Факультативные занятия по фонетике. Тема: Звучащее слово

Факультативные занятия по фонетике в 10-11-х классах.
Тема: «Звучащее слово».
Подготовила Пилипенко Ирина Васильевна,
учитель русского языка и литературы
2 часа (вид деятельности - практическое занятие. Формы контроля: составление тезисов, составление записи с элементами транскрипции, просмотр кинофильмов и спектаклей, выступление учащихся, исследовательская работа.)
Занятие 1 «Правильная дикция. Что это такое?»
Оборудование: анкета, тексты, проектор, запись радио- и телепередачи, зеркало.
Цель: Расширить представление о нормированной речи; научить выбирать образцы звучащей речи; помочь учащимся преодолеть произносительные ошибки и диалектное влияние.
Задачи: Провести анкетирование учащихся, выполнить упражнения по отработке дикции.
Ход занятия.
Сообщение целей и задач занятия.
Анкетирование учащихся.
АНКЕТА
Как часто вы слушаете передачи радио?
Как часто смотрите программы телевидения?
Какие передачи нравятся?
Слушаете ли вы информационные передачи?
Смотрите ли вы по телевидению программы «Новости» и «Время»?
Слушаете ли вы перечисленные передачи полностью или частично?
Всё ли вы понимаете в прослушанных информационных передачах?
Подробный анализ анкет.
4.Беседа по вопросам: Чему мы можем научиться, слушая передачи? Могут ли дикторы научить нас правильной речи? (Лаконичности, сжатости, стройности, умению владеть словом)
5.Практическая работа: прослушать радиопередачу (отрывок), пересказать ее, проанализировать чужой пересказ. - Что оказалось самым трудным? (Произношение отдельных слов, т.е. дикция)
6.Отработка правильной дикции: а) посмотрите на экран, прочитайте текст. Какова основная мысль автора? (Следует объяснить значение слова артикуляция. Это работа органов речи, их движения, необходимые для образования того или иного звука.)

Пока Аркадий Николаевич упивался звуками, я внимательно следил за его губами. Они напоминали мне тщательно пришлифованные клапаны духового музыкального инструмента. При их открытии или закрытии воздух не просачивался в щели. Благодаря этой математической точности звук получает исключительную четкость и чистоту. В таком совершенном речевом аппарате, какой выработал себе Торцов, артикуляция губ производится с невероятной легкостью, быстротой и точностью.
У меня не то. Как клапаны дешевого инструмента плохой фабрики, мои губы недостаточно плотно сжимаются. Они пропускают воздух; они отскакивают, у них плохая пришлифовка. Благодаря этому согласные не получают необходимой четкости и чистоты.
Моя артикуляция губ плохо развита и так далека от виртуозности, что она не допускает даже ускоренной речи. Слоги слова размываются, обваливаются и сползают, как рыхлый грунт берега, отчего происходят постоянные разливы гласных, в которых вязнет язык.
- Когда вы это поймете так же, как теперь понял я, - говорил Аркадий Николаевич, - вы сами сознательно захотите заняться и развить артикуляцию губного аппарата, языка и всех тех частей, которые четко вытачивают и оформляют согласные.
(К. С, Станиславский)
б) Взяв небольшое зеркальце и глядя в него, попытайтесь произнести гласные звуки, строго соблюдая следующие правила. Помните, что вдох и выдох должны быть бесшумными.

Звук У – рот сложен трубочкой. Воздух выдыхается в узкое кольцо губ.
Звук Ы – губы раскрыты, зубы раздвинуты на расстояние мизинца, нижняя челюсть немного впереди верхней, выдыхаемый воздух должен выходить в середину отверстия между зубами.
Звук И – расстояние между зубами – кончик мизинца, верхняя челюсть над нижней. Струя воздуха должна проходить между зубами.
Звук О - форма рта – кольцо, более широкое, чем на У. Воздух идет широкой, теплой струей
Звук Э – губы раскрыты горизонтально, расстояние между зубами – большой палец, гортань широко открыта. Выдох направлен в середину зубов.
Звук А – гортань широко открыта, рот – большое кольцо, верхние зубы открыты, нижние закрыты губой. Выдох очень теплый.
Замечание: каждый звук следует повторять по несколько раз.

в) Произнесите эти звуки в сочетании.
У-у-ы-ы
У-у-и-и
У-у-о-о
У-у-э-э
У-у-а-а
Замечание: нужно следить за равномерностью, плавностью движения диафрагмы (в области живота) и за точностью открытия рта и разжимания зубов на каждом выдохе.
г) Произнесите следующие сочетания согласных с гласными.
Па-по-пи-пэ
Ба-бо-би-бэ и т.д.
д) Произнесите шепотом, но так, чтобы было слышно.
Пта-пто-пту-птэ-пты-пти
Бта-бто-бту-бтэ-бты-бти
Хта-хто-хту-хтэ-хты-хти и т.д. со всеми согласными.
е) Произнесите сочетания трех одинаковых согласных с гласными.
Ттта-ттту-ттти-ттто
Ббба-бббу-ббби-бббои т.д.
Замечание: начинать нужно с медленного темпа, а затем с каждым днем ускорять его.
Домашнее
·задание.
Для «сильных» учеников – Посмотрите 1-2 отечественных кинофильма или спектакля. Понаблюдайте, как соблюдаются нормы произношения и ударения на экране? Оправданно ли нарушение произносительных норм в речи героев? Почему?
Для «слабых» - Отработка произношения, рассказ об орфоэпических словарях.

