Конспект урока По заповедным тропам Республики Коми


Тема урока: «По заповедным тропам Республики Коми».
Предмет: краеведение
Класс: 3
Учитель: Исакова Евгения Васильевна
Цели: познакомить с национальным парком «Югыд ва», Печоро -Илычским заповедником, с животными и растениями; развивать память, речь, мышление, творческие способности; формировать любовь к Родине.
Планируемые результаты: учащиеся научатся отличать заповедник от национального парка; понимать, принимать и сохранять учебную задачу; выполнять задания творческого и поискового характера, ориентироваться в своей системе знаний; отличать новое от уже известного с помощью учителя; слушать и понимать речь других; наблюдать и выделять характерные особенности природных объектов( национального парка и заповедника) знать общепринятые правила поведения в национальных парках и заповедниках ;добывать новые знания: находить ответы на вопросы, используя энциклопедии, свой жизненный опыт и информацию, полученную на уроке;
Оборудование: Рабочая тетрадь по краеведению, презентация , «Красная книга Р.К»
Дидактическая структура урока Деятельность учителя и ученика Универсальные учебные действия
1 этап.
Организационный
момент.
2 этап.
Проверка домашнего задания.
3 этап.
Актуализация знаний.
4 этап
Самоопределение деятельности.
5 этап.
Работа по теме урока.
Цель
Работа в тетради
6этап.
Закрепление изученного материала.
Физминутка8 этап.
Подведение итогов урока.
9 этап.
Домашнее задание
Рефлексия

-Видза оланныд,челядь.
-Какой сейчас урок?
-Что мы изучаем на уроке краеведение? (О Р.Коми)
-Какую тему проходили на прошлом уроке? (Поверья и сказки о домашних животных).
-Какое было домашнее задание? (Выучить пословицы) Дети говорят по цепочке.) -О ком эти пословицы? (О животных). Собака, кошка, корова….
-Что объединяет этих животных? (Они домашние).Есть домашние животные и….(дикие).
Слайд1А теперь послушайте загадки о диких животных.
Тяжёлы рога по весу,
Ходит важно он по лесу:
Он хозяин ,а не гость-
Хмурый и сердитый….(лось)
Хищный маленький зверёк,
Но не норка, не хорёк.
Белочка в дупле боится
Что найдёт её….(куница)
Ценный мех она имеет,
Бегать шустренько умеет,
Слышит чутко, видит зорко
И зовётся она…(норка).
Бурый зверь свалил осину,
Оттащил её в плотину.
Будет жить он в прочной хатке,
Раз с плотиной всё в порядке.(бобёр)
Птица медленно плывёт,
Словно белый теплоход,
Горделива и красива
Терпелива и пуглива.(лебедь)
В природе он в тайге живёт
Не царствует там тополь,
Где хвойный лес, сосна растёт,
Мелькнёт красавец….(соболь)- Что объединяет всех этих животных?(дикие , редкие)
Эти животные редкие , что нужно делать, чтобы они не исчезли?(охранять)
-Что люди делают, чтобы сохранить этих животных?( говорят предположения)
Слайд2-Из какой книги мы узнаём о редких животных и растениях?(Красная книга Р.К., Российской федерации)

-Почему эта книга не жёлтая , а красная?(сигнал опасности, предупреждение)
-Для чего нужна Красная книга?(Она информирует какие растения и животные в опасности. Предупреждение, что животные и растения в беде.)-Люди создают общества по охране животных, исследуют, восстанавливают природу.
Чтобы эти животные совсем не исчезли, что создали люди?(Заповедники и Национальные парки).
А вам интересно узнать о заповедниках и парках Р.К ?-Сформируйте тему урока (Заповедники и Национальные парки). Слайд 3
На уроке мы « Пройдёмся по заповедным тропам Республики Коми»
Исходя из темы какую цель мы поставим перед собой? (предполагают).
Наша главная цель познакомиться с заповедником и парком в Р.Коми. (Слайд 4)
Чтобы достигнуть цели нам нужно поставить перед собой задачи. Задайте вопросы на которые вы хотите получить ответы.(Дети задают вопросы).
Вы задавали такие вопросы?
Какие есть заповедники и национальные парки в Республике Коми?
