Пути повышения качества технологического образования


ОПЫТ РАБОТЫ УЧИТЕЛЕЙ ТЕХНОЛОГИИ ЩЕКИНСКОГО РАЙОНА ТУЛЬСКОЙ ОБЛАСТИ ПО ПОВЫШЕНИЮ КАЧЕСТВА ТЕХНОЛОГИЧЕСКОГО ОБРАЗОВАНИЯ.
Котова А.В.
СОШ №1 (г. Щекино Тульской области)
Каждый учитель в своей профессиональной деятельности стремится обеспечить своим ученикам высокое качество знаний, развить их творческую активность, повысить мотивацию к получению новых знаний, при этом максимально раскрыть потенциал детей, используя принцип личностно ориентированного подхода.
Факторами повышения качества образования являются современные методы обучения и характеризующиеся использованием разнообразных технологий, направленных на:
поддержку собственной активности школьников в процессе обучения;
учёт индивидуальных особенностей обучающихся (возможность обучения в собственном темпе, использование стиля обучения, близкого ребёнку, возможность смены видов учебной деятельности и т.д.);
прикладной характер обучения – создание учебных ситуаций, основанных на реальной практике, и применение полученных знаний на практике;
использование разнообразных видов деятельности, зачастую выходящих за рамки традиционного урока;
обучение в сотрудничестве и работа в команде, самостоятельная работа вне школы, исследовательская работа, выполнение длительных проектов по тематике, охватывающих смежные области знаний, получение знаний из различных источников (библиотеки, музеи, производственные компании, Интернет).
Деятельность профильных кабинетов учителей технологии Щекинского района направлена на методическое сопровождение освоения нового содержания образования: внедрение и отслеживание современных технологий, повышение качества знаний и качественную подготовку к предметным олимпиадам, конкурсам, а также на повышение профессионального мастерства педагога.
Применение интегрированных уроков технологии способствует повышению качества технологического образования и позволяет решать целый ряд задач, которые трудно реализовать в рамках традиционных подходов. «Рациональное питание » - технология + биология в 8классе, проводимый автором статьи, «Дизайн интерьера кухни. Оформление интерьера кухни изделиями декоративно-прикладного назначения» - технология + изобразительное искусство в 7 классе - Григорьевой Г.В МОУ «Лицей №1», «Семейный бюджет» - технология + экономика в 8 классе – Михайловой Н.Р. МОУ «Лицей ».
На интегрированных уроках учащиеся работают легко и с интересом усваивают обширный по объему материал. Важно и то, что приобретаемые знания и навыки не только применяются школьниками в их практической деятельности в стандартных учебных ситуациях, но и дают выход для проявления творчества, для проявления интеллектуальных способностей в повседневной жизни.
Наиболее эффективным фактором повышения качества технологического образования является метод проектов, который способствует формированию навыков целеполагания и позволяет учащимся находить оптимальные пути достижения сформулированных целей при соответствующем руководстве со стороны педагога. Он широко применяется и при подготовке к олимпиадам, и исследовательской работе, и по окончании изучения раздела программы по технологии, и при подготовке к конкурсам - как в коллективной, так и в индивидуальной работе учащихся.
Формирование устойчивого интереса у учащихся к данной форме учения является обязательной педагогической задачей, решаемой учителем, а также одной из конкретных возможностей использовать жизненные ситуации для воспитательных и образовательных целей.
Одним из видов метода проектов является научно-исследовательская деятельность школьников - еще один путь к повышению качества технологического образования. Это деятельность учащихся под руководством учителя технологии, связанная с выявлением творческого проекта исследовательского характера, предполагающая наличие основных этапов, характерных для исследования в научной сфере. Организация научно-исследовательской деятельности школьников позволяет развивать у учащихся познавательные интересы, самостоятельность, культуру учебного труда, помогает систематизировать, обобщать, углублять знания по технологии и учит их применять на практике.
С целью создания условий для творческой самореализации, развития, совершенствования способностей учащихся в нашем городе ежегодно проводится конкурс «Лучшая исследовательская работа». Учителя технологии вместе со своими воспитанниками являются активными участниками. Организация исследовательской деятельности учащихся рассматривается в настоящее время как мощная инновационная образовательная технология. Современная система образования ориентирует учителя не на передачу знаний в готовом виде, а на организацию обучения самостоятельной деятельности учащихся и доведение её до уровня исследовательской работы, выходящей за рамки программы, что способствует повышению качества образования. Именно занятия исследовательской работой делает учащихся творческими участниками процесса познания, а не пассивным потребителем готовой информации.
Невозможно сейчас без информационно-коммуникационных технологий в повышении качества технологического образования. Компьютерные технологии, позволяют разнообразить учебную деятельность, повысить мотивацию учащихся к самостоятельному изучению предмета. При этом учащиеся не только углубляют и расширяют свои знания по теме, но и активно мыслят, привлекают для решения проблемы, ранее полученные знания, проводят синтез, анализ, обобщение и выводы, способствующие всестороннему самостоятельному рассмотрению поставленной задачи (см. табл.№1).
Таблица 1

