МЕТОДИЧЕСКАЯ РАЗРАБОТКА «Связь преподавателя и концертмейстера в хоровом классе»


МУНИЦИПАЛЬНОЕ БЮДЖЕТНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ ДОПОЛНИТЕЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ
«ДЕТСКАЯ ШКОЛА ИСКУССТВ
ПОЧИНКОВСКОГО РАЙОНА»







МЕТОДИЧЕСКАЯ РАЗРАБОТКА

«Связь преподавателя
и концертмейстера в хоровом классе»














Составитель:
Исламова Анжелика Григорьевна –
концертмейстер








Шаталово 2015г.


Содержание

Введение..........3
Глава 1. Необходимые качества в работе концертмейстера...6
Глава 2.Творческий союз преподавателя и концертмейстера в хоровом классе . 8
Заключение..12
Список литературы........14



























Введение
Общая музыкальная одаренность - главное качество концертмейстера, что в свою очередь, предполагает наличие чувства ритма и формы, музыкального слуха, хорошо развитой техники, артистизма, способности выделять главное из общего образного мышления, фантазии. Также очень важные качества для профессиональной деятельности концертмейстера мобильность, быстрота реакции, активность.
«Концертмейстерство» является одной из распространенных сфер деятельности пианиста. Она предполагает определённый универсализм и необходимость получения специальных умений, навыков и знаний. Опытному концертмейстеру присуще вникание в стиль и жанровые особенности произведения, понимание подчерка композитора или определенного направления музыкального искусства. Наравне с владением общими музыкальными навыками и приёмами, концертмейстер должен обладать развитой способностью интонационного мышления, чувством ритма и предвидения, чутким гармоническим слухом, чтобы охватывать произведение в целом. Кроме того, он обязан иметь представление о взаимосвязи темпа музыкального произведения и осмысленным произнесением словесного текста и процессом дыхания, концертмейстеру нужно владеть информацией об интерпретации и исполнительской манере. В работе концертмейстера нельзя упускать огромную роль совместного общения и партнерства.
Обязанностей у концертмейстера великое множество, главное из которых профессиональное исполнение музыкального материала. Совместно с хормейстером он принимает участие в разработке тематических планов и программ. Он проводит индивидуальные и групповые занятия с детьми, в ходе которых формирует у них навык игры в ансамбле, развивает художественный вкус, повышает эрудицию, исполнительские навыки, воспитывает творческую индивидуальность.
Из всего вышесказанного, можно сделать вывод, что при работе над произведением, концертмейстер выступает не только как пианист, но и как педагог-воспитатель.
Хоровой коллектив и аккомпаниатор неразрывно связаны как взаимо обогащающие и дополняющие друг друга части одного целого. Концертмейстерское искусство доступно далеко не всем пианистам, оно требует высокого музыкального мастерства, художественной культуры и особого призвания. Большинство выдающихся композиторов занималось аккомпанементом, яркое доказательство тому сотрудничество Рахманинова с Шаляпиным, Шуберта с Фогелем, Ростроповича и Вишневской, а также Мусоргского с Леоновой.
Деятельность пианиста-концертмейстера в школе искусств имеет особое значение, поскольку каждый концертмейстер воспитывает, учит языку музыки, пониманию её выразительных средств и путей их выражения в живом звучании своим примером! Нет задачи достойнее, чем совместно с педагогом приобщить учащегося к миру искусства, помочь ему выработать навыки ансамблевого исполнения, способствовать раскрытию свободы творчества, музыкальности. Работа концертмейстера, в связи с психологическими особенностями детского и подросткового возраста, отличается рядом дополнительных сложностей и особой ответственностью.
Рассвету концертно – исполнительской жизни сопутствует интенсивное развитие педагогической мысли. Музыкальная жизнь нашей страны развивается за последние годы исключительно ярко и многообразно. Углубились связи с зарубежными музыкантами – исполнителями. Появилась возможность для участия в международных конкурсах.
Вышло много трудов и монографий по вопросам музыкальной педагогики, появились книги, мемуары, статьи, где выдающиеся исполнители, педагоги прошлого и настоящего сами осмысливают, обобщают свой опыт, делятся им с читателями. Из них можно почерпнуть много важных и интересных данных об этих музыкантах, их эстетических взглядах, художественных вкусах и склонностях, особенностях их исполнительского стиля.
Актуальность данной темы обусловлена тем, что с точки зрения государственного подхода, в настоящее время в России наблюдается проблема несоответствия сложнейших задач, стоящих перед концертмейстерами, и того второстепенного места, которое отводится данной профессии.
К сожалению, нет чёткого понимания на сегодняшний день того, что концертмейстер является равноправным участником творческого процесса, будь то хор, вокалисты, ансамбль, хореографический коллектив, при создании произведения.

