Презентация по русскому языку на тему Повторение второстепенных членов предложении (6 класс)


Повторение раздела «Второстепенные члены предложения» Цель урока: Обобщить и систематезировать знания учащихся о второстепенных членах предложения; уметь учащимся производить синтаксический разбор простого предложения; уметь правильно вставлять пропущенные буквы в корне слова; уметь работать над текстом; уметь раскрыть значения цитат писателей о природе; найти учащимся материал о полигоне «Семей»; вспомнить пословицы о Родине; написать сочинение о Родине; Воспитать в учащихся любовь к родному краю, бережное отношение к природе. Пользуясь схемой, расскажите о членах предложения. Члены предложения Главные Второстепенные Подлежащее Сказуемое дополнение определение обстоятельство Прочитайте, переведите лингвистические термины с казахского языка на русский.Сөйлемнің тұрлаулы мүшелері және сөйлемнің тұрлаусыз мүшелері, бастауыш, баяндауыш, анықтауыш, толықтауыш,пысықтауыш. Работа по тексту учебникаПрочитайте. Озаглавьте текст. Люди –дети природы. Наша жизнь зависит от неё:от климата, земли, воды,лесов и полезных ископаемых. Но сегодня сама природа зависит от человека. Люди берут у неё всё, что нужно, но часто забывают о том, что природу надо беречь. « SOS!»- международный сигнал. Его хорошо знают люди, которые плавают в море. Это сигнал о помощи. Сейчас этот сигнал посылает человеку природа. «SOS!» «SOS!» «Спасите!»-говорят человеку леса, горы, озёра, моря, реки. И кажется, что говорит вся Земля: »Человек! Береги меня. Я знаю, что ты научился летать к звёздам. Это прекрасно. Но я буду нужна тебе и в космосе. Ты не можешь жить без моего хлеба и моей воды, без моих деревьев и цветов!» Выпишите из текста предложения и сделайте синтаксический разбор:1. Наша жизнь зависит от неё: от климата, земли, воды, лесов и полезных ископаемых.2. Сейчас этот сигнал посылает человеку природа. Игра «Волшебная шкатулка» Прочитайте текст и составьте к нему вопросы. Каждый ученик должен свой вопрос написать на листочке и завернуть её. Учитель должен собрать вопросы в волшебную шкатулку. Любой ученик вытаскивает листочек и отвечает на поставленный вопрос. Если ученик не ответит, то автор этого вопроса должен сам ответить на свой вопрос. Из истории Семипалатинского испытательного ядерного полигона. Семипалатинский испытательный ядерный полигон был создан по решению ЦК КПСС и Совета Министров СССР. 1 июня 1948 года . С этого момента в условиях строжайшей секретности началось строительство жилого городка, лабораторно-экспериментальных корпусов, сооружались опытные площадки.  Для ядерных экспериментов из народнохозяйственного оборота было изъято 18 500 кв. км земель. Полигон раскинулся на территории Семипалатинской, Павлодарской и Карагандинской областей.Первый ядерный взрыв на полигоне был произведен в 7 часов утра по местному времени 29 августа 1949 года. Это была первая советская атомная бомба РДС-6 с мощностью взрыва, эквивалентной 20 тысячам тонн тротила. Руководил испытанием сам И. В. Курчатов. Сюда, в степной казахский городок специально приехал Лаврентий Берия. 12 августа 1953 года в Семипалатинске было испытано первое термоядерное устройство, а 22 ноября 1955 года - водородная бомба. Последнее испытание в атмосфере на полигоне состоялось 24 декабря 1962 года.   1949-1963 годы - это время открытых испытаний ядерного оружия на Семипалатинском полигоне. В первые 14 лет проводились воздушные и наземные взрывы урановых, водородных и плутониевых бомб.  В этот период не предпринимались меры по защите населения от радиации и не проводилось медицинское обследование. Перед испытанием сверхмощной водородной бомбы людей из расположенных рядом с полигоном сел вывозили в относительно безопасные зоны, на расстояние нескольких десятков километров, а через две-три недели уже возвращали в свои дома. Они продолжали жить, работать на зараженной радиоактивными осадками местности. С 1963 по 1968 год, за исключением полутора лет моратория, интенсивно проводились подземные ядерные взрывы - до 18 испытаний в год.  Всего же, по подсчетам военных специалистов, на Семипалатинском испытательном ядерном полигоне за все время его эксплуатации проведено 138 атомных взрывов в воздухе, 124 наземных, 343 подземных атомных взрыва.  