Презентация по литературе Серебряный век в русской литературе


Серебряный век — образное название периода в истории русской поэзии, относящегося к началу XX века, данное по аналогии с «Золотым веком» (первая треть XIX века). На авторство термина претендовали философ Николай Бердяев, поэты и критики Николай Оцуп, Сергей Маковский..СЕРЕБРЯНЫЙ ВЕКВ ЛИТЕРАТУРЕ Литературные течения и объединенияСимволизм Новое  литературное направление — символизм — явилось порождением глубокого кризиса, охватившего европейскую культуру в конце XIX века. Кризис проявился в негативной оценке прогрессивных общественных идей, в пересмотре моральных ценностей, в утрате веры в силу научного сознания, в увлечении идеалистической философией. Русский символизмЗарождался в годы крушения Народничества, широкого распространения пессимистических настроений. декадансЛитература Серебряного века ставит не злобные социальные вопросы, а глобальные философские. Хронологические рамки русского символизма1890-е годы —1910 год. На становление символизма в России повлияли две литературные традиции:российская  поэзия Фета, Тютчева, проза Достоевского;Поэзия французского символизма. Основная мысль: искусство — средство познания мира.Символизм не был однородным. В нём выделялись школы и течения: «старшие» и «младшие» символисты. Старшие символисты Петербургские символисты: Д. С. Мережковский, З. Н. Гиппиус, Ф. К. Сологуб.В их творчестве поначалу преобладали упаднические настроения, мотивы разочарования, декаданс.Московские символисты: В. Я. Брюсов, К. Д. Бальмонт.«Старшие» символисты воспринимали символизм в эстетическом плане. По мысли Брюсова и Бальмонта, поэт — прежде всего творец сугубо личных и чисто художественных ценностей.Младшие символистыА. А. Блок, А. Белый, В. И. Иванов. «Младшие» символисты воспринимали символизм в философско-религиозном плане. Для них символизм  — это философия, преломленная в поэтическом сознании. Серебряный век. СимволизмСимволизм (от греч. simbolon – знак, символ) – направление в европейском искусстве 1870 – 1910-х г.; одно из модернистских течений в русской поэзии на рубеже XIX – XX веков. Сосредоточено преимущественно на выражении посредством символа интуитивно постигаемых сущностей и идей, смутных, часто изощрённых чувств и видений.Само слово "символ" в традиционной поэтике означает "многозначное иносказание", то есть поэтический образ, выражающий суть какого-либо явления; в поэзии символизма он передаёт индивидуальные, часто сиюминутные представления поэта. Среди мировСреди миров, в мерцании светилОдной Звезды и повторяю имя...Не потому, чтоб я Её любил.А потому, что я томлюсь с другими.И если мне в сомненье тяжело,Я у Неё одной молю ответа, Не потому, что от Неё светло, А потому, что с Ней не надо света.Я – бог таинственного мира,Весь мир в одних моих мечтах.Не сотворю себе кумираНи на земле, ни в небесах.Моей божественной природыЯ не открою никому.Тружусь, как раб, а для свободыЗову я ночь, покой и тьму.Иннокентий АнненскийФёдор Сологуб Началом русского символизма считается момент, когда Мережковский опубликовал свою статью «О причинах упадка и о новых течениях в современной русской литературе», прочитанную им в Петербурге в декабре 1892. Расцвет русского  символизма связан с приходом  А. Блока, А. Белого, Вяч. Иванова, И. Анненского,  Мне открылось, что времени нет,Что недвижны узоры планет,Что бессмертие к смерти ведет,Что за смертью бессмертие ждет. К. Бальмонт…только мимолетности я влагаю в стих. К. БальмонтЯ в этот мир пришел, чтоб видеть Солнце… СОЛНЕЧНЫЙ ПОЭТКонстантин Бальмонт 1867г. – Родился в деревне Гумнище, Владимирской губернии, в дворянской семье. Учился в гимназии в Шуе. 1886 г. поступил на юридический фак. Московского университета, но был исключен за участие в студенческом движении.1890 г. – вышел первый сборник стихотворений Бальмонта 1894 г. – «Под северным небом», потом «Тишина», «Будем как Солнце». В них преобладают мотивы гражданской скорби. Вскоре Бальмонт выступает как один из зачинателей символизма.1895—1905г. Бальмонт был едва ли не самым известным среди русских поэтов; позднее его популярность падает..