированию вредных привычек.
2. Формирование нравственных качеств, представлений об общечеловеческих ценностях, здоровом образе жизни.
3. Обучение навыкам социально поддерживающего, развивающего поведения в семье и во взаимоотношениях с подростками.
4. Удовлетворение разнообразных дополнительных запросов детей во внеурочное время.
5. Выявление основных причин появления детей «группы риска».
6. Повышение уровня воспитанности, навыков общения и культуры поведения.
7. Создание благоприятной образовательной среды, способствующей сохранению здоровья, воспитанию и развитию личности детей «группы риска», социализации личности.
8. Изменение отношения к своему здоровью: выработка способности противостоять вредным привычкам и отрицательным воздействиям окружающей среды, желания и умения вести здоровый образ жизни.
9. Повышение обученности и уровня физической подготовки детей этой группы.
10. Снижение количества детей асоциального поведения.
11. Формирование у детей представлений об общечеловеческих ценностях.
 
Риски сопровождения учащихся «группы риска»
 
Риски Пути решения
Проблемы, связанные  с опозданием, пропусками уроков и учебных дней, поведением в школе на улице Регулярный контроль со стороны классных руководителей за посещаемостью; учебой, дисциплиной, профилактическая работа
Информирование  родителей
Проблемы во взаимоотношениях с родителями Своевременное информирование органов и учреждений  системы профилактики
 
Алгоритм действий классного руководителя:
1. Сбор информации, характеризующей ребенка, его окружение, семью.
2.Подготовка необходимых документов для постановки ребенка на внутришкольный учет.
3.Разработка (корректировка) плана работы с классным коллективом по профилактике правонарушений с привлечением всех субъектов профилактики.
4.Разработка (корректировка) плана работы с родителями учащихся.
5. Внесение вопроса о снятии с внутришкольного учета.
 
Работа с семьей
Цель: обеспечение психолого-просветительской работы с родителями, способствующие сохранению родственных связей, сохранение и развитие семейных ценностей, формирование здорового образа жизни.
Задачи:
-привлечение педагогов для совместной организации досуговой деятельности детей;
-выявление особенностей взаимоотношения между воспитанниками и педагогами;
-разработка основных правил семейного воспитания в группе;
-способствовать созданию комфортных условий в группе для развития личности ребенка.
 
Принцип реализации работы:
- анкетирование;
-опрос детей;
-совместные праздники;
-творческие выставки
 
Основные направления работы:
- возрождение семейных традиций, изучение обычаев и традиций семьи и города;
- формирование ценностей предусматривает проведение творческих выставок, выполнение творческих заданий;
-организация работы родительского лектория на темы: «Психологические особенности подросткового возраста», «Способы конструктивного взаимодействия с подростком», «Что такое семейный микроклимат, и как улучшить отношения в группе», «Что нужно знать о вреде алкоголя и табака и последствиях их употребления»
 
 
Работа с учащимися
Цели и задачи:
-формирование здорового образа жизни и высокоэффективных поведенческих стратегий и личностных ресурсов у детей;
-профилактика вредных привычек (употребления ПАВов, табакокурения, алкоголя, наркотиков);
-профилактика правонарушений;
-психокоррекция;
-профориентация;
-пропаганда здорового образа жизни.
- адаптация детей и подростков к современным условиям, их правовая социализация через культурно-досуговую и спортивно-оздоровительную работа
- создание ситуации успеха для детей асоциального поведения;
- сформировать личную и социальную компетентность детей, развить у них позитивное отношение к себе и к окружающему обществу;
- укрепить и развить чувство самоуважения, способность критически мыслить, чувство ответственности.
 
Методы:
- переубеждения (предоставление убедительных аргументов, вовлечение в критический анализ своих поступков);
- метод переключения (вовлечение в учебную, трудовую деятельность, занятия спортом, общественной деятельностью)
Формы работы: групповая работа, тренинг, дискуссии, беседы, ролевые игры, просмотр и обсуждении кинофильмов, индивидуальные консультации, тесты, конкурсы, праздники), а также через реализацию  областных превентивных программ, направленных  на профилактику социально-значимых заболеваний (табакокурение; алкоголизм; токсикомания; наркомания; ВИЧ-инфекция; инфекции, передаваемые половым путём (ИППП) «Полезная прививка», «Полезная привычка», «Полезный навык»,  профориентационного курса «Мой выбор» и работу школьного волонтерского движения «Созидатели».
Направления организации досуга:
- изучение интересов и потребностей детей данной категории;
-расширение видов творческой деятельности для удовлетворения интересов и потребностей детей;
- методическое сопровождение мероприятий досуга;
- организация социально-значимой деятельности детей.
 Организация педагогической помощи
Создание благоприятных условий для развития личности "трудного" ребенка.
Постоянное отслеживание пробелов в знаниях, умениях и навыках "трудных" учащихся. Определение системы дополнительных занятий, помощи и консультирования. Снятие "синдрома неудачника".
Забота об укреплении положения детей в классном коллективе, организация помощи "трудным" в выполнении общественных поручений.
Формирование положительной Я - концепции. Создание у личности обстановки успеха, поддержки, доброжелательности. Анализ каждого этапа, результата деятельности ученика, его достижений. Поощрение положительных изменений. От авторитарной педагогики - к педагогике сотрудничества и заботы. 
Организация психологической помощи
Изучение психологического своеобразия "трудных" подростков, особенностей их жизни и воспитания, умственного развития и отношения к учению, волевого развития личности, профессиональной направленности, недостатков эмоционального развития, патологических проявлений.
Выявление проблем семейного воспитания: неотреагированность чувств и переживаний родителями, неосознанная проекция личностных проблем на детей, непонимание, неприятие, заболевания родителей и т.д.
Психологическое консультирование с целью помочь ребенку разобраться в своих проблемах и подсказать, как их можно было бы решить.
Индивидуальные беседы с "трудными" детьми с целью помочь им совершать более осмысленные поступки, подняться над своими переживаниями, страхом преодолеть неуверенность в общении с другими.
Коррекция положительного воспитательного воздействия выбранных средств воспитания
 