Где находятся заповедники и национальные парки в Республике Коми?
Кого охраняют в заповедниках и национальных парках?
Чем отличается заповедник от национального парка?
Слайд 5
Прочитайте первый вопрос на который мы получим ответ.
Какие есть заповедники и национальные парки в Республике Коми?
-Кто знает ответ на этот вопрос?
(Работа в тетради .Читает ученик и записываем в тетради.)
Прочитайте второй вопрос.
Где находится заповедник?
-Эта карта какой республики?(Республики Коми)
-Какая столица Р.Коми?
-Найдите в тетради и раскрасьте кружок.
Показать где Печоро-Илычский заповедник.
-Как вы считаете почему этот заповедник на назвали Печоро- Илычский ? Посмотрите в тетради между какими реками оно находится?(Печора и Илыч).Поэтому заповедник так назван.
*Заповедник создан в 1930 г. В Кома АССР в близи Уральских гор для восстановления соболя. Расположен в Р.Коми с севера и с запада ограничен реками Илыч и Печора.
Давайте найдём на карте и раскрасим.
*Национальный парк «Югыд ва»создан в 1994 г. Расположен возле Уральских гор.С перевода с коми обозначает «светлая вода»
В 1996г.(2 года спустя) внесён в список Всемирных национальных парков,т.е об этом парке знают не только в Р.К., но и во всём мире. По площади занимает 3 место.
На карте видно,что на юге национального парка «Югыд ва» граничит с заповедником «Печоро –Илычским»
Слай 7. Жемчужиной Печоро-Илычского заповедника являются каменные столбы «Болваноиз».  Уральские горы — одна из старейших горных систем мира. Различные виды горных пород под воздействием влаги и перепадов температур разрушаются с разной скоростью. Эти столбы – всё что осталось от некогда величественных гольцов Северного Урала.
Слайд 8-9
Природные ценности национального парка «Югыд ва» это непревзойдённая северная природа, красивейшие реки озёра, редкие растения и животные, горные хребты и вершины
-Какие ценности национального парка?
ФизминуткаСлайд 10
Про себя прочитайте третий вопрос.
Кого охраняют в заповедниках и национальных парках?
-Как вы считаете, кого охраняют?
В заповедниках и парках охраняют животных: млекопитающих, птиц, рыб.
-Сколько видов млекопитающих в Печоро-Илычском заповеднике? В национальном парке «Югыд ва»?
-Сколько видов птиц в Печоро-Илычском заповеднике?
В национальном парке «Югыд ва»?
-Сколько видов рыб в Печоро-Илычском заповеднике?
В национальном парке «Югыд ва»?(Ответы в таблице )
Природными ценностями в заповеднике и национальном парке являются не только животный мир, но и растительный. Растут редкие растения (Венерин башмачок, радиола розовая. (Показать картины)
Слайд 11.
в Печоро-Илычском заповеднике есть лосеферма в которой одомашнивают лосей. Они выносливы и их используют, как транспортное средство до появления буранов. Теперь выяснилось, что молоко лося обладает целебными свойствами.
-Вы уже узнали о многих животных. Давайте проверим запомнили ли вы их названия?
Слайд 12.
Лось- куница- норка- бобр- лебедь- кулик—соболь-росомаха-кидас(помесь норки-соболя)
Многих животных вы знаете. Молодцы!
Слайд 13.
В парках и заповедниках не только охраняют млекопитающих и птиц, но и рыб.
Сколько видов рыб обитают в заповеднике и национальном парке?( 20 видов)
Это хариус (Мощные плавники помогают плыть против течения).
Это сёмга(достигаетдо1,5 метра и масса до 43 кг. Живут до 13 лет).Сиг- зимой сиг стоит в ямах, т.к. не хватает кислорода, а весной когда с таянием льда становится больше кислорода, они начинают активно питаться и нагуливать жир.
Таймень- самый крупный представитель лососевых. Достигает до 2 метров длины и масса 60-80 кг.
Все рыбы из семейства лососевых.
Слайд14.
Следующий вопрос нашего урока.
Чем отличаются заповедники от национального парка ?Может быть кто-то сможет ответить на этот вопрос?