Бальмонт совершил несколько кругосветных путешествий, описав их в книгах. Был захвачен революционными событиями 1905 г., выступал со стихами, славящими рабочих «Песни мстителя» .Из-за репрессий жил за границей и вернулся на родину в 1913 г. Знал многоязыков, переводил из поэзии Запада и Востока. Первым осуществил перевод на русский язык поэмы классика грузинской литературы Шота Руставели «Витязь в тигровой шкуре».1921 г. эмигрировал, жил, сильно нуждаясь, во Франции. Создал там цикл ярких стихотворений, полных тоски по России.Всего выпустил 35 сборников стихов, 20 книг прозы1942 г. Умер в городке Нуази-ле-Гран близ Парижа. Я возглас боли, я крик тоски.Я камень, павший на дно реки.Я тайный стебель подводных трав.Я бледный облик речных купав.Я легкий призрак меж двух миров.Я сказка взоров. Я взгляд без слов.Я знак заветный, – и лишь со мнойТы скажешь сердцем: «Есть мир иной» Хочу быть дерзким, хочу быть смелым,Из сочных гроздий венки свивать.Хочу упиться роскошным телом,Хочу одежды с тебя сорвать!Хочу я зноя атласной груди,Мы два желанья в одно сольем.Уйдите, боги! Уйдите, люди!Мне сладко с нею побыть вдвоем!Пусть будет завтра и мрак и холод,Сегодня сердце отдам лучу.Я буду счастлив! Я буду молод!Я буду дерзок! Я так хочу!Мотивы лирикиТЕМА СОЛНЦА: Я В ЭТОТ МИР ПРИШЕЛ, ЧТОБ ВИДЕТЬ СОЛНЦЕ…ПРИРОДА: ЕСТЬ В РУССКОЙ ПРИРОДЕ УСТАЛАЯ НЕЖНОСТЬ..ТЕМА ЛЮБВИ. Брюсов Валерий Яковлевич (1873-1924 гг.)Русский поэт. Внук поэта-баснописца И.Л. Бакулина и бывшего крепостного, откупившегося на волю и открывшего торговое дело.1873 г. – род. в Москве. 1885—1893г . учился в частной гимназии. 1893—1899 на историко-филологическом фак. Московск. универс. 1894—1895 г. издал три сб. «Русские символисты», из его стихов.1890-х Брюсов известный поэт-символист, знаком с БальмонтомПосле университета был в журнале «Русский архив», он стал инициатором и руководителем издательства «Скорпион»,Брюсов блестяще переводил произведения армянских поэтов, исследовал творчество А.С Пушкина, Н.В. Гоголя, Ф.И. Тютчева. После Октябрьской революции он активный издательский деятель:1917-1919 гг. возглавлял Комитет по регистрации печати. 1918—1919 гг. — заведующий Московским библиотечным отделом.1921 г. председатель Президиума Всероссийского союза поэтов; 1919 г работал в Государственном издательстве, был член Государственного ученого совета, профессор МГУ; 1922 г —заведующий Отделом художественного образования. 1921 г организовал Высший литературно-художественный институт (ВЛХИ) и до конца жизни был его ректором и профессором.1924 г. – умер. Похоронен на Новодевичьем кладбище. Мы встретились с нею случайно,И робко мечтал я об ней,Но долго заветная тайнаТаилась в печали моей.Но раз в золотое мгновеньеЯ высказал тайну свою;Я видел румянец смущенья,Услышал в ответ я "люблю".И вспыхнули трепетно взоры,И губы слилися в одно.Вот старая сказка, которойБыть юной всегда суждено.Тема любвиГимн женщине «Женщине» Валерий БрюсовТы — женщина, ты — книга между книг,Ты — свернутый, запечатленный свиток;В его строках и дум и слов избыток,В его листах безумен каждый миг.Ты — женщина, ты — ведьмовский напиток!Он жжет огнем, едва в уста проник;Но пьющий пламя подавляет крикИ славословит бешено средь пыток.Ты — женщина, и этим ты права.От века убрана короной звездной,Ты — в наших безднах образ божества!Мы для тебя влечем ярем железный,Тебе мы служим, тверди гор дробя,И молимся — от века — на тебя! «Творчество»: Фиолетовые руки На эмалевой стене Полусонно чертят звуки В звонко-звучной тишине.  