Костект урока по всемирной истории 10 класс АНТИЧНЫЙ МИР. ПЕРИОД ИСТОРИИ. ДРЕВНЯЯ ГРЕЦИЯ. КУЛЬТУРА ДРЕВНЕЙ ГРЕЦИИ



ПРЕДЕСЛОВИЕ

В десятом классе согласно новым образовательным стандартам введен предмет «Всеобщая история» (повторение), цель которого подготовить учащихся к итоговой аттестации и повторить курс всеобщей истории начиная с Древнего мира. Этот курс охватывает материал изучения мировой истории в течении пяти лет. Для того чтобы повторение было эффективным и дало возможность ребятам вспомнить историю мировой цивилизации, предлагается урок по теме «Античный мир. Древняя Греция. Культура Древней Греции»



























10 класс ВСЕОБЩАЯ ИСТОРИЯ

ТЕМА. АНТИЧНЫЙ МИР. ПЕРИОД ИСТОРИИ. ДРЕВНЯЯ ГРЕЦИЯ. КУЛЬТУРА ДРЕВНЕЙ ГРЕЦИИ
Цель урока: расширение и углубление знаний по истории античной культуры, мифологии; развитие эрудиции и творческих способностей учащихся; мотивация у учащихся 10-х классов самостоятельного повторения знаний по истории Древнего мира; формирование эстетических вкусов и интереса к изучению истории прошлого.
Оборудование: сюжетные рисунки по античной мифологии, плакаты с крылатыми выражениями.
Тип урока: интерактивная игра.
ХОД УРОКА
І. ОРГАНИЗАЦИОННЫЙ МОМЕНТ.
Класс разбивается на несколько команд. Учитель берет на себя роль судьи и готовит специальные жетоны в форме «яблока» - 0 баллов, «сердце» - 1 балл. Знакомит с условиями проведения игры.
ІІ. ПРОВЕДЕНИЕ ИГРЫ
1. «Комплимент Афродите» (Участникам необходимо придумать и «высоким стилем» провозгласить комплимент Афродите – богине любви и красоты). За это получают жетон – 1 минута
2. «Гераклиада» (Показать свои физические данные. Едва надутые шары необходимо сдавить и по команде лопнуть. У кого быстрее лопнет шар, тот получает «сердце»)
3. «Задание Арахны» (Необходимо заплести из тонких длинных ленточек косичку. Победитель получает «сердце»)
4. «Блиц - вопросы от Медузы Горгоны»
Вопросы по античной терминологии.
Минойская цивилизация (Цивилизация бронзового века на острове Крит, открыта археологом А.Эвансом и названная им в честь мифологического царя Миноса, который считался сыном Зевса).
Гомер (Древнегреческий поэт, автор поэм «Одиссея» и «Илиада»).
Г.Шлиман (Археолог, проводил раскопки в Трое, Микенах, Коринфе)
«Одиссея» и «Илиада» (Поэмы, написанные древнегреческим поэтом Гомером).
Пантеон («Храм всех богов»).
г. Кносс (Город – государство на острове Крит, который был одним из культурных и политических центров Минойской цивилизации).
Аристократия (В переводе с греческого «власть лучших», форма государственного устройства, правление осуществляют представители родовой знати).
Демос (Свободное население древнегреческих городов – государств, которое обладало гражданскими правами).
Ареопаг (Высший судебный и правительственный контролирующий орган Древних Афин).
Архонты (Девять самых важных правительственных чиновников в Древних Афинах).
Агора (Название городской площади у древних греков, на которой проходили народные собрания).
Стратег (В древнегреческих полисах должность главнокомандующего войсками, занимающегося внешней политикой государства и частично финансами).
Остракизм (В Древней Греции политический метод борьбы против политических противников как способ избежать угрозы демократии со стороны сильных особ перед угрозой тирании).
Гражданин (Человек, который принадлежит к определенной территории – города, страны).
Греко – персидские войны (Войны между Персией и древнегреческими городами – государствами в 500 – 449 гг.д.н.э., которые отстаивали свою независимость).
Акрополь (Укрепленная часть древнегреческого города, которая расположена на возвышенности).
Демократия (Политический режим, при котором единственным источником власти в государстве признается народ).
Перикл (Государственный деятель, стратег, оратор, полководец в Древних Афинах).
Геродот (Древнегреческий историк, «отец истории», автор «Истории» в девяти книгах).
Гиппократ (Древнегреческий врач, «отец медицины»).
Эллада (Название Греции на греческом языке).
Амфитеатр (Античное сооружение для различных массовых представлений, овальная арена, возле которой расположены места для зрителей).
Спарта (Город – государство Древней Греции).
Илоты (В Древней Спарте население, обращенное в рабство).
Оратор (Тот, кто произносит речь, а также человек, который владеет даром красноречия).

Конкурс «Музы с жемчужинами мыслей»
Участники должны найти правильную ассоциацию и завершить крылатое выражение, которые предлагают музы.
- Ахиллесова (пята);
- Яблоко (раздора);
- нить (Ариадны);
- лабиринт (Минотавра);
- Дедал и (Икар);
- Сундук (Пандоры);
- покрывало (Пенелопы);
- между Сциллою и (Харибдою);
- Диогенова (бочка);
- Дельфийский (оракул);
- Орфей и (Эвредика);
- Зевс (Громовержец);
- 12 подвигов (Геракла);
- Елена (Прекрасная);
- Двуликий (Янус);
- Золотое (руно);
- колесо (фортуны);
- лавровый (венок);
- Авгиевы (конюшни);
- рог (изобилия);
- коза (Амолфея);
- нектар и (амброзия);
- Сизифов (труд);
- Танталовы (муки);
- спартанское (воспитание);
- Троянский (конь).