Международное антиядерное движение "Невада-Семипалатинск"  В конце 80-х годов в Казахстане возникло общественное движение "Невада-Семипалатинск", поставившее своей первостепенной задачей добиться прекращения взрывов на Семипалатинском полигоне. Движение возглавил известный казахский литератор Олжас Сулейменов. В то время он был Первым секретарем Союза писателей Казахстана, членом ЦК Компартии Казахстана и депутатом Верховного Совета Казахской ССР. "19 августа 1989 года мы добились введения моратория на испытания на Семипалатинском полигоне. Спустя два года полигон был закрыт насовсем. Примеру Казахстана последовала Россия, закрывшая полигон на Новой Земле", - вспоминает Олжас Омарович. - Потом Франция, а затем Китай. Это можно считать победой. Своим примером мы заставили замолчать в общей сложности пять ядерных полигонов." В указе президента Казахской ССР Нурсултана Назарбаева от 29 августа 1991 года говорится: "Учитывая, что Казахская ССР выполнила свой долг по созданию ядерного потенциала, обеспечившего стратегический военный паритет между СССР и США, и, принимая во внимание требования общественности республики, постановляю: Закрыть Семипалатинский испытательный ядерный полигон." Последний подземный атомный взрыв на Семипалатинском полигоне был проведен 19 октября 1989 года. По словам лидера антиядерного движения "Невада-Семипалатинск" Олжаса Сулейменова - это стало завершением "тихой войны против собственного народа". Последствия ядерного взрыва: Прочитайте высказывания видных деятелей культуры и сделайте вывод «Жить счастливо и жить согласно с природой – одно и то же». (Сенека)Природу надо беречь, как мы бережём жизнь человека» (П.И.Чайковский)Охранять природу - значит охранять Родину». (М.М.Пришвин)Природу нужно любить, но не надо её покорять и подчинять. Это невозможно. Природа жестоко мстит человеку за вмешательство». (Роллан Сейсенбаев) Игра «Редактор газеты»Участники игры должны быстро собрать предложения в такой последовательности, чтобы получился связный текст. Побеждает та команда, которая быстро и правильно соберёт текст.1.Огромная роль в этом принадлежит общеизвестному движению»Невада-Семей» 2.Всего там проведено 456 взрывов. 3.В «наследство»республика получила три полигона,самый крупный из них-Семипалатинский. 4.Дата последнего испытания-19 октября 1989года.5.Казахстан-безъядерная страна.6.Первую атомную бомбу СССР взорвал на этом испытательном полигоне 29 августа 1949 года.7.Митинги, демонстрации, обращения к правительству, сбор подписей, пикетирование заставили закрыть страшный полигон. Спишите, вставляя пропущенные буквы. Подчеркните грамматическую основу предложений. Тр…пические л…са-самые б…гатые л..са пл…неты.Зд…сь р…стёт половина всех р…стенийнашей З…мли и ж…вёт две трети(2\3) всех видовж…вотных. Каждую м…нуту л…ди уничтожа…тдвадцать гектаров этих л…сов. И с ними исчезаютс лица З…мли многие виды ж…вотных и р…сте-ний. Если так будет продолжаться, то к середине ХХI века на З…мле совсем не останется тр…пи-ческих л…сов. Тест «Главные и второстепенные члены предложения»1. В двусоставном предложении грамматическая основа выражена:А)глагольным словосочетанием;Б)именным словосочетанием;В)сочетанием подлежащего и сказуемого.2.Главный член предложения,обозначающий предмет,о котором говорится в предложении, называется:А)подлежащим;Б)сказуемым.3. Главный член предложения,обозначающий действие предмета или то, что о нём говорится, называется:А)подлежащим;Б)сказуемым. 4.Дополнение обозначает:А)место,время и цель;Б)предмет;В)признак предмета.5.Дополнение бывает:А)прямое и косвенное;Б)согласованное и несогласованное.6.Обстоятельство времени отвечает на вопросы:А)где?куда?откуда?Б)как?каким образом?В)когда?как долго?с каких пор?
7.Обстоятельство цели отвечает на вопросы:А)где?куда?откуда?Б)при каком условии?В)зачем?для чего?8.Обстоятельство образа действия отвечает на вопросы:А)при каком условии?Б)как?каким образом?В)когда?как долго? с каких пор?9.Согласованное определение никогда не может быть выражено:А)прилагательным;Б)наречием;В)причастием. Игра «Продолжите разговор»-Я мечтаю,чтобы наша речка была чистой и прозрачной,чтобы в ней можно было купаться и ловить рыбу. А ты?Я мечтаю,чтобы люди сохранили окружающий мир: леса, реки, моря, озёра, океаны. А ты?-А я…(Участники игры должны взяться за руки и сказатьсмотря друг другу в глаза свою мечту)