Стихотворение «Юному поэту»: Юноша бледный со взором горящим, Ныне даю я тебе три завета. Первый прими: не живи настоящим, Только грядущее – область поэта. Кинжал поэзии! Кровавый молний свет,  Как прежде пробежал по этой верной стали.  И снова я с людьми – затем, что я поэт,  Затем, что молнии сверкали. Поэт – певец свободы. Он должен всегда находиться на переднем крае. Поэт свято верит в торжество идей свободы, он счастлив служить людям: Мучительный дар даровали мне боги,Поставив меня на таинственной грани.И вот я блуждаю в безумной тревоге,И вот я томлюсь от больших ожиданий.Нездешнего мира мне слышатся звуки,Шаги эвменид и пророчества ламий …Но тщетно с мольбой простираю я руки,Невидимо стены стоят между нами.Земля мне чужда, небеса недоступны,Мечты навсегда, навсегда невозможны.Мои упованья пред миром преступны,Мои вдохновенья пред небом ничтожны. Это стихотворение о трагическом одиночестве поэта: он-человек, поэтому никогда не сможет достичь небесных сфер; он-поэт, поэтому никогда не обрести ему гармонии в мире людей. Наступление жестокого индустриального века. Неприятие города: Ты гнешь рабов угрюмых спины, Чтоб, исступленны и легки, Ротационные машины Ковали острые клинки.  Единое счастье – работа… энергичное обращение к читателю – рабочему, хлеборобу, писателю – с призывом упорно трудиться: Иль – согнут над белой страницей, — Что сердце диктует, пиши; Пусть небо зажжется денницей, — Всю ночь выводи вереницей Заветные мысли души! Заключительные строки стихотворения стали общеизвестными благодаря сосредоточенному в них высокому смыслу: Работай до жаркого пота, Работай без лишнего счета, Все счастье земли – за трудом!  Восхищение человеком как мыслящим существом, способным изменять мир, выражено в стихотворении «Хвала человеку». Брюсов увлекался идеями научно-технического прогресса, приветствовал активную творческую деятельность человечества, даже мечтал о будущих полетах в космос. Поэт создает собирательный образ Человека-творца, способного изменить к лучшему окружающее пространство: Молодой моряк вселенной, Мира древний дровосек, Неуклонный, неизменный, Будь прославлен, Человек!  Федор Кузьмич Сологуб (псевдоним, настоящая фамилия — Тетерников; 1863—1927) — поэт и прозаик. литературный кружок «старших» символистов В основе поэзии Сологуба — ощущение жизни, отравленной ежечасным ожиданием смерти, погружение в безотрадные потемки человеческого духа, состояние отчаянной усталости и «бессмысленных томлений». В образах, изощренно спутывающих явь и сновидение, быль и фантастическую грезу, легенду, Сологуб «уличает» земную жизнь в обманах, неизбывном зле, скрывающемся под множеством личин, всюду видит неустранимую вражду между хаосом чувств и «печальным» сознанием человека.Стихи начал печатать с 1884 г. На революцию 1905 г. Сологуб откликнулся рядом стихотворений, окрашенных симпатиями к ней. Однако поражение революции усилило упадочную настроенность, индивидуалистическую замкнутость и антиобщественные мотивы его творчества. Октябрьскую революцию Ф. Сологуб встретил холодно и отчужденно.В последние годы жизни активно занимался переводами. Родился 17 февраля (1 марта н.с.) в Петербурге в бедной семье (отец - портной, бывший крепостной, мать - крестьянка). В четыре года потерял отца, мать стала работать прислугой в доме одной петербургской чиновницы. Учился в приходской школе, затем в уездном училище, закончил образование в Петербургском учительском институте (1882). В 1882 - 92 был учителем математики в провинциальных городах, до выхода в отставку в 1907 продолжал педагогическую деятельность в Петербурге. Первые стихотворения, в которых присутствует влияние символистов, напечатал в 1884. Десять лет работы в провинции не прошли для него даром: он привез в Петербург начатый еще в 1882 роман "Тяжелые сны", который в 1895 был опубликован в "Северном вестнике".  