Методическая разработка Навык чтения с листа


Навык чтения нот с листа.
Методическая разработка преподавателя по классу гитары Бекасова А.А.
Среди многообразия музыкально- технических навыков, приобретаемых учеником в процессе игры, важное значение имеет навык чтения нот с листа, т.е. умение правильно интонационно и ритмически сыграть по нотам без остановок какое-либо незнакомое музыкальное произведение, по трудности не превышающее технических возможностей ученика.
Учащиеся далеко не всегда справляются с этой задачей. В то же время хорошее чтение нот необходимо каждому обучающемуся музыке, кем бы он впоследствии ни был солистом, дирижером, оркестрантом, ансамблистом, педагогом или участником самодеятельности. Поэтому чрезвычайно важно обратить внимание на воспитание этого навыка и разобраться в причинах, от чего одни ученики читают с листа хорошо, а другие плохо.
Ставить хорошее чтение с листа в зависимость от общей одаренности ученика нельзя: очень часто талантливые музыканты, прекрасно играющие, плохо читают с листа и, наоборот, ученики со средними данными читают с листа хорошо. Отнести качество этого навыка только за счет тренировки, практики тоже неверно.
Педагоги часто встречаются с тем, что даже в первом классе, еще не имея опыта, одни ученики читают лучше, другие - хуже. Очевидно, существуют причины и условия, от которых зависит этот навык. Чтобы выяснить их, следует проследить, как он формируется; Для этого необходимо ясно себе представить, из каких элементов состоит нотная запись, какие нужны технические средства для ее прочтения и в каких элементах обычно возникают трудности для ученика.
Нотная запись - это условные обозначения, из которых так же, как слова из букв в книгах, слагаются музыкальные фразы, облеченные в определенную форму мелодического, метроритмического, гармонического и динамического рисунка музыкального произведения. Кроме этого, имеется целый ряд добавочных обозначений возле нот (штрихи, аппликатура, динамические оттенки и т.д.).
Чтобы суметь сразу охватить такое количество обозначений, необходим достаточный запас последовательно и прочно выработанных музыкально- технических навыков: хорошо развитый слух, чувство ритма, умение группировать различные длительности, знание тональностей.
Начинающий ученик, читая с листа должен успеть осознать каждое из нотных обозначений во взаимосвязи с другими навыками и в момент воспроизведения объединить их в единое целое. Этот своеобразный анализ и синтез составляют основу процесса чтения нот с листа. От постоянной тренировки процесс прочтения приобретает быстроту, и со временем играющий будет охватывать сознанием не отдельные ноты, а уже целые группы их (как слова при чтении книг).
Чтобы избежать ошибок, задержек между воспроизводимыми звуками, нужно дать сознанию возможность “ проектировать ” необходимые движения с некоторым запасом времени, т.е. смотреть немного вперед играемого листа. Умение смотреть вперед - самый необходимый навык чтения нот с лист, и воспитывать его надо с первого же года обучения.
Скорость восприятия играемого текста в какой- то мере зависит от подвижности нервных процессов ученика, а также от правильного воспитания навыков, прививаемых ученику с первого года обучения, и от тренировки. Следовательно, умение читать с листа связанно с перечисленным комплексом условий, большинство из которых зависит от метода работы педагога.
Так, например, при проверке можно заметить, что затрудняют чтение с листа обычно одни и те же элементы: одного ученика - быстрая ориентировка в счете, другого сбивает обилие знаков, третий не умеет подобрать аппликатуру. Вот три основных принципиальных повода, которые обычно затрудняют чтение.
Разберем первую причину - неумение ученика правильно группировать ноты, т.е. считать.
Впервые с элементарной группировкой нот ученик встречается на первом же году обучения. По сути дела, он должен сначала осмыслить и усвоить каждую длительность в отдельности (целые, половинные, четвертные ноты), а затем постепенно их перемежать. На практике же ученик обычно целыми нотами не играет, половинными нотами пользуется мало. По сути дела ученик свое “ чтение нот” начинает сразу с четвертных и даже вперемешку с восьмыми длительностями. При этом он не успевает последовательно и осознанно усвоить каждую из них и играет большей частью по слуху, с помощью педагога, а не самостоятельно осознавая и высчитывая каждую долю такта.
Если к этому прибавить, что в начальном периоде обучения у ученика еще неустойчивы постановка и интонация, а педагог
непрерывно делает много замечаний, то станет ясно, что для осознания и усвоения каждой длительности и их сочетаний ученик не может уделять достаточно сосредоточенного внимания. В тех случаях, когда педагогу этого удается добиться, получаются хорошие результаты: ученик в первый же год обучения будет свободно ориентироваться в группировках нот, что послужит прочным фундаментом для правильного чтения с листа в дальнейшем.
