Конспект урока русского языка Синтаксис и пунктуация. Обобщение изученного.

Тема урока: Синтаксис и пунктуация.
Тип: повторительно – обобщающий урок.
Цели урока:
1) Знать, что изучает синтаксис и пунктуация.
2)Уметь составлять простые и сложные предложения изученных видов, самостоятельно подбирать примеры на изученные правила пунктуации, конструировать предложения, работать с текстом.
Обобщать и систематизировать ранее изученный материал,перерабатывать и преобразовывать информацию из одной формы в другую (составлять схему), работать в паре, в группе, обосновывать свою позицию, согласовывать свою деятельность с деятельностью других, задавать вопросы.
Ход урока.
1. Оргмомент.
Дети предварительно разделились на группы по 4 человека. На столе у каждой группы ватман, фломастеры, сигнальные карточки, распечатанный текст (для каждого обучающегося), задания.
2.Сообщение темы, цели и задач урока.
3..Проверка домашнего задания (контрольные вопросы и задания, стр. 105).
Группам предлагается за определённое время в виде схемы ответить на вопросы:
1вариант - что изучает синтаксис? Основные единицы синтаксиса.
2 вариант – что изучает пунктуация?
Далее один человек из группы представляет составленную схему, работы обсуждаются группами.
4.Работа с текстом.
(1) Погасли ярк краски осени. (2) Прзрачными стали сизые дали замолкли рощи. (3) Хмурит(?)ся небо.(4) Неуютно стало в лесу. (5) Деревья стят голые чрные. (6) Скрпят и качают(?)ся облетевшие брёзы осины ольхи. (7) Переоделся заяц в бел шуку как-никак зима поступает. (8) Тропливо покдают родные места последн перелётные птицы утки лебди гуси. (9) Выско летят журвли. (10) С высок неба слышм мы их прощальные голоса. (11) (До) свиданья журавли.
Задания к тексту.
1.Самостоятельная работа с текстом (сначала работу выполняют индивидуально, затем её результаты обсуждают в паре, недеформированный текст будет дан на доске). А) вставить пропущенные буквы и знаки препинания. Б) подчеркнуть грамматические основы предложений.
Устная работа.
1. Прочитайте предложения.
2. Образуют ли данные предложения текст? Докажите это.
3. Озаглавьте текст, определите тип и стиль речи.
Найдите в тексте:
( Дети показывают карточки с номерами предложений, объясняют знаки препинания).
А) Нераспространённые предложения.
Б) Сложные предложения
В) Предложение с обобщающим словом, подберите свой пример на данное правило пунктуации.
Г) Предложение с обращением, подберите свой пример на данное правило пунктуации.
Работа в тетрадях.
Найдите предложения с однородными членами, запишите их в тетради, подчеркните однородные члены. (Проверка в парах).
Сделайте синтаксический разбор1, 2 предложения (по вариантам, один ученик у доски).
Физкультминутка.
Правила. Дети встают со своих мест, руки на поясе. Учитель называет различные термины. Задача учащихся: если термины относятся к синтаксису или пунктуации, сделать наклон вправо, если же к другим разделам лингвистики – влево.
5.Собери предложение:
(обсуждение результатов в группе).
1) из предложения Стеной стоят желтые колосья пшеницы взять определение, выраженное именем прилагательным, согласовав его с существительным листьями;
2) из предложения Пушкин очень любил осень взять дополнение, употребить слово в именительном падеже, единственном числе;
3) добавить обстоятельство из предложения Осень щедро одаривает леса краской;
4) добавить сказуемое из предложения Земля выстлала на лугу разноцветный ковер;
5) из предложения Куда, дорога, ты ведешь? Взять существительное, которое является обращением, употребить его в форме множественного числа в качестве дополнения;
6) добавить союз и и продолжить предложение однородным членом.
7) добавить союз и составить С.С.П. и С.П.П.
6. Составьте предложения или текст на тему «Осень» по данным схемам.
1) [--- ==], [--- ==].
2) O: O, O, O.
3) [O!].
4) А: «П! »
5) «П», -а.
7. Итоги урока.
Ответить на вопросы:
1) Какие цели мы ставили в начале урока? Удалось ли нам их достичь?
2) Что вызвало затруднения?
3) Какие вопросы и задания требуют дополнительной работы?

8. Домашнее задание. Подготовка к контрольному тесту по теме «Синтаксис и пунктуация».


















Волгоградская государственная академия повышения квалификации и переподготовки
работников образования
Кафедра филологических дисциплин и методики их преподавания




КУРСОВАЯ РАБОТА
Использование технологии
« Развитие критического мышления через чтение и письмо»
на уроках русского языка и литературы

Выполнили:
Учителя русского языка и литературы
МБОУ СОШ №8
Г. Волжского Волгоградской области
Колесова Лариса Викторовна.
Мураева Татьяна Викторовна.
МОУ гимназия
Г. Волжского Волгоградской области
Ольхова Валерия Вячеславовна.






Волгоград
2011-2012














юђ Заголовок 1юђ Заголовок 2юђ Заголовок 3юђ Заголовок 4юђ Заголовок 5юђ Заголовок 6юђ Заголовок 7юђ Заголовок 8юђ Заголовок 915