В "Северном вестнике" в 1893 - 97 были помещены 17 его стихотворений (2 из них - переводы из Верлена), три рассказа ("Тени"; "Червяк"; "К звездам"), пять статей на общественные темы, множество рецензий. Уже находясь в Петербурге, он вошел в круг русских символистов, объединившихся вокруг журнала "Северный вестник" (Минский, Мережковский, Гиппиус, Бальмонт и др.). В 1895 - 96 выходят его первые сборники: "Стихи. Книга первая", "Тени. Рассказы и стихи". Сологуб занимает в литературе "такое свое место, что не признавать его сделалось нельзя" (З.Гиппиус). Выходят его книги стихов ("Змий. Стихи. Книга шестая", 1907; "Пламенный круг", 1908) и рассказов ("Книга разлук", 1908; "Книга очарований", 1909). В эти годы выступает и как драматург ("Дар мудрых пчел", 1907; "Победа смерти" и "Ночные пляски", 1908, и др.). Вершиной его прозы стал знаменитый роман "Мелкий бес", написанный в 1902 и опубликованный в 1907. Появление этого романа определило дальнейшую судьбу Сологуба: он смог выйти в отставку и заняться только литературным трудом. Он начинает писать роман "Навьи чары".  В 1910 - 12 выходит Собрание сочинений Сологуба в двенадцати томах. Февральскую революцию приветствовал, Октябрьскую не принял, однако продолжал общественно-литературную деятельность. В марте 1918 был избран председателем Совета Союза деятелей художественной литературы. Издал свои демократические стихи разных лет (сборник "Соборный благовест", 1921). Много занимается переводами. В 1924 избирается почетным председателем секции переводчиков в Союзе ленинградских писателей, в 1925 - председателем секции детской литературы, в 1926 - председателем правления Союза, входит в редколлегию "Всемирной литературы". В эти годы выпускает ряд сборников стихов. 5 декабря 1927 Ф.Сологуб скончался в Ленинграде. «Я — бог таинственного мира…»)«Я - бог таинственного мира...» Я - бог таинственного мира, Весь мир в одних моих мечтах, Не сотворю себе кумира Ни на земле, ни в небесах. Моей божественной природы Я не открою никому. Тружусь, как раб, а для свободы Зову я ночь, покой и тьму. Мотив смерти Покоя мёртвых не смущай, – Могилы украшай цветами, Но бесполезными слезами Земли не орошай. Из замогильной дали Не долетит, как не зови, На запоздалый крик печали Ответный голос их любви. Дождь неугомонныйШумно в стекла бьет,Точно враг бессонный,Воя, слезы льет. Ветер, как бродяга,Стонет под окном,И шуршит бумагаПод моим пером. Анненский Иннокентий Фёдорович, (1855-1909), русский поэт, переводчик, драматург, критик, педагог.Родился в Омске в семье крупного чиновника. По матери приходился дальним родственником Пушкину. Когда ему исполнилось четыре года, семья перебралась в Томск, а через год – в Петербург, где отец получил должность чиновника по особым поручениям в Министерстве внутренних дел. Но в 1874 его разбил паралич, и материальное положение семьи стало очень тяжёлым.Окончив гимназию в 1872, Анненский лишь в 1875 поступил в университет. Окончил историко- филологический факультет Петербургского университета в 1879.В это время он женился на Надежде Валентиновне Хмара-Барщевской, вдове с двумя сыновьями-подростками, которая была старше его на 23 года. Через год у них родился сын Валентин, будущий поэт, писавший под псевдонимом «В. Кривич».После окончания университета началась многолетняя педагогическая деятельность Анненского: он преподавал греческий и латинский языки в гимназии, был директором Николаевской мужской гимназии в Царском Селе, читал лекции по истории древнегреческой литературы на Высших женских курсах в Петербурге.Одновременно с преподавательской работой перевёл и опубликовал трагедии Еврипида. Издавал статьи о русской литературе, писал стихи и поэтические трагедии.Лирика его, носившая символический характер, отличалась глубокой искренностью и в дальнейшем оказала сильное влияние на творчество поэтов-акмеистов, которыеобъявили Анненского своим духовным учителем.1 Есть любовь, похожая на дым; Если тесно ей - она одурманит, Дать ей волю - и ее не станет...