При этом необходима определенная последовательность. Например, также, как ребенок сначала учится говорить слова, а потом только читать и писать их, так и при обучении музыке ученик должен научиться сначала чисто петь без нот , а затем уже сольфеджировать по нотам. Можно начать с целых нот, отсчитывая каждую четверть движением руки, добиваясь его координации с протяженностью звука, который поет ученик. Таким же способом усваивается длительность половинных нот, и только после этого рекомендуется перемежать обе длительности. Материалом для пения пока может служить хотя бы до - мажорная гамма. Далее, изучая четверти, следует петь по нотам, выученные ранее песенки, написанные четвертями.
Первый год обучения насыщен таким громадным числом изучаемых навыков, что не будет особым ущербом, если ограничиться прохождением в году лишь трех длительностей- целых, половинных и четвертей. Только при очень хорошем их усвоении можно познакомить ученика с восьмыми. Этого правила начинающие педагоги обычно не придерживаются, рано
применяют восьмые, не придают особого значения прочному освоению каждой длительности, не используют метод предварительного музицирования, сольфеджирования, а сразу дают ученику играть по нотам. Поэтому нет ничего удивительного в том, что ученик будет плохо ориентироваться в счете, и чем дальше, тем хуже.
Когда будут хорошо усвоены необходимые навыки на данном этапе, можно переходить к игре медленными четвертями. Это также не составляет трудности, так как те же ноты идут ровно, размеренно, только немного быстрее. Трудность начинается тогда, когда половинные и четвертные длительности перемежаются в одном такте.
Для сравнения этих длительностей проще всего выбрать нотный материал, в котором первая нота будет половинная, а затем - две четверти и во время игры просчитать вслух ученику очень ритмично эти четыре четверти.
Постепенно у ученика разовьется этот рефлекс на время, и ко всем предыдущим представлениям о каждой ноте присоединяется представление о ее длительности и чередовании длительностей. Так систематично нужно приучать ученика к каждой новой длительности и новой комбинации длительностей, тщательно подбирая для этого нотный материал.
Очень полезно также, что бы ученик научился без инструмента быстро группировать метроритмический рисунок нот на указание доли в такте, отделяя в нотах каждую четверть.
Таким образом, затруднения в ритме уже в первом году обучения происходят от многих причин: от непоследовательного прохождения навыков, непрочного усвоения каждой новой длительности, от завышенного репертуара, неосознанного прочтения нот, от неумения смотреть вперед. В результате воспитывается шаткая основа для чтения нот с листа в дальнейшем.
Вторая причина, осложняющая прочтение текста - это обилие знаков альтерации. Не трудно заметить, что многие ученики начинают играть новый текст, не глядя на ключевые знаки, не определяя тональности, а ориентируясь на свой мелодический слух, и в результате допускают ошибки. Это первое упущение со стороны педагога, не приучившего ученика определять тональность прежде, чем что- либо играть.
тт&
Далее, не секрет, что многими педагогами не проходятся с учениками все тональности в гаммах, а тем более на этюдах. Отсюда и возникают затруднения в период прочтения нот с листа.
Если с первого года обучения обращать максимальное внимание на прочное усвоение каждого нового навыка и проходить навыки в строгой последовательности, то чтение нот с листа не будет вызывать трудностей, оно явится как бы подведением итогов усвоения пройденного. Нужно приучить ученика, прежде чем начать читать предложенный текст, определить тональность, размер, темп, быстро окинуть взглядом нотный текст произведения, его фактуру. Только после такого предварительного ознакомления с произведением следует начать его играть.
применяют восьмые, не придают особого значения прочному освоению каждой длительности, не используют метод предварительного музицирования, сольфеджирования, а сразу дают ученику играть по нотам. Поэтому нет ничего удивительного в том, что ученик будет плохо ориентироваться в счете, и чем дальше, тем хуже.
Когда будут хорошо усвоены необходимые навыки на данном этапе, можно переходить к игре медленными четвертями. Это также не составляет трудности, так как те же ноты идут ровно, размеренно, только немного быстрее. Трудность начинается тогда, когда половинные и четвертные длительности перемежаются в одном такте.
Для сравнения этих длительностей проще всего выбрать нотный материал, в котором первая нота будет Половинная, а затем - две четверти и во время игры просчитать вслух ученику очень ритмично эти четыре четверти.
Постепенно у ученика разовьется этот рефлекс на время, и ко всем предыдущим представлениям о каждой ноте присоединяется представление о ее длительности и чередовании длительностей. Так систематично нужно приучать ученика к каждой новой длительности и новой комбинации длительностей, тщательно подбирая для этого нотный материал.
Очень полезно также, что бы ученик научился без инструмента быстро группировать метроритмический рисунок нот на указание доли в такте, отделяя в нотах каждую четверть.