Объект исследования: учащиеся старшего хора детской школы искусств (ДШИ «Починковского района п. Шаталово»);
Предмет исследования: взаимосвязь хормейстера, концертмейстера и хора в процессе создания произведения;
Цель исследования: выявить практическую деятельность концертмейстера как проводника музыкального опыта,ценностей, мировой художественной культуры в сознание учеников.
Задачи исследования:
выявить особенности взаимоотношения руководителя и концертмейстера в творческом процессе создания хоровой программы;
провести обзор литературы с целью определения роли концертмейстерства в учебном процессе;
определить влияние концертмейстера на восприятие учащимися музыкального произведения в хоровом классе;





Глава 1. Необходимые качества в профессии концертмейстера.
Пианисту-концертмейстеру, работающему в школе необходим целый комплекс практических умений и навыков. Сегодня невозможно работать в этой профессии не достигнув определённой и весьма высокой ступени владения инструментом, как в техническом, так и в музыкальном плане. Плохой пианист никогда не станет хорошим концертмейстером, пока не усвоит законы ансамблевых соотношений, не ощутит взаимодействие и неразрывность, между партией соло и партией аккомпанемента, не разовьет в себе чуткость к партнеру. Область концертейстера предполагает владение не только арсеналом пианистического мастерства, но и множеством дополнительных умений:
- «построить вертикаль»;
- показать индивидуальную красоту солирующего голоса;
- выразить живую пульсацию музыкальной ткани;
- дать дирижерскую сетку;
- «организовать» партитуру;


Концертмейстер должен обладать общей музыкальной одаренностью, хорошим музыкальным слухом, воображением, умением охватить образную сущность и форму произведения, артистизмом, способностью образно, вдохновенно воплотить замысел автора в концертном исполнении. Также должен научиться быстро осваивать музыкальный текст, охватывая комплексно трехстрочную и многострочную партитуру, понимать смысл воплощаемых в нотах звуков, их роли в построении целого; уметь читать с листа фортепианную партию любой сложности, играя аккомпанемент, видеть и ясно представлять хоровую партию, улавливая трактовку и фразировку, ее своеобразие. Концертмейстер должен уметь транспонировать текст хоровой партитуры, знать основные дирижерские жесты и основы вокала: постановки голоса, дыхания, артикуляции, нюансировки; быть особенно чутким, чтобы уметь быстро подсказать солисту слова, компенсировать, где это необходимо, темп, настроение, характер, а в случае необходимости – подыграть мелодию незаметно.
Работа с вокалистами предполагает знание основ фонетики итальянского, немецкого, французского языков, то есть знать основные правила произношения слов на этих языках, окончаний слов, особенности речевой фразировки, интонации.
Подкрепление интеллектуальных операций деятельностью, связанной с практическим воспроизведением усваиваемого материала, оказывается чаще всего наиболее плодотворным, о чем доказывает нам педагогическая психология.
Так знание истории музыкальной культуры, литературы, и изобразительного искусства, способствует более грамотному исполнению и отражению стиля и образного строя произведений.
Необходимы глубокие познания в дисциплинах музыкально-теоретического цикла (гармонии, анализа форм, полифонии). Гибкость и разносторонность мышления, способность изучать предмет в различных связях, обширная осведомленность в смежных областях знаний - все это дает концертмейстеру переработать имеющийся материал творчески.
Очень важно концертмейстеру заострять свое внимание, не только на аккомпанементе (технике, звуке), но и кропотливо вслушиваться в голоса различных хоровых партий – сопрано первые, вторые, альты – чтобы вовремя подыграть и поддержать их и создать ансамблевый звуковой баланс, воплощая единство художественного замысла. Такое напряжение внимания требует огромной затраты физических и душевных сил.
Значимы на уроках и в эстрадных выступлениях быстрота и активность реакции, мобильность, умение не переставая играть, вовремя подхватить при возникновении каких-либо музыкальных неполадок и благополучно довести произведение до конца.
Хороший концертмейстер может всегда помочь настроить коллектив перед публичным выступлением, творчески вдохновить детей, обрести уверенность и свободу.

Глава 2: Творческий союз концертмейстера и
и преподавателя в хоровом классе.