Быть как дым,- но вечно молодым. Есть любовь, похожая на тень: Днем у ног лежит - тебе внимает, Ночью так неслышно обнимает... Быть как тень, но вместе ночь и день... АНДРЕЙ БЕЛЫЙБОРИС БУГАЕВ1880 – 1934г.русский прозаик, поэт, критик, литературовед 1880, род. – в Москве в дворянской семье известного математика, профессора МГУ Николая Васильевича Бугаева.1891 – Борис Бугаев поступает в Московскую частную гимназию.1895 – знакомится с Сергеем Соловьевым и его родителями, брат отца– философ Владимир Соловьев.1899– Борис Бугаев студент естественного отделения физико-математического факультета Московского университета.1900– работает над «Северной симфонией» и циклом символистских стихов; начинает серьезно изучать философские труды и поэзию В. С. Соловьева.1901 знакомится с В. Брюсовым, Д. Мережковским и З. Гиппиус.1902, – в свет выходит «2-я драматическая симфония»; она стала первой публикацией Бориса Бугаева, впервые подписана псевдонимом Андрей Белый;1903  – начало переписки с Александром Блоком; – скоропостижно скончался М. С. Соловьев, в тот же день не в силах перенести утрату застрелилась О. М. Соловьева; – поэтический дебют А. Белого в альманахе «Северные цветы»; – Белый знакомится с К. Д. Бальмонтом, М. А. Волошиным и другими символистами,; – получает диплом об окончании университета; 1904 – Белый знакомится с А. Блоком и его женой Любовью Дмитр.; в свет выходит первый поэтический сборник Белого «Золото в лазури»;– Белый знакомится с Вячеславом Ивановым;– поступает на историко-филологический факультет Московского университета, гостит у А. Блока в Шахматове;1905, 9 января – Белый приезжает в Петербург к Блокам и Мережковским, становится свидетелем Кровавого воскресенья и участником последующих событий и акций протеста;– приезжает в Шахматово к Блокам, делает письменное признание в любви Любови Дмитриевне Блок;1906 – объясняется в любви Л. Д. Блок; – подает прошение об отчислении из университета и отправляется в путешествие по Европе.1907 – Андрей Белый возвращается в Москву; – Блок вызывает Белого на дуэль; при встрече конфликт улаживается.1910– живет в Петербурге на квартире («Башне») Вячеслава Иванова; – в свет выходит отдельное издание «Серебряного голубя»; – читает лекцию в Религиозно-философском обществе на тему «Трагедия творчества у Достоевского», возобновляет дружбу с Блоком, после смерти Льва Толстого пишет брошюру «Трагедия творчества. Достоевский и Толстой»; 1912,– отказ печатать роман; – Белый передает написанные главы романа «Петербург» другому издателю и уезжает с Асей Тургеневой в Европу. 1913 – возвращаются в Россию; в Петербурге Белый знакомится с Ивановым, общается с Блоком, Мережковским, Гиппиус, Бердяевым; с группой русских антропософов выезжает в(Хельсинки), где читает лекции.1916– в России выходит отдельное издание романа «Петербург»;– в связи с призывом на военную службу Белый возвращается в Россию– получает трехмесячную отсрочку от службы;1917– вновь получает двухмесячную отсрочку от военной службы; – попеременно живет в Петрограде и Царском Селе, знакомится с С. Есениным, Н. Клюевым, другими «крестьянскими поэтами», а также с М. Пришвиным, Е. Замятиным, О. Форш, А. Чапыгиным, К. Петровым-Водкиным и др.;28 февраля – в Петрограде произошла революция; Белый возвращается в Москву.1918, – работает над эпопеей «Я» («Записки чудака») и циклом философско-публицистических этюдов «На перевале», пишет поэму «Христос воскрес»; – поступает на службу помощника архивиста; читает лекции в первое московском Антропософском обществе; публикует книгу «На перевале: служит в московском Пролеткульте и в Театральном отделе Наркомпроса.1919 – участвует а организации Дворца искусств в Москве, выходит в свет поэма «Христос воскрес»; его избирают в состав Президиума Всероссийского союза поэтов; служит в Отделе охраны памятников старины.1920, 17 февраля – 9 июля – в Петрограде работает в Вольной философской ассоциации (Вольфила), председателем совета которой его избрали – в Москве работает над книгами: «Лев Толстой и культура», «Кризис сознания»,. символистов «Весы».