Как определить лексическое значение слова


Для всего в русском языке есть великое
множество хороших слов
К. Паустовский
Тема: Как определить лексическое значение слова(5 класс)
Тип урока: урок формирования новых знаний.
Цель урока: закрепление умения определять лексическое и грамматическое значения слова самостоятельно и при помощи толкового словаря.
Формируемые УУД:
•личностные: формирование мировоззренческих понятий
•предметные: узнать, что такое лексикология, лексическое и грамматическое значение слова; самостоятельно и при помощи толкового словаря определять ЛЗ слова.
метапредметные:
•регулятивные: умение оценивать правильность выполнения учебной задачи, собственные возможности ее решения; владение основами самоконтроля, самооценки;
•познавательные: умение выделять общие и существенные признаки, делать обобщающие выводы; умение анализировать, устанавливать причинно-следственные связи, строить логическое рассуждение; развивать навыки исследовательской деятельности;
•коммуникативные: умение организовывать учебное сотрудничество и совместную деятельность с учителем и сверстниками; владение устной и письменной речью;
Основные понятия: слово, лексика, лексикология, лексическое значение слова, грамматическое значение слова, толковый словарь
Учебник: Русский язык. 5 класс. Под ред. М.М.Разумовской
Оборудование: презентация, Толковый словарь живого великорусского языка В.И.Даля, раздаточный материал (карточки с заданиями, карточки для проведения рефлексии)
Ход урока
Деятельность учителя Деятельность учеников Формирование УУД
I. Организационный момент (мотивация к учебной деятельности)
Цель этапа: включение учащихся в деятельность на личностно-значимом уровне 1.Приветствие.
- Добрый день, ребята!
Настроение у нас отличное,
А улыбки – дело привычное.
Пожелаем друг другу добра,
Нам урок нам начать пора.
А теперь улыбнитесь, улыбнитесь друг другу и нашим гостям.
Молодцы! Сегодня я хочу вам пожелать хорошего настроения и успехов на уроке! Теперь займите свои места.
2.А сейчас проверьте готовность к уроку. Все ли ваши учебные принадлежности на месте? Ну и обязательно приготовьте сигнальные карточки. Подготовка класса к работе. Личностные результаты
самоопределение
Метапредметные результаты
Планирование учебного сотрудничества с учителем и сверстниками
II. Актуализация знаний
Цель этапа: повторение изученного материала, необходимого для «открытия нового знания», -- Сегодня, ребята, мы с вами будем изучать новую тему. Но для этого нам необходимы знания предыдущих уроков. Вспомните, какие разделы науки о языке мы с вами изучили в этом учебном году предлагаю заполнить таблицу. А ответ свой начните словами «Я знаю, что…».Запишите свои ответы в таблицу
1) л е к с и к о л о г и я
2) ф о н е т и к а
3) г ра ф и к а 4) л е к с и к о н
5) о рф о г ра ф и я 6) с и н т а к с и с 7) л е к с и к о г ра ф и я III. Определение темы урока
Сегодня мы познакомимся еще с одним разделом науки о языке, о нем вы узнаете чуть позже и тоже впишете в кроссворд, а пока постараемся определить тему нашего урока.
Чтобы определить тему, посмотрите на слайд
1. Слова умеют плакать и смеяться,
Приказывать, молить и заклинать,
И, словно сердце, кровью обливаться,
И равнодушным холодом дышать.
Призывом стать, и отзывом, и зовом
Способно слово, изменяя лад.
И проклинают, и клянутся словом,
Напутствуют, и славят, и чернят.
О чем это стихотворение?
- Как вы думаете, о чем пойдет речь на уроке? (о словах). На доске записываем - Слово
- Все ли в нашем мире названо словами?
Стихотворение И.ТокмаковойЛожка – это ложка.А я придумал слово.
Ложкой суп едят.Смешное слово - плим.
Кошка – это кошка.Я повторяю снова -
У кошки семь котят.Плим, плим, плим…
Тряпка – это тряпка.Вот прыгает и скачет -
Тряпкой вытру стол.Плим, плим, плим…
Шапка – это шапкаИ ничего не значит -
Оделся и пошел.Плим, плим, плим…
Что вы можете сказать о таком слове, как ПЛИМ? ( ничего не обозначает и ничего не выражает)
2.
сИдеть – сЕдетьстАрожил – стОрожил- Почему в корнях этих слов мы пишем разные буквы? От чего зависит выбор гласной?
Делаем вывод: Достаточно ли только произнести слово, чтобы определить , что оно означает?
3. А только ли лексическое значение есть у слова? 3 подсказка: Написать на доске предложение:
Я пойти завтра на прогулка.
- Почему не получилось предложение? Что нужно поменять у слов, чтобы они выстроили правильное предложение?
- Как будет звучать тема нашего урока?(Слайд 5)
(Откройте тетради и запишите число и тему урокаIV. Определение целей урока(Слайд 6)
- А теперь поставим цели к нашему уроку:
1. Узнать, что такое «слово», «лексическое значение слова», «грамматическое значение слова».
2. Узнать, какой раздел науки о языке занимается изучением лексики русского языка.
3. Учиться определять лексическое значение слова с помощью толкового словаря; определять грамматическое значение.
- Как вы думаете, благодаря какой практической работе нам удастся добиться поставленных целей? (звуки)
(буква и их звуковое значение)
(наука о правописании)
(произношение звуков, слов и ударение в словахО словах
Нет, потому что нет лексического значения. Потому что оно ничего не значит, не имеет смысла.