Национальные парки созданы, чтобы показать сохранные участки природы туристам, позволяют отдыхать, можно наблюдать за дикими животными. Поэтому большая часть открыта для посещения и отдыха туристов. Но туристы могут ходить только по определённым тропам. Запрещена охота и вырубка.
А в заповедниках: доступ посетителей строго ограничена, туризм запрещён и территория строго охраняются.
-Чем похожи заповедник и национальный парк?
-Чем отличаются?
Слайд 15.
-Вернёмся к цели поставленной в начале урока ? Познакомиться с заповедниками и национальными парками Республики Коми .)
-На какие вопросы хотели ответить?
-Какие есть заповедники и национальные парки в Республике Коми?
-Где находятся заповедники и национальные парки в Республике Коми?
-Кого охраняют в заповедниках и национальных парках?
-Чем отличается заповедник от национального парка?
Ответим на основной вопрос курса.
С каким заповедником и национальным парком в Республике Коми мы познакомились на уроке?
Печо́ро-И́лычский запове́дник
создан в 1930 году
Национальный парк «Югыд ва» (в переводе с коми чистая вода)
создан 1994 году .-Для чего нужны парки и заповедники?
Домашнее задание ответить на вопросы в викторине стр.15.(в рабочих тетрадках)
Личностные УУД
-настроить на работу;          
-организация рабочего места
Регулятивные
-целеполагание;
-планирование учебного сотрудничества совместно с учителем.
Коммуникативные
-владение диалогической речью.
Познавательные
-осознанное и произвольное построение речевого высказывания;
-упорядочивание;
-самостоятельное создание алгоритмов деятельности при решении проблем поискового и творческого характера.
Регулятивные.
-высказывание своих мыслей по тексту (по рисунку);
-ученик учится работать по предложенному учителем плану.
Коммуникативные
-умение с достаточной точностью выражать свои мысли.
Регулятивные
-оценка деятельности класса.
Коммуникативные
-контроль оценки и действий партнёра;
-умение с достаточной точностью выражать свои мысли.
Регулятивные.
-высказывание своих мыслей по тексту (по рисунку);
-ученик учится работать по предложенному учителем плану.
Регулятивные УУД
-прогнозировать предстоящую работу
Познавательные УУД.
-активизация учащихся к свободному выражению своих мыслей.
Регулятивные
-саморегуляция в ситуации затруднения.
Познавательные
-анализ объектов с целью выделения признаков;
-сравнение;
-построение цепи рассуждения;
-доказательство;
-постановка и решение проблем
Коммуникативные
-принятие решения;
-владение монологической и диалогической речью
Познавательные УУД
-ориентирование на карте в тетради и на физической карте Республики Коми
-на основе анализа делать выводы
Личностные
-смена деятельности
-зрительное восприятие
Коммуникативные
-принятие решения;
Личностные
- сбережение здоровья
Коммуникативные
-умение с достаточной точностью выражать свои мысли.
Регулятивные
-саморегуляция в ситуации затруднения.
Познавательные
-анализ объектов с целью выделения признаков;
-сравнение;
-построение цепи рассуждения;
-доказательство;
-постановка и решение проблем
Коммуникативные
-принятие решения;
-владение монологической и диалогической речью
Познавательные УУД.
-Извлечение
информацию из схем, иллюстраций ,текстов
- выявление сущности, особенности объектов
-делать выводы
- обобщение и классифицирование по признакам
Регулятивные
-саморегуляция в ситуации затруднения.
Познавательные
-анализ объектов с целью выделения признаков;
-сравнение;
-построение цепи рассуждения;
-доказательство;
-постановка и решение проблем
Коммуникативные
-принятие решения;
-владение монологической и диалогической речью
Познавательные УУД.
-Извлечение
информацию из схем, иллюстраций ,текстов
- выявление сущности, особенности объектов
-делать выводы
- обобщение и классифицирование по признакам
Регулятивные
-саморегуляция в ситуации затруднения.
Познавательные
-анализ объектов с целью выделения признаков;
-сравнение;
-построение цепи рассуждения;
-доказательство;
-постановка и решение проблем
-выражение своих мыслей;
-использование критериев для обоснования суждений.
Регулятивные.
-оценивание.
Познавательные.
-контроль и оценка процессов результата деятельности.
Личностные
-подведение итога урока;
-самооценка критериев успешности.
Коммуникативные