«Особенности подготовки юных футболистов»

Методические рекомендации по подготовке футболистов по возрастным группам

Разработал:
Казак Валерий Артурович, тренер-преподаватель МБОУ ДОД «ДЮСШ «Старт» Первомайского района г. Владивостока», 2016г.

Тема: «Особенности подготовки юных футболистов»

Аннотация.

Подготовка футболистов детского, подросткового и юношеского возраста отличаются от подготовки взрослых футболистов. Она отличается в физической подготовке, в обучении технике и тактике, применении методов подготовки и во многом другом.
Основой обучения и тренировки юных футболистов является разносторонняя физическая подготовка и на этой основе постепенное развитие специальных физических качеств.
Что касается подготовки юных футболистов, то учебно-воспитательная работа с ними строится в соответствии с их возрастом. Методы подготовки находятся в тесной связи с физическим и психологическим развитием ребёнка.

Подготовка футболистов детского возраста.
В обучении футболистов детского возраста значительное место отводится физической подготовке. Из всех физических качеств основная роль принадлежит развитию ловкости. При этом в соотношении применяются упражнения на ловкость, развивающие общее и специальное «чувство мяча». Для развития «чувства мяча», в первую очередь, подходят виды – ручной мяч, баскетбол, не говоря уже о футболе.
Соотношение общей и специальной подготовки на этих занятиях
должно выглядеть так: 65:35% в пользу общей подготовки.
Определение нагрузки футболистов детского возраста требует большого профессионального опыта, понимания психологии детей.
В этот период ребята быстро растут, прибавляют в весе. За год они вырастают на 4-6 см, а вес увеличивается на 1-3 кг. Постепенно увеличивается объём и сила мышц. Следствием развития силы мышц и двигательного аппарата является чрезвычайная подвижность, не утомляемость ребят. Но нужно думать и о том, чтобы у них оставалось достаточно силы на учёбу в школе, игры во дворе и. конечно, на отдых.
Объём тренировочных занятий, интенсивность должна быть значительно меньше, чем у подростков и юношей.
Для детей необходимо проводить по 2-3 (продолжительностью 60-90 минут) тренировки в неделю.
Таким образом, в месяц приходится 10-12, в год – 120-140 тренировочных занятий.
В неделю 1-2 раза должна быть запланирована двухсторонняя игра или товарищеский матч 2х20.

Подготовка футболистов подросткового возраста.
В физической подготовке подростков помимо развития координации движений и быстроты, постепенно всё больше внимания нужно уделять развитию силы, а позднее и выносливости. Общая и специальная физическая подготовка в этом возрасте планируется в равном соотношении: 50:50%.
При определении нагрузок следует принимать во внимание, что биологическое развитие подростков протекает быстрее, чем у футболистов детского возраста. Нередко за год они вырастают на 10см, а вес увеличивается на 4-5кг.
У подростков объём сердца увеличивается почти вдвое, в то время как органы дыхания развиваются сравнительно медленно. Кровяное давление нередко повышается. Сильные изменения претерпевает нервная система: она в это время чрезвычайно неустойчива, чувствительна.
Непропорциональное развитие подростков часто вызывает спад в их спортивном развитии. Поэтому подростков- футболистов нужно оберегать от внезапных и чрезмерных нагрузок и значительного утомления. Они должны быть оптимальными, а выполняемые ребятами движения следует подбирать с таким расчётом, чтобы помочь растущему организму развиваться пропорционально.
Тренировочные занятия проводятся по 80-100 минут 3-4 раза в неделю. Количество занятий колеблется в пределах 180-200. В неделю 1-2 раза проводятся матчи 2х30 минут.

Подготовка футболистов юношеского возраста.
Задача подготовки футболистов этого возраста состоит в том, чтобы совершенствовать у них необходимые физические качества.
Цель общей подготовки – дальнейшее всестороннее развитие. По сравнению с подготовкой футболистов детского возраста, соотношение общей и специальной подготовки у юношей обратно пропорциональное.
Нагрузки футболистов юношеского возраста приближаются к нагрузке взрослых.
По своему развитию, биологической зрелости юноши также приближаются к взрослым и способны выполнять уже довольно большой объём работы.
Число тренировок для юношей составляет 4-6 занятий в летний период, в период тренировочных сборов может составлять 10-12 занятий по 90-120 минут.
Для юношей необходимо проводить два раза в неделю игры по всем правилам 2х40 (45) минут.