Конкурс «Дальше, дальше, дальше»
Задаются вопросы, участники должны дать правильный ответ.
Какое из семи чудес Древнего Мира сохранилось до нашего времени? (Пирамиды)
Из скольких созвездий состоит зодиак? (из 12)
Что означает в переводе с греческого слово «философия»? (Любовь к мудрости)
Как звали одноглазого великана? (Циклоп)
Кто из титанов был прикован к горе Арарат за кражу? (Прометей)
Как звали титана, который держал на своих плечах небосвод? (Атлант)
Что такое кариатиды? (женские фигуры, которые исполняют роль колон)
Как выглядит кентавр? (получеловек – полуконь)
Сколько в древнегреческой мифологии было муз? (девять)
Где находится Акрополь? (в городе Афины)
Как родилась Афродита? (из морской пены)
Кто такой Пегас? (крылатый конь)
Как звали бога – кузнеца? (Гефест)
Какой плод стал причиной раздора трех богинь? (яблоко)
Синонимом, каких слов является имя Ментор? (учитель, советник)
Сколько лет путешествовал Одиссей? (20 лет)
Кого называли титанами? (великанов)
Почему богиню победы Нику изображали с крыльями? (победу трудно удержать)
Имя самого древнего поэта Греции? (Гомер)
Что такое Золотое руно? (шкура чудесного золотого барана)
Что такое кифара? (струнный музыкальный инструмент)
Как назывался корабль аргонавтов? («Арго»)
Труднее в лабиринт войти или выйти? (выйти)
Как звали любимого коня Александра Македонского? (Буцефал)
Что такое Парфенон? (храм Афины на Акрополе)

Конкурс «Узнай персонаж греческой мифологии»
В давние – давние времена, когда всем миром правил еще не Зевс, а его отец Кронос, люди, которые расселились на Земле, были хилыми, бессильными, пугливыми. От всего, что пугало людей они прятались в свои глубокие подземные норы, как кроты. Не было у людей светлых жилищ, ни семейного очага, ели они только траву и коренья. Постепенно власть перешла в руки Зевса. Со своей небесной высоты Зевс даже не глядел на людей, а те едва выживали среди враждебной по отношению к ним природе. Так бы и погибли они, если бы на помощь не пришел к ним самый благородный среди бессмертных. (Прометей).
Далеко за пределами Беотии шла слава о слепом вещуне Тресце, который говорил всем людям правду. Как-то пришла к нему голубоглазая нимфа Лариопея узнать о судьбе своего сына, необыкновенно красивого юноши. Нимфа знала о том, что сын ее – смертный, волновала ее мысль, как долго он проживет на свете. «Твой сын будет жить столько, пока не увидит самого себя» - ответил ей пророк. А сын рос и становился все краше. Красотой юноши восхищались все, а особенно молоденькие нимфы. Но не веселые молоденькие нимфы, ни смертные девушки никогда не заслуживали его гордого взгляда. Красивый, статный юноша, который привык к вниманию и восторгу девушек, никого не любил и пренебрегал даром золотой Афродиты – любовью. Прекрасная богиня, которая не прощала неуважения к себе, жестоко его наказала. (Нарцисс)
Теперь нашему герою осталось служить царю Еврисфею в последний раз. Правда, царь давал задания все сложнее и сложнее, а теперь напоследок решил еще больше усложнить задачу. Еврисфей приказал привести из царства мертвых сторожевого пса Кервера, страшное чудовище. Кервер имел три головы на одной длинной шее, огромную гриву из ядовитых гадюк, а вместо хвоста у него – дракон. Этот пес сторожил выход из царства мертвых могущественного бога Аида, и горе было тому, кто вновь хотел вернуться на землю, на солнечный свет. Кервер кидался на него, тянул назад в черноту. А потом возвращался на свое место, и оттуда слышался его жуткий лай. Когда люди узнали, кого должен привести к царю Еврисфею герой, в Микенах началась паника, крики, стоны, плач: все жалели своего любимого героя. (Геракл)

Конкурс «Олимпийские вопросы»
Что такое Олимп? (самая высокая гора в Греции, на которой согласно мифологии жили боги)
Как вы понимаете выражение «олимпийское спокойствие»? (невозмутимость, покой)
Какая еда олимпийцев? (нектар и амброзия)
Что такое Олимпийские игры? (соревнования, которые проводились между представителями городов – государств Древней Греции)
В каком году были проведены первые Олимпийские игры? (776 г.д.н.э.)
Какие виды спортивных соревнований входили в программу первых Олимпийских игр? (бег, пятиборство: прыжки, метание диска и копья, соревнование по бегу и борьбе, бокс, борьба, конные соревнования)
Каким образом и где зажигается Олимпийский огонь? (его зажигают в том месте, где проводят олимпийские игры во время открытия, и он горит до их завершения)
Объясните значение выражения «Что позволено Юпитеру, не позволено быку» (если что-то позволено какому-то человеку или группе людей, то это не означает, что оно позволено всем остальным, то есть наличие двойных стандартов)
Кому в Древней Греции под угрозой смерти запрещали присутствовать на Олимпийских играх? (женщинам)
Кто из греческих титанов стал самым большим врагом Олимпийских игр и лучшим другом людей? (Прометей)
В каком году и где проведены первые Олимпийские игры современности под эгидой Международного Олимпийского комитета? (1896 г. город Афины)

ІІІ. ПОДВЕДЕНИЕ ИТОГОВ
Какая из команд набрала большее количество «сердец», та и выиграла. Также подводится итог личного участия в блиц – турнире. Выставляются оценки.
IV. ДОМАШНЕЕ ЗАДАНИЕ
Повторить мифы Древней Греции. Подготовиться к уроку по истории Древнего Рима.