от значения слова, от лексического значения).
Нет. Нужно знать грамматическое значение(правильно определить букву)
(пойти - буд.вр., прогулка – в.п.) – грамматические признаки.
Определяют тему урока
Понять ,что такое ЛЗ слова
Научиться определять ЛЗ,
(выполнение упражнений учебника, работа с теоретическим материалом учебника, выполнение различных заданий учителя) Метапредметные результаты
Планирование учебного сотрудничества, умение выражать свои мысли.
Предметные результаты
Анализ объектов с целью выделения признаков
III. Проблемное объяснение нового знания
Цель этапа: обеспечение восприятия, осмысления и первичного закрепления учащимися, что такое ЛЗ слова и алгоритм его определения - Ребята, а что же такое вообще слово и его ЛЗ? Чтобы ответить на этот вопрос, предлагаю обратиться к учебнику.
Вы самостоятельно читаете текст(упр.234) и по ходу чтения делаете пометки в тексте
-эту информацию я знаю
+ -это новая для меня информация
?-эта информация для меня не понятна
Беседа по тексту:
-Какая информация вам была знакома?
-Какие новые сведения вы для себя отметили?
-Все ли понятно? Какие появились вопросы?
-Какие существуют способы объяснения ЛЗ слова?
-Скажите, если вы не знаете значения слова, где будете искать подсказку?
4.а где хранятся слова русского языка?( в словарях)
5.А как вы думаете, сколько всего слов в русском языке?
В русском языке около 500 тысяч слов. «Толковый словарь живого великорусского языка» В. И. Даля насчитывает около 200 тысяч слов.
- Лексика русского языка очень богата и изменчива. Как вы думаете, почему это происходит?
ФизминуткаПоднимает руки класс – это раз.
Повернулась голова – это два.
Руки вниз, вперед смотри – это три.
Руки в стороны пошире развернули на четыре.
С силой их к плечам прижать – это пять.
Всем ребятам надо сесть – это шесть.
- Ребята, а как вы думаете, по тому, как говорит человек, какие слова он использует в своей речи, можно о нем что-то сказать?
- Как вы думаете, сколько слов составляет ваш словарный запас? (По современным оценкам словарный запас учащегося первого класса средней школы составляет 2000 слов.Человек с высшим образованием знает порядка 8 тыс. слов, словарный запас А.С. Пушкина - 313 тысяч слов, а у М.Ю. Лермонтова – 326 тысяч слов!)
А раздел науки о языке, занимающийся вопросами составления словарей и их изучения занимается - Лексикография - ( Запишем слово в таблицу)
ЛЕКСИКОЛОГИЯ( раздел науки о языке, изучающий лексику.) (Запишем слово в таблицу)
Так какова наша задача?
Наша задача – расширять свой словарный запас, совершенствовать свою речь. Ведь когда у человека грамотная, красивая речь, он пользуется уважением в обществе, его интересно слушать, с ним интересно общаться. --А словарный запас человека носит название ЛЕКСИКОН. (Запишем слово в таблицу)
Много
Нельзя сказать
Какие-то слова появляются, какие-то исчезают
(открытия, новые понятия, исчезают предметы, вещи, и слова, обозначающие их, устаревают, выходят из нашего употребления).Метапредметные результаты
Целеполагание
Постановка вопросов
Предметные результаты
Самостоятельное формулирование цели
Формулирование проблемы
IV. Первичное закрепление
Цель этапа: проговаривание и закрепление нового знания; выявить пробелы первичного осмысления изученного материала, неверные представления уч-ся; провести коррекцию 1.Определить лексическое значение слова и грамматическое значение
БЕРЁЗА - лиственное дерево с белой (реже темной) корой и с сердцевидными листьями. (Марина определяет ЛЗ,а мы грамматическое)
Имя сущ., ед.ч., ж.р., Им.п.
Березовый( веник), подберезовик ( гриб)Работа в парах и по группам. (Слайд)
2.Задание: дать лексическое значение словам, обменяться с соседом по парте тетрадями и проверить по толковому словарю в учебнике.
1 ряд – богатырь, истома, ложа.
2 ряд – яхонт, пядь, тюль.
упр.235(сам.)
3.Работа с текстом
упр.238 Работа в парах.
Самостоятельная работа Метапредметные результаты
Контроль, коррекция, выделение и осознание усвоенногоВолевая регуляция в ситуации затруднения
Управление поведением партнера
Выражение своих мыслей с достаточной полнотой и точностью
Предметные результаты
Действие по аналогии
Умение структурировать знания, выбор наиболее эффективных способов решения задач
Личностные результаты
Самоопределение
V.Итог урока (рефлексия деятельности)
Цель этапа: осознание уч-ся своей учебной деятельности, самооценка результатов деятельности своей и всего класса – Назовите ключевые слова урока. (Слайд №12)
– Какая была цель урока?
– В чём были сложности?
- Оцените свою работу на уроке
- С каким настроением вы уйдете с урока? Поднимите вверх смайлик Ответы детей. Метапредметные результаты
Умение выражать свои мысли
Предметные результаты
Рефлексия, контроль и оценка процесса и результатов деятельности
Личностные результаты
Самооценка на основе успешности
Адекватное понимание причин успеха/неуспеха в учебной деятельности