Учителя Щекинского района широко используют в своей работе программу Microsoft Publisher и получают реальный продукт своей деятельности в виде газеты, журнала, книжки-малышки, буклета и т.д. Они применяют ее при защите творческого проекта, при проведении мастер-классов, семинаров для оформления результатов своей работы: выпуска газеты, информационного листа, буклетов.
На уроке, как правило, учителя или ученики практикуют выступления с использованием компьютера, мультимедийного проектора, звуковых колонок, в последнее время к ним добавилась и интерактивная доска. Чаще всего для своего выступления используют Microsoft Power Point в качестве программной оболочки, в которой создается мультимедийная презентация, реже применяется такая программа, как Macromedia Flash.. Презентации учителя используют при объяснении нового материала, при повторении пройденного материала и при организации текущего контроля знаний (презентации-опросы). В зависимости от выступления преподаватели или учащиеся включает в свою презентацию (мультимедийный проект) текстовые или графические фрагменты, анимацию, видео и аудио файлы.
Использование презентации на уроке «Технология» - это есть применение наглядного метода иллюстраций во взаимосвязи с другими методами, позволяющими развивать мышление учащихся и активизировать их познавательную деятельность, а вместе с тем и повысить качество технологического образования.
Для активизации познавательной деятельности на занятиях по технологии эффективно используют опорные конспекты, основанные на разработке и применение опорных схем и опорных сигналов.
С их помощью они выявляют основное содержание усваиваемого материала. Опорные схемы выполняют в виде таблиц, карточек, рисунков, тем самым организуют внимание детей к объяснению, повышают интерес к учению. С помощью этих приемов учебный материал, с одной стороны, расчленяют, а с другой — объединяют в большие блоки, помогающие целостному его восприятию. Опорный конспект позволяет ученику глубже разобраться в изучаемом материале, а учителю помогает наглядно представить весь изучаемый материал, сконцентрировать внимание на отдельных, наиболее трудных местах этого материала, а так же многократно повторять изучаемый материал.
Для получения дополнительной информации по теме пользуются электронной энциклопедией, из которой учащиеся имеют возможность, сэкономив время, найти необходимую информацию в нужном разделе (например: найти нужную иллюстрацию и информацию из любой области знаний.)
С помощью компьютерных технологий для повышения качества обучения педагоги разрабатывают дидактический материал: иллюстративные пособия, плакаты, таблицы, картины, инструкционные карты, схемы, видеофильмы и др. Печатные пособия широко используются в обучении. Они дешевле, проще в изготовлении, печатаются и выполняются учителем совместно с учащимися (плакаты, карточки, схемы).
Электронные учебники, электронные энциклопедии, справочники – подобны бумажным учебникам только в электронном виде, которые содержат только изложение материала. Для хранения данных в любой необходимой форме и с практически неограниченным объемом, автоматизации Щекинские учителя создают "Электронные учебники" на компьютере. Эти учебные издания обеспечивают единство учебного процесса и современных, инновационных научных исследований, т.е. целесообразность использования новых информационных технологий в учебном процессе по предмету «Технология» и, в частности, различного рода так называемых "электронных учебников". Эффект от применения средств компьютерной техники в обучении в том, что специалист предметной области не ограничивается в средствах представления информации, коммуникаций и работы с базами данных и знаний.
Использование компьютера, мультимедийного проектора, звуковых колонок, в последнее время к ним добавилась и интерактивная доска, а также использование презентаций, видеоматериалов, компьютерных обучающих программ, которые позволяют сделать урок современным, более увлекательным, интересным для учащихся, и в конечном результате позволяет успешному усвоению содержания учебной программы и повышению качества образования (см. табл. № 2).
Таблица 2

Важным фактором повышения качества образования является также повышение квалификации педагогических кадров, обобщение и распространение педагогического опыта, участие в профессиональных конкурсах, а непрерывность профессионального образования учителей является необходимой предпосылкой развития его творческих способностей, интегративным элементом его жизнедеятельности и условием постоянного развития индивидуального педагогического опыта.
Учителя технологии Щекинского района активно участвуют в педагогических чтениях, семинарах, конференциях, делятся своим опытом на всех уровнях. Таким образом, учитель остается основным фактором, призванным решать задачи повышения качества образования и его ресурсом.