В 1906—1908 гг. Белый пережил личную драму: он безнадёжно влюбился в жену Блока Любовь Дмитриевну. Это повлекло за собой трагический надлом в отношениях с другом-поэтом и в конце концов вылилось в пронзительную лирику (сборник «Урна», 1909 г.).Роман «Серебряный голубь» (1909 г.) — попытка осмыслить катастрофическое состояние России как пролог к её грядущему духовному возрождению.В первой половине 10-х гг. создан самый известный роман Белого, представляющий собой одно из высших достижений русского символизма, — «Петербург»,.В Октябрьском перевороте 1917 г. Белый увидел очередное явление очистительной стихии. Он искренне старался приспособиться к жизни в новой России, участвуя в «культурном строительстве», даже написал поэму, пронизанную революционным пафосом, — «Христос воскрес» (1918г.). Однако в начале 20-х гг. опять уехал за границу.Встречавшие его в Берлине отмечали в нём душевный надлом. Причинами послужили измена жены, разочарование в учении немецкого мистика.В последние годы жизни он выпустил три книги воспоминаний.. Эти мемуары —- бесценный источник сведений об эпохе и о литературных исканиях.Летом 1933 г. в Коктебеле у Белого случился солнечный удар. 8 января 1934 г. после нескольких кровоизлияний в мозг «гениального и странного» (по словам Блока) писателя не стало. 1921 последняя встреча с А. Блоком (7 августа умирает А. Блок);11 августа – Белый начинает писать воспоминания о Блоке;20 октября – Белый уезжает в Берлин;1922 – начинает сотрудничать с берлинской газетой «Голос России», готовит к изданию сокращенную и переработанную редакцию романа «Петербург», выступает на митинге, посвященном организации помощи голодающему населению России; – Белый сближается с Мариной Цветаевой, начинает работать над книгой стихов.1923– возвращается в Москву.1924 последняя встреча с Брюсовым.1928 – пишет автобиографический очерк «Почему я стал символистом и почему я не перестал им быть…» – публикует роман «Петербург»; – работает над первым томом мемуаров «На рубеже двух столетий»; – работает над романом «Маски», третьей частью трилогии «Москва».1930– выходят в свет воспоминания «На рубеже двух столетий – отдыхает в Крыму, в последний раз встречается в Коктебеле с М. Волошиным;1931 – регистрирует брак с К. Н. Васильевой (отныне – Бугаевой);– пишет письмо И. В. Сталину; работает над книгой о Гоголе, уезжает в Москву.1932 – работает над книгой «Мастерство Гоголя»; – сдает часть своего архива в Литературный музей;1933, январь – выходит в свет роман «Маски»; «вечера» Андрея Белого в Политехническом музее; Белый отдыхает в Коктебеле;8 декабря – из-за ухудшения самочувствия Белого помещают в больницу. 1934,8 января – Андрей Белый скончался от паралича дыхательных путей в присутствии жены и врачей. Его прах захоронен на Новодевичьем кладбище в Москве. Поля моей скудной землиВон там преисполнены скорби.Холмами пространства вдалиИзгорби, равнина, изгорби!Косматый, далекий дымок.Косматые в далях деревни.Туманов косматый поток.Просторы голодных губерний.Просторов простертая рать:В пространствах таятся пространства.Россия, куда мне бежатьОт голода, мора и пьянства?От голода, холода тутИ мерли, и мрут миллионы.Покойников ждали и ждутПологие скорбные склоны.Там Смерть протрубила вдалиВ леса, города и деревни,В поля моей скудной земли,В просторы голодных губерний.     Русь Солнцем сердце зажжено. Солнце - к вечному стремительность. Солнце - вечное окно в золотую ослепительность. Роза в золоте кудрей. Роза нежно колыхается. В розах золото лучей красным жаром разливается. В сердце бедном много зла сожжено и перемолото. Наши души - зеркала, отражающие золото.