Пианист-концертмейстер хорового класса, обязан
· помимо аккомпанирования на концертах, помогать учащимся в подготовке нового репертуара. В этом плане функции концертмейстера носят в значительной мере педагогический характер. Эта педагогическая сторона концертмейстерской работы требует от пианиста, ряда специфических психологических знаний и навыков, педагогических умений, помимо фортепианной подготовки и аккомпаниаторского опыта. Концертмейстер является толкователем и интерпретатором музыки, который первый доносит до ребёнка не только содержание произведения, но и даёт его подробнейший анализ. Для этого необходимо быть одновременно теоретиком и историком музыки, биографом композитора. Каждый исполнитель приходит к своему индивидуальному истолкованию произведения путём раскрытия подтекста глубокого анализа авторского текста, эпохи, и т.д. Аспект такого понятия называется профессиональным интеллектом.
Сотрудничество между автором и исполнителем в процессе работы над произведением, характеризуется как сотворчество. Исполнительская деятельность в моём случае, это сотворчество руководителя хора, концертмейстера и детского коллектива. При этом двое из трёх участников процесса (хормейстер и концертмейстер) имеют определённый багаж знаний и умений, которыми они делятся с детьми.
Чтобы добиться хороших результатов необходимо тесное взаимодействие руководителя хора и концертмейстера.
На этапе разучивания произведения, его характер и динамику, красоту, ученик может понять только из игры концертмейстера.
Детям вполне доступно, достичь слушая произведение, погружаясь в какую-то идею, в определённый эмоциональный строй на длительный период времени, одновременно размышляя о том, чему посвящено данное сочинение. Это должно быть единым процессом постижения содержания, идеи произведения. Здесь очень важно, чтобы концертмейстер был мастером-исполнителем.
Концертмейстер, используя различные приёмы помогает руководителю хора улучшить интонацию, способствует формированию навыков слушания многоголосия, способности вести свою партию (поют сопрано, концертмейстер играет аккомпанемент партии альтов и т.д.). В своей работе я использую различные упражнения по развитию слухового контроля учеников: такие как, поддержка партии темами, основными тонами в аккомпанементе, упражнения в работе над вокальными скачками, опевания, и т.д. Приходится иногда находить разные способы устранения фальшивых нот: показывать гармоническую опору в аккомпанементе, связь с предыдущими тонами и др. Способов много, в каждом произведении можно найти себе музыкальных «помощников» для устранения фальши и для скорейшего запоминания мелодии.
В процессе работы над хоровым произведением имеют особенности фразировки, динамическое развитие партии фортепиано, выразительность, зависит от хоровой партии: от дыхания, от неразрывности смысловых слов текста. Формируется дослушивание и осознание ясности фраз у учащихся.