Методические рекомендации к тренировкам юных спортсменов
1. Обязательным условием является разносторонняя физическая подготовка, являющаяся фундаментом будущих спортивных достижений.
2. Удельный вес обучения в тренировочном процессе должен быть большим, чем при работе со взрослыми.
3. Необходима строгая последовательность в увеличении нагрузок в выборе оптимальных нагрузок (для разного возраста, пола и степени подготовленности)
4. Недопустима формированная подготовка для достижения высоких спортивных показателей в кратчайший срок.
5. Для уменьшения физического и психологического напряжения в детских соревнованиях облегчаются условия противоборства.

Физическая подготовка

Основы обучения и тренировки в спортивных играх.

Задачи и структура учебно-тренировочного процесса.
Спортивные игры как одно из средств физического воспитания должны решать в учебно-тренировочном процессе задачи всестороннего развития занимающихся, направленных на достижения следующих целей:
А) воспитание у учащихся высоких волевых качеств, также забота о своём здоровье;
Б) формирование жизненно важных двигательных навыков и умений;
В) развитие у учащихся основных двигательных качеств, способности к оценке силовых качеств, формирование умений самостоятельно заниматься физическими упражнениями, воспитание потребности в личном физическом совершенствовании.
В содержание учебно-тренировочного процесса включаются: физическая, техническая, тактическая, психологическая, судейская подготовка.
Правильный подбор и дозировка упражнений, оценка состояния здоровья, физического развития, подготовленности возрастных особенностей занимающихся должны всегда находиться в центре внимания преподавателя.

II. Принципы обучения.
А) Принцип наглядности вытекает из необходимости формирования ясного представления об изучаемом материале с использованием четкого показа упражнения и Различных наглядных пособий. У одних восприятие происходит с опорой на зрительный анализатор, а у других – на слуховой.
Б) Принцип систематичности и последовательности. Новый материал должен опираться на ранее освоенный. Вначале изучаются основные приемы, т.е, без которых невозможна игра (футбол – остановка, узор).
В) Принцип постепенности, заключается в постепенном увеличении объема и интенсивности нагрузок.
Г) Принцип индивидуализации в процессе физического воспитания предполагает учет индивидуальных особенностей занимающихся с целью наилучшего развития их особенностей.
Д) Принцип созидательности и активности.

III. Методы обучения
А) Словесный метод: разбор, рассказ, объяснение, беседа, задание, указание, распоряжение.
Б) Наглядный метод: показ, демонстрация наглядных пособий, просмотр учебных игр или официальных соревнований.
В) Практические методы основываются на активной двигательной деятельности занимающихся – метод упражнения, метод игровой, соревновательный.

IV. Основные средства обучения и тренировки
А) Общеразвивающие упражнения решают задачу разносторонней физической подготовленности, способствуют развитию специальных физических качеств, необходимых для успешного овладения техникой игры. К этим упражнениям можно отнести все гимнастические, легкоатлетические, акробатические упражнения, способствующие совершенствованию и развитию двигательных навыков.
Б) Это развитие физических способностей – прыгучести, быстроты, двигательной реакции и ориентировки, силы, гибкости рук, умения быстро набирать скорость и принимать исходное положение для выполнения игрового приёма.
В) Поводящие упражнения, помогающие освоить технический приём.

V. Физическая подготовка – это педагогический процесс, направленный на укрепление здоровья, развитие двигательных качеств, повышение общей работоспособности организма. Она условно делится на общую и специальную.
Общая подготовка – ОФП решает задачи разностороннего физического развития, укрепления здоровья, общего подъёма функциональных возможностей, расширения объёма двигательных навыков, увеличения силы, быстроты. Выносливости. Ловкости и гибкости, повышения спортивной работоспособности.
При выполнении упражнений для развития физических качеств применяются известные в спортивной практике методы, главными из которых являются: до отказа, с max.усилием, с ускорением, равномерный, интервальный. Игровой, соревновательный.
Специальная физическая подготовка СФП – это процесс развития физических качеств и умений, которые являются предпосылкой быстрейшего овладения конкретными техническими приёмами.
Средствами её являются: во-первых, особо организованные упражнения условного характера из техники и тактики футбола. Во-вторых, элементы, отдельные части игровых движений и действий, а также упражнения, достаточно сходные с ними по форме и по взаимодействию, направленные на развитие физических качеств. Её средствами развивают определённые качества, необходимые в игровых условиях: умение быстро перемещаться, умение быстро переходить из статического положения в движение, умение быстро остановиться после перемещения, развивают прыгучесть, подвижность в суставах, игровую ловкость, силу отдельных групп мышц.
В первую часть тренировки рекомендуется включать упражнения для развития быстроты, ловкости, прыгучести.
Во вторую часть – упражнения для развития силы и других качеств.










13PAGE 15


13PAGE 14215




15