Организация свободного времени учащихся
Свободное время - умение разумно и интересно, с пользой для себя и окружающих проводить свой досуг - острая проблема "трудных" детей.
Необходимо помочь ребенку приобрести опыт самоутверждения в полезной деятельности, умения и навыки самоорганизации, планирования своего времени, формирование интересов, умения добиваться поставленной цели.
Изучение интересов и способностей детей.
Вовлечение детей «группы риска» в кружки, секции, общественно полезную деятельность, движение милосердия.
Особое внимание уделить изучению читательских интересов. Записать в библиотеку, отслеживать периодичность ее посещения, помочь составить список интересных и необходимых для развития книг.
Изучение участия детей асоциального поведения в неформальных объединениях (группе, на прогулке). По необходимости помочь в переориентации интересов.
Поощрение любых видов художественного и технического творчества учащихся и участие их в общешкольных и классных мероприятиях.
Определение одним из главных направлений работы территориального социально - педагогического центра и школьных воспитательных центров на работу с детьми асоциального поведения.  
 
ПЛАН МЕРОПРИЯТИЙ ПО РЕАЛИЗАЦИИ ПРОГРАММЫ
СОЦИАЛЬНО-ПСИХОЛОГО -ПЕДАГОГИЧЕСКОГО СОПРОВОЖДЕНИЯ
И СОЦИАЛЬНОЙ ПОМОЩИ НА 2015-2016 уч. год.
 
№ Мероприятия Сроки
  Ответственный Сотрудничество
1 Диагностические мероприятия: анкетирование, тестирование, опрос.
Изучение причин социальной дезадаптации детей, условий жизни и поведенческих тенденций,
сбор банка данных Сентябрь- ноябрь , психолог,
классный руководитель психолог,
классный руководитель
2 Проведение групповых и индивидуальных коррекционно-развивающих занятий  с детьми «группы риска» В течение года
  Педагог-психолог Кл. руководитель, родители
3 Выявление круга общения Сентябрь-март Кл. руков. Психолог
4 Изучение и обобщение опыта на тему «Современные социально-педагогические технологии работы с детьми, находящимися в трудной жизненной ситуации» В течение года
  Зам. директора по ВР.
  Соц. педагог
5 Контроль за успеваемостью, посещаемостью, работоспособностью, утомляемостью детей «группы риска» Ежедневно
  Кл. руководитель Учителя-предметники.
6 Оформление информационных стендов 1 раз в четверть Кл. руководитель
 
8 Психолого-педагогическое и социально-педагогическое сопровождение детей асоциального поведения В течение года Психолог.
Родители
9 Исследование адаптации к школе Первая четверть Психолог Кл.руков10 Классные часы: «Насилие и закон», «Толерантность и мы», «ЗОЖ – что это значит?» Первое полугодие Кл. руководитель,
Инспектор ПДН психолог
11 Исследование здоровья детей «группы риска» с помощью анкетирования 1 раз в полгода Кл. руковПсихолог
12 - контроль за курильщиками на территории школы;
- проведение профилактических бесед, с просмотром видео с детьми «группы риска».
Темы:
Когда сигарета не нужна.
Вред легких наркотиков.
3.Вредные привычки.
4.Наше здоровье в наших руках.
5.Что такое пивной алкоголизм.
6.Скажи плохому НЕТ!
7.Компьютер- враг или друг.
8.Как найти общий язык с родителями. 9.ВИЧ и молодежь. 10.Агрессия, и что с ней делать?
  Каждую четверть
  Кл. руководитель,
психолог
13 Игры:
1.Интеллектуально-познавательная игра «Я и мой мир»
2.Профориентационная игра: «Дороги, которые мы выбираем»
3.Правовая игра «Мой взгляд»
4.Игра «Школа безопасности» Декабрь,
Февраль,
апрель ,
Психолог. кл. руководитель,
14 Круглый стол: «От безответственности до преступления один шаг»,
« Ты и твои права»
«Скажи ВИЧ – нет!»
«Толерантность в нашем обществе» Ноябрь,
март Инспектор ПДН
  Кл.руководитель15 Проведение «Недель здоровья». Привлечение к участию детей «группы риска» 1 раз в месяц Кл. руководитель  Учителя физкультуры
16 Акция: «Нет вредным привычкам!» ноябрь  Классный руководитель Зам. директора по ВР
 
17 Дискуссии: «Ответственность и безответственность. Что прячется за этими словами?», «Прекрасное и безобразное в нашей жизни», «Как найти свое место в жизни?» Январь,
Март,
Май  Классный руководитель
18 Проведение классных часов и бесед по вопросам сохранения здоровья 1 раз в четверть Классный руководитель 19 Проведение физкультминуток во время уроков В течение года Учителя Учителя
20 Профилактические беседы о вреде наркотиков, алкоголя, никотина. Демонстрация фильмов. 1 раз в полугодие   Кл. руководитель
21 Спортивно-оздоровительные мероприятия:
-привлечение к участию в спортивных соревнованиях,кружках и секциях
-кружках и секциях, В течение года
  Кл. руководитель Уч. физ-ры,