Практическое обучение музыки знает два основных метода работы с детьми:
словесное пояснение;
показ, т.е. демонстрация произведения.
Для ученика слово – это один из главных источников информации.
Слово пролагает пути к пониманию музыкального произведения через углублённое осознание основных стилистических и формообразующих особенностей данного произведения. Нельзя вникнуть в комплекс выразительных средств, используемых композитором, не постигнув образно-поэтического строя произведения. В общей работе педагога и концертмейстера выявляется стремление к глубокому осмыслению нотного текста, к точной передаче композиторского замысла, пониманию стиля и характера музыки. Концертмейстер должен быть на уровне духовной культуры и внутренней значительности автора – это есть аспект сотворчества в широком понимании, помогать осуществлять комплексный метод преподавания на уроке, подкрепляя слово педагога соответствующим показом, обеспечивая возможность сбалансированного, гармоничного, воздействия на учащихся.
Чтобы сделать хоровой урок – уроком искусства, мы встаём на позицию моделирования процесса творчества, то есть надо, чтобы дети увидели, осознали процесс рождения музыки, смогли воссоздать его.
Для этого, я пытаюсь содействовать руководителю хора, максимально заинтересовывая детей, ставя разнообразные задания перед ребятами, наблюдая, испытывая различные формы воздействия, такие как беседы, диалоги с учащимися.
Активность, восприимчивость, вовлечённость ребят является ценным свойством, которая перерастает в отзывчивость – активный отклик на музыку, вдохновенную творческую работу и концертное исполнение.
Так, на уроках, посвящённых работе над «Неаполитанской песней» П. И. Чайковского, была уместна моя музыкально - литературная историческая справка о музыкальных направлениях XIX века, о темах и предпосылках возникновения новых героев, новых тем в искусстве и музыке.
Дети были настолько увлечены, заинтересованы, что удивили своим вдумчивым отношением к поэтическому тексту произведения, написанному Я. Серпиным, подобные беседы, очень помогали в работе над образом, звуковедением и характером вокальной интонации в дальнейшем.
В изучении музыкальной миниатюры Аренского А. «Спи дитя мое, усни» на поэтический текст А. Майкова мы касались темы «колыбельности» в искусстве. Ребята сами подбирали дополнительный внепрограммный материал по этой теме, читали стихи, слушали колыбельную музыку других композиторов. Таким образом, был задействован целый комплекс исполнительских средств урока и межпредметные связи смежных искусств.
Я руководствуюсь в наших беседах с детьми некоторыми принципами:
Материал должен быть подан выразительным, образным, литературным языком, увлекая предметом своего рассказа, поражая и удивляя ребят. Говоря словами Р. Шумана, пользу эти сведения принесут лишь тогда, когда будут «обвиты серебряной нитью фантазии».
Принцип художественности. Урок строится по законам искусства (драматургически выстроенное планирование беседы о произведении и авторе).
Произведение должно быть выучено концертмейстером и звучать сразу в хорошем исполнении с совмещенными вокальной и фортепианной партиями, поскольку любовь к музыке держится у ребёнка на слуховом опыте.
Мера усложнённости музыкально – теоретической информации должна варьироваться в соответствии с программой и возрастными особенностями детей.
В своей работе, использую метод обратной связи, проводя опросы и анкетирование среди детей, с целью выявления развития художественно - образного мышления детей и глубины понимания произведений.
Хормейстер нашего хора: мастерски ставит голос, работает над вокальной техникой и созданием художественного образа, активно развивает певческие способности детей, а я как концертмейстер пытаюсь содействовать ему в постижении учащимися содержания и идеи произведения, художественного образа, так выглядит наш процесс сотворчества.



Заключение
Концертмейстер, знакомясь с каким – либо музыкальным произведением раньше детей, должен понимать какая предоставляется ему возможность, и в то же время ответственность, влиять на процесс восприятия учащимися музыкальной культуры в хоровом классе и исполнительскую деятельность хористов. И от того насколько компетентен и всесторонне развит этот человек во многом будет зависеть и отношение учеников к композитору, его произведениям, к урокам и к музыке в целом.
Коллективная исполнительская деятельность способствует обретению ребёнком свободы от психологической зажатости и комплексов, поскольку он чувствует поддержку товарищей и взрослых людей: концертмейстера и педагога, не боится ошибиться и не испытывает страх перед сценой.
Диалог и творческая атмосфера не сразу могут возникнуть на уроке. К ним нужно готовить школьников. Урок может и должен быть пронизан идеей коллективных творческих дел, начиная от разработки урока и до его завершения, ведь зачастую многие дети лишь в коллективной деятельности могут почувствовать творческую свободу и вдохновение на публичных выступлениях.
Главная цель предпрофессионального обучения – развить музыкальные способности и добиться свободы исполнения у детей, а это достигается только посредством диалогического общения в ходе совместного поиска на уроках.
Введение в творческий процесс автора невозможно без развития чувства сотворчества, работая с руководителем хора, на уроках используем разные формы занятий, создаём криативную и эмоциональную атмосферу, для более глубокого и полного проникновения в музыкальное произведение.
Элементы процесса сотворчества реализуются по схеме: преподаватель - концертмейстер, концертмейстер - ученики, хоровой коллектив - композитор.




Методическая работа была изложена на заседании Педагогического совета МБОУ ДОД «ДМШ п. Шаталово» 2015г.

































Список литературы

Кабалевский Д.Б. Как рассказывать детям о музыке. - М., Просвещение, 1989г.
Каган М.С. Взаимодействие искусств в педагогическом процессе.- Л., 1989г.
Кубанцева Е.И. Концертмейстерство – музыкально-творческая деятельность. Музыка в школе., 2001г.
Кубанцева Е.И. Методика работы над фортепианной партией пианиста-концертмейстера // Музыка в школе., 2001г.
Мадорский Л., Зак А. Музыкальное воспитание ребёнка – М.,2011г.
Горностаева В.В. Два часа после концерта: Сборник статей и материалов. Составитель Зимянина Н. М. М., Свента., 1994г.
Шендерович Е.М. В концертмейстерском классе: Размышления
педагога. – М.: Музыка, 1996. – 207 с.











13 PAGE \* MERGEFORMAT 141315




15