Занятие 2.Произношение в кино и театре.
Оборудование: проектор, грамзапись спектакля, словари.
Цели: Расширить представление об орфоэпии, научить наблюдать за речью актеров и их персонажей, развивать навыки работы со словарем.
Задачи: Заслушать сообщения учащихся, помочь разобраться в особенностях сценической речи.
Ход занятия.

1.Повторение и обобщение материала, изученного на предыдущем занятии.
2.Проверка домашнего задания «сильных» учеников.
3.Задание: прочитайте текст ( на экране проектора). Ответьте на вопросы: Можно ли речь на киноэкране принять за образец для подражания? Почему?

Киноязык художественных фильмов ориентирован на современную разговорную речь. Это можно увидеть на самых простых фонетических фактах; в кино не услышите старых произносительных норм боял(с)я, смею(с), засижу(с)Кино уверенно использует самую молодую форму в качестве своей орфоэпической нормы
Очень характерно для киноязыка произношение исковерканных слов: щас(сейчас), тада(тогда), тыща(тысяча), куда-нить(куда-нибудь), грит, грю(говорит, говорю),тока(только), и т.п. Так же обрубленно произносят на киноэкране и собственные имена: Никич (Никитич), Митна (Дмитриевна), Фёч (Фёдорович), Сей Сеич (Алексей Алексеевич), Сан Ощ (Александр Осипович) и подобные. Эти формы слов стали привычными в разговорной речи, и киноязык охотно их воспризводит, чтобы передать правду обыденной жизни. ( По Л.А.Капанадзе)
Исследовательская работа в группах.
Задание: Прослушать грамзапись сцен из спектакля «На дне» (по пьесе М. Горького). Обратить внимание на фонетическую сторону речи актеров и их персонажей: 1-я группа – Лука; 2-я группа – Актер; 3-я группа – Барон.
(Школьники под руководством учителя отметят характерные диалектные особенности речи Луки, странника, обошедшего всю Россию, человека из низов. В то же время речь Барона правильна, она выдает в нем представителя (хотя и в прошлом) образованной России начала 20 века.)
Практическая работа со словарями: а) рассказ «слабых» учеников о словарях; б) что можно узнать, пользуясь «Словарем ударений для работников радио и телевидения»? Найдите ответ на этот вопрос в предисловии. Только ли на место ударения в слове указывает этот словарь? Докажите это. (Для справок.»Словарь ударений» дает сведения не только об ударении, но и о произношении слова. Важно довести до сознания школьников, что этот словарь незаменим, если нужно узнать, как произносятся географические названия, фамилии и имена государственных, политических деятелей, ученых, писателей, художников и др. и что словарь содержит указание только на один, наиболее предпочтительный вариант произношения и ударения.) в) Почему в «Словаре ударений» из двух правильных вариантов произношения выбирается и указывается только один? Ответ найдите в самом словаре на примере конкретных слов. г) Какими произносительными пометами снабжаются слова в «Орфоэпическом словаре»? А какими – в «Словаре ударений»? Каким словарем, на ваш взгляд, пользоваться легче? Почему? д) Найдите в «Орфоэпическом словаре» до 10 слов разных частей речи, которые имеют два равноправных варианта произношения? е) В каких школьных словарях содержатся пометы произношения и ударения? (Пометы ударения есть во всех школьных словарях. Произносительные же рекомендации имеются в «Школьном толковом словаре русского языка» и «Школьном грамматико-орфографическом словаре русского языка».
Домашнее задание: для «слабых» - найти в словаре 10-12 слов, представляющих трудность в произношении; для «сильных» - подготовить сообщение на тему: «История создания орфоэпического словаря.»
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННОЙ ЛИТЕРАТУРЫ,
Аванесов Р.И. Русское литературное произношение М., 1984.
Львов В.В. Обучение нормам произношения и ударения в средней школе. М., «Просвещение», 1989.
Шанский Н.М., Иванов В.В, Современный русский язык. – ч.1. – 1987.
СПИСОК РЕКОМЕНДУЕМОЙ ЛИТЕРАТУРЫ,
Люстрова З.Н., Скворцов Л.И., Дерягин В,Я, Друзьям русского языка. М., «Знание»,1980
Скворцов Л.И. Правильно ли мы говорим по-русски? М., «Знание», 1980.












13PAGE